Плюсы и минусы раннего развития ребенка

Плюсы и минусы раннего развития ребенка thumbnail

Тема раннего развития детей в последнее время стала очень модной. Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок был умным и развивался всестороннее, и как можно раньше. Множество споров разгорается вокруг этой темы. Кто то считает, что раннее развитие необходимо для ребёнка, а кто то, что оно вредит его физическому и психологическому здоровью. Давайте попробуем разобраться сами, когда начинать развивать своих детей, не навредив им.

Что же такое раннее развитие?

«Раннее развитие» — это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Какие методики существуют?

Методик по раннему развитию очень много, ниже приведены самые популярные из них.

Одна из самых популярных. Суть методики в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. Взрослый должен показывать пример малышу, тем самым направляя его способности в нужное русло, наблюдать и ни в коем случае не ограничивать не в чем. Огромную роль играет разнообразная предметная среда, направленная на самостоятельное экспериментирование, познавание окружающего мира.

Это советская семья, воспитавшая 7 детей. Воспитание проходило по собственной системе. Главная цель не мешать, а помогать ребенку, создавая необходимые условия. Участие родителей в жизни ребенка обязательно, но, не навязывая свою помощь, если малыш не просит. Родители пример для детей. Важное место в развитие ребенка занимает физическая культура, закаливание, правильное питание.

  • Вальдорфская школа

Вальдорфская система развития не одобряет раннее интеллектуальное развитие. Познания мира должны происходить в процессе творческой и трудовой деятельности. Дети играют только игрушками из натуральных материалов и желательно сделанными своими руками. До 7 лет ребенок получает новые знания через подражание. С 7 до 14 добавляются чувства и эмоции, и только с 14 логика. Телевизор, компьютер не должны присутствовать в жизни ребенка.

  • методика Глена Домана

Методика Глена Домана содержит в себе физические упражнения и интеллектуальные тренажеры. Для получения результатов заниматься необходимо регулярно. Занятия проводятся до 7 лет, в период роста головного мозга.

  • методика Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей (кубики, таблицы). Особенность, что все пособия наглядные и последовательные. Подходит для детей любого возраста.

  • система Сесиль Лупан

Эта методика близка системе Глена Домана. Сесиль Лупан переработала и упростила её. Родители лучшие учителя,любовь главный принцип воспитания. Все занятия от простого к сложному.

«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»

Сесиль Лупан

В чем же плюсы раннего развития ребенка?

  • В современном потоке информации более высокие требования к человеку. Чтобы ребенок смог соответствовать требованиям современного общества необходимо более раннее овладение им различных способностей и умений.
  • Всестороннее развитие ребенка.
  • Раскрытие талантов ребенка.
  • Больше проводите время с ребенком (конечно при условии, что занимаетесь сами, дома).
  • Если обучение малыша проходит в развивающем центре, то это помогает в его социализации. А в дальнейшем намного упростит адаптацию в детском саду.
  • Все занятия проходят в виде игры, ребенок с легкостью, без труда обучается.

В чем минусы?

  • Если не учитывать возрастные особенности ребенка, темперамент, индивидуальные возможности и способности можно навредить.
  • Многие методики делают акцент на интеллектуальное развитие, а физическое, эмоциональное и социальное учитываются далеко не везде.
  • Если заниматься по всем правилам времени у мамы ни на что другое не останется.
  • Перегрузка нервной системы.
  • Программы раннего развитие в основном рассчитаны до 7 лет максимум.

Так развивать или нет?

Конечно, развивать и обучать! И причем в любом возрасте, не только в раннем. Только нужно это делать без фанатизма, не стремиться вырастить вундеркинда.

Советы;

  • В каждой из методик можно выбрать то, что подойдет вашей семье и вашему ребенку.
  • Необходимо условие в развитие детей это соблюдение его возрастных особенностей. Например, не надо учить читать малыша в 2 года, когда придёт время, вы сами это поймете.
  • Занятия проводить в игровой форме. И не забывайте, что маленький ребенок не может надолго увлечься одним занятием.
  • Создать разнообразную доступную предметно — пространственную среду.
  • Развивать детей необходимо всесторонне.
  • Во всем должна быть мера, занятия должными приносить малышу и вам только положительные эмоции.
  • Занятия должны проходить по интересам ребенка в данный момент, а не по вашим запланированным.
  • Важно стимулировать у детей познавательный интерес.
  • Включайте ребенка в уборку в доме, полив цветов и другую совместную деятельность, это приносит огромный вклад в полноценное развитие малыша.
  • Прогулки (особенно на природе) важная составляющая полноценного развития

А самое главное любите, уважайте ваших детей и проводите с ними как можно больше времени. Дети так быстро растут!

