Платные услуги для развития ребенка
Для предоставления ребенку, платных образовательных услуг, Вам необходимо заполнить договор об оказании платных дополнительных услуг, приложение к договору, где необходимо отметить выбранные Вами программы.
- Лицензия
- Приказ об организации дополнительных образовательных услуг в ГБДОУ №3 Московского района г. Санкт-Петербурга
- Договор об оказании дополнительных платных образовательных услуг
- Акт выполненных работ (оказания услуг) предоставленных платных образовательных услуг
- Приложение к договору об образовании
- Учебный план по реализации дополнительных общеразвивающих и оздоровительных программ дополнительного образования ГБДОУ № 3 Московского района СПб на 2019-2020 учебный год.
- График проведения дополнительных общеразвивающих и оздоровительных программ ГБДОУ № 3 Московского района СПб на 2019-2020 учебный год.
- Дополнительные общеразвивающие и оздоровительные программы, предлагаемых на выбор родителям в группах ГБДОУ детский сад № 3 в 2019-2020 учебном году
- Форма квитанции на оплату дополнительных образовательных услуг
- План финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год.
- Отчет о расходовании средств, полученных от оказания платных образовательных услуг с 01.09.2018 — 31.05.2019 учебный год
Расчет стоимости (приложения):
Расчет дополнительной образовательной услуги на 2019-2020 гг.
Перечень дополнительных общеразвивающих программ, предлагаемых на выбор родителям в группах ГБДОУ «Детский сад №3» в 2019-2020 учебном году, их стоимость с 01.09.2019 года
Наименование образовательной услуги | Возраст детей | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Стоимость услуги за занятие | Стоимость услуги за месяц |
---|---|---|---|---|---|
Дополнительные общеразвивающие программы | |||||
«Логоритмика» | для детей от 2 до 4 лет | 1 | 4 | 400 | 1600 |
Дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности | |||||
Детский фитнес «Здоровый малыш» | для детей от 4 до 7 лет | 1 | 4 | 400 | 1600 |
Сказкотерапия «В гостях у сказки» | для детей от 3 до 4 лет | 1 | 4 | 400 | 1600 |
«Развивающие игры с материалом М.Монтессори» | для детей от 2 до 5 лет | 1 | 4 | 400 | 1600 |
Сказкотерапия «Играем в сказку» | для детей от 4 до 5 лет | 1 | 4 | 400 | 1600 |
Раннее интеллектуальное развитие | для детей от 3 до 5 лет | 1 | 4/8 | 400 | 1600/3200 |
Развитие памяти и интеллекта | для детей от 5 до 7 лет | 1 | 4 | 400 | 1600 |
«Обучение чтению и грамоте детей дошкольников» | для детей от 5 до 7 лет | 1 | 4/8 | 400 | 1600/3200 |
Индивидуальные занятия с логопедом «Чистая речь» | для детей от 4 до 7 лет | 2 | 8 | 600 | 4800 |
«Ранее развитие», группа «Карапуз» — услуга для населения | для детей от 1 г до 3 лет | 2 | 8 | абонементная оплата | 600 |
Дополнительные общеразвивающие программы историко-краеведческой направленности | |||||
«История Санкт-Петербурга для детей дошкольников» | для детей от 6 до 7 лет | 1 | 4 | 400 | 1600 |
Дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности | |||||
Изостудия «Рисовать — это просто» | для детей от 5 до 7 лет | 1 | 4 | 450 | 1800 |
Логоритмика
Для детей с 3 до 4 лет
Цели и задачи курса:
— развитие речи, речевого и музыкального слуха, речевого дыхания, чувства ритма у маленького ребенка;
— знакомство детей со звучанием разных музыкальных и шумовых инструментов;
— помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.
Музыкальный руководитель, работая малыми подгруппами с детьми, поможет малышу развить его речевой и музыкальный слух, речевое дыхание, чувства ритма. На этих занятиях малыш сможет познакомиться и поиграть на музыкальных инструментах, встретиться с ожившими кукольными героями, поиграет на большом пространстве.
А так же опытный педагог поможет выявить и развить способности ребенка к музыке, танцу и пению, привить любовь к звуку.
Программу по логоритмике Вы можете посмотреть здесь
Педагог: Штокалова Елена Владимировна (музыкальный руководитель, педагог высшей квалификационной категории)
Что такое логоритмика?
