По бронфенбреннеру экологическая среда развития ребенка состоит
Экология человеческого развития, или теория экологических систем — теория социализации и развития ребенка, автор Ури Бронфенбреннер. Грэйс Крайг, автор известного у нас учебника «Психология развития», называет созданную Бронфенбреннером модель «возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития». Теория описывает, какие социальные среды и как влияют на ребенка.
По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:
- микросистема — семья ребенка
- мезосистема — детсад, школа, двор, квартал проживания
- экзосистема — взрослые социальные организации
- макросистема — культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.
Модель кажется простой и самоочевидной, при этом очень многие вещи описывает реалистично в силу того, что Бронфенбреннер подчеркивает гибкие как прямые, так и обратные связи между этими четырьмя системами.
Например, гибкий график на предприятии, где работает мать ребенка, позволяет женщине больше внимания уделять воспитанию и косвенно повлияет на развитие ребенка. В то же время возможность для матери свободнее распоряжаться своим временем обычно способствовует ее душевному равновесию и косвенно сказывается на повышении производительности женского труда.
Бронфенбреннер отмечает, что экологические системы подвижны и со временем меняются. Рождение младшего брата/сестры, начало обучения в школе либо развод родителей меняют отношения между ребенком и его окружением. Рождение нового малыша имеет совсем различные последствия для малыша, который лишь обучается ходить, и для школьника, у которого много источников общения и интересов за пределами семьи.
Итак, каково же влияние основных экологических систем?
Микросистема: семья.
Личность ребенка формирует его семья, родительские установки и атмосфера семьи. Если семья дружная, ребенок растет более спокойным, управляемым и доброжелательным. Напротив, супружеский конфликт обычно связан с непоследовательными дисциплинарными мерами и враждебным отношением к детям, что порождает ответную детскую враждебность. При этом нужно учесть, что все отношения взаимообратны, т. е. не только взрослые влияют на поведение детей, но и сами дети, их физические свойства, характеристики личности и возможности — также влияют на поведение взрослых. К примеру дружелюбный, внимательный ребенок почаще вызывает положительные и спокойны реакции со стороны родителей, тогда как растерянного и непоседливого ребенка почаще наказывают и ограничивают свободу его действий. Семья, как среда — очень динамическое образование. Даже применительно к двум близнецам мы не можем утверждать идентичность среды развития, потому что к ним предъявляются разные требования, разные ожидания, поскольку один из них неминуемо назначается старшим, а другой — младшим.
Мезосистема: школа, квартал проживания, детский сад.
Мезосистема влияет на развитие ребенка не напрямую, а в паре с микросистемой — семьей. На отношения родителей и детей влияют взаимоотношений малыша с воспитателями детского сада, и напротив. Если семья и воспитатели детсткого сада готовы к сотрудничеству, дружат и общаются, улучшаются отношения как между ребенком и родителями, так между ребенком и воспитателями.
С другой стороны, ситуация в семье влияет на то, как будет влиять школа, двор и детский сада на ребенка. Успеваемость малыша в школе зависит не только от обстановки в классе, но и от ситуации в семье: успеваемость улучшается, если родители интересуются школьной жизнью и учат ребенка делать уроки. Если брат и сестра ходят в одну школу, но сестре разрешают приводить домой подруг, а брату — нет, мезосистема их жизнедеятельности будет различаться.
Влияние мезосистемы на ребенка преломляется не только через семью, но и через личность самого ребенка: дети могут ходить в одну и ту же школу, но при этом круг одноклассников может быть значимым для одного и безразличным для другого, все важные жизненные события которого происходят, например, в драмкружке.
Экзосистема: взрослые социальные организации
Экзосистема — взрослые социальные организации. Это могут быть формальные организации, к примеру место работы родителей, либо социальные службы и отделы здравоохранения округа. Гибкий график работы, оплачиваемый отпуск мамы и отца, больничный лист для родителей в случае заболевания детей — это то, чем экосистема может посодействовать родителям в воспитании детей и косвенно содействовать развитию. Поддержка со стороны экзосистемы быть может и неформальной, к примеру, осуществляться силами общественного окружения родителей — друзья и члены семьи помогают, советом, дружеским общением и даже материально. Как правило, чем больше связей семьи с социальными организациями, тем это более благоприятно сказывается на семье и развитии ребенка, а чем меньше подобных связей, тем более непредсказуемым оказывается ситуация в семье и развитие ребенка. К примеру, в изолированных семьях, в семьях с немногочисленными личностными либо формальными связями чаще отмечается завышенный уровень конфликтов и плохого обращения с детьми.
