Подготовка к школе ребенка с задержкой речевого развития
Современный мир развивается настолько быстро, что социальные требования к человеку непрерывно возрастают. Этот процесс касается и детей. К примеру, чтобы поступить в 1 класс, малыш должен уметь читать, писать, считать и решать простые задачки. И такие запросы выдвигаются в самой обычной школе. Чтобы ребенка взяли учиться в более престижное учреждение, ему придется пройти настоящий экзамен. Однако это огромная нагрузка на нервную систему и далеко не все дети могут с ней справиться. Особенно это касается малышей с задержкой речевого развития.
ЗРР ‒ отставание от нормы возрастного развития речи. Статистика утверждает, что с начала XXI века количество детей, имеющих подобное отклонение, выросло в десятки раз.
Это заболевание чаще всего диагностируется у детей возрастом старше 5 лет. В этом возрасте малыш должен начать активно разговаривать. Если ребенок молчит, или его речь непонятна, он сильно выделяется на фоне своих сверстников. Именно тогда большинство родителей начинают бить тревогу.
Следует отметить, что 5 лет ‒ это уже поздний возраст для лечения ЗРР. Чем позже начнется терапия, тем меньше шансов на успех. Так, в возрасте 6 лет вероятность составляет всего 0,2%, после семи – надежды на полное выздоровление уже практически нет. Лучше всего начинать лечение, когда малыш только начинает полноценно разговаривать. Как правило, это 2-3 года.
Задержка речевого развития: основные причины
У большинства детей после двух лет происходит настоящий речевой прорыв. Развитие мозга к тому моменту достигает необходимых для полноценного общения параметров. Если же речь малыша запаздывает, на то может быть ряд причин ‒ внутренних и внешних.
Внутренние факторы исходят из особенностей функционирования организма:
- тяжелое течение беременности и родов;
- аномалии развития (патология ротовой полости, глухота);
- перенесенные инфекции и травмы;
- различные заболевания (аутизм, синдром Дауна, слабоумие, болезни эндокринной системы, ожирение, гормональные расстройства и т.д.).
Задержку речевого развития, возникшую по внешним причинам, значительно легче откорректировать:
- Стресс. Один из главных психологических факторов. Такая ситуация может возникнуть из-за испуга, начала посещения детского сада, переезда и т.д.
- Невостребованность речи. Некоторым родителям достаточно того, что дети указывают на предмет, не называя его. Таким образом, ребенок теряет интерес к правильному произношению, ведь его понимают и без слов.
- Разговор на разных языках. Если члены семьи разговаривают с малышом на нескольких языках, ребенок понимает слова, однако не может сопоставить их и отнести к одной языковой группе.
Задержка речевого развития: симптомы
ЗРР может начать проявлять себя очень рано. Поэтому родителям с самого рождения малыша необходимо внимательно следить за возможными признаками заболевания:
- Ребенок до 8 месяцев не произносит элементарные звуки («м-м-м», «у-у-у»).
- В 10-14 месяцев малыш не реагирует на свое имя. Внимание привлекает плачем или различными вербальными способами (толкнуть взрослого, бросить какую-то вещь и т.д.).
- Не выполняет просьбы взрослого («Принеси игрушку», «Не снимай шапку»).
- Не узнает предметы и явления на слух (как гремит гром, едет машина).
У ребенка старше двух лет задержка речевого развития проявляется более выразительно:
- Малыш знает меньше 20 слов и не умеет их комбинировать (под словами подразумеваются также звуки «ма» ‒ мама, «хо» ‒ хочу и т.д.).
- Слова произносятся невнятно.
- Ребенок не играет с другими детьми.
- Не отвечает на вопросы, не называет членов семьи и простые предметы.
Если родители заметили у малыша хотя бы некоторые из вышеперечисленных признаков, нужно незамедлительно обращаться к логопеду. Самое главное ‒ не слушать советы родственников и знакомых, утверждающих, что нужно подождать до 5 лет. Якобы в таком возрасте само наладится. Это заблуждение! Дело в том, что период чувствительности детского мозга очень ограничен. Вот почему вовремя принятые меры способствуют быстрейшей коррекции речевого дефекта.
