Почему музыка важна для развития ребенка
Лариса Горчакова
Зачем Вашему ребенку нужна музыка?
Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:
1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?
3. Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.
Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.
Пение и музыка:
— развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
— приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
— обогащение словаря ребенка;
— развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
— тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
— развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
— правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
— пение в группах развивает способность работы в команде.
Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.
Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.
Здоровье и развитие мозга.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Что дети приобретают через занятия музыкой:
— Воспитание характера без риска и травм;
— Развитие математических способностей;
— Развитие навыков общения;
— Развитие структурного мышления;
— Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
— Выявление новых черт характера;
— Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.
А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
Музыкальные педагоги существуют, прежде всего, не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на утренниках или концертах перед взрослыми!
У нас другая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!
Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ.
Источник
Рейтинг Занятия музыкой развивают когнитивные способности ребенка и его социальные навыки |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Недавние исследования психологов показали, что занятия детей музыкой и даже простое прослушивание музыкальных произведений способствуют развитию детского мозга. В то же время другие исследования показали, что, если родители слушают с детьми музыку, поют песни или танцуют, это положительно сказывается на взаимоотношениях между ними.
Иными словами, музыка имеет для детей множество преимуществ. Рассмотрим их подробнее.
Влияние музыки на развитие детского мозга
Исследования, в которых были использованы различные техники нейровизуализации, показали, что обучение детей музыке в раннем возрасте (до 7 лет) вызывает физические изменения в структуре и функциях мозга.
В ходе одного из данных исследований было установлено, что при занятиях музыкой в мозолистом теле (участке в центральной части мозга, отвечающем за координацию между полушариями) увеличивается количество белого вещества. Иными словами, увеличивается количество нейронных связей между полушариями. Например, известно, что Альберт Эйнштейн с детства играл на скрипке, и исследование его мозга показало необычайно сильные связи между различными участками.
Другое исследование показало, что раннее обучение музыке увеличивает количество серого вещества в коре головного мозга, особенно в сенсомоторной его области. Таким образом, у ребенка развивается координация. Также было установлено, что улучшенная координация в свою очередь улучшает эмоциональную регуляцию и способность подавлять негативные эмоциональные реакции на события. Иными словами, занятия музыкой с раннего возраста повышают способность ребенка справляться с разочарованиями и избегать излишне эмоциональных реакций на сложные ситуации.
Еще одним открытием стало то, что даже непродолжительные занятия музыкой приводят к увеличению кровотока в левом полушарии. Это способствует развитию способности восприятия языка.
В 2018 году в ходе исследования группа американских ученых доказала, что дети с младенческого возраста реагируют на прослушивание музыки, и это занятие способствует развитию у них речевых навыков. Было также установлено, что, кроме навыков речи, музыка положительно влияет и на развитие других познавательных функций (таких как внимание, зрительно-пространственное восприятие и исполнительные функции).
Взаимосвязь между музыкой и функционированием мозга стала предметом многочисленных исследований психологов. Использование методов нейровизуализации в исследованиях, проведенных за последние несколько лет, показало, что музыка активизирует все участки головного мозга. Это относится ко всем людям, а не только к детям.
Для музыкантов игра на инструментах не только активизирует мозг, но и развивает его. В целом у музыкантов наблюдается большее количество нейронных связей между полушариями мозга, чем у других групп людей. Они также обладают хорошей долговременной памятью, слухом и гибкостью когнитивных функций. Благодаря нейропластичности (возникновению новых нейронных связей) эти функции развиваются.
Проще говоря, игра на музыкальных инструментах и прослушивание музыки «перестраивают» мозг, укрепляя уже существующие нейронные цепи или формируя новые.
Влияние музыки на успеваемость
Эксперты в области детского развития сходятся во мнении, что прослушивание музыки развивает у детей навыки слушания, а также помогает им преодолевать трудности в обучении. Однако результаты последних исследований показывают, что активные занятия музыкой могут иметь для ребенка множество дополнительных положительных эффектов.
Кроме всего прочего, занятия музыкой развивают:
- восприятие речи, языковые навыки и грамотность;
- навыки устного счета;
- интеллект;
- внимание и концентрацию;
- физическое здоровье.
Влияние музыки на социальное и эмоциональное развитие
Игра на музыкальных инструментах может вызвать у ребенка ощущение достижения, а также повысить его самооценку. Также ребенок может развить уверенность в себе, настойчивость в преодолении трудностей с обучением, самодисциплину и т. д.