Макросистема
Макросистема — это культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы. Если в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за ребенком, то ребенок будет расти в условиях нехватки материнского внимания, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать. С другой стороны, независимо от частных внешних условий, основные составляющие образа жизни и мировоззрения сохраняются в субкультуре.
В странах, где установлены высочайшие стандарты свойства помощи детям, а на рабочих местах сделаны особенные условия для работающих родителей, дети чаще получают положительный опыт в их конкретном окружении. Правила, согласно которым дети с задержками развития могут обучаться в массовой школе, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как этих детей, так и их «нормальных» сверстников. В свою очередь, успех или провал этого педагогического начинания может содействовать или, напротив, помешать дальнейшим попыткам интегрировать отстающих детей в массовую школу.
Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль на развитие ребенка оказывает именно макросистема, поскольку макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, американская государственная программа компенсаторного обучения «Хэд Старт», направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств, оказала, по мнению Бронфенбреннера, огромное положительное влияние на развитие нескольких поколений американских детей.
Кто или что источник развития личности ребенка?
В теории экологических систем дети являются как продуктами, так и создателями окружающей среды. По Бронфенбреннеру, ситуации в жизни могут быть как навязанными ребенку, так и оказываться результатом активности самого ребенка. Когда дети становятся старше, они меняют свое окружение и переосмысляют полученный опыт. Но и здесь продолжают работать взаимозависимости, поскольку каким образом это делают дети, зависит не только от их физических, интеллектуальных и личных черт, но и от того, как их воспитали, что что они успели впитать из окружения.
Маслоу и Бронфенбреннер
Интересно сопоставить эти две модели. И кажется, что модель Бронфенбреннера куда как более реалистичная и рабочая.
Источник
Дорогие коллеги, сегодня хочу вас познакомить с одной очень авторитетной на Западе и совсем почти неизвестной у нас теории социализации и развития ребенка: с теорией экологических систем Ури Бронфенбреннер. Грэйс Крайг, автор известного у нас учебника «Психология развития», называет созданную Бронфенбреннером модель «возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития».
Чем интересна теория Бронфенбреннера? Конкретностью и здравым смыслом. Бронфенбреннер, как автор толстенной монографии «Два мира детства: дети США и СССР», подробно расказывает, какие разные бывают дети, в каких разных они воспитываются семьях и как очень по-разному детский сад, школа, государства и прочий «социум» влияет на личность ребенка. Как практик, Бронфенбреннер всегда подчеркивает, как активно и разнообразно ребенок сам участвует в этом «процессе его воспитания», нередко переворачивая с ног на голову все воспитательные воздействия на него. Сопоставляю теорию Бронфенбреннера с психоаналитическим подходом: «развитие ребенка определяется тем, как его антисоциальные влечения подавлются социумом»… Есть ощущение, что психоаналитический подход в данном случае беднее и скорее спекулятивен, нежели конкретен.
Итак,
По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:
- микросистема — семья ребенка
- мезосистема — детсад, школа, двор, квартал проживания
- экзосистема — взрослые социальные организации
- макросистема — культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.
Модель кажется простой, но очень многие вещи описывает реалистично в силу того, что Бронфенбреннер подчеркивает гибкие как прямые, так и обратные связи между этими четырьмя системами.
Например, гибкий график на предприятии, где работает мать ребенка, позволяет женщине больше внимания уделять воспитанию и косвенно повлияет на развитие ребенка. В то же время возможность для матери свободнее распоряжаться своим временем обычно способствовует ее душевному равновесию и косвенно сказывается на повышении производительности женского труда.
Бронфенбреннер отмечает, что экологические системы подвижны и со временем меняются. Рождение младшего брата/сестры, начало обучения в школе либо развод родителей меняют отношения между ребенком и его окружением. Рождение нового малыша имеет совсем различные последствия для малыша, который лишь обучается ходить, и для школьника, у которого много источников общения и интересов за пределами семьи.
