План развития ребенка в приемной семье
- Организационно-методическая и аналитическая работа
- Повышение профессиональной компетентности приемных родителей (родителей-воспитателей): повышение квалификации; участие в работе методических объединений, клубной деятельности); самообразование и др.);
- Контроль и анализ за исполнением приемными родителями должностных обязанностей, договора об условиях воспитания и содержания ребенка, плана развития;
- Ведение отчетной документации приемной семьи (Дневник наблюдений, книга жизни).
- Обеспечение прав и законных
интересов воспитанников
- Мероприятия, направленные на успешную адаптацию ребенка в семье, в УО (семейные праздники, экскурсии, определение круга семейных обязанностей);
- Оформление документов на несовершеннолетних (регистрация ребенка по месту жительства и месту пребывания, оформление выплат, пособий, пенсий по потере кормильца, по инвалидности, защита жилищных и имущественных прав детей, обращение в государственные органы и иные организации для разрешения вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и др.); контроль за расходованием средств, выплачиваемых на содержание приёмного ребёнка, сохранностью имущества, приобретённого для приёмной семьи за счёт средств бюджета;
- Консультирование по вопросам гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Социально-педагогическая работа
- Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни, его социализация, сопровождение;
- Сотрудничество с УО, (посещение и участие в родительских собраниях, уроках (по необходимости), повышение образовательной компетенции приемных родителей, организация помощи приемному ребенку в преодолении отставания в учебе;
- Досуговая деятельность детей;
- Формирование у ребенка позитивного жизненного опыта жизни в семье; организация мероприятий по поддержке родственных отношений с биологической семьей; организация общения ребенка с кандидатами в усыновители.
- Психолого-педагогическая
поддержка семьи и ребенка
- Изучение познавательной деятельности, уровня адаптации, личностных особенностей ребенка, детско-родительских отношений. Анализ результатов диагностики, совместная коррекционная работа. Супервизия;
- Консультирование. Психологическое просвещение приемных родителей. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий приемного ребенка и семьи.
- Обеспечение индивидуальных занятий с узкими специалистами (педагог психолог, учитель-дефектолог, и др.), поддерживающие занятия при отставании в учебе.
- Медицинская помощь, поддержка здоровья воспитанника и семьи
- Контроль за состоянием здоровья ребенка;
- Обеспечение мероприятий по медицинскому обследованию ребенка, выполнением рекомендаций по уходу за ребенком;
- Формирование гигиенических навыков, соблюдение режимных моментов;
- Профилактическое консультирование и обучение приемных родителей воспитанника навыкам здорового образа жизни;
- Организация оздоровления воспитанников.
- Материальная деятельность
- Обеспечение ребёнка одеждой, обувью, мягким инвентарём и оборудованием, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, денежными средствами на личные расходы (по достижении ребёнком возраста 7 лет).
План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с отделом образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, и утверждается отделом образования.
(в соответствии с п.5
Положения о приемной семье
от 17.07.2012 № 659).
Дополнительную информацию
Вы можете получить
в ГУО «Бешенковичский районный
социально-педагогический центр»
г.п. Бешенковичи, ул. Коммунистическая, д. 20а
тел. 6-01-32
Педагог-психолог центра Снитко Светлана Дмитриевна | Наш сайт www. https://spc—besh.schools.by |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ,
СПОРТА И ТУРИЗМА
БЕШЕНКОВИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕШЕНКОВИЧСКИЙ РАЙОННЫЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
БЕШЕНКОВИЧИ
2018
Источник
План мероприятий с родителями
Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
В.А. Сухомлинский
Приемные родители, сталкиваются с проблемами воспитания детей, часто считают, что «самые большие трудности у них еще впереди». При этом они действительно опасаются наступления кризисных периодов, боятся, что просто не смогут справиться с возросшими конфликтными ситуациями и пониманием поведения ребенка.
Семейный клуб «Мы вместе» − это возможность обрести и сохранить гармоничные отношения, это возможность для родителей быть востребованными и счастливыми мамами и папами. Занятия созданы для тех родителей и детей, которые хотят быть настоящими друзьями, которые ищут и находят поддержку всего, друг у друга.
