План развития ребенка с 1 по 4 классы

Мои мысли более менее систематизировались и я хотела бы с вами поделиться. Хочется верить, что эта информация окажется кому-нибудь полезной.
Когда моей дочки было около 10 месяцев и я уже медленно начинала сходить с ума по причине того, что не знала как еще можно организовать ее досуг, который повторялся изо дня в день … по случаю судьбы наткнулась на один интересный сайт. Поскольку я человек, который обожает все планировать, расписывать и составлять во единое целое, мне требовалось найти подходящую структуру, чтобы свести все свои мысли в один большой «план развития». Этот «план развития» в дальнейшем стал отправной точкой в наших каждодневных занятиях с ребенком.
Чтобы составить план развития ребенка, я вела заметки по следующим пунктам:
1. Хронометраж
Прежде чем составлять наш план развития, я вела хронометраж дня в течении недели. Цель этого 1. знать точный график по которому живет ребенок (с учетом каких-либо отклонений. Поэтому хронометраж лучше вести минимум неделю); 2. рассчитать сколько времени мама проводит с ребенком (именно с ребенком, без отвлечения на свои домашние хлопоты); 3. знать на что уходит время мамы; 4. подумать, как тратить больше времени на проведение его с ребенком (в случае, если с этим есть проблемы). По моим прежним подсчетам за 14 часовой день, проведенный с ребенком вместе, мое время рядом с ней в процессе игр было от 2,5 до 3 часов. Сейчас получилось выкроить еще и играя вместе мы проводим 4-4,5 часа (чистое время игр, без гулянья, еды и прочего).
2. Зона ближайшего развития — это те умения, которыми ребенок владеет еще не твердо, с которыми он справляется, но только с помощью взрослых. Например, ребенок учится ходить на горшок (самостоятельно есть, говорить, читать, писать и т.д) Он в он в общем-то уже почти готов к самостоятельным действия, но навыков еще не всегда хватает, и для их освоения ребенку еще требуется помощь взрослого. Вот это самое формирующееся умение и находится в зоне ближайшего развития (использовано с сайта Марии Потаповой). На момент написания плана развития, тогда малышке уже было 11 месяцев и зону ближайшего развития я писала именно на тот период. Позже, около 1.2 я корректировала план. Более подробно,что это такое можно почитать здесь или вбив в строку поиска.
3. Нормы развития детей. Мне нравится как это описывается здесь
4. Законы развития личности по Выготскому, можно скачать здесь.
5. Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по Монтессори, почитать здесь
Учитывая все вышеизложенные пункты + добавив свои «хотелки» вот какой стратегический план (общий) получился у меня на ближайшие полгода развития ребенка (с 1.2 до 1.8)
1. Физическое развитие — освоить самостоятельно подъем и спуск по ступенькам, прыжки, бег по дорожке, залезание по турнику + висение, толкать мяч ногой (футбол), бросать мяч кому-то, подтягивание, забирание на горку, игра с фитболом (посмотреть упр), гуляние без коляски, массаж ножек и ручек, хождение на мысочках, плавание ( с 1.5 лет), зарядка дома и на улице, беговел, хождение назад, ходьба по бревну/доске, ходьба в горку, по кочкам.
2. Моторика (мелкая и крупная) — пальчиковые игры, игра с песком (в песочнице и дома), куличики, сенсорные коробки (трогать, перебирать, пересыпать, сортировать), шнуровки (различать, нанизывать, придумывать), рвать бумагу/салфетки, стройка башенок из разных предметов (коробки. кубики, стаканчики и т.п.), сбивать башни мячом (не рукой), игра с пуговицами, молнией, петельками (застегивать, трогать, расстегивать), конструкторы, мозаики, кубики, сортеры, откручивание и закручивание крышек у банок, игры с водой (переливание), прищепки, рисование, пластилин, аппликации
3. Развитие речи — чтение книг, сказки, аудиосказки, стишки, потешки, прослушивание музыки со словами, обучающие видеозанятия, мультики, фильмы, знакомство с цифрами, буквами, звуками, количественное понятие (много/мало), наводящие вопросы при чтении, рассматривание картинок + пояснение если не знает и не показывает, артикуляционная гимнастика
4. Эстетическое развитие
4.1. Музыка — игра на муз инструментах, музыка по Железновым, классика, детская музыка, современная музыка (составить полный плейлист)
4.2 Рисование — пальчиковые краски, гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры, ручки (научить имитировать штрихи);
Пластилин — катать колбаски, шарики, отщипывать, вдавливать пальцем, крупой, поделки простые;
Аппликации (особенно осенью)
4.3 Танцы — изучение простых движений (наклоны, фонарики, повороты бедрами, топание ножками, кружение, наклоны головой и .т.п.)