Итак, каково же влияние основных экологических систем?
Микросистема: семья.
Личность ребенка формирует его семья, родительские установки и атмосфера семьи. Если семья дружная, ребенок растет более спокойным, управляемым и доброжелательным. Напротив, супружеский конфликт обычно связан с непоследовательными дисциплинарными мерами и враждебным отношением к детям, что порождает ответную детскую враждебность. При этом нужно учесть, что все отношения взаимообратны, т. е. не только взрослые влияют на поведение детей, но и сами дети, их физические свойства, характеристики личности и возможности — также влияют на поведение взрослых. К примеру дружелюбный, внимательный ребенок почаще вызывает положительные и спокойны реакции со стороны родителей, тогда как растерянного и непоседливого ребенка почаще наказывают и ограничивают свободу его действий. Семья, как среда — очень динамическое образование. Даже применительно к двум близнецам мы не можем утверждать идентичность среды развития, потому что к ним предъявляются разные требования, разные ожидания, поскольку один из них неминуемо назначается старшим, а другой — младшим.
Мезосистема: школа, квартал проживания, детский сад.
Мезосистема влияет на развитие ребенка не напрямую, а в паре с микросистемой — семьей. На отношения родителей и детей влияют взаимоотношений малыша с воспитателями детского сада, и напротив. Если семья и воспитатели детсткого сада готовы к сотрудничеству, дружат и общаются, улучшаются отношения как между ребенком и родителями, так между ребенком и воспитателями.
С другой стороны, ситуация в семье влияет на то, как будет влиять школа, двор и детский сада на ребенка. Успеваемость малыша в школе зависит не только от обстановки в классе, но и от ситуации в семье: успеваемость улучшается, если родители интересуются школьной жизнью и учат ребенка делать уроки. Если брат и сестра ходят в одну школу, но сестре разрешают приводить домой подруг, а брату — нет, мезосистема их жизнедеятельности будет различаться.
Влияние мезосистемы на ребенка преломляется не только через семью, но и через личность самого ребенка: дети могут ходить в одну и ту же школу, но при этом круг одноклассников может быть значимым для одного и безразличным для другого, все важные жизненные события которого происходят, например, в драмкружке.
Экзосистема: взрослые социальные организации
Экзосистема — взрослые социальные организации. Это могут быть формальные организации, к примеру место работы родителей, либо социальные службы и отделы здравоохранения округа. Гибкий график работы, оплачиваемый отпуск мамы и отца, больничный лист для родителей в случае заболевания детей — это то, чем экосистема может посодействовать родителям в воспитании детей и косвенно содействовать развитию. Поддержка со стороны экзосистемы быть может и неформальной, к примеру, осуществляться силами общественного окружения родителей — друзья и члены семьи помогают, советом, дружеским общением и даже материально. Как правило, чем больше связей семьи с социальными организациями, тем это более благоприятно сказывается на семье и развитии ребенка, а чем меньше подобных связей, тем более непредсказуемым оказывается ситуация в семье и развитие ребенка. К примеру, в изолированных семьях, в семьях с немногочисленными личностными либо формальными связями чаще отмечается завышенный уровень конфликтов и плохого обращения с детьми.
Макросистема
Макросистема — это культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы. Если в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за ребенком, то ребенок будет расти в условиях нехватки материнского внимания, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать. С другой стороны, независимо от частных внешних условий, основные составляющие образа жизни и мировоззрения сохраняются в субкультуре.
В странах, где установлены высочайшие стандарты свойства помощи детям, а на рабочих местах сделаны особенные условия для работающих родителей, дети чаще получают положительный опыт в их конкретном окружении. Правила, согласно которым дети с задержками развития могут обучаться в массовой школе, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как этих детей, так и их «нормальных» сверстников. В свою очередь, успех или провал этого педагогического начинания может содействовать или, напротив, помешать дальнейшим попыткам интегрировать отстающих детей в массовую школу.
Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль на развитие ребенка оказывает именно макросистема, поскольку макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, американская государственная программа компенсаторного обучения «Хэд Старт», направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств, оказала, по мнению Бронфенбреннера, огромное положительное влияние на развитие нескольких поколений американских детей.
Кто или что источник развития личности ребенка?
В теории экологических систем дети являются как продуктами, так и создателями окружающей среды. По Бронфенбреннеру, ситуации в жизни могут быть как навязанными ребенку, так и оказываться результатом активности самого ребенка. Когда дети становятся старше, они меняют свое окружение и переосмысляют полученный опыт. Но и здесь продолжают работать взаимозависимости, поскольку каким образом это делают дети, зависит не только от их физических, интеллектуальных и личных черт, но и от того, как их воспитали, что что они успели впитать из окружения.
Еще раз — успехов всем!
С уважением, Николай Иванович Козлов
Источник
Экологическая модель Бронфенбреннера Он состоит из экологической направленности на развитие личности через различные среды, в которых он развивается.
Согласно этому способу, различные среды, в которых люди участвуют, напрямую влияют на их изменения и их когнитивное, моральное и реляционное развитие..
С этой точки зрения большое значение уделяется экологическим факторам. То есть люди рождаются с рядом генетических признаков, которые развиваются на основе контакта с окружающей средой, которую выполняет человек..
Эта модель является одной из наиболее используемых в психологии сегодня. Он может применяться во всех областях и иметь отношение к другим наукам..
Это основано на предпосылке, что человеческое развитие происходит во взаимодействии между генетическими переменными и окружающей средой, определяя ряд основных систем, которые составляют личные отношения.
В этой статье сделан обширный обзор характеристик этой модели. Обсуждаются различные указанные системы и анализируются сильные и слабые стороны теории..
Характеристика экологической модели
Экологическая модель Bronfenbrenner была разработана и разработана Urie Bronfenbrenner. Этот русский психолог, родившийся в 1917 году в Москве, положил начало теории экологических систем, влияющих на людей и их развитие как человека.
Эта теория появилась в ответ на традиционные исследования в прошлом веке. Который был основан на высоко клинических лабораторных условиях, которые не позволяли изучать ситуации и модели поведения, разработанные в реальной жизни..
Экологическая модель Бронфенбреннера постулировала более целостное, системное и натуралистическое видение психологического развития. Понимание этого как сложного процесса, который реагирует на влияние множества факторов, тесно связанных с окружающей средой.
Основной постулат Бронфенбреннера заключается в том, что природная среда является основным источником влияния на поведение человека. И, следовательно, о психологическом развитии человека.
В настоящее время экологическая модель Бронфенбреннера представляет собой одну из наиболее признанных теорий в области современной эволюционной психологии..
Модель определяет ряд структур окружающей среды на разных уровнях, на которых развивается человек. Эти структуры вступают в контакт с людьми с момента их рождения и сопровождают их на протяжении всей жизни.
Экологические модельные системы
Экологическая модель Bronfenbrenner характеризуется спецификацией различных обнаруживаемых систем в жизни людей. У каждого из них есть определенные особенности.
Аналогично, модель основана на идее, что системы, относящиеся к среде индивидуумов, играют размерную роль. То есть каждая из указанных систем содержит в своем интерьере другой.
Четыре системы, которые составляют экологическую модель: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема.
микросистема
Микросистема определяет уровень, ближайший к человеку. Это включает в себя поведение, роли и отношения, характерные для повседневных контекстов, в которых человек развивается.
Он формирует контекст, в котором человек может взаимодействовать лицом к лицу с другими. Конкретные среды, которые будут включены в микросистему, будут включать дом, рабочее место, отношения с друзьями и т. Д..
Основными характеристиками этой первой системы, постулированной в экологической модели, являются:
а) Относительно стабильный
Пространства и среды, в которых люди остаются большую часть дня, как правило, стабильны. Дом, работа, школа, дружба и т. Д. они являются элементами, которые обычно не подвергаются большому разнообразию.
Тем не менее, в определенное время они могут быть изменены и напрямую влиять на человека. Основными элементами, которые могут варьировать микросистемы человека, являются:
Смена места жительства и людей, с которыми вы живете, формирование новой семьи, смена школы или работы, страдающих от заболевания, которое требует госпитализации и смены дружбы.