Источник

Родители разделились на два лагеря. Одни требуют оставить детей в покое и вернуть им детство с его беззаботными играми. Другие начинают заниматься с малышами, стоит им только начать ходить. Лайфхакер разбирается, кто же из них прав.

Плюсы и минусы раннего развития ребенка

Плюсы

Общение с ребёнком

Какими бы ни были занятия, игры и уроки, вы занимаетесь вместе. Мама и папа проводят с ребёнком время за чем-то интересным. Вы сидите рядом, вы разговариваете, вы смеётесь… Взаимодействие с родителями очень важно для правильного психического развития малыша.

Новая информация

Ребёнок во время занятий узнаёт много нового и интересного. Он, конечно, в любом случае узнает, кто такой медведь, и поймёт, как выглядит лиса. Но с помощью развивающих книжек, например с карточками и фотографиями животных, ребёнок узнает, как медведь и лиса выглядят на самом деле, а не на рисунках.

Развитие мозга

Во время развивающих занятий вы приучаете малыша учиться. А поскольку в раннем детстве мозг схватывает всё на лету, ребёнок тренируется без напряжения. Зато в школе ему будет намного проще, ведь мозг уже привык работать, запоминать, учиться.

Приобретение полезных навыков

Раннее развитие — это не обучение счёту. Это развитие логики, мышления, навыка, который поможет в будущем считать. Это подготовка базы для дальнейшего обучения. Научиться читать легче, если ты уже хорошо знаком с буквами. Научиться писать просто, если ты уже умеешь рисовать ровные линии и кружочки. Чем лучше вы подготовитесь к началу обучения, тем легче будет учиться.

Умение направлять внимание

раннее развитие: внимание

Раннее развитие приучает заниматься. Не получится так, что малыш бегал, прыгал, смотрел мультики, а потом внезапно ему уже нельзя бегать и прыгать, а нужно сидеть за столом и внимательно слушать. Регулярные, хоть и короткие, несложные занятия научат малыша усидчивости. Ребёнку будет легче мотивировать себя и в школе, и в институте.

Повышение самооценки

Похвала необходима всем. Мама, занимаясь с ребёнком, чувствует себя молодцом. Ребёнок, выполняя простые и интересные задания, слышит похвалы от мамы, видит одобрение, а это важно для самооценки малыша.

Раскрытие талантов

Занятия с малышами помогут вам понять, что интересует ребёнка, и выявить склонность к тем или иным вещам. С большим удовольствием рисует, обожает задания на счёт, любит рассказывать истории… Вы многое узнаете о своём гении и, возможно, выберете для него подходящую секцию в будущем.

Минусы

Родители увлекаются

Раннее развитие становится для них целью. Обидно, что ребёнок тут уже ни при чём. Это цель самого родителя — доказать и показать, как он может, ведь у него такой развитый малыш. Давайте всё-таки помнить, для кого мы это делаем. Это прежде всего общение, а не гонка.

Занятия требуют сил

Занятия с ребёнком — дело хлопотное. И мама, которая и так всю себя отдаёт малышу, может совсем забыть о себе. Важно помнить, что раннее развитие должно быть в радость.

Не учитываются интересы ребёнка

Делая раннее развитие своей целью, родители забывают о ребёнке. Они смотрят в книжки, изучают методики, но не замечают, что хочется детям. Известный методист и мастер раннего развития малышей француженка Сесиль Лупан говорила о том, что самое важное в занятиях с ребёнком — это его интерес. Что интересует ребёнка? О чём он спрашивает? В какие игры больше всего любит играть? Именно об этом надо думать и от этого танцевать, а совсем не от «надо» и ни в коем случае не «через не хочу».

Неподготовленность к занятиям

раннее развитие: занятия

Фанаты раннего развития иногда не замечают того, что их ребёнок не готов. Организм (как мозг, так и пальчики) должен быть готов к обучению и освоению навыка. Важно в занятиях ориентироваться не на своё желание похвастаться, что малыш у вас вундеркинд, а на готовность ребёнка. Если малыш не готов, а вы ждёте от него ровную линию и чтение вслух, он услышит от вас не похвалу, а замечания, и увидит разочарование. Для маленького ребёнка это окажется кошмарным сном и вдребезги разбитой уверенностью в себе.

Нежелание учиться

Непонятные занятия, давление взрослого, развитие не по возрасту — всё это может сослужить плохую службу. Малышу станет трудно, неинтересно, ваши уроки будут для него мучением, появится мысль, что учиться — это ужасно. Как думаете, что дальше? А дальше — вечное «не хочу-у-у-у в школу!»

В заключение

Мы перечислили все плюсы и минусы. И поняли, что нет никаких минусов. У раннего развития, если его верно понимать, если правильно и с удовольствием заниматься, не может быть отрицательных сторон.