4.4. Живопись/искусство — устраивать музей дома (развешивание картин), посещение, по возможности, музея 1 раз в месяц, рассматривание и дискуссии на тему художественной литературы
5. Когнитивное развитие — память, логика, цвет, форма, мышление (пазлы, подбор форм, сортеры, разрезанные картинки, систематизация и сопоставление фигур, карточек, игрушек (по форме, объему, цвету, текстуре и т.п.), последовательность (бусины, карточки, кубики), домино
6. Эмоциональное развитие — рассматривание карточек «Маленький гений — Эмоции», обращать внимание на эмоции людей, героев сказок, рассуждать почему у людей возникают те или иные эмоции научить выражать свои эмоции
7. Развитие правого полушария по методике Макато Шичида — разобрать, подготовить материал и ввести (ввела сразу после написания плана, осталось только совершенствовать) =))
8. Сенсорное развитие
8.1 Зрение — различные цвета, формы, объемы
8.2 Слух — музыка, звуки, уровень шума, игры что как звучит (продумать)
8.3 осязание — сенсорные коробки, ткани, вода разной температуры, игра со льдом
8.4 обоняние — нюхать, угадывать (продумать какие ароматы собрать по баночкам)
8.5 Вкус — продумать меню!
9. Навыки самообслуживания — отойти от подгузников днем, самостоятельно залезать на унитаз, когда хочется в туалет, самостоятельно держать ложку при еде, пить из трубочки и стакана, чистка зубов, совместная самостоятельная трапеза за столом с мамой и папой, одевание/раздевание
10. Я-концепция — ролевые игры с куклами (покормить, одеть, покупать, покатать в коляске, убаюкать, уложить спать)
11. Социализация — привлечение к дом делам, общение с другими детками (поделиться, попросить, предложить), говорить словами (не только показывать) привет/пока
12. Пространственное ориентирование — внутри/снаружи, слева/справа, спереди/сзади, внизу/вверху, предлоги — на, под, за и т.п, количественное понятие
13. Мир вокруг нас — семья (кто есть кто, фото, рассказы), кукольные постановки дома, животные, птицы, деревья, растения время, погода и явления, предметы и их предназначение, транспор, противоположности, художники (книги, презентации и т.п.), превращения (лед-вода, сахар в воду, смешение красок и т.п.), зоопарк, общение с детками
14. Иностранный язык — книги, презентации, аудиосказки.
Далее, я учитываю какие планы в нашей семье присутствуют на месяц (подробный план по развитию на месяц я не делала). Например, по субботам я учусь, в какой-то будний день надо отвезти ребенка к врачу, в выходной мы идем в гости или гости приходят к нам, и тому подобное.
После этого я прописывала недельный план по сферам развития в общем виде и затем делала шаблон на неделю с детализацией, где соблюдается «баланс» по каждой сфере, чтобы не перегружать ребенка изо дня в день =)
И уже отталкивая от этого плана я могу каждый день придумывать новые темы, либо делать тематические недельки и прочее, но все это рамках плана развития на ближайшие полгода… =)
А уже какие темы и тематические недельки мы делаем, это я оставлю для следующего поста.
Надеюсь не слишком вас загрузила, но все же спасибо, что дочитали до конца! =)
При возникновении вопросов, пожалуйста пишите, буду рада помочь еще чем-нибудь.