Американскими учеными был проведен эксперимент, в ходе которого исследовалось социальное развитие детей, в частности, такие характеристики, как компетентность, уверенность в себе, забота об окружающих и сплоченность. В исследовании приняли участие 180 детей в возрасте от 8 до 17 лет. В течение трех лет дети, помимо обычной школьной программы, занимались музыкой в школьных оркестрах. Эксперимент продемонстрировал, что все участники эксперимента показали значительное улучшение всех исследуемых характеристик.
Занятия музыкой лучше всего начинать с раннего возраста
Слушать музыку или учиться играть на музыкальных инструментах полезно в любом возрасте, даже во взрослом. Это вызывает чувство удовлетворенности собой и положительные изменения в работе мозга. Однако эксперты считают, что максимальная польза может быть достигнута, когда ребенок начал заниматься музыкой до семи лет.
Современные родители все чаще включают ребенку музыку с первых месяцев жизни. Молодые мамы поют своим детям песенки и покупают им музыкальные игрушки. Играя в них, ребенок понимает, что для того, чтобы издать определенный звук, нужно нажать на кнопку. Такое понимание причины и следствия становится первым шагом в освоении музыкальных инструментов.
Совместное прослушивание музыки с детьми укрепляет ваши взаимоотношения с ними
Ученые утверждают, что совместное прослушивание музыки или пение укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми, а также развивает эмпатию. Такие занятия, как пение или танцы, требуют синхронизации. Даже простое прослушивание музыки активизирует участки мозга, отвечающие за сочувствие, положительные эмоции и удовольствие. Исследования показали, что прослушивание музыки приводит к выделению дофамина – гормона, который активизирует центр удовольствия в головном мозге.
Совместные занятия музыкой позволяют участникам более гармонично взаимодействовать друг с другом. Со временем такое взаимодействие выходит за рамки занятий музыкой и проявляется и в повседневной жизни.
Другие исследования показывают, что развитие эмпатии в раннем детстве способствует развитию социальных навыков и склонности ребенка к сотрудничеству.
Существует множество способов использовать музыку для взаимодействия с ребенком. Рассмотрим некоторые из них.
Пойте ребенку колыбельные. У младенцев это не только формирует эмоциональную привязанность к маме, но и способствует развитию языковых навыков. Когда ребенок становится старше, вы можете петь вместе с ним. Пение позволяет вам эмоционально настроиться друг на друга. Найдите веселые детские песенки, которые вы сможете петь вместе с ребенком и всей семьей. Это может стать хорошим занятием для семейных поездок, совместных ужинов и других подобных моментов.
Танцуйте с ребенком. Можно начать с того, что вы возьмете ребенка на руки и будете кружить по комнате вместе с ним. Для этого выбирайте детскую музыку, которая нравится вашему ребенку. Когда ребенок пойдет в школу, попросите его научить вас танцевать под его любимые песни. Не бойтесь показаться глупыми, когда веселитесь вместе с ребенком. Это занятие может заменить просмотр телепрограмм, и это положительно скажется на вашей физической форме.
Слушайте музыку вместе с ребенком. Это также может стать для вас веселым и интересным занятием. Вы можете ставить ребенку свои любимые мелодии или вместе слушать что-то новое. Познакомьте ребенка с шедеврами классической музыки.
Ходите вместе с ребенком на концерты. Это хороший способ привнести что-то новое в ваш семейный досуг. Ходите на концерты как классической, так и современной музыки.
Учитесь играть на музыкальных инструментах вместе с ребенком. Ваши занятия могут послужить хорошим примером для ребенка. Исследования показывают, что игра на музыкальных инструментах способствует развитию когнитивных, социальных и эмоциональных навыков не только у детей, но и у взрослых. Вы можете играть с ребенком в дуэте, и такие занятия могут стать вашим общим хобби.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
5 оценок.
Развитие ребенка
23.08.2019
Источник
Музыка – это неотъемлемая часть нашей культуры. Она не только воплощает в себе образы, которые создаёт человеческий ум, но и рассказывает об истории народа и его нравственных ценностях.
Будучи универсальным по своей природе средством, музыка легко справляется с любой задачей. Она управляет нашим настроением, восстанавливает силы после болезни, помогает справиться с депрессией и последствиями горя. Но особую роль музыка играет в развитии детей, поскольку именно тогда она может поучаствовать в закладке фундамента будущей личности. Слух, речь, способность к эмпатии, внимание, интеллект – вот только несколько компонентов, на которые музыка оказывает самое прямое воздействие.
Сила музыки известна на протяжении уже многих столетий. По всем свету с древних времён мамы пели своим малышам колыбельные. Песни скрашивали народу долгие вечера за работой, а боевые гимны настраивали на победу воинов. Исследования первобытных обществ показывают, что именно способность издавать и слушать музыку привела к бурному развитию тех участков головного мозга, которые отвечают за абстрактное мышление, способность к сопереживанию и чувство прекрасного.