Благодаря занятиям родители проводят больше времени с детьми, дети развивают важные жизненные навыки, чувствуют себя более уверенными. Есть опасность переборщить: давать сложные задания, требовать многого. Но это проблема в родителях. Помните, что в развивающих занятиях важны игра и удовольствие. Тогда у ребёнка всё получится.

Источник

Раннее развитие детей – плюсы и минусы

Раннее развитие детей – тема, ставшая достаточно модной в последние десятилетия.  Ведь как же хочется родителям сделать ребенка самым-самым как можно раньше.  Включиться в эту гонку за лучший детский сад, потом – лучшую школу, лучший вуз.

И вроде бы идея-то хорошая – как можно раньше начать интеллектуальное развитие ребенка.  Ведь кажется, что чем раньше начнешь – тем больших высот он достигнет.  Но так ли это на самом деле?

Навигация по статье «Раннее развитие детей – плюсы и минусы»:

  • Всему свое время
  • Раннее развитие детей — мнение нейрофизиологов
  • Перегрузка нервной системы и особенности развития детей раннего возраста
  • Сложности с самоконтролем и саморегуляцией
  • Раннее развитие – мнимое, а не реальное?
  • Исторический опыт
  • А что же делать?

Всему свое время

В противовес идее раннего начала занятий по интеллектуальному развитию ребенка есть и другие мнения исследователей. Например, Вальдорфская педагогическая школа основывается на том, что раннее интеллектуальное развитие ребенка негативно сказывается на эмоциональной сфере.  Т.е. если делать акцент на развитии логики и познания мира с помощью интеллекта, то соответственно, чувственное, эмоциональное развитие может несколько затормозиться.

Исследователи, работающие в системе вальдорфской педагогики, приводят такой график развития ребенка. До 7 лет – акцент на ощущении своего тела и эмоциональной сфере.  После 7 лет начинается активное интеллектуальное развитие, после 13 лет ребенку уже  доступно абстрактное мышление. И развитие ребенка должно основываться на этих этапах.

Это объясняется и с помощью наблюдений за деятельностью мозга. Например, если в раннем возрасте (3-4 года) ребенку предлагают занятия по активному развитию интеллекта, то участки мозга, ответственные за движение и восприятие пространства, будут задействоваться меньше, а значит, будут и меньше развиваться.  В будущем это скажется на том, что у взрослого человека могут сохраниться неуклюжие движения, сложности с ощущением своего тела.

Раннее развитие детей — мнение нейрофизиологов

Раннее развитие детей - мнение нейрофизиологовРаньше исследователи придерживались мнения о том, что за каждую функцию отвечает свой участок мозга. Но сейчас,  когда исследования стали более глубокими и точными, появились и другие данные – о том, что с течением времени мозг меняет свои схемы, свои нейронные сети.

Т.е. пока ребенок растет, он может решать одну и ту же задачу, используя разные зоны мозга.  Мозг ищет наиболее эффективное решение.  Это одно из свойств нейропластичности.

Если же ребенку давать какие-то задачи преждевременно, то пластичность мозга может снижаться. Оказалось, что если ребенок получает задачу, которая кажется ему не актуальной, абстрактной, то он решает ее далеко не самым эффективным способом – с помощью тех зон мозга, которые уже созрели к этому этапу. А переучиться потом бывает уже сложнее.

Получается, что сначала мозг вроде бы и решает поставленную задачу.  Но потом  — в 10, 15 лет — он бы решил ее совсем другим способом, а вот переучиться ему сложно.  Т.е. вместо помощи, ребенок получает препятствия и помехи.

Перегрузка нервной системы и особенности развития детей раннего возраста

Если родители или воспитатели слишком усердны в обучающих занятиях, то у маленького ребенка довольно легко могут развиться такие симптомы как плохой сон, энурез, частые простудные заболевания.  Бывает и так, что родители используют методики и упражнения для детей более старшего возраста.

Перегрузка часто связана и с режимом, продолжительностью занятий.  Взрослым бывает сложно понять, что малышу сложно усидеть на месте, сложно надолго сосредотачиваться и удерживать внимание.  И вместо того, чтобы сделать перерыв, поиграть или вообще отложить занятия на другой день, взрослые пытаются во что бы то ни стало добиться результата сразу.

Результат в виде правильных ответов или запомнившихся слов может быть и будет, только вместе с ним ребенок может получить целый букет соматических нарушений.

Сложности с самоконтролем и саморегуляциейСаморегуляция - как построить отношения с самим собой

В обучающих занятиях взрослые всегда играют ведущую роль.  Они планируют время, устанавливают правила.  Если ребенок не хочет что-то делать – то они могут заставить или уговорить его. В результате, собственная воля ребенка не получает нужного развития.

Это может сказаться в будущем, когда ребенок не будет обладать нужной саморегуляцией и самоконтролем. У него может не хватать усидчивости и интереса в учебе, потому что на раннем этапе родители проявляли слишком много собственной инициативы и контроля.