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В результате занятий логоритмикой реализуются такие задачи, как:
— расширение лексического запаса;
-коррекция артикуляции;
-развитие фонематического восприятия;
-развитие слухового внимания и двигательной памяти;
-совершенствование общей и мелкой моторики;
-выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
-развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
-творческой фантазии и воображения;
-развитие коммуникативных навыков.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
Если ребенок 2 лет и старше не говорит или говорит плохо, есть смысл заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие-ребенок быстро утомляется, не может выполнять артикуляционную гимнастику, логопедические упражнения и т.д
Детям более старшего возраста, уже занимающимся с логопедом, логоритмика может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Итак, логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Дети получают положительные эмоции, хорошее настроение в процессе игрового мини-сценария на каждом отдельном занятии.
Сказкотерапия
Для детей младшего возраста предлагаем дополнительные занятия по адаптационному курсу «Сказкотерапия» (В гостях у сказки)Весь курс направлен на профилактику детского эмоционального неблагополучия.На занятиях бабушка-рассказушка Федора рассказывает и показывает детям сказки и сказки-невелички, разыгрывает потешки.Красота и самобытность народной игрушки, которую каждый раз приносит хозяйка домика для сказки разовьет вкус к красоте и творчеству у маленького ребенка.Курс поможет детям выбрать свою дистанцию и положение в общении со взрослыми и детьми.Бабушка Федора и ее герои познакомят Ваших малышей с народным языком, его выразительностью.Встречи со сказкой всегда яркоэмоциональны, познавательны.В программе используются пальчиковые игры и игры с руками, пестушки, хороводные игры и игры-имитации.
«Сказкотерапия, 1-й год».«В гостях у сказки»
Для детей от 3 до 4 лет
Целью курса является:
адаптация ребенка к жизни детского коллектива, профилактика его эмоционального благополучия, психологическая разгрузка в ходе занятий, социализация ребенка по средствам народного фольклорного материала (сказок и потешек)
Программу по курсу «В гостях у сказки» Вы можете посмотреть здесь
Педагоги:
«Сказкотерапия, 2-й год» «Играем в сказку»
Для детей от 4 до 5 лет
Целью курса является:
— развить навыки театрализованной игровой деятельности;
— подготовка к драматизации: развитие сценического движения, формирование навыка работа с предметами и предметами-заменителями, в воображаемом пространстве;
— развить диалогическую речь ребенка, как основное средство коммуникации и социализации, выразительность и интонацию речи, как средство передачи эмоционального состояния;
— поддержать ребенка эмоционально, помочь ему в самовыражениии.
Все занятия проходятс декорациями и элементами костюмов.
Предварительно педагог эмоционально разыгрывает детям сказку на столе
Программу по курсу «Играем в сказку» Вы можете посмотреть здесь
Педагоги:
«Развивающие игры с материалом М.Монтессори»
2 года: для детей от 3 до 5 лет
Цели и задачи курса:
развитие психических процессов у ребенка:
-зрительного, слухового внимания;
— развитие логического и образного мышления;
— зрительной, механической, слуховой памяти;
— преодоление детского эгоцентризма, развитие произвольности;
— закрепление и развитие познавательно интереса, закрепление знаний и умений, полученных в ходе реализации основной программы
Программу по курсу «Развивающие игры с материалом М.Монтессори» Вы можете посмотреть здесь
Педагоги:
«Обучение чтению и грамоте детей дошкольников»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Цели и задачи курса:
Подготовить ребенка к школе:
-развитие фонематического слуха, знакомство с буквами, их прорисовывание;
Научить читать ребенка, закрепить навык чтения;
— познакомить ребенка с грамматическим строением слова и предложения;
— развить руку, подготовив ребенка к письму
План-программы «Обучение чтению и грамоте детей дошкольников » Вы можете посмотреть здесь
Педагоги:
Богданова Ольга Львовна | Пучкова Ольга Михайловна | Солдатова Яна Олеговна |
«Развитие памяти и интелекта»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Цель курса:
— развитие культурной памяти ребенка, формирование навыков запоминания информации, подготовка ребенка к школе, обучению, саморазвитию
Задачи курса:
— знакомство детей с разными способами запоминания, тренинговые упражнения, направленные на формирование навыка использования способов запоминания,
— развитие психических процессов ребенка обоих полушарий мозга:
— развитие зрительной, слуховой, механической и ассоциативной памяти;
— развитие зрительного, слухового внимания;
— развитие воображения и образного мышления для создания ассоциаций
— развитие логического и аналитического мышления для развития логической памяти
— формирования устойчивого представления о понятии «Знак», знакомство с видами знаков, чтение пиктограмм, символов, придумывание своих символов и пиктограмм;
— формирование и развитие познавательного интереса, закрепление представлений и понятий, полученных на занятиях основной государственной программы
План-программу Вы можете посмотреть здесь
Педагог: Новикова Юлия Евгеньевна (Воспитатель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ)
Студия «Детский фитнесс»
Для детей с 3 до 7 лет
Цели и задачи курса:
— общее оздоровление, формирование и коррекция осанки, и предупреждение плоскостопия
— развитие навыков ритмического движения под музыку, гибкости, координации, дыхательной системы.
