План развития ребенка в приемной семье

План развития ребенка в приемной семье thumbnail
  1. Организационно-методическая и аналитическая работа

    1.  Повышение профессиональной компетентности приемных родителей (родителей-воспитателей): повышение квалификации; участие в работе методических объединений, клубной деятельности); самообразование и др.);
  1.  Контроль и анализ за исполнением приемными родителями должностных обязанностей, договора об условиях воспитания и содержания ребенка, плана развития;
  1.  Ведение отчетной документации приемной семьи (Дневник наблюдений, книга жизни).
  1. Обеспечение прав и законных

интересов воспитанников

  1.  Мероприятия, направленные на успешную адаптацию ребенка в семье, в УО (семейные праздники, экскурсии, определение круга семейных обязанностей);
  1.  Оформление документов на несовершеннолетних (регистрация ребенка по месту жительства и месту пребывания, оформление выплат, пособий, пенсий по потере кормильца, по инвалидности, защита жилищных и имущественных прав детей, обращение в государственные органы и иные организации для разрешения вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и др.); контроль за расходованием средств, выплачиваемых на содержание приёмного ребёнка, сохранностью имущества, приобретённого для приёмной семьи за счёт средств бюджета;
  1.  Консультирование по вопросам гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  1. Социально-педагогическая работа

    1.   Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни, его социализация, сопровождение;
  1.  Сотрудничество с УО, (посещение и участие в родительских собраниях, уроках (по необходимости), повышение образовательной компетенции приемных родителей, организация помощи приемному ребенку в преодолении отставания в учебе;
  1.  Досуговая деятельность детей;
  1.  Формирование у ребенка позитивного жизненного опыта жизни в семье; организация мероприятий по поддержке родственных отношений с биологической семьей; организация общения ребенка с кандидатами в усыновители.
  1. Психолого-педагогическая

поддержка семьи и ребенка

  1.  Изучение познавательной деятельности, уровня адаптации, личностных особенностей ребенка, детско-родительских отношений. Анализ результатов диагностики, совместная коррекционная работа. Супервизия;
  1.  Консультирование. Психологическое просвещение приемных родителей. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий приемного ребенка и семьи.
  1.  Обеспечение индивидуальных занятий с узкими специалистами (педагог психолог, учитель-дефектолог, и др.), поддерживающие занятия при отставании в учебе.
  1. Медицинская помощь, поддержка здоровья воспитанника и семьи

    1.  Контроль за состоянием здоровья ребенка;
  1.  Обеспечение мероприятий по медицинскому обследованию ребенка, выполнением рекомендаций по уходу за ребенком;
  1.  Формирование гигиенических навыков, соблюдение режимных моментов;
  1.  Профилактическое консультирование и обучение приемных родителей воспитанника навыкам здорового образа жизни;
  1.  Организация оздоровления воспитанников.
  1. Материальная деятельность

    1.  Обеспечение ребёнка одеждой, обувью, мягким инвентарём  и оборудованием, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, денежными средствами на личные расходы (по достижении ребёнком возраста 7 лет).

План развития приемной семьи      разрабатывается приемными родителями совместно с отделом образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, и утверждается отделом образования.

 (в соответствии с п.5

Положения о приемной семье

от 17.07.2012 № 659).

Дополнительную информацию

Вы можете получить

в ГУО «Бешенковичский районный

социально-педагогический центр»

г.п. Бешенковичи, ул. Коммунистическая, д. 20а

тел. 6-01-32

Педагог-психолог

центра

Снитко Светлана Дмитриевна

Наш сайт

www. https://spcbesh.schools.by

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ,

СПОРТА И ТУРИЗМА

БЕШЕНКОВИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕШЕНКОВИЧСКИЙ РАЙОННЫЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

БЕШЕНКОВИЧИ

2018

Источник

План мероприятий с родителями

Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

В.А. Сухомлинский

  Приемные родители, сталкиваются с проблемами воспитания детей, часто считают, что «самые большие трудности у них еще впереди». При этом они действительно опасаются наступления кризисных периодов, боятся, что просто не смогут справиться с возросшими конфликтными ситуациями и пониманием поведения ребенка.