Раннее развитие – мнимое, а не реальное?

Раннее развитие детейИногда родителям, которые усердно делают с малышом различные задания, ходят в группы раннего развития, изучают карточки и т.д. начинает казаться, что если ребенок в два года знает, к примеру, названия 100 животных – это уже победа!  А если при этом еще и на английском языке – то победа вдвойне!

Но если посмотреть на такие примеры более реально, то можно задать вопрос – а зачем, собственно, это знание 100 животных, которых он все равно видел только на картинках?   И о чем это говорит – о его умении думать, или о том, что он смог механически это запомнить?

Т.е. выполнение заданий это не показатель как такового умственного или эмоционального развития.  А если сами занятия еще и приводят к нервному перенапряжению – то зачем вообще это все нужно?

Исторический опыт

Раннее развитие детей – не новая тема, и можно проследить за судьбами тех детей, с которыми родители или педагоги усердно занимались в раннем детстве.  Например, известная семья Никитиных, вырастившая 7 детей. Никитины были известны на весь Советский Союз благодаря своей собственной системе интеллектуального и физического развития детей.

До сих пор многие интересуются, что стало с детьми Никитиных.  А ведь они не стали ни известными учеными, ни гениями.  У каждого своя профессия – кто юрист, кто врач, кто химик. У них свои семьи, дети.  Можно даже сказать, что они обычные люди.

С другой стороны, они не стали и алкоголиками или бомжами.  Они работают, развиваются.  И это, скорее, заслуга не раннего развития как такового, а того внимания и заботы, которые они получили от родителей.

А что же делать?

Раннее развитие детей – плюсы и минусыА теперь, учитывая минусы и зная, чего нужно опасаться, можно перейти к главному – а что же, собственно, делать? Совсем не учить ребенка?  Предоставить его самому себе и вообще ничем не заниматься? Получается, что раннее развитие детей – это вредно?

Наверное, это другая крайность.  Все-таки человек может учиться и перенимать навыки только от людей. Ведь известны же случаи “Маугли” – когда дети, лишенные полностью человеческого внимания, воспитания и обучения потом не могли ни начать полноценно разговаривать, ни работать.

Поэтому идея обучения и развития ребенка как таковая очень даже хорошая и нужная.  Только делать это нужно достаточно аккуратно и учитывать особенности развития детей раннего возраста.

  • Учитывать, что понятие “раннее развитие детей” включает в себя не только память и интеллект, но и телесное развитие, эмоциональное, чувственное.
  • Прислушиваться к потребностям ребенка, учитывать режим и график занятий.
  • Обязательно давать ребенку время на так называемую свободную игру. Свободная игра – это когда ребенок или группа детей предоставлены сами себе.  Когда он (или они) могут устанавливать собственные правила и менять их в процессе, когда они сами регулируют ход игры, сами играют в ней любые роли.  Это одна из самых важных вещей для полноценного развития ребенка.
  • Иногда родители занимаются с детьми различными интеллектуальными занятиями не потому, что это нужно, а потому, что просто не умеют по-другому. А ведь с ребенком можно и играть, и просто рассказывать ему что-то, и наблюдать за жизнью вокруг.  И тогда поход в парк  или в лес принесет ему намного больше пользы в плане “развития”, чем заучивание карточек.
  • Включать ребенка в обычную деятельность – это очень полезно! Готовьте вместе с ним, убирайте квартиру, ходите в магазин, чините стул или поливайте цветы.   Расширяйте диапазон занятий, учитесь вместе с ним.
  • А главное – любите его и уделяйте ему внимание. Любая совместная деятельность станет намного полезной, если она делается не только ради пользы, а просто, чтобы сделать приятное любимому человеку. Именно из-за этого дети, лишенные родительского тепла, заметно отстают и в эмоциональном, и в интеллектуальном развитии.

Раннее развитие детей – это хорошая и полезная идея.  Но для того, чтобы оно принесло пользу, а не вред, нужно понимать особенности развития детей раннего возраста и обязательно помнить о том, что раннее развитие включает в себя не только интеллектуальные занятия, но внимание к эмоциональной сфере и  физическому состоянию ребенка.

Это очень многогранная тема, так что не зацикливайте ваше внимание на количестве выученных карточек или слов.  Даже если вы не знаете каких-то особенных упражнений, а просто уделяете ребенку внимание и занимаетесь с ним тем, что вам знакомо – это уже внесет свой большой вклад в его развитие.

Раннее развитие детей – плюсы и минусы

Если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Форма записи к психологу Ольге Репиной:

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

«Раннее развитие детей – плюсы и минусы»

Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:

Консультация психолога онлайн

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.

«Раннее развитие детей – плюсы и минусы»

https://PsyHelp24.org/chuvstvo-styda/

Источник