Цель: предоставление участникам психологической и информационной поддержки, способствующей успешной адаптации ребенка в семье и профилактики вторичного сиротства.
Основные задачи Клуба:
− оптимизация процесса адаптации ребенка в новой семье;
— развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) замещающих родителей, педагогов;
— оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников;
— обмен опытом между замещающими родителями, между замещающими родителями и педагогами для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей;
− профилактика вторичного сиротства детей, принятых на воспитание.
Целевая группа: замещающие родители и семьи
Кадровое обеспечение деятельности: специалисты отделения подготовки, семейного устройства и сопровождения замещающих семей (педагоги − психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги).
Форма проведения встреч:
− «чайная гостиная»;
− индивидуальные и групповые консультации;
− тренинги;
− лекции;
− мероприятия и праздники;
− досуг;
круглые столы.
План работы клуба
на 2017-2018 год
Сентябрь. Я – родитель Семинар- тренинг
Октябрь. Кризис 3 лет Лекция
Ноябрь Моя новая семья Семинар -тренинг
Декабрь Капризы, что делать?
Лекция
«Наши достижения» − встреча членов клуба.
Участие в новогоднем празднике.
Январь Если ваш ребенок молчит!
Консультация
Февраль Малыш дома Семинар- тренинг
Март Пять этапов развития вашего малыша
Лекция
«Связующая нить» (укрепление детско-родительских отношений).
Тренинговое занятие
Апрель Теория привязанности тренинг
День открытых дверей «День аиста»
Май Играем с ребенком Семинар -тренинг
«Психологическое пространство замещающей семьи».
Организационная встреча
Июнь. «День защиты детей» выезд на городские детские площадки.
Июль-августлетний оздоровительный лагерь в
п. Хомяково
ПЛАН
работы Клуба «Мы вместе» на 2017-2018 год
Сегодня в средствах массовой информации все чаще обсуждается вопрос о кризисе современной семьи и трансформации ее роли в жизни человека. В этих условиях особую актуальность и остроту приобретают проблемы, связанные с приемными, замещающими и другими видами семей, решивших взять на себя ответственность за воспитание детей из государственных воспитательных учреждений.
Особые трудности доставляет процесс адаптации ребенка – сироты в замещающей семье, обусловленный как депривационными расстройствами самих детей, так и проблемами функционирования «базисной» семьи, ее способности к изменениям и переходу на новый уровень развития уже в качестве замещающей семьи.
Как правило, эти семьи остро нуждаются в особой помощи специалистов, так как приемные дети уже имели опыт пребывания в семьях, которые сочетали несколько форм неблагополучия. Перед замещающими родителями встают вопросы: чему и как учить детей, как с ними общаться, как справляться с капризами и непослушанием. Где родители могут получить ответы на эти вопросы? Конечно, непосредственно у специалистов дома ребенка.
Цель и задачи
Основная цель: предоставление участникам психологической и информационной поддержки, способствующей успешной адаптации ребенка в семье и профилактики вторичного сиротства.
Задачи:
-оптимизация процесса адаптации ребенка в новой семье;
-развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), замещающих родителей;
-формирование доверительных отношений между родителями и детьми;
-оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций;
-оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в осуществлении совместных творческих замыслов;
— расширение сферы общения детей и взрослых через организацию активного досуга;
-обмен опытом между замещающими родителями, между замещающими родителями и педагогами для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей;
-профилактика вторичного сиротства детей, принятых на воспитание.
II. Ожидаемый результат
− укрепление взаимоотношений между замещающими семьями;
− распространение позитивного опыта в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях;
− повышение уровня педагогической состоятельности опекунов и приемных родителей;
− приобретение чувства защищенности и осознание важности выполняемых замещающими родителями функций.
— создание положительной психологической атмосферы;
— содействие развитию ребенка,
— создание условий для реализации его внутреннего потенциала,
— помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.
