По каким критериям оценить развитие ребенка
Критерии оценивания развития ребенка
Ребенок 2 лет:
Физическое развитие:
Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
Поднимается и спускается по лестнице.
Подпрыгивает.
Меняет темп движения: ходьбу на бег.
Удерживает мяч одной или двумя руками.
Ловит мяч с близкого расстояния.
Бытовые навыки:
Ест аккуратно, не роняя пищу.
При умывании трет ладони, часть лица.
Вытирается с помощью взрослого.
С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
Частично раздевается.
Контролирует физиологические потребности.
Эмоциональное развитие:
Эмоционально уравновешен в течение дня.
В хорошем настроении при своих умелых действиях.
Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
Плачет при уходе мамы, при обиде.
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.
Игровые навыки:
В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Познавательное развитие:
Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
По образцу находит предмет того же цвета.
Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).
Речевые достижения:
В словарном запасе до 200-300 слов.
Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
Облегченные слова заменяет правильными.
Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
Может называть себя в третьем лице.
Задает вопросы.
Называет предметы на картинке.
Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.
Ребенок 2,5 лет:
Бытовые навыки
Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;
Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
С помощью взрослого приводить себя в порядок;
Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;
В процессе еды держать правильно ложку.
Социально-эмоциональное развитие
Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
Может определить свое состояние.
Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
Игровые действия (сюжетная игра)
Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор.
Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Познавательное развитие
Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках.
Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
Узнает, что нарисовал (или вылепил).
Речевое развитие
Обозначает себя: «Я», «Я сам».
Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги).
Понимает рассказ взрослого.
Ребенок 3 лет может:
Бытовые навыки
Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.
Аккуратно складывать свою одежду перед сном.
Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.
Знать назначение многих предметов и их местонахождение.
Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».
Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым платком.
Регулировать свои физиологические потребности.
Вытирать обувь при входе в помещение.
Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.
Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
Двигательные навыки
Ребенок должен уметь:
Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом
Бить по мячу, бросать мяч, ловить его
Прыгать на одной и двух ножках
Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде
Стоять на одной ноге до пяти секунд
Идти вперед и назад довольно легко
Наклоняться, не падая при этом
Эмоциональное и социальное развитие
В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками:
Подражать родителям и друзьям
Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей
Понимать, что такое «мое» и «его / ее»
Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука
Развитие мыслительных процессов
3-х летний малыш должен уметь следующее:
Правильно называть знакомые цвета.
Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.
Выполнять три простых команды взрослых подряд.
Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.
Любить сказки и песенки, особенно перед сном.
Понимать простые числа и считать до пяти.
Сортировать предметы по форме и цвету.
Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка.
Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.
Речевое развитие
Называть свое имя и возраст
Выговаривать от 250 до 500 слов
Отвечать на простые вопросы
Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями
Говорить четко
Рассказывать простые сказки и истории.
Источник
Светлана Канищева
Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности
Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельностьвоспитатели обязательно определяют: цели, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, форму организации занятия (индивидуальную, подгрупповую, фронтальную, методы (практические, наглядные, словесные, игровые, содержание (интеграция образовательных областей, структуру, способы организации детей относительно возраста и планируют желаемые результаты.
Хочется остановиться подробней на оценке результатов деятельности детей воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности.
При планировании результативности НОД воспитатель должен предусматривать не только желаемые результаты и ориентироваться исключительно на результат, но и уделять внимание самому процессу познания или деятельности. Необходимо обратить внимание на желание, старание, активность ребенка в ходе выполнения заданий.
Нужно ли ребенку оценивание его деятельности педагогом во время занятия? Конечно, да, так как оценивание имеет воздействие на ребенка. Это воздействие определяется как ориентирующее и стимулирующее. Дать ребенку понять результативность своих знаний, умений и навыков — функция ориентирующего воздействия оценивания. Стимулирующее воздействие оценивания определяет переживание детьми своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
При оценивании необходимо учитывать возрастные особенности детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка результатов деятельности детей должна идти по ходу занятия, а не в конце. Это важно. При этом и замечания, и подсказки должны исходить не от воспитателя, а от сказочного игрового персонажа (лисичка, а не воспитатель просит малыша нарисовать лучики у солнышка). Ребёнку младшего дошкольного возраста не нужно прямо указывать на недостатки в его деятельности (работе, так как это может привести к отказу от дальнейшего выполнения задания. А лучше рассказать, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Например, ребёнок нарисовал солнышко без лучиков, воспитатель от имени лисички может сказать, что ей будет холодно и темно, если лучики не будут освещать и согревать Землю)
В среднем дошкольном возрасте ребенок уже спокойнее относится к оцениванию и критике если они звучат, как напоминание о выполнении определённых правил игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Но будет лучше, если ребенок выполняет задание в роли кого-либо (строителя, ученика, персонажа и. т. д.)