P.S. Отдельное спасибо хочу выразить Марии Потаповой
Источник
МБОУ «Изосимовская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы:_______ /Сорокина В.А./
Воспитательная работа
1-4 класса
Классный руководитель: Шумкина Светлана Николаевна
2015-2016 учебный год
Опись
документов, имеющихся в воспитательной работе
классного руководителя Шумкиной С.Н.
№п/п | Наименование документов | Количество экземпляров |
1. | Анализ воспитательной работы за прошедший год | |
2. | Воспитательные задачи | |
3. | План воспитательной работы | |
4. | Положение о кл. руководителе | |
5. | Должностная инструкция классного руководителя | |
6. | Список класса — Актив класса | |
7. | Характеристика класса | |
8. | Социальный паспорт семей учащихся 1-4 класса | |
9. | Объективные статистические показатели воспитательной работы в классе | |
10. | Сведения о занятиях детей во внеурочное время | |
11. | Члены родительского комитета класса | |
12. | Работа с родителями | |
13. | Темы родительских собраний | |
14. | Протоколы родительских собраний | |
15. | Акт обследования жилищно – бытовых условий |
Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год классного руководителя
В течение прошлого года главной задачей воспитательной работы являлось создание условий для формирования дружного коллектива в классе, сближение детей, поиск общих интересов.
Воспитание коллектива будет продолжено в этом году. С целью достижения главной воспитательной задачи в прошлом году было проведено много классных часов, бесед.
В классе сложилась традиция поздравлять детей с днем рождения, уважительно относиться к девочкам.
В течение года класс принял участие во всех школьных мероприятиях. Большое внимание уделялось здоровью детей. Учащиеся принимали участие в Днях Здоровья.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно вести себя будет продолжена.
В этом учебном году будет продолжена работа по всем направлениям.
Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе ФГОС
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Цель учебно-воспитательной работы:
Формировать личность, способную к самореализации, самоактуализации, самопрезентации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом.
Задачи учебно-воспитательной работы
1. Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
2. Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
3. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:
4. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
План воспитательной работы
Формирование положительного отношения
к школе, учению.
№ | Основные направления. Цели. | Содержание работы | Ответственные | Дата |
1. | Продолжать работу над сплочением коллектива | Организация работы в классе. | Кл. руководитель | В теч.года |
Распределение поручений. | Уч-ся | Сентябрь | ||
2. | Развитие и поддержание интереса к школе, учёбе | Организация дежурства в классе | Учитель | В теч.года |
Активизация работы на уроке, использование игровых моментов. | Уч-ся | В теч.года | ||
3. | Формировать активную позицию школьника в учении, учить знания и навыки самостоятельно применять в жизнь. | Соблюдение чистоты школьного двора, рабочего места за партой. | Учитель | Сентябрь В теч.года |
Рейд «Живи, книга» | Учитель | Декабрь | ||
Рейд «Чистые руки» | Кл. руководитель | Март | ||
Кл. час: Беседа «Мир эмоций и чувств» | Кл. руководитель | Октябрь | ||
Кл. час: «Учимся правильно жить и дружить» | Кл. руководитель | Декабрь | ||
Кл. час: «Правила хорошего тона» | Кл. руководитель | Февраль | ||
Кл. час: «Портрет моего класса» | Кл. руководитель | Май |
Идейно-нравственное и эстетическое воспитание.