январь
Малыш дома
Семинар- тренинг
-укрепить отношения между родителями и ребенком;
-сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком;
-снять тревожность, напряженность и страхи в отношениях между родителями и ребенком;
-сформировать адекватную самооценку родителей и детей.
февраль
Пять этапов развития вашего малыша
Лекция
— развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), замещающих родителей;
март
Тренинговое занятие «Связующая нить»
групповая работа с элементами тренинга
2,5 часа
-оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: возрастные кризисы развития, помощь в решении конфликтных ситуаций;
II квартал
День открытых дверей «День аиста»
районное мероприятие
-знакомство граждан, желающих принять на воспитание детей в семьи, с воспитанниками дома ребенка, условиями проживания детей, обучения, общего и дополнительного образования, возможность увидеть детей в творческих занятиях, подготовки их к семейной и самостоятельной жизни, и устройства воспитанников на семейные формы воспитания.
апрель
Теория привязанности
тренинг
-оптимизация процесса адаптации ребенка в новой семье;
-развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), замещающих родителей;
-формирование доверительных отношений между родителями и детьми;
Играем с ребенком
Семинар- тренинг
2,5 часа
— Повышать педагогическую компетентность родителей, обучая родителей эффективным способам взаимодействия с детьми в играх;
— показать родителям значимость игры для полноценного эмоционального развития ребенка;
— показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей;
— обучить практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми;
май
«День защиты детей» выезд на городские детские площадки
городское мероприятие
-социально-правовое просвещение населения;
-психолого-педагогическая помощь населению;
-укрепление детско-родительских отношений;
-формирование позитивной коммуникации между родителями и ребенком, родительской компетенции, навыков ответственного родительства.
июнь
III квартал
Летний оздоровительный лагерь в п. Хомяково
— Отдых и оздоровление детей
Июль-август
Организационная встреча «Психологическое пространство замещающей семьи»
групповая работа с элементами тренинга
2,5 часа
диагностика участников группы 2,5 часа
-знакомство участников, создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей самораскрытию и принятию друг друга;
-ознакомление с целями и задачами клуба;
-утверждение направлений работы клуба.
сентябрь
Я – родитель
Семинар- тренинг
-презентация отделения коррекции и развития;
-социально-правовое просвещение населения;
-психолого-педагогическая помощь населению;
-укрепление детско-родительских отношений;
-формирование позитивной коммуникации между родителями и ребенком, родительской компетенции, навыков ответственного родительства.
IV квартал
«В гармонии с собой»
групповая работа с элементами тренинга
2,5 часа
-профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей;
-фокусировка внимания на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, собственных поведенческих стереотипах;
-осознание личностных ресурсов для реализации жизненных планов.
Октябрь
Кризис 3-х лет
Лекция
— актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
— Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
— Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
— Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
Моя новая семья
Семинар -тренинг
-оптимизация процесса адаптации ребенка в новой семье;
-развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), замещающих родителей;
-формирование доверительных отношений между родителями и детьми;
Ноябрь
«Наши достижения»
Итоговая встреча членов клуба
круглый стол
-обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов работы клуба;
-определение дальнейших направлений работы;
-поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.
декабрь
Капризы, что делать
Лекция
— формирование положительного поведения родителей, как реакции на детские истерики.
— снять эмоциональное напряжение;
-улучшить рефлексию взаимопонимания приемного малыша;
— развивать умения проявлять педагогический такт в различных проявлениях детских истерик;
— обучить нескольким приёмам борьбы с детскими истериками.
Участие в новогоднем празднике
Развлекательное мероприятие
— организация досуговой деятельности;
-возможность увидеть детей в самодеятельном творчестве.
декабрь
Источник
Ф. И.О. приемного родителя (родителя-воспитателя)_________________________________________________
Ф. И.О. приемного ребенка (воспитанника ДДСТ) ___________________________________________________
Адрес проживания семьи_____________________________________________________________
№ п/п
Ф. И.О.