Са-Фи-Дансе
Танцевально-игровая гимнастика
Ритмическая гимнастика является одним из наиболее популярных средств физического воспитания детей. Истоки ритмической гимнастики берут свое начало в глубокой древности — античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента — гимнастика и ритмический танец.
«Са-Фи-Дансе» — оздоровительно-развивающая программа, направленная на всестороннее, гармоничное развитие ребенка.
Авторы программы — кандидат педагогических наук, почетный мастер спорта по спортивной гимнастике и мастер спорта по художественной гимнастике Фирилева Ж.Е. и кандидат педагогических наук, судья по спортивной аэробике Сайкина Е.Г.
В программе представлены различные разделы, основными из них являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
В танцевально-ритмическую гимнастику входят следующие разделы:
— игроритмика;
— игрогимнастика;
— игротанец.
Нетрадиционные виды упражнений:
— игропластика;
— пальчиковая гимнастика;
— игровой самомассаж;
— музыкально-подвижные игры;
— игры-путешествия.
Креативная гимнастика включает музыкально-творческие игры и специальные задания.
Все разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Это облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Занятия танцевально-игровой гимнастикой «Са-Фи-Дансе» способствуют укреплению здоровья детей.
Это содействие оптимизации роста и развитию опорно-двигатльного аппарата; формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия; содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
Программа предусматривает развитие у детей мышечной силы, гибкости, выносливости и координации движений; чувства ритма, музыкального слуха, памяти и внимания; выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.
Важным является осуществление задач, направленных на развитие творческих и созидательных способностей детей: развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширение кругозора; развитие раскрепощенности и творчества в движениях; развитие лидерства, инициативности и чувства взаимопомощи.
Игровой стретчинг
Стретчинг (stretch) основан на статичных растяжках мышц и суставно-связочного аппарата.
Методика игрового стретчинга разработана для детей от двух лет.
Занятия способствуют активизации защитных сил организма, выработке у ребенка устойчивой правильной осанки, являются прекрасным средством профилактики сколиоза и плоскостопия, укрепляют и развивают мышечную систему.
Воспитание в детях чувства внутренней свободы и уверенности в себе, развитие творческих способностей, чувства ритма, воображения, координации движений достигаются благодаря занятиям игровым стретчингом.
Структура занятия включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: подготовительную, основную и заключительную.
1. Подготовительная часть состоит из трех разделов:
1) вступительная часть, ее цель — подготовить ребенка на эмоциональном уровне к дальнейшим занятиям посредством выполнения несложных движений под музыку;
2) разминка (движения под музыку), цель разминки — подготовить к работе все группы мышц;
3) джоггинг — прыжки на месте с целью воспитания выносливости, силы.
Заканчивается подготовительная часть дыхательными упражнениями.
2. Основная часть — упражнения стретчинга, которые чаще всего выполняются из положения сидя или лежа на полу.
Главная задача этой части состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц для удержания позвоночника в прямом положении. Детям от 2 до 4 лет предлагается до 6 игровых упражнений, детям от 5 до 7 лет — до 12 упражнений.
З. Заключительная часть:
1) выполнение танцевальных упражнений, которые расширяют двигательные навыки детей, учат их координировать свои движения согласно музыке;
2) подвижная игра;
3) расслабление (приведение организма ребенка и его эмоциональной сферы в спокойное состояние после физических нагрузок; дети расслабляются, слушая спокойную, тихую музыку).
Важным и интересным для детей является то, что каждое занятие проводится в виде сюжетно-ролевой или тематической игры.
Детям очень нравится изображать различных животных (ящерицу, рыбку, павлина) и предметы (кораблик, маятник, паровозик), выполняя интересные упражнения в сопровождении сказки и музыки.
Педагог: Новикова Алина Евгеньевна (Физкультурный руководитель)
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольников «История Санкт — Петербурга»
Для детей старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет)
Цели и задачи курса:
— привить любовь к родному городу, показать его красоту и неповторимость;
— познакомить с историей возникновения города, особенностью архитектуры, людьми, чьи имена связаны с именем нашего города
— воспитать чувство гордости назваться «петербуржцем»
В рамках курса дети ездят на экскурсии по городу. Опытные гиды в занимательной форме рассказывают об исторических местах.