В среднем дошкольном возрасте ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной целью или образцом и оценивать выполненную работу самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте также как и в младшем, неудачно выполненное задание часто приводит ребенка к растерянности и отказу от работы, особенно, если на это указал взрослый. Поэтому в старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделить формированию самооценки и самоконтроля ребенка. (Например, вместо того, чтобы указывать на недостаток в работе,спросить у него: «А как он оценивает свою работу? Что он хотел бы изменить или исправить?». Важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок имел возможность добиться успеха. Задача взрослого – научить детей относиться к неудаче, как к естественному процессу обучения. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Главное, что должен помнить воспитатель, что руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме, так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только к семи годам (к школе) ребенку необходимо сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Источник
Критерии оценки уровня познавательного развития
Каждый ребенок обследуется по следующим параметрам:
Ознакомление с окружающим миром.
Речевое развитие.
Элементарные математические представления.
Конструктивная деятельность.
Развитие восприятия.
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие мышления.
Развитие мелкой моторики.
5 баллов
Высокий уровень
Представления об окружающем мире достаточно развернуты. Сенсорные эталоны сформированы. Элементарные математические представления соответствуют возрасту. Речь правильная отчетливая. Внимание устойчивое, память хорошая, обобщающие понятия имеются, выделяет лишнее. Уверенно владеет карандашом и ножницами. Задания выполняет самостоятельно.
4 балла
Уровень выше среднего
Представления об окружающем мире достаточно прочные, но ограниченные непосредственным окружением, сенсорные эталоны и элементарные математические представления в основном сформированы. Имеются нарушения в звукопроизношении (ФФН). Память хорошая, внимание устойчивое. Обобщающие понятия имеются, выделяет лишнее. Карандашом и ножницами владеет с напряжением. Все задания в основном выполняет правильно, ошибки исправляет самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3 балла
Средний уровень
Представления об окружающем мире есть, путается в понятиях, сходных по родовому свойству. Сенсорные эталоны сформированы частично. Элементарные математические представления в стадии формирования. Зрительная память развита лучше, чем слуховая. Обобщает, выделяет лишнее, может дать объяснение по наводящим вопросам. Наблюдается системное нарушение речи (ОНР III уровень). Навыки работы карандашом и манипуляции недостаточно развиты. Задания выполняет с ошибками, которые исправляет с помощью взрослого, темп выполнения замедлен.
2 балла
Уровень ниже среднего
Нет прочных знаний об окружающем мире. Сенсорные эталоны сформированы частично. Элементарные математические представления не сформированы. Плохая зрительная и слуховая память, затрудняется в обобщении и классификации. Четвертый лишний не выделяет. Системное нарушение речи (ОНР II уровень). Навыки работы карандашом и манипуляции с предметами не сформированы. При выполнении задания требуется значительная помощь со стороны взросло, часть заданий недоступна, даже после использования приема «разбор образца».
1 балл
Низкий уровень
Представления об окружающем мире не сформированы, плохая зрительная и слуховая память, обобщения отсутствуют. Системное нарушение речи (ОНР I уровень). Мелкая моторика не сформирована. Организующая, стимулирующая помощь малоэффективна.
Критерии оценки эмоционально-волевой сферы
Исследуются следующие личностные и психологические особенности ребенка:
Сотрудничество со взрослыми (общительность, контактность).
Характер познавательной деятельности:
— интерес к занятию;
– целенаправленность;
— наличие самоконтроля;
— критичность в оценке своей деятельности;
— эмоциональная устойчивость поведения.
Игра, взаимоотношения со сверстниками.
5 баллов
Высокий уровень
Ребенок общительный, активный. Охотно играет со сверстниками, выполняет правила игры. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности, проверяет результат, сам придумывает трудности в работе. Эмоционально стабилен.
4 балла
Уровень выше среднего
Ребенок общительный, играет со сверстниками, но не всегда подчиняется правилам игры. Проявляет познавательный интерес к большинству видов деятельности, проверяет результат. Однако в процессе деятельности иногда отвлекается. При возникновении трудностей нуждается в поддержке. Преобладает эмоциональная стабильность.
