План развития творческих способностей ребенка 3 лет

Татьяна Румянцева
Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности»
Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной деятельности и, конечно, в игре. Во второй младшей группе проводились занятия по рисованию, лепке и аппликации. Очень важно было заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик при знакомстве с окружающим миром, с природными явлениями, научить детей видеть яркий, красочный мир и восхищаться им.
Основная задача – развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.
Задачи по изодеятельности в программе «Детство» (вторая младшая группа):
1. Развивать собственный художественный опыт детей (обследование природного и бросового материала, экспериментирование с различными материалами: красками, акварельными мелками и т. п.)
2. Развивать тонкую моторику пальцев рук.
3. Формировать у детей основы культуры в изодеятельности (требование к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правила поведения при выполнении художественной работы, обращения с материалами и орудиями художественного труда).
4. Учить детей наблюдать, замечать выразительность и сенсорные признаки предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре.
5. Учить детей выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем, осваивать представления о декоративно-прикладном искусстве.
6. Учить детей эмоционально отзываться на некоторые свойства выразительности: ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета, холодные и теплые цвета, оттенки.
7. В предметном изображении передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, сходство по форме («цыпленок гуляет», «цыпленок клюет», цвету, размеру, фактуре поверхности.
8. В сюжетном изображении – располагать рисунок на всем листе бумаги или полосе, изображающей землю, изображать обобщенный образ предметов (дерево: ствол, ветви, листья и т. д., живые объекты, игрушки, передавать пропорции отдельных деталей.
9. В декоративном изображении – осваивать умение видеть предметную или геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветовых пятен на плоскости (прямые пересекающиеся линии, точки, круги, мазки).
10. Учить детей правильно держать инструменты, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций.
11. В аппликации — создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы, осваивать последовательность работы.
12. В лепке — закреплять знакомые способы и осваивать новые, включающие работу пальцев: раскатывать глину под углом ладонями рук (морковка, ракета, раскатывать и соединять различные формы (бублик, пирамидка, лесенка, скатывать и вдавливать пальцем глину (чашка, бокал, соединять нескольких частей в один образ (снеговик).
В начале учебного года я провела диагностику, с целью выявить знания и умения детей по следующим направлениям:
1. Знает виды искусства и их назначение
2. Употребляет названия материалов, инструментов, название профессии «художник»
3. Передает в рисунке общие признаки и некоторые характерные детали образа
4. Располагает рисунок на всем листе бумаги
5. Передает элементы декоративного узора, чередование элементов, ритм
6. Регулирует силу нажима инструментом
7. В аппликации создает образы, используя готовые формы, соблюдает последовательность действий
8. В лепке освоены новые способы: раскатывание под углом, раскатывание и соединение и др.
Выяснилось, что из 25 детей группы – 12 детей имеют низкий уровень освоения программы, 13 детей – средний уровень, детей с высоким уровнем освоения программы – нет.
Появилась необходимость разработать план по развитию творческих способностей детей в изодеятельности.
Планирование включало в себя:
1. Дидактические игры по формированию пространственных представлений, развитию памяти, воображения, мелкой моторики рук, навыков различения формы и цвета:
•пальчиковые игры;
•показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
•упражнения для формирования правильного захвата орудия письма: «Посолим суп»
Дети складывают пальцы в щепоть и имитируют движение («посолим», которое сопровождается словами:
«Мы солили суп, суп
Из перловых круп, круп…»;
«Катаем шарик»
Упражнение проводится с использованием шарика, диаметр которого
15 мм (в течение 30 сек.);
«Урожай» (упражнение для большого и указательного пальцев).
Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.
С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев – морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением.
«Вырастала репка
Желтая и крепкая.
И свеколка удалась,
Поедим ее мы всласть.
И морковки урожай,
Сладкой, сочной, собирай»
•Работа со штампами.
При выполнении такой работы происходит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабление, силовое напряжение, расслабление. Кроме того, у ребенка развивается умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжает формироваться щепоть. Можно изготовить штамп самостоятельно: взять карандаш с твердым ластиком на конце и срезать острым лезвием конец ластика под углом в 45 градусов.
Необходимо показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп, поинтересоваться, какой по форме след останется от него на бумаге.
Сначала ребенку предлагаются картинки- заготовки, предоставляющие широкое поле его деятельности.
«Звезды»
«Наступила ночь. Вышел на небо месяц. Осмотрелся, огляделся – нет его подружек, желтых звездочек, опечалился месяц, заскучал. Развесели его, сделай так, чтобы на небе зажглось как можно больше ярких звезд».
Затем поле деятельности ребенка ограничивается определенными рамками. Он может действовать свободно, но не заходить за пределы контура.
•конструирование из счетных палочек;
•лепка из соленого теста или теплого воска;
•обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.). Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга»;
•сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации;
•выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы и т. д.)
•выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур и др.);
•набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1*1 см;
•нанизывание бус, пуговиц, колпачков от фломастеров с отрезанным верхом на проволоку, тесьму или леску;
•создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;
•сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
•завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
•перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, фасоль, бобы и т. д.);
•Игры с песком
2. В группе работал кружок «Волшебные пальчики» — 1 раз в неделю проводились занятия кружка. На занятиях дети:
•рисовали ладонями и пальцами («Ягодки», «Солнышко»);
•экспериментировали с красками;
•рисовали печаткой и поролоном;
•рисовали ватными палочками, штампами («Солнышко, раскидай колечки», «Светлячок», «Ягоды рябинки на моей картинке»);
•рисовали пластилином – пластилинография («Воздушные шары», «Яблочки», «Звездное небо»);
•наблюдали явления в природе и создавали выразительные образы («Вьюга-завируха» — рисование в технике «по-мокрому», «Горы и море» (по картине) – аппликация из мятой газеты, ваты, бумаги, салфеток);
•клеили из фантиков и салфеток «Ковер», «Вазу для цветов» в подарок маме.
В конце учебного года для родителей было показано открытое занятие по пластилинографии с элементами музыкальной гимнастики «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки», на котором дети показали свои знания и умения, полученные за год, прекрасно справились с приемами лепки, свободно общались с педагогом, читали стихи и потешки.
И, как итог, — выставка детских работ кружка «Волшебные пальчики» за год, вставленных в оригинальные рамки, изготовленные родителями.
3. В группе был создан уголок изодеятельности для самостоятельного экспериментирования детей с разнообразными материалами (карандаши, краски, восковые мелки, шаблоны, штампы, крупа, семена, и т. д.)
4. На занятиях ставились игровые задачи: «Помоги белочке заготовить грибы на зиму», «Курочка плачет, потеряла цыпляток! Мы поможем курочке найти малышей? Давайте, слепим цыплят!», которые помогали заинтересовать детей.
5. Устраивались выставки детских работ с рекомендациями для родителей для закрепления технических приемов в рисовании, лепки, аппликации.
6. В группе начал работать родительский клуб «Радуга». Родители участвовали в выставке «Художница-осень», помогали эстетично оформить группу, собирали природный и бросовый материалы, помогали в изготовлении раздаточного материала, оформляли фойе красочными открытками к праздникам, фотовыставками, участвовали в мастер-классе «Мастерская Деда Мороза», конкурсе «Оригинальные рамки для детских рисунков». Рамки, выполненные руками родителей, отличались эксклюзивностью, неповторимостью, творческой идеей. Родители использовали различные материалы для оформления рамок (пуговицы, фасоль, рис, ракушки, морские звезды, гипс, камни, цветы из ткани, пробки, яичную скорлупу, бисер, бусины, тесьму, пластик, масляную краску) и привлекали к изготовлению рамок своих малышей.
7. В перспективе, на следующий год, будут запланированы занятия, на которых дети будут учиться «шить шнурками», рисовать бросовым материалом (карандашной стружкой, ёлочными иголками, салфетками, конфетти, макаронами) для развития творческих способностей, фантазии, воображения.
Планирование систематических занятий и совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями дало хорошие результаты знаний и умений детей в изодеятельности в конце учебного года.
Повторная диагностика по тем же направлениям показала, что детей с высоким уровнем освоения программы стало восемь. Детей со среднем уровнем – 12, детей с низким уровнем освоения программы стало – 5, на 7 меньше, чем в начале учебного года.
Работу по развитию творческих способностей детей в изодеятельности во второй младшей группе можно считать успешной.
Источник
Ольга Журина
Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – исследовательско-познавательный.
Продолжительность проекта – долгосрочный (1 год).
Участники проекта – дети младшей группы, воспитатели, родители.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании системы формирования творческого мышления младшего дошкольника в процессе использования игровых технологий.
Актуальность проблемы.
В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
С целью решения данной задачи педагоги МАДОУ ЦРР — д/с №27 «Росинка» уделяют большое внимание развитию творческих способностей.
Творческие способности ребёнка — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Развитие творческих способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.
Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартных подходов решения больших и малых задач.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции
Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными. Ребенок играет, развивается и обучается одновременно.
Новизна проекта заключается в создании системы работы с использованием развивающих игр, направленных на развитие творческих способностей и талантливого мышления младшего дошкольника в ходе обучения его самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности.
При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Таким образом, развивая у детей творческих способностей, мы даём им возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Цель проекта: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр
Задачи проекта:
• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• Формировать у младших дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация.
• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
• Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о величине, форме, пространстве.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Важным условием развития творческих способностей является создание обстановки опережающего развития детей. Необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы его разнообразную деятельность.
Приступив к работе в младшей группе я собрала родительское собрание и предложила им участвовать вместе со мной в данном проекте. Результатом которого у их детей будет заложена основа развития творческих способностей и талантливого мышления.
В лице родителей я нашла единомышленников с которыми я постоянно работаю.
Родительский комитет закупил по моей рекомендации полный комплект игр на всех детей.