  Семейный клуб «Мы вместе» − это возможность обрести и сохранить гармоничные отношения, это возможность для родителей быть востребованными и счастливыми мамами и папами. Занятия созданы для тех родителей и детей, которые хотят быть настоящими друзьями, которые ищут и находят поддержку всего, друг у друга.

  Цель: предоставление участникам психологической и информационной поддержки, способствующей успешной адаптации ребенка в семье и профилактики вторичного сиротства.

Основные задачи Клуба:

− оптимизация процесса адаптации ребенка в новой семье;

— развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) замещающих родителей, педагогов;

— оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников;

— обмен опытом между замещающими родителями, между замещающими родителями и педагогами для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей;

− профилактика вторичного сиротства детей, принятых на воспитание.

Целевая группа: замещающие родители и семьи

Кадровое обеспечение деятельности: специалисты отделения подготовки, семейного устройства и сопровождения замещающих семей (педагоги − психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги).

Форма проведения встреч:

− «чайная гостиная»;

− индивидуальные и групповые консультации;

− тренинги;

− лекции;

− мероприятия и праздники;

− досуг;

  • круглые столы.

План работы клуба

на 2017-2018 год

Сентябрь. Я – родитель Семинар- тренинг

Октябрь. Кризис 3 лет Лекция

Ноябрь Моя новая семья Семинар -тренинг

Декабрь Капризы, что делать?

Лекция

«Наши достижения» − встреча членов клуба.

Участие в новогоднем празднике.

Январь Если ваш ребенок молчит!

Консультация

Февраль Малыш дома Семинар- тренинг

Март Пять этапов развития вашего малыша

Лекция

«Связующая нить» (укрепление детско-родительских отношений).

Тренинговое занятие

Апрель Теория привязанности тренинг

День открытых дверей «День аиста»

Май Играем с ребенком Семинар -тренинг

«Психологическое пространство замещающей семьи».

Организационная встреча

Июнь. «День защиты детей» выезд на городские детские площадки.

Июль-августлетний оздоровительный лагерь в

п. Хомяково

ПЛАН

работы Клуба  «Мы вместе» на 2017-2018 год

     Сегодня в средствах массовой информации все чаще обсуждается вопрос о кризисе современной семьи и трансформации ее роли в жизни человека. В этих условиях особую актуальность и остроту приобретают проблемы, связанные с приемными, замещающими и другими видами семей, решивших взять на себя ответственность за воспитание детей из государственных воспитательных учреждений.

     Особые трудности доставляет процесс адаптации ребенка – сироты в замещающей семье, обусловленный как депривационными расстройствами самих детей, так и проблемами функционирования «базисной» семьи, ее способности к изменениям и переходу на новый уровень развития уже в качестве замещающей семьи.

     Как правило, эти семьи остро нуждаются в особой помощи специалистов, так как приемные дети уже имели опыт пребывания в семьях, которые сочетали несколько форм неблагополучия. Перед замещающими родителями встают вопросы: чему и как учить детей, как с ними общаться, как справляться с капризами и непослушанием. Где родители могут получить ответы на эти вопросы? Конечно, непосредственно у специалистов дома ребенка.

Цель и задачи

Основная цель: предоставление участникам психологической и информационной поддержки, способствующей успешной адаптации ребенка в семье и профилактики вторичного сиротства.

Задачи:

-оптимизация процесса адаптации ребенка в новой семье;

-развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), замещающих родителей;

-формирование доверительных отношений между родителями и детьми;

-оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций;

-оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в осуществлении совместных творческих замыслов;

— расширение сферы общения детей и взрослых через организацию активного досуга;

-обмен опытом между замещающими родителями, между замещающими родителями и педагогами для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей;

-профилактика вторичного сиротства детей, принятых на воспитание.

II. Ожидаемый результат

− укрепление взаимоотношений между замещающими семьями;

− распространение позитивного опыта в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях;

− повышение уровня педагогической состоятельности опекунов и приемных родителей;

− приобретение чувства защищенности и осознание важности выполняемых замещающими родителями функций.