Отставание речи обязательно станет причиной появления трудностей с изучением школьной программы. Если задержку вовремя не откорректировать, ребенку будет сложно читать и писать, а также могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией. Поэтому врачи советуют обязательно пройти специальные курсы подготовки к школе, разработанные для малышей с ЗРР.
Обнаружив симптомы, сразу паниковать не стоит! Диагноз «задержка речевого развития» ставится на основании единого заключения нескольких врачей: невропатолога, логопеда и психолога. Иногда требуются консультации фонолога, оторинолариноголога, психиатра. В большинстве своевременная терапия заканчивается полным излечением.
Курсы подготовки к школе: особенности обучения
Ребенку с задержкой речевого развития необходим особый подход и специфическая методика обучения. Своими силами родители не способны с этим справиться. Поэтому необходимо обратиться к помощи специалистов.
В ходе знакомства с ребенком опытный врач или коррекционный педагог должны вызвать у малыша чувство доверия. Для этого существует несколько способов. Один из самых распространенных ‒ исключить ситуацию «доминирования». Во время общения взрослый не «нависает» над ребенком. Он размещается на его уровне лицом к лицу. Таким образом, дети невольно чувствуют расположение к человеку.
На курсах подготовки к школе педагоги понимают, что ребенку с ЗРР присуща низкая степень устойчивости внимания. Вот почему необходимо специально организовывать и перенаправлять концентрацию дошкольника. Ему следует предоставить большее количество пробных попыток, чтобы малыш смог войти в ситуацию и освоить новый вид деятельности.
Часто случается, что задержка речи является основным фактором неадекватной вербализации понимаемого или происходящего вокруг. К примеру, если ребенку показать страшную картинку, он ответит, что боится. Однако объяснить почему, не сможет. Многие простые для других детей вещи малышу с ЗРР непонятны. Поэтому всю информацию необходимо дробить на порции. Короткие отрезки важно преподносить ребенку поэтапно. Все задачи должны быть сформированы четко и конкретно.
Обычный школьный учитель не всегда сможет понять, что детям с проблемами речи может быть присуща быстрая утомляемость или, наоборот, чрезмерная возбужденность. В таких случаях педагог поступит с малышом также как с другими учениками: накричит или накажет иным способом. Это крайне неверный подход! Такое поведение может привести к усугублению ситуации.
Курсы подготовки к школе необходимы еще и по той причине, что психологи прекрасно понимают, когда дети с ЗРР манипулируют взрослыми. Они могут избегать ситуаций, которые требуют целесообразности действий и волевых усилий. Поэтому врач должен применить всю свою проницательность, чтобы отличить утомленного малыша от «симулянта».
Огромную роль играет церемония прощания маленького пациента и психолога. Обычных слов «До свидания!» недостаточно, ‒ у ребенка может остаться негативный осадок после посещения курсов. Как правило, педагог использует следующие фразы: «Мне сегодня было очень интересно общаться с тобой. Ты придешь еще?», «Сегодня ты столько всего рассказал. Смотри: я целую страницу об этом написала!» и т.д.
Успешность лечения и подготовки к школе напрямую зависят от вовлеченности родителей в процесс. Только в тандеме ребенок-родитель-специалист можно добиться положительных результатов и освоить новые знания, навыки и умения!
Источник
Наталья Нургалиева
Подготовка детей с ЗРР к инклюзивному обучению в условиях реабилитационного центра
Современный мир развивается настолько быстро, что социальные требования к человеку непрерывно возрастают. Этот процесс касается и детей. При поступлении в 1 класс ребёнок должен знать все буквы, уметь писать и читать, считать до 10 по порядку, решать простые примеры на сложение и вычитание. В каждой школе существует целый ряд требований и тестов который ребёнок должен выполнить, что бы просто поступить в 1 класс. И такие запросы выдвигаются в самой обычной школе. Чтобы ребёнка взяли учиться в более престижное учреждение, ему придется пройти настоящий экзамен. Однако это огромная нагрузка на нервную систему и далеко не все дети могут с ней справиться. Особенно, это касается детей с задержкой психоречевого развития. Медикопедагогическая комиссия в подобных случаях дает детям направление в специализированные школы или классы коррекции. Высшее образование и достойная работа после такого обучения практически не достижимы.