членов семьи
Дата рождения
Родственные отношения
Род занятий, учреждение, которое посещает несовершеннолетний
Сведения о биологических родителях / близких родственниках приемных детей
Актуальные проблемы семьи
(членов семьи)
№ п/п
Мероприятия по реализации плана
Сроки выполнения
Ответственный,
социальные партнеры
Результаты и выводы по работе
(по истечению срока реализации Плана)
1. Организационно-методическая и аналитическая работа
1.1.
Повышение профессиональной компетентности приемных родителей (родителей-воспитателей): повышение квалификации; участие в работе методических объединений, творческих групп, клубной деятельности, семинарах, совещаниях; аналитические и творческие отчеты; самообразование и др.
Расписать конкретно! С точным временным периодом!
Отдел образования, спорта и туризма, СПЦ, приемные родители (родители-воспитатели)
1.2.
Консультации специалистов по созданию электронной почты, регистрации Skype. Прохождение курсов компьютерной грамотности.
СПЦ, учреждение образования, отдел, образования, спорта и туризма
1.3.
Предоставление отчетной документации в рамках контроля и анализа за исполнением приемными родителями (родителями-воспитателями) должностных обязанностей и обязанностей опекуна, договора об условиях воспитания и содержания ребенка, плана развития приемной семьи (ДДСТ)
Отдел образования, спорта и туризма, СПЦ
1.4.
Ведение отчетной документации приемной семьи (ДДСТ) («Книга жизни», дневник наблюдений и др.). Консультации специалистов.
Приемные родители (родители-воспитатели), СПЦ
2. Обеспечение прав и законных интересов воспитанников
2.1.
Оформление документов на несовершеннолетних (регистрация ребенка по месту жительства и месту пребывания, оформление выплат, пособий, пенсий по потере кормильца, по инвалидности, защита жилищных и имущественных прав детей, обращение в государственные органы и иные организации для разрешения вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и др.);
предоставление отчетов по расходованию средств, выплачиваемых на содержание ребёнка, пенсий (израсходованных с разрешения отдела образования, спорта и туризма), сохранности имущества несовершеннолетнего
Приемные родители (родители-воспитатели), СПЦ,
отдел образования, спорта и туризма
2.2.
Консультирование приемных родителей (родителей-воспитателей) и несовершеннолетних по вопросам гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Отдел образования спорта и туризма, ТЦСОН
3. Социально-педагогическая работа
3.1.
Мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей:
в семье и социуме (семейные праздники, определение круга семейных обязанностей и др.),
в учреждении образования (изучение особенностей развития личностной сферы, принятие своевременных мер по предотвращению и преодолению дезадаптации, коррекционные занятия и др.)
Приемные родители (родители-воспитатели), СПЦ, учреждения образования
3.2.
Подготовка детей к самостоятельной жизни, их социализация, сопровождение, формирование навыков общения в социуме, профориентация выпускников
Приемные родители (родители-воспитатели), учреждения образования, СПЦ
3.3.
Сотрудничество с учреждениями образования (посещение и участие в родительских собраниях, уроках (по необходимости), регулярные беседы с классным руководителем и др.)
Приемные родители (родители-воспитатели), учреждения образования
3.4.
Досуговая деятельность детей: организация экскурсий, культурно-массовых мероприятий, посещение объединений по интересам, обеспечение участия в мероприятиях и др.
Указать конкретные мероприятия!
Приемные родители (родители-воспитатели), учреждения образования, ТЦСОН
3.5.
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
При наличии таковых, указать конкретно!
Приемные родители (родители-воспитатели), отдел образования, спорта и туризма, СПЦ, учреждения образования, здравоохранения, РОВД, МЧС
3.6.
Организация мероприятий по поддержке родственных отношений с биологической семьей, близкими родственниками (конкретно с кем!)
Организация общения ребенка с кандидатами в усыновители (при целесообразности, например, для ребенка раннего или дошкольного возраста!)
Приемные родители (родители-воспитатели),
отдел образования, спорта и туризма, СПЦ
4. Психолого-педагогическая поддержка семьи и ребенка (детей)
4.1.