№ | Основные направления. Цели. | Содержание работы | Ответственные | Дата |
1. | Воспитание трудовой дисциплины, ответственности | Коллективное творчество. Мастерская Деда Мороза. Взаимопомощь на уроках. Самоконтроль. | Кл.рук. Уч-ся | Уроки труда Ежед-но |
2. 3. 4. | Формирование чувства товарищества Воспитание в духе борьбы с жестокостью, эгоизмом Формирование в коллективе, в характере каждого уч-ся таких черт, как милосердие, справедливость | Беседа о доброте и отзывчивости. Беседа о культуре поведения Беседа о товариществе и дружбе. Чтение рассказов о дружбе. Игра-соревнование ко Дню защитника Отечества. Конкурс рисунков «Природа в опасности» Кл. час: Беседа «Красота окружающей природы» «День матери» Подготовка худ.самодеятельности. | Кл.рук. Уч-ся | Октябрь Апрель Май Уроки чтения Февраль Ноябрь Январь ноябрь к праздн. |
5. | Способствовать развитию эстетического вкуса, правильному восприятию музыкальных и худ.произведений. | Экскурсия в лес. Кон-с рисунков «Весна пришла», «Зимние забавы», «Скоро лето» Кл. час: «Умелые ручки» | Кл.рук. Уч-ся | Сентябрь Март Декабрь, май Март |
6. | Привитие любви к музыке и искусству, интереса и любви к чтению | Кл. час: «Моё хобби» «Моя мама самая лучшая» Кл. час: Красота движений» | Кл.рук. Уч-ся | Апрель Март Март Октябрь |
Физическое воспитание. Трудовое воспитание.
№ | Основные направления. Цели. | Содержание работы | Ответственные | Дата |
1.Помочь детям расти здоровыми, закалёнными. | Принимать участие в спортивных мероприятиях | Кл.рук. Учитель физ-ры Родители | Сентябрь- Май | |
Физкультурные паузы Диспансеризация уч-ся Подвижные игры на улице Игра «Весёлые старты» | Учитель уч-ся Учитель физ-ры | Ежедневно Октябрь Ежедневно Февраль | ||
3. | Воспитание уважения к труду. | Участие в субботниках | Кл.рук./ уч-ся | В теч.года |
4. | Воспитание уважения к людям труда, развитие интереса к будущей профессии. | Беседа «Все профессии нужны» | Кл.рук уч-ся | На уроках чтения Май |
5. | Привитие трудолюбия. | Дежурство в классе Чтение рассказов о труде. | уч-ся уч-ся | Ежедневно В теч.года |
6. | Учить бережному отношению к своей школе, классу, имуществу. | Рейд «Живи,книга» | Кл.рук | Октябрь |
7. | Формировать навыки творческого труда, эстетичности оформления своих работ | Изготовление поделок из природ.матер. Кл. час: Беседа «С книгой жить – век не тужить» Мастерская Деда Мороза | Кл.рук уч-ся | Ноябрь Декабрь |
Экологическое,
патриотическое, национальное, духовное
№ | Основные направления. Цели. | Содержание работы | Ответственные | Дата |
1. | Приумножать, беречь природу, прививать любовь к природе | Организация и проведение экскурсий. Кон-с рисунков «Береги природу» | Кл.рук. Уч-ся | Октябрь Май |
2. | Прививать навыки культурного поведения в местах отдыха | Кл. час: Беседа-диспут «Моя помощь родным» Кл. час: «Про братьев наших меньших» (викторина) Кл. час: «А в нашей семье…» Операция «Спаси животных» | Кл.руковод Уч-ся | Апрель Март Сентябрь Май |
3. | Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине | Кл.час «Моё Отечество» Кл. час: Игра «Город весёлых мастеров» | Кл.руковод Кл.руковод Уч-ся | Декабрь Сентябрь |
4. | Развивать чувство гордости за свою страну, уважение к людям старшего поколения, героям ВОВ | Кл. час: Уроки мужества «Путь к Победе» Кл. час: «Служил он великому делу». Вахта памяти, посвящённая Дню Победы Кл.час «Слава тебе, победитель-солдат!» | Кл.руковод Уч-ся | Май Февраль Май Май |
Список класса
№ | Фамилия, имя | Дата рождения | Адрес | Телефон |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Актив класса
№ | ФИ учащихся | Поручения |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4. |
Характеристика классного коллектива
В 1-4 классе 5 учащихся. Из них 3 девочки и 2 мальчика. Дети очень дружные, сплочённые, организованные. Дружат с детьми из других классов.
Они посещают кружки «Оригами», «Советы докторов Здоровья», «Юным умникам и умницам».
