Плотникова светлана владимировна развитие лексикона ребенка

Плотникова светлана владимировна развитие лексикона ребенка thumbnail

Светлана Владимировна Плотникова

Развитие лексикона ребенка

Предисловие

Обучение родному языку на всех образовательных ступенях направлено на развитие у обучаемых готовности и способности к осуществлению речевой деятельности, а успешность речевой деятельности в любых ситуациях общения во многом зависит от того, насколько богат и разнообразен словарный запас человека, насколько совершенны механизмы поиска слова во внутреннем лексиконе. Этим определяется то значение, которое придается вопросам методики словарной работы в процессе профессиональной подготовки современного педагога дошкольного учреждения и учителя начальной школы, способного при организации образовательного процесса решать задачи развития речи детей, в том числе задачи обогащения и совершенствования их лексикона. Осознанное планирование и проведение педагогом лексической работы в системе развития речи детей требует от них знания как общих закономерностей речевого онтогенеза, так и закономерностей овладения лексикой родного языка.

Цель настоящего пособия – раскрыть основные закономерности развития лексикона ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие лексикона ребенка рассматривается в двух аспектах: лингвистическом и методическом. Лингвистическое описание процесса лексического развития ребенка включает характеристику единиц детского лексикона (прежде всего их содержательной стороны) в динамике от раннего возраста до десяти – одиннадцати лет и основных тенденций развития семантической структуры слова в сознании ребенка, анализ типичных для детей ошибок лексического характера, в которых ярко проявляются особенности функционирования их лексикона. Методический аспект проблемы развития лексикона ребенка раскрыт с позиций непрерывности процесса языкового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сначала определены общие принципы организации лексико – семантической работы в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, затем описаны особенности содержания и методов обогащения словарного запаса детей разного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку.

Раскрытие особенностей организации педагогического процесса, направленного на овладение детьми лексикой родного языка, с опорой на понимание лингвистических закономерностей развития детского лексикона должно способствовать повышению уровня теоретико – методической подготовки будущих педагогов. Материал пособия, в котором обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, восполняет недостаточное освещение теоретических аспектов проблемы развития лексикона ребенка в учебной литературе, адресованной будущим педагогам дошкольного образования и начальной школы.

Содержание пособия соответствует задачам профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогика», а также по специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» и «Педагогика и методика начального образования». В нем в систематизированном виде излагается материал, необходимый для освоения студентами вопросов, рассматриваемых в рамках дисциплин профильной (предметной) подготовки лингвометодической направленности.

Пособие поможет формированию у студентов 1) представлений о процессе речевого онтогенеза и его основных закономерностях; 2) знаний об особенностях и закономерностях развития лексикона в детском возрасте, о содержании и методах лексико – семантической работы с дошкольниками и младшими школьниками; 3) исследовательских умений в области изучения лексикона ребенка; 4) умений, связанных с планированием и осуществлением лексико – семантической работы с детьми: осознанно, с учетом возрастных особенностей лексикона определять содержание и отбирать материал для проведения лексической работы, выбирать приемы раскрытия лексического значения слова, адекватные его представлению в сознании ребенка определенного возраста, использовать разнообразные приемы активизации словаря детей в процессе обучения.

В соответствии с поставленными задачами структура пособия включает три главы. Первая глава посвящена раскрытию общих закономерностей речевого онтогенеза, его основных этапов; во второй главе описываются особенности детского лексикона и закономерности его развития. Лексикон ребенка рассматривается как система знаний о словах, их значениях и правилах употребления в речи, в которой отражаются особенности когнитивного и речевого опыта ребенка. Третья глава содержит описание методики лексико – семантической работы с детьми – раскрываются принципы, содержание, методы, этапы работы, их специфика и преемственные связи между ними.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • rtf
  • txt
  • epub
  • pdf

Аннотация

В пособии обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, описаны особенности лексикона детей разного возраста и основные закономерности его развития, представлена система лексико-семантической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку.

ЕЩЕ

Популярные книги

  • Космоолухи: до, между, после

    Аннотация:

    Космоолухи были, есть и будут! Чем занимаются отважные космолетчики в перерывах между приключени…

    Блок — 15 стр.

  • Множественные умы Билли Миллигана

    Аннотация:

    ДЭНИЕЛ КИЗ МНОЖЕСТВЕННЫЕ УМЫ Билли Миллигана ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга является достоверным описание…

    Блок — 21 стр.

  • Забавно быть студентом

  • Страж огня

    Аннотация:

    Я — Страж Огня! Если не согласны, предъявите свои претензии моему стражу, каменному дракону! Нет п…

    Блок — 11 стр.

  • Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии

  • Бабий ветер

    Аннотация:

    В центре повествования этой, подчас шокирующей, резкой и болевой книги – Женщина. Героиня, в юнос…

    Фрагмент — 14 стр.

Здравствуй уважаемый читатель. Книга «Развитие лексикона ребенка» Плотникова Светлана относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы «видишь» происходящее своими глазами. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. «Развитие лексикона ребенка» Плотникова Светлана читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

Читать Развитие лексикона ребенка

Новинки

Девочка-яд

Аннотация:

Он слишком хорош, а она сложная. Их отношения — провал с первой секунды знакомства. Но разве смож…

Фрагмент — 11 стр.

Он слишком хорош, а она сложная. Их отношения — провал с первой секунды знакомства. Но разве смож…

Серебряные глаза

Nothing and no one (ЛП)

Аннотация:

Кайло Рен — сломленный человек: одинокий, подавленный, разъяренный. Любая мечта о человеческой свя…

Полный текст — 5 стр.

Кайло Рен — сломленный человек: одинокий, подавленный, разъяренный. Любая мечта о человеческой свя…

Б.С. Кайссис. «Тайная страсть мятежницы» (ЛП)

Аннотация:

Меланхоличный верховный лидер Кайло Рен всё свободное время посвящает анонимному написанию горячих…

Полный текст — 24 стр.

Меланхоличный верховный лидер Кайло Рен всё свободное время посвящает анонимному написанию горячих…

10 горячих советов, от которых ему снесёт крышу! (ЛП)

Аннотация:

Рей и Бен собираются потерять друг с другом девственность и решают подготовиться. К несчастью для …

Полный текст — 3 стр.

Рей и Бен собираются потерять друг с другом девственность и решают подготовиться. К несчастью для …

Рей пробует! (ЛП)

Аннотация:

Бен не совсем понимал, почему сейчас смотрел это видео. Наверное, дело было и в скуке, и в количес…

Полный текст — 23 стр.

Бен не совсем понимал, почему сейчас смотрел это видео. Наверное, дело было и в скуке, и в количес…

С каплями дождя (ЛП)

Так странно испытывать перерождение перед смертью. …

Источник