Программу по курсу «История города» Вы можете посмотреть здесь
Источник
Светлана Глушко
Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО.
Краева Светлана Александровна,
Особенностью современного рынка услуг дошкольного образования является оказание дополнительных платных образовательных услуг. Лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг получили и автономные сады нашего района. Данная статья будет полезна тем ДОО, которые начинают внедрять в образовательный процесс дополнительные образовательные услуги, в том числе платные.
Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.
К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный учебный план дошкольного образовательного учреждения. Эти услуги, не финансируются сельским, районным, республиканским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу родителей (статья 45 Закона «Об образовании»). Организация дополнительных услуг — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных, региональных и муниципальных задач в области дошкольного образования.
Дополнительные образовательные услуги на современном этапе интегрируются в содержание реализуемой детским садом основной образовательной программы для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности (ФГОС ДО).
Реализация современной модели дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
— Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
— Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
— Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
— Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
— Созданию механизмов как внутренней, так и внешней системы оценки качества, ориентированной на повышение эффективности педагогического воздействия;
— Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в работе по оказанию дополнительных услуг.
Пред тем, как внедрить дополнительные платные образовательные услуги необходимо убедиться, что:
• в уставе образовательного учреждения указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»);
• оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии;
• платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
Модель организации платных образовательных услуг в ДОО:
1 этап — Определение спектра дополнительных образовательных услуг.
Для исследования потребительского рынка (запроса родителей, и определения спектра дополнительных услуг проводится анкетирование родителей:
1. Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОО
2. Сколько вы готовы платить за дополнительные образовательные услуги.
2 этап — Составление программ кружков и секций.
Руководители кружков составляют и разрабатывают программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которая утверждается на педагогическом совете ДОО.
Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей, учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, из опыта работы детский сад чаще всего выбирает следующие направления:
• Художественно — эстетическое развитие (обучение танцам, хореография, кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, игре на музыкальных инструментах, вокалу);
• физическое воспитание и развитие (гимнастика, детский фитнес, спортивные танцы, «школа мяча»);
• интеллектуальное развитие (шахматы, шашки, развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика, экспериментальная деятельность, предшкола);
• раннее развитие (сенсорное воспитание, развитие логики, речи и др.);
• экологическое образование;
• экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.
Программа включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно — тематический план.
4. Содержание дополнительной образовательной программы.
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список литературы.
3 этап – получение лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг
4 этап — Расчет родительской платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг.
5 этап — Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.
Администрация проводит беседу, определяет профессиональную компетентность и назначает педагогов по дополнительному образованию. Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками и родителями, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой проектирования исследовательской работы.
6 этап — Создание нормативной базы.
1. Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
2. Договор с родителями об оказании платных образовательных услуг.
3. Должностные инструкции педагогов кружков.
4. Издание заведующим приказов, утверждение расписания дополнительных услуг, прием заявлений от родителей.
5. Разработка необходимой документации: табель посещаемости кружка, программа, перспективный план.
7 этап — Организация рекламной кампании.
1. Проведение общего родительского собрания с целью ознакомления с предлагаемыми дополнительными услугами. Презентации кружков, секций и студий педагогами, осуществляющими дополнительные образовательные услуги.
2. Создание рекламных буклетов, объявлений, приглашений.
3. Проведение «Дня открытых дверей» с целью знакомства с проведением образовательных услуг.
4. Организация концертов, праздников, выставок детских работ, соревнований.
5. Информационные листы для родителей – мониторинг успехов детей, посещающих кружки и секции.
6. Индивидуальные беседы и консультирование родителей с целью выбора направлений дополнительных услуг.
7. Информация о дополнительных образовательных услугах на сайте дошкольного учреждения.
8 этап — Заключение договоров с родителями и руководителями кружков.
9 этап — Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг.
Потенциал дополнительного образования служит для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества, обеспечивает повышение качества образовательных услуг, помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных педагогов, обладающих высоким профессионализмом. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу — социализации и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Таким образом, в рамках данной статьи мы уточнили сущность понятия «дополнительные образовательные услуги», их виды, а также рассмотрели некоторые особенности организации дополнительных платных образовательных услуг в условиях современных автономных дошкольных учреждений.
Список использованной литературы:
1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно — метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.
2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» .
5. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95.
Источник