Участие в работе психолого-педагогического консилиума
Специалисты СПЦ, СППС учреждения образования, приемные родители (родители-воспитатели), отдел образования, спорта и туризма
4.2.
Изучение познавательной деятельности, уровня адаптации, личностных особенностей ребенка, детско-родительских отношений (для рассмотрения результатов диагностики на заседаниях консилиумов и определения направлений коррекционной работы)
(указывать возможные методики, тесты с конкретным временным периодом!)
Специалисты СПЦ, СППС учреждения образования, приемные родители (родители-воспитатели)
4.3.
Консультирование у специалистов. Выполнение рекомендаций специалистов
Специалисты СПЦ, СППС учреждения образования, ЦКРОиР, ТЦСОН, приемные родители (родители-воспитатели)
4.4.
Обеспечение посещения коррекционных занятий с узкими специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог и др.). Выполнение рекомендаций
Указывать конкретно с кем!
Специалисты СПЦ, учреждения образования, ЦКРОиР, приемные родители (родители-воспитатели)
5. Медицинская помощь, поддержка здоровья воспитанников и семьи
5.1.
Прохождение медицинского осмотра с целью контроля за состоянием здоровья ребенка / детей
Даты!
Учреждения здравоохранения, приемные родители (родители-воспитатели)
5.2.
Обеспечение мероприятий по медицинскому обследованию ребенка, организации своевременной помощи по медицинским показаниям, выполнение рекомендаций по уходу за ребенком
Учреждения здравоохранения, приемные родители
(родители-воспитатели)
5.3.
Организация мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья членов семьи
Приемные родители
(родители-воспитатели)
5.4.
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков, соблюдение режимных моментов (согласно возрасту ребенка)
Приемные родители
(родители-воспитатели)
5.5.
Обеспечение безопасной жизнедеятельности детей
Приемные родители
(родители-воспитатели), МЧС
5.6.
Консультирование по организации рационального питания, режима дня, профилактических мероприятий в соответствии с возрастом, состоянием здоровья ребенка (детей)
Учреждения образования, здравоохранения, ЦКРОиР, приемные родители (родители-воспитатели)
5.7.
Организация оздоровления детей
Ориентировочно период указать!
Отдел образования, спорта и туризма,
приемные родители (родители-воспитатели)
6. Материальная деятельность
6.1.
Обеспечение ребёнка одеждой, обувью по сезону, мягким инвентарём и оборудованием, учебными, игровыми пособиями в соответствии с возрастом ребенка, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости (указываются крупные покупки), денежными средствами на личные расходы (по достижении ребёнком возраста 7 лет);
оказание гуманитарной, материальной и др. видов помощи
Указать для каждого ребенка, находящегося в семье!
Отдел образования, спорта и туризма, ТЦСОН,
приемные родители (родители-воспитатели)
6.2.
Обеспечение благоустройства детской комнаты (косметический ремонт, приобретение необходимой мебели, оборудования и др.)
Указать конкретно!
Приемные родители,
отдел образования, спорта и туризма
(подпись, дата) (Ф. И.О.)
(подпись, дата) (Ф. И.О.)
(подпись, дата) (Ф. И.О.)
В отчете необходимо отразить: Достигнуты ли задачи? Какие выявлены проблемы? Что требует изменений? На что обратить внимание при составлении плана на следующий период.
Примечание: План развития приемной семьи (ДДСТ) разрабатывается приемными родителями (родителями-воспитателями) при участии и с помощью специалистов отдела образования, спорта и туризма, социально-педагогического центра, СППС учреждения образования, которое посещает ребенок.
План составляется сроком на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, их индивидуальных и возрастных особенностей, знаний, умений, запросов приемных родителей (родителей-воспитателей), содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе (городе), а также традиций и правил семьи.
В плане определяются конкретные мероприятия по развитию семьи (т. е. мероприятия для конкретного ребенка (или в целом для семьи)) и указываются конкретные сроки их выполнения на основании предложенных в каждом разделе направлений-ориентиров.
Источник