ЗРР отставание от нормы возрастного развития речи. Статистика утверждает, что с начала XXI века количество детей, имеющих подобное отклонение, выросло в десятки раз.
Это заболевание чаще всего диагностируется у детей возрастом старше 5 лет. В этом возрасте малыш должен начать активно разговаривать. Если ребенок молчит, или его речь непонятна, он сильно выделяется на фоне своих сверстников. Именно тогда большинство родителей начинают бить тревогу.
Ребёнку с задержкой речевого развития необходим особый подход и специфическая методика обучения. Своими силами родители не способны с этим справиться. Поэтому необходимо обратиться к помощи специалистов.
В ходе знакомства с ребёнком коррекционный педагог должен вызвать у малыша чувство доверия. На курсах подготовки к школе педагоги понимают, что ребёнку с ЗРР присуща низкая степень устойчивости внимания. Вот почему необходимо специально организовывать и перенаправлять концентрацию дошкольника. Ему следует предоставить большее количество пробных попыток, чтобы малыш смог войти в ситуацию и освоить новый вид деятельности.
Часто случается, что задержка речи является основным фактором неадекватной вербализации понимаемого или происходящего вокруг. К примеру, если ребёнку показать страшную картинку, он ответит, что боится. Однако объяснить почему, не сможет. Многие простые для других детей вещи малышу с ЗРР непонятны. Поэтому всю информацию необходимо дробить на порции. Короткие отрезки важно преподносить ребёнку поэтапно. Все задачи должны быть сформированы чётко и конкретно.
Обычный школьный учитель не всегда сможет понять, что детям с проблемами речи может быть присуща быстрая утомляемость или, наоборот, чрезмерная возбужденность. В таких случаях педагог поступит с ребёнком также как с другими учениками: накричит или накажет иным способом. Это крайне неверный подход! Такое поведение может привести к усугублению ситуации.
Курсы подготовки к школе необходимы ещё и по той причине, что педагоги прекрасно понимают, когда дети с ЗРР манипулируют взрослыми. Они могут избегать ситуаций, которые требуют целесообразности действий и волевых усилий. Поэтому педагог должен применить всю свою проницательность, чтобы отличить утомлённого малыша от «симулянта».
Успешность подготовки к школе напрямую зависят от вовлеченности родителей в процесс. Только в тандеме ребёнок-родитель-специалист можно добиться положительных результатов и освоить новые знания, навыки и умения!
Курс подготовки детей к обучению в школе богат по содержанию. В нём поставлена задача: ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от индивида» к коллективному поиску.
Данный курс включает в себя развитие речи и обучение слоговому чтению; по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 10, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева»; укрепление мышц кисти руки и пальцев.
Курс состоит из трёх разделов:
1. Обучение слоговому чтению и развитие речи.
2. Математика.
3. Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев.
Важнейшей частью курса является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
Работая над решением проблемы подготовки детей при поступлении в школу, я начала с вопроса: «Нужна ли подготовка к школе? И если нужна, то в какой форме?»
Цель моего исследования: выяснение отношения к подготовке детей к школе наиболее заинтересованных лиц: учителей, воспитателей ДОУ и родителей дошкольников, а также сама результативность подготовки к школе детей с ЗРР.
В исследовании принимали участие родители и воспитатели старших и подготовительных групп центра, учителей начальной школы.
В ответах на вопрос: «Нужна ли подготовка ребёнка с задержкой речевого развития к обучению в школе?» Все были практически единодушны: подготовка нужна. В этом уверены 96% родителей и 100% педагогов. Большинство опрошенных (60% родителей, 100% воспитателей и большинство учителей начальной школы) считают, что подготовка детей к обучению в школе не может ограничиваться спонтанным развитием, она должна быть организована в виде специальных занятий.