— создание положительной психологической атмосферы;

— содействие развитию ребенка,

— создание условий для реализации его внутреннего потенциала,

— помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

январь

Малыш дома

Семинар- тренинг

-укрепить отношения между родителями и ребенком;

-сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком;

-снять тревожность, напряженность и страхи в отношениях между родителями и ребенком;

-сформировать адекватную самооценку родителей и детей.

февраль

Пять этапов развития вашего малыша

Лекция

— развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), замещающих родителей;

март

Тренинговое занятие «Связующая нить»

групповая работа с элементами тренинга

2,5 часа

-оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: возрастные кризисы развития, помощь в решении конфликтных ситуаций;

II квартал

День открытых дверей «День аиста»

районное мероприятие

-знакомство граждан, желающих принять на воспитание детей в семьи, с воспитанниками дома ребенка, условиями проживания детей, обучения, общего и дополнительного образования, возможность увидеть детей в творческих занятиях, подготовки их к семейной и самостоятельной жизни, и устройства воспитанников на семейные формы воспитания.

апрель

Теория привязанности

тренинг

-оптимизация процесса адаптации ребенка в новой семье;

-развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), замещающих родителей;

-формирование доверительных отношений между родителями и детьми;

Играем с ребенком

Семинар- тренинг

2,5 часа

Повышать педагогическую компетентность родителей, обучая родителей эффективным способам взаимодействия с детьми в играх;

— показать родителям значимость игры для полноценного   эмоционального развития ребенка;

— показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей;

— обучить практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми;

май

«День защиты детей» выезд на городские детские площадки

городское мероприятие

-социально-правовое просвещение населения;

-психолого-педагогическая помощь населению;

-укрепление детско-родительских отношений;

-формирование позитивной коммуникации между родителями и ребенком, родительской компетенции, навыков ответственного родительства.

июнь

III квартал

Летний оздоровительный лагерь в п. Хомяково

— Отдых и оздоровление детей

Июль-август

Организационная встреча «Психологическое пространство замещающей семьи»

групповая работа с элементами тренинга

2,5 часа

диагностика участников группы 2,5 часа

-знакомство участников, создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей самораскрытию и принятию друг друга;

-ознакомление с целями и задачами клуба;

-утверждение направлений работы клуба.

сентябрь

Я – родитель

Семинар- тренинг

-презентация отделения коррекции и развития;

-социально-правовое просвещение населения;

-психолого-педагогическая помощь населению;

-укрепление детско-родительских отношений;

-формирование позитивной коммуникации между родителями и ребенком, родительской компетенции, навыков ответственного родительства.

IV квартал

«В гармонии с собой»

групповая работа с элементами тренинга

2,5 часа

-профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей;

-фокусировка внимания на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, собственных поведенческих стереотипах;

-осознание личностных ресурсов для реализации жизненных планов.

Октябрь

Кризис 3-х лет

Лекция

— актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

— Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.

— Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.

— Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.

Моя новая семья

Семинар -тренинг

-оптимизация процесса адаптации ребенка в новой семье;

-развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), замещающих родителей;

-формирование доверительных отношений между родителями и детьми;

Ноябрь

«Наши достижения»

Итоговая встреча членов клуба

круглый стол

-обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов работы клуба;

-определение дальнейших направлений работы;

-поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.

декабрь

Капризы, что делать

Лекция

— формирование положительного поведения родителей, как реакции на детские истерики.

— снять эмоциональное напряжение;

-улучшить рефлексию взаимопонимания приемного малыша;

— развивать умения проявлять педагогический такт в различных проявлениях детских истерик;

— обучить нескольким приёмам борьбы с детскими истериками.

Участие в новогоднем празднике

Развлекательное мероприятие

— организация досуговой деятельности;

-возможность увидеть детей в самодеятельном творчестве.

декабрь

Источник

Ф. И.О. приемного родителя (родителя-воспитателя)_________________________________________________

Ф. И.О. приемного ребенка (воспитанника ДДСТ) ___________________________________________________

Адрес проживания семьи_____________________________________________________________

№ п/п

Ф. И.О.