3 балла
Средний уровень
В контакт вступает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение. Игровой процесс примитивен, в играх выполняет второстепенные роли или просто мешает другим. Познавательная деятельность хаотична, непродуманна, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, обучающая помощь малоэффективна. Наблюдается неустойчивость эмоциональных реакций.
2 балла
Уровень ниже среднего
Общение избирательное, играет со сверстниками, но иногда требуется дополнительная стимуляция для вовлечения в игру. Познавательный интерес снижен. Цель деятельности удерживает с трудом, при выполнении задания недостаточно активен и самостоятелен, требуется внешняя стимуляция и постоянный контроль. Импульсивен.
1 балл
Низкий уровень
Отказывается от общения с детьми и взрослыми. В играх детей участие не принимает, является пассивным наблюдателем. Познавательный интерес к чему-либо не проявляет, даже простые целенаправленные действия ребенку не доступны. Эмоционально пассивен, инертен.
Источник
Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт. Если семья многодетная, то родители могут сравнивать показатели психомоторного развития каждого ребенка с показателями более старших детей.
Если же в семье один ребенок, то у родителей нет необходимого количества знаний, благодаря которым они смогут дать правильную оценку психомоторике первенца. Они могут наблюдать за другими детьми во время прогулки, в детском саду или школе раннего развития, сравнивая их со своими ребенком, но полученных таким образом сведений все равно будет недостаточно для того, чтобы суметь дать правильную оценку.
Именно поэтому стоит поговорить о том, что такое психомоторное развитие, по каким критериям его оценивают в дошкольном возрасте у детей разного возраста, что может считаться патологией, а что является нормой.
Психомоторное развитие: что нужно знать?
Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.
Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.
Что влияет на психомоторное развитие ребенка?
Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира.
Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.
Как оценивают психомоторное развитие?
Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту.
Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.
Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха.
При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов.
Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.
Возраст | Навыки психомоторного развития |
3 года | Для детей младшего дошкольного возраста характерно: · знать названия основных цветов; · переступать через небольшие препятствия; · использовать в речи сложные предложения; · постоянно задавать вопросы; · исполнение ролей в ролевых играх; · самостоятельное одевание и раздевание; · умение изображать простые фигуры на бумаге. |
4 года | Для детей четырех лет характерны: · свободные и координированные движения; · знание 6 основных цветов; · умение классифицировать предметы по тому или иному признаку; · способность ориентироваться в пространстве; · грамотная, оформленная во фразы речь; · продолжительные игры с детьми; · следование правилам поведения; · сформированные основные навыки; · правильная осанка; · способность сохранять координацию во время бега, ходьбы по кругу, по бревну. |
5 лет | Для детей среднего дошкольного возраста характерны следующие навыки психомоторного развития: · правильная осанка; · умение ловить мяч; · знание 8 основных цветов и некоторых оттенков; · счет до 5; · умение обобщать понятия в одну группу; · способность выделять любимые игры. |
6 лет | Для детей старшего дошкольного возраста характерны: · легкие и изящные движения; · умение обращаться с мячом; · рисование карандашом; · умение пользоваться ножницами; · знание основных геометрических форм; · счет до 10; · выполнение простых арифметических действий; · правильное построение речевых фраз; · соблюдение правил поведения; · поддержание чистоты в комнате. |
7 лет | Для детей старшего дошкольного возраста характерно: · сохранение равновесия даже при выполнении сложных для координации упражнений; · умение кататься на велосипеде с тремя колесами; · знание и способность называть основные геометрические фигуры; · использование не только основных цветов при рисовании, но и оттенков; · счет до 10, как прямо, так и обратно; · выполнение простых арифметических заданий; · знание букв и умение составлять из них слоги; · придумывание новых игр, участие в групповых играх; · ответственный уход за домашними животными; · поддержание порядка в доме; · аккуратное и уверенное пользование столовыми приборами; · соблюдение правил гигиены. |
Анализируя психомоторное развитие детей на каждом этапе дошкольного возраста, нужно понимать, что малыши развиваются по собственному, индивидуальному графику. Не стоит паниковать, если уровень развития немного не отвечает нормам – скорее всего, ребенок нагонит со временем. Однако не помешает проконсультироваться с доктором, чтобы исключить серьезные проблемы и разработать своевременную коррекционную программу.
Источник