С 2014 учебного года в нашем центре работала группа по подготовке детей с ЗПРР к школе по авторской программе «Один шаг к школе».
Цель курса: выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
Данные цели реализуются путём решения следующих задач:
• формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
• развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);
• развитие элементарных математических представлений;
• развитие речи и фонематического слуха;
• развитие мелкой моторики;
• развитие координации движений.
Настоящая программа рассчитана на детей 6-8 лет, занимающихся в группах наполняемостью не более 8 человек, с ЗПРР, с ОНР. Срок реализации программы – 1 год (с сентября по май). Режим занятий: каждый день по три занятия. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут, включая 2-3 физкультминутки. Перемены между занятиями – 10 минут.) Соблюдается баланс разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом из общего времени занятий отводим 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50 % составляют занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла.
Дети были протестированы на наличие знаний и умений, была проверена их готовность к школе на начало и конец учебного года.
Вывод: Результаты проведенных исследований показали необходимость подготовки детей с ЗПРР к школе. Были проанализированы содержания общеразвивающей программы Центра и качества её подготовки детей к школе. Это помогло перейти, продолжая использовать традиционные формы подготовки к школе, на новые способы «выравнивания и развития стартовых возможностей» детей с ОВЗ. Чтобы сократить адаптационный период первоклассников, помочь детям осознать себя в новой социальной позиции школьника. Из восьми детей, посещавших группу подготовки к школе, семь дошкольников по решению республиканской МППК пошли в общеобразовательные школьные учреждения нашей республики: г. Якутска, г. Покровска, п. Хандыги, г. Мирный, г. Нерюнгри и др.
Список литературы:
1. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Дрофа, 1997.
2. Николаева С. В. Развёрнутое тематическое планирование по программе «Школа России» 1 класс. – В.: Учитель, 2009.
3. Серия книг Елены Бортникой.
Источник
С каждым годом требования к детям все возрастают. Попасть в «приличную» школу без прохождения в ней подготовки за год до школы практически невозможно. При поступлении в 1 класс ребенок должен знать все буквы, уметь писать и читать, считать до 10 по порядку, решать простые примеры на сложение и вычитание. А еще в каждой школе существует целый ряд требований и тестов который ребенок должен выполнить, что бы просто поступить в 1 класс, фактически это — «ЭКЗАМЕН». Неврологи Реацентра уже более 15 лет успешно лечат задержки развития с помощью современного оборудования. Микротоковая рефлексотерапия позволяет активировать функцию пострадавших участков головного мозга. В результате лечения у пациентов снижается возбудимость, повышается концентрация внимания, расширяется словарный запас, усложняется речь, купируются головные боли, носовые кровотечения. Дети начинают быстрее усваивать школьный материал. Ключевые слова: Обсуждение в форуме «Мама и малыш. Саратов»Подготовка к школе детей с задержкой речевого развития 23.05.2011 10:27 mama.sarbc Оценить статьюСтатьи на эту тему
Комментарии25.05.2011 15:19 / Автор: reasaratov Совершенно верно! так было и у нас! Стояли 3 года на учете невролога и нас все уверяли, что к школе все само собой выправится и ребенок практически здоров! А теперь-коррекционная школа и в ней-то мы еле тянем. 10.06.2011 20:36 / Автор: rudova Абсолютно правильно, лечение — это строго необходимый базис для педагогической работы. Но кроме лечения ребёнка нужно определить на коррекционные занятия. Нельзя отдавать таких детей на обычные курсы подготовки к школе. Подготовкой к школе детей с ЗПРР и ЗРР должны заниматься только специалисты, имеющие знания и опыт работы в этой сфере (дефектологи, логопеды-дефектологи, специальные психологи) и особые коррекционные студии и центры. А ещё нужна огромная работа самих родителей в помощи ребёнку. Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. |
Источник