Родители уделяют внимание воспитанию детей, регулярно посещают родительские собрания. Дети в школу приходит ухоженные.
Дети с уважением и заботой относятся друг к другу, готовы помочь в трудную минуту. Отношений эгоизма, вражды нет. Ребята начали более критически оценивать ситуации. У них хорошо развито чувство ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.
Ребята с удовольствием посещают все кружки , активно участвует во всех мероприятиях.
Вся работа учителя направлена на воспитание чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время.
Социальный паспорт семей учащихся 1-4 класса Неполные семьи
Малообеспеченные семьи
Учащиеся, чьи родители участвовали в военных действиях в Афганистане
Многодетные семьи
Сведения о занятости учащихся во внеурочное время Состав родительского комитета: План работы с родителями
Тематика родительских собраний
|
Источник
1 месяц
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову
2. Фокусировать взгляд на лице
3. Реагировать на общение с ним — переставать плакать концентрировать внимание на взрослом
4. В положении на животе поднимать голову и пытаться ее удержать
5. Издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать)
6. Улыбаться в ответ на вашу улыбку
7. Сжимать ручки в кулачки и подносить их ко рту
2 месяца
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Улыбаться в ответ на вашу улыбку
2. Лежа на животе, поднимать голову на 45°
3. Удерживать вложенную игрушку в руке
4. Тянуться к предметам
5. Смеяться вслух
6. Поворачивать голову к источнику звука
3 месяца
Что ваш ребенок должен уметь:
1. В положении на животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд
2. Оживляться при общении со взрослыми, агукать
3. Рассеянно улыбаться
4. Упираться ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
5. Реагировать на присутствие родителей: пытаться привлечь внимание
6. Отыскивать источник звука глазами с поворотом головы
7. Следить за движущимися предметами и длительно их рассматривать
4 месяца
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Лежа на животе, поднимать голову на 90°
2. Приподнимать плечи и голову, лежа на спине
3. Громко смеяться
4. При потягивании за ручки сгибать руки в локтях и подтягиваться.
5. Произносить первые слоги
6. Тянуться к игрушке, тянуть все в рот
5 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Твердо держать голову в вертикальном положении
2. Переворачиваться (в одну сторону)
3. Обращать внимание на очень маленький предмет
4. «Петь» звуки, меняя интонацию
5. Подтягивается на руках, пытаясь сесть
6. Перекладывать предмет из одной руки в другую
7. Подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке
8. Лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных
9. Уметь держать бутылочку одной или двумя руками
6 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания
2. Сидеть с поддержкой короткое время
3. Пытаться ползти на животе
4. Самостоятельно садиться из положения на животе
5. Переворачиваться с живота на спину
6. Откликаться на свое имя
7. Издавать самые разнообразные звуки
7 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Сидеть без опоры
2. Подниматься на четвереньки и ползать
3. Понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
4. Играть в «ку-ку» (к 7 месяцам и ¼ месяца)
5. Держать в каждой руке по предмету (может ударять ими друг об друга)
6. Подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами
8 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Играться сидя (может иногда «заваливается» на бочок)
2. Подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами
3. Неотчетливо произносить «мама» или «папа»
4. Самостоятельно вставать, держась за опору
5. Понимать слово «нельзя», махать пока- пока, хлопать в ладоши
6. Долго играться с предметами
9 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Листать толстые страницы картонной книжки
2. Играть в мячик(катить вам его обратно)
3. Пить из чашки без посторонней помощи
4. Отчетливо произносить «папа» или «мама»
5. Отвечать жестом на короткую команду, типа «Дай это мне»
6. Передвигаться держась за опору
7. Хорошо сидеть, ложиться из положения сидя и садиться из положения лежа
8. Находить игрушку, спрятанную у него на глазах
9. Знать и откликаться на свое имя
10 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Стоять без опоры, но не долго, ходить держась обеими руками
2. Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку
3. Садится из положения стоя
4. Подражать жестам, выражениям лица, звукам
5. Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