б) Элементы микросистемы возвращаются
Элементы, которые составляют микросистему человека, охватывают множество переменных и факторов, которые взаимодействуют и подпитывают друг друга.
Таким образом, микросистема ребенка в школе может напрямую влиять на микросистему его семьи, и наоборот. Все люди подвержены тому факту, что отношения и динамика, установленные в тесной среде, могут влиять на других.
в) микросистемы напрямую влияют на человека
Отношения, установленные в микросистемах, характеризуются как наиболее влиятельные в развитии личности.
В зависимости от того, что человек делает изо дня в день, прямые стимулы, которые он получает от контекста и от отношений с людьми, с которыми он взаимодействует, отмечают его когнитивное, моральное, эмоциональное, этическое и поведенческое развитие..
mesosystem
Мезосистема включает в себя отношения двух или более сред, в которых человек активно участвует.
В частности, это относится к обратной связи между микросистемами, описанной выше. Как, например, к взаимосвязи между семьей и работой или социальной жизни и школы.
Таким образом, мезосистема понимается как система микросистем, которая формируется или расширяется, когда человек входит в новую среду.
Основными элементами, которые определяют мезосистему, являются:
а) информационный поток
Мезосистема включает в себя широкий поток информации между микросистемами. То есть индивид развивает роль коммуникатора между людьми, которые связаны между собой.
Например, ребенок устанавливает определенный тип общения с учителем (микросистемная школа) и со своими родителями (микросистемная семья).
Колебания коммуникаций, развиваемых в каждой из связанных микросистем, будут определять взаимосвязь между ними и развитием индивида в каждой из них..
б) расширение возможностей поведения
Мезосистема представляет собой один из элементов, который обладает большей способностью влиять на развитие личности.
Этот элемент касается расширения возможностей поведения. То есть аспекты изучены и усилены в двух разных микросистемах.
Например, если ребенка учат есть с закрытым ртом дома и в школе, это обучение представит вдвое больший потенциал, поскольку оно усиливается двумя разными микросистемами..
в) создание партнерской поддержкиL
Наконец, мезосистема устанавливает степень социальной поддержки, которой обладает человек. В зависимости от взаимосвязи и дополнения микросистем, человек увидит или не будет удовлетворен своими потребностями в поддержке.
Субъект может оказать очень хорошую поддержку семье, но не иметь друзей. Или у вас может быть много друзей, но есть недостатки в семейном окружении.
Микросистемы в изоляции не способны установить социальную поддержку индивида, поскольку они определяют функционирование в данной среде. Однако мезосистема позволяет анализировать личные отношения субъекта с интеграционной точки зрения..
exosystem
Экзосистема включает в себя те среды, в которых человек не участвует напрямую, но в тех, которые происходят факты, которые влияют на функционирование среды человека.
Примерами таких сред могут служить место работы пары, школа детей, группа друзей брата и т. Д..
Человек не участвует непосредственно в этих контекстах (хотя в некоторых он может сделать это и стать микросистемой). Аналогичным образом, изменения или изменения, производимые в этих средах, обычно так или иначе затрагивают человека.
Факторы, которые могут быть включены в экзосистему:
а) мнение третьих лиц
Отношения, установленные в экзосистеме, прямо, но косвенно, не влияют на человека. В этом смысле мнение других о себе может изменить развитие личности.
Например, мнение учителей о ребенке, комментарии друзей пары о себе, образ, который предлагается знакомым или соседским людям, и т. Д..
б) Предыдущая история
Эти элементы относятся к знакомым или родственникам прошлого, о которых человек не узнал.
Семья и социальная история (как самого себя, так и своей семьи) могут контекстуализировать развитие себя и создать некоторые операционные предпосылки.
в) удовлетворенность отношениями близких
Наконец, качество отношений людей, наиболее близких к человеку, определяет состояние удовлетворения этих.
Аналогичным образом, личное удовлетворение субъектов, с которыми ежедневно делятся, модулирует, отчасти, тип установленных отношений. По этой причине отношения между третьими лицами косвенно влияют на развитие личности.
макросистема
Наконец, макросистема охватывает все те факторы, которые связаны с культурой и историко-культурным моментом, в котором человек развивается..