членов семьи

Дата рождения

Родственные отношения

Род занятий, учреждение, которое посещает несовершеннолетний

Сведения о биологических родителях / близких родственниках приемных детей

Актуальные проблемы семьи

(членов семьи)

№ п/п

Мероприятия по реализации плана

Сроки выполнения

Ответственный,

социальные партнеры

Результаты и выводы по работе

(по истечению срока реализации Плана)

1. Организационно-методическая и аналитическая работа

1.1.

Повышение профессиональной компетентности приемных родителей (родителей-воспитателей): повышение квалификации; участие в работе методических объединений, творческих групп, клубной деятельности, семинарах, совещаниях; аналитические и творческие отчеты; самообразование и др.

Расписать конкретно! С точным временным периодом!

Отдел образования, спорта и туризма, СПЦ, приемные родители (родители-воспитатели)

1.2.

Консультации специалистов по созданию электронной почты, регистрации Skype. Прохождение курсов компьютерной грамотности.

СПЦ, учреждение образования, отдел, образования, спорта и туризма

1.3.

Предоставление отчетной документации в рамках контроля и анализа за исполнением приемными родителями (родителями-воспитателями) должностных обязанностей и обязанностей опекуна, договора об условиях воспитания и содержания ребенка, плана развития приемной семьи (ДДСТ)

Отдел образования, спорта и туризма, СПЦ

1.4.

Ведение отчетной документации приемной семьи (ДДСТ) («Книга жизни», дневник наблюдений и др.). Консультации специалистов.

Приемные родители (родители-воспитатели), СПЦ

2. Обеспечение прав и законных интересов воспитанников

2.1.

Оформление документов на несовершеннолетних (регистрация ребенка по месту жительства и месту пребывания, оформление выплат, пособий, пенсий по потере кормильца, по инвалидности, защита жилищных и имущественных прав детей, обращение в государственные органы и иные организации для разрешения вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и др.);

предоставление отчетов по расходованию средств, выплачиваемых на содержание ребёнка, пенсий (израсходованных с разрешения отдела образования, спорта и туризма), сохранности имущества несовершеннолетнего

Приемные родители (родители-воспитатели), СПЦ,

отдел образования, спорта и туризма

2.2.

Консультирование приемных родителей (родителей-воспитателей) и несовершеннолетних по вопросам гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Отдел образования спорта и туризма, ТЦСОН

3. Социально-педагогическая работа

3.1.

Мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей:

в семье и социуме (семейные праздники, определение круга семейных обязанностей и др.),

в учреждении образования (изучение особенностей развития личностной сферы, принятие своевременных мер по предотвращению и преодолению дезадаптации, коррекционные занятия и др.)

Приемные родители (родители-воспитатели), СПЦ, учреждения образования

3.2.

Подготовка детей к самостоятельной жизни, их социализация, сопровождение, формирование навыков общения в социуме, профориентация выпускников

Приемные родители (родители-воспитатели), учреждения образования, СПЦ

3.3.

Сотрудничество с учреждениями образования (посещение и участие в родительских собраниях, уроках (по необходимости), регулярные беседы с классным руководителем и др.)

Приемные родители (родители-воспитатели), учреждения образования

3.4.

Досуговая деятельность детей: организация экскурсий, культурно-массовых мероприятий, посещение объединений по интересам, обеспечение участия в мероприятиях и др.

Указать конкретные мероприятия!

Приемные родители (родители-воспитатели), учреждения образования, ТЦСОН

3.5.

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

При наличии таковых, указать конкретно!

Приемные родители (родители-воспитатели), отдел образования, спорта и туризма, СПЦ, учреждения образования, здравоохранения, РОВД, МЧС

3.6.

Организация мероприятий по поддержке родственных отношений с биологической семьей, близкими родственниками (конкретно с кем!)

Организация общения ребенка с кандидатами в усыновители (при целесообразности, например, для ребенка раннего или дошкольного возраста!)

Приемные родители (родители-воспитатели),

отдел образования, спорта и туризма, СПЦ

4. Психолого-педагогическая поддержка семьи и ребенка (детей)

4.1.