Влияние музыки на внутриутробное развитие ребёнка
Музыка начинает своё благотворное воздействие ещё до нашего рождения. Многие беременные знают, что спокойные релаксирующие композиции помогают избавиться от повышенной тревожности и быстрее заснуть. А последние данные неонатологов свидетельствуют, что прослушивание музыки оказывает своё влияние и на внутриутробное развитие. Так, результаты американских учёных показывают, что музыка положительно влияет на развитие интеллекта (например, способностей к математике), пространственного мышления, а также физической способности уха различать малейшие нюансы звука.
Плод может воспринимать звуки, идущие снаружи, уже с 17-й недели беременности. Услышав мамин голос, ребёнок старается повернуться таким образом, чтобы оказаться поближе к источнику звука или даже может начать двигаться в такт мелодии. Кроме того, от маминого пения малыш быстро успокаивается, а его сердцебиение выравнивается, что благотворно влияет на общее самочувствие. Именно поэтому с 2012 года в большинстве венгерских отделений для женщин с осложнённой беременностью введено регулярное прослушивание классической музыки и звуков медленной текущей воды, а также поощряется пение колыбельных песен ещё нерождённым детям.
Влияние музыки на развитие ребёнка младшего возраста
Новорождённые дети различают звуки гораздо точнее и разнообразнее, чем взрослые. Например, они более полно способны услышать весь диапазон звучания струнных инструментов, а также малейшие оттенки тембра человеческого голоса. Напевая песни, наигрывая простые мелодии на музыкальных инструментах, либо включая диски с хорошими записями классических композиций или колыбельных песен (как, например, диск «Колыбельные для всей семьи» Натальи Фаустовой), родители помогают сохранить эту удивительную способность. Поэтому дети, которые в раннем детстве часто слышали музыку, обычно имеют хороший слух и обладают способностями к иностранным языкам.
Музыка является отличным средством для умственного развития ребёнка, особенно, если она исполняется на нескольких инструментах сразу. Она даёт возможность вольного толкования своих образов, что развивает фантазию, способность к пространственному мышлению и логике.
Одним из неотъемлемых компонентов естественного материнства также считается музыка: игра на акустических инструментах, особенно народных, пение вслух, «мурлыканье» и напевание колыбельных.
Наиболее эффективными для развития коры головного мозга учёные считают инструментальные композиции и звуки природы (воды, ветра, деревьев). Короткие озорные полустишки-полупесенки и колыбельные помогут малышу быстрее заговорить и научиться выговаривать звуки правильно. А классические колыбельные песни оказывают целебное и успокаивающее воздействие.
Развитие личности и музыка
Такие качества личности, как открытость общению, умение понимать других людей и сопереживать им развиваются более полно и гармонично, если ребёнок регулярно слушает и – особенно! – исполняет музыку. Это одна из причин, почему музыка была частью обязательного образования для детей из среднего и высшего класса по всему миру. Однако даже самое простое исполнение песен и мелодий уже принесёт дошкольнику огромную пользу!
Прослушивание и исполнение классической музыки способствует развитию такого полезного навыка, как умение заниматься несколькими различными делами одновременно. Вы видели когда-нибудь юных дарований в музыкальной школе? Они успевают играть двумя руками, рассказывать друзьям о просмотренном вчера новом мультфильме, отвечать родителям на вопросы и при этом ещё выстукивать ногами об пол какой-то ритм!
Раннее эстетическое развитие личности ребёнка дошкольного возраста также невозможно представить себе без музыки. Под художественно эстетическим развитием детей обычно понимается культурный кругозор, чувство прекрасного, способность понимать творения искусства и самим их создавать. Музыка даёт ребёнку удивительную возможность для самопознания и самовыражения. Те дети, которые по какой-то причине не могут рассказать о своём внутреннем мире, всегда могут выразить его через музыку. Специалисты называют это одной из разновидностей арт-терапии.
Народные песни, звуки традиционных музыкальных инструментов и колыбельные песни имеют значение для формирования детского мировоззрения. Подробнее мы рассказывали об этом в статье Роль фольклора и колыбельных песен в создании и развитии детской картины мира.
Музыка – это уникальное средство интеллектуального и духовного развития человека. Ее влияние на личность огромно: она не только развивает, но и вдохновляет, стимулирует, оберегает, исцеляет, помогает обрести свой собственный путь. Будучи доступной, она даёт любому человеку возможность приобщиться к свой удивительной силе и сделать жизнь немного прекраснее. Дети, которые регулярно слушают музыку, развиваются более гармоничными личностями, способными как на научные свершения, так и на душевные подвиги.
Источник