По мнению Бронфенбреннера, в обществе структура и субстанция микро, мезо и экзосистемы имеют тенденцию быть схожими. Как будто они были построены из той же мастер-модели.
Этот факт объясняется огромным влиянием, которое макросистема оказывает на предыдущие системы. Социальный класс, этническая и религиозная группа, социальные обычаи и социокультурные нормы во многом определяют индивидуальное развитие каждого человека и качество его отношений..
Основными аспектами, которые определяют эту последнюю систему экологической модели, являются:
а) государственная политика
В каждом регионе есть ряд законов и политик, которые определяют, какое поведение людей допускается, а какие наказываются..
Таким образом, большая часть личностного развития ограничивается нормами и законами, налагаемыми государственными органами региона, в котором развивается личность..
б) социокультурные нормы
В каждом контексте функционирование людей неявно определяется рядом социокультурных норм..
Эти нормы позволяют социализацию между людьми и сосуществование между ними. Кроме того, они стремятся установить стандарты производительности, которые позволяют взаимопонимание.
Социокультурные нормы различаются в каждом географическом регионе и особенно в каждом культурном регионе. Чем больше культурных различий между регионами, тем больше различий можно наблюдать в индивидуальном развитии их членов..
в) социальные оценки
Помимо правил, существует множество правил работы, которые продиктованы социальной ценностью членов окружающей среды..
Например, сидеть на полу на улице не запрещено поведением. Тем не менее, это социально экстравагантный элемент, в соответствии с которым контекст.
Эта бесконечность социальных правил диктует большую часть поведения людей и, в частности, диктует их развитие.
Критика экологической модели
Экологическая модель Bronfenbrenner дает подробный анализ экологических факторов человеческого развития.
В настоящее время это одна из наиболее принятых и используемых теорий в рамках эволюционной психологии, поскольку она позволяет детально анализировать влияние контекста и среды на развитие личности..
Тем не менее, эта модель также получила ряд критических замечаний. Особенно из-за небольшого внимания, которое теория уделяет биологическим и когнитивным факторам.
Экологическая модель объясняет личностное развитие только через контекстный аспект, который является элементом, в который можно напрямую вмешаться.
В этом смысле, несмотря на то, что многочисленные исследования показали, что факторы окружающей среды, по-видимому, имеют больший вес в развитии человека, чем биологические факторы, в существовании последних нельзя отрицать..
Каждый человек рождается с биологической частью, которая определяет его развитие и прогрессирование. Хотя генетические элементы обычно очень уязвимы для окружающей среды, они также, по-видимому, играют более или менее важную роль в развитии личности и индивидуальных особенностей субъектов..
Таким образом, хотя экологическая модель является очень хорошей теорией для объяснения индивидуального развития, в ней отсутствуют объяснительные элементы о биологических различиях людей..
ссылки
- Бронфенбреннер, У. (1976). Экология развития человека: история и перспективы. Психология, 19 (5), 537-549.
- Бронфенбреннер, У. (1977а). Левинианское пространство и экологическая субстанция. Журнал социальных проблем, 33 (4), 199-212.
- Бронфенбреннер, U. (1977b). На пути к экспериментальной экологии развития человека. Американский психолог, 32 (7), 513-531.
- Бронфенбреннер, У. (1979). Экология человеческого развития. Кембридж, издательство Гарвардского университета. (В ролях: Экология человеческого развития, Барселона, Издания Paidós, 1987).
- Бронфенбреннер, У. (1986). Экология семьи как контекст развития человека: перспективы исследования. Психология развития, 22 (6), 723-742.
- Бронфенбреннер, У. (1992). Теория экологических систем. В R. Vasta (ред.), Шесть теорий развития ребенка: пересмотренные формулировки и актуальные проблемы. (Стр. 187-249). Бристоль: Джессика Кингсли Издатель.
- Бронфенбреннер, У. (1999). Среда в перспективе развития: теоретические и операционные модели. В С.Л. Фридман (ред.). Измерение среды на протяжении всей жизни: новые методы и концепции (стр. 3-38). Woshington, DC.: Американская Психологическая Ассоциация.
Источник