Участие в работе психолого-педагогического консилиума

Специалисты СПЦ, СППС учреждения образования, приемные родители (родители-воспитатели), отдел образования, спорта и туризма

4.2.

Изучение познавательной деятельности, уровня адаптации, личностных особенностей ребенка, детско-родительских отношений (для рассмотрения результатов диагностики на заседаниях консилиумов и определения направлений коррекционной работы)

(указывать возможные методики, тесты с конкретным временным периодом!)

Специалисты СПЦ, СППС учреждения образования, приемные родители (родители-воспитатели)

4.3.

Консультирование у специалистов. Выполнение рекомендаций специалистов

Специалисты СПЦ, СППС учреждения образования, ЦКРОиР, ТЦСОН, приемные родители (родители-воспитатели)

4.4.

Обеспечение посещения коррекционных занятий с узкими специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог и др.). Выполнение рекомендаций

Указывать конкретно с кем!

Специалисты СПЦ, учреждения образования, ЦКРОиР, приемные родители (родители-воспитатели)

5. Медицинская помощь, поддержка здоровья воспитанников и семьи

5.1.

Прохождение медицинского осмотра с целью контроля за состоянием здоровья ребенка / детей

Даты!

Учреждения здравоохранения, приемные родители (родители-воспитатели)

5.2.

Обеспечение мероприятий по медицинскому обследованию ребенка, организации своевременной помощи по медицинским показаниям, выполнение рекомендаций по уходу за ребенком

Учреждения здравоохранения, приемные родители

(родители-воспитатели)

5.3.

Организация мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья членов семьи

Приемные родители

(родители-воспитатели)

5.4.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков, соблюдение режимных моментов (согласно возрасту ребенка)

Приемные родители

(родители-воспитатели)

5.5.

Обеспечение безопасной жизнедеятельности детей

Приемные родители

(родители-воспитатели), МЧС

5.6.

Консультирование по организации рационального питания, режима дня, профилактических мероприятий в соответствии с возрастом, состоянием здоровья ребенка (детей)

Учреждения образования, здравоохранения, ЦКРОиР, приемные родители (родители-воспитатели)

5.7.

Организация оздоровления детей

Ориентировочно период указать!

Отдел образования, спорта и туризма,

приемные родители (родители-воспитатели)

6. Материальная деятельность

6.1.

Обеспечение ребёнка одеждой, обувью по сезону, мягким инвентарём и оборудованием, учебными, игровыми пособиями в соответствии с возрастом ребенка, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости (указываются крупные покупки), денежными средствами на личные расходы (по достижении ребёнком возраста 7 лет);

оказание гуманитарной, материальной и др. видов помощи

Указать для каждого ребенка, находящегося в семье!

Отдел образования, спорта и туризма, ТЦСОН,

приемные родители (родители-воспитатели)

6.2.

Обеспечение благоустройства детской комнаты (косметический ремонт, приобретение необходимой мебели, оборудования и др.)

Указать конкретно!

Приемные родители,

отдел образования, спорта и туризма

(подпись, дата) (Ф. И.О.)

(подпись, дата) (Ф. И.О.)

(подпись, дата) (Ф. И.О.)

В отчете необходимо отразить: Достигнуты ли задачи? Какие выявлены проблемы? Что требует изменений? На что обратить внимание при составлении плана на следующий период.

Примечание: План развития приемной семьи (ДДСТ) разрабатывается приемными родителями (родителями-воспитателями) при участии и с помощью специалистов отдела образования, спорта и туризма, социально-педагогического центра, СППС учреждения образования, которое посещает ребенок.

План составляется сроком на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, их индивидуальных и возрастных особенностей, знаний, умений, запросов приемных родителей (родителей-воспитателей), содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе (городе), а также традиций и правил семьи.

В плане определяются конкретные мероприятия по развитию семьи (т. е. мероприятия для конкретного ребенка (или в целом для семьи)) и указываются конкретные сроки их выполнения на основании предложенных в каждом разделе направлений-ориентиров.

Источник