Для реализации проекта используем:
Игры
• Б. П. Никитин: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Кубики для всех», «Вкладыши Монтессори».
• В. В. Воскобович: «Чудо-крестики» и «Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Двухцветный квадрат», «Четырехцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Черепашки».
• Н. Семенова «Сложи круг».
• Л. Данилова «Радужное лукошко».
Игры головоломки В. Перельмана — Круги, Овалы, Треугольники.
Мировые головоломки: «Абрис, Танграм, Вьетнамская игра, Головоломка Архимеда, Летчик, Гексамино, Пентамино, Монгольская игра, Волшебный квадрат
Палочки Кюизенера «Цветные счетные палочки»
Блоки Дьенеша.
Использую игры в режимные моменты (утро, в течение дня, вторая половина дня, в процессе организованной образовательной деятельности.
Этапы работы над проектом
1-й этап – Подготовительный
• обозначение проблемы и темы проекта
• постановка целей и задач по проблеме развития творческих способностей в развивающих играх и играх головоломках.
• разработка этапов проектной деятельности
• обозначение мероприятий по реализации проекта
2-й этап — Вводный
• беседа об играх
• показ и введение детей в сказку.
3-й этап – Практический
• выполнение игровых заданий
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: величине, форме, пространстве и времени.
Методы реализации проекта.
В ходе выполнения проекта используются игровые технологии:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет В. В. Воскобовича.
Представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр. Я использую игры «Чудо — крестики» и «Чудо — соты».
Игры способствуют:
• развитию воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).
• совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи).
• тренировке мелкой моторики рук
Этапы освоения игр детьми.
1. Воспитатель знакомит детей с персонажами сказок. Подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с ними.
2. Дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, выполняют задания, требующие волевых усилий, концентрации внимания.
3. Дети самостоятельно изобретают игровые задания. Придумывают предметные формы.
Игровые задания:
• Знакомимся с крестиками и сотами
• Собираем крестики и соты
• Строим башню
• Составляем фигуры из альбома
• Придумываем фигуры
2. Технология Б. П. Никитина.
Предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр
• «Сложи квадрат»;
• «Вкладыши Монтессори», идея которой взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори.
Игры способствуют:
• Умению узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь)
• Готовит детей к овладению письмом и рисованием, вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает «твердость» руки, умение проводить линии, различать границы фигур, видеть линии контура.
• Знакомит с геометрической терминологией – названиями геометрических фигур.
Игра «Сложи квадрат»
Этапы освоения игр детьми:
1. Предварительный.
Ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части.
2. Практическое освоение (Складывание квадрата)
Игровые задания:
• Разложи по цветам.
• Холодные и теплые цвета
• Сложи квадрат в определенном цвете.
• Сложи квадрат в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные»
• Сложи квадрат не в рамках, а на столе, на полу
• Сложи квадрат с закрытыми глазами.
• Сложи квадрат из деталей разного цвета.
• Придумай сам. Сложить контуры животных, птиц, людей.
Этапы освоения игр детьми:
1. Предварительный.
Ребенок знакомится с рамками и вкладышами.
2. Практическое освоение
Ребенок работает с рамками и вкладышами.
Игровые задания:
• Найди вкладыши и вставь их
• Обведи контуры фигур
Печем блины
Делаем печенье
Огурцы на полке
Елочка
• Раскрась фигуры цветным карандашом
• Сделай фигуру с двойным контуром
• Сделай орнамент из фигур
• Создание различных образов
• Узнай фигуру на ощупь
• Вставь вкладыши в рамки на ощупь
• Разложи по «сортам»
Треугольники
Четырехугольники
Пятиугольники
Шестиугольники
3. Игры головоломки. Мировые головоломки.
• Абрис
• Танграм
• Вьетнамская игра
• Круги, овалы
• Монгольская игра
Этапы освоения игр детьми:
1. Предварительный
— Дети рассматривают детали игр.
2. Основной
— Ребенок собирает картинку наложением на образец.
— Собирает картинку рядом с ее контурным изображением.
Игры способствуют:
• восприятию форм
• способности выделять фигуру из фона
• выделению основных признаков объекта
• глазомеру
• воображению (репродуктивное и творческое)
• зрительно-моторной координации
• зрительному анализу/синтезу
• умению работать по правилам
Альбом фигурок «Монгольская игра»
Альбом фигурок «Танграм»
Результаты проектной деятельности
За два месяца дети достигли следующих результатов:
• Научились играть в игры Воскобовича, Никитина.
• Собирают по образцу.
• Стали более усидчивыми, улучшилась память и концентрация внимания. Проявляют активное желание играть в игры.
• У детей сформировалось пространственное мышление.
• Многие дети стали самостоятельно анализировать результат игры с образцом.
• Все дети знают название геометрические фигур, используемых в играх.
Замечательный польский педагог Януш Корчак завещал: «Не тяните ребенка до своего уровня — постарайтесь дорасти до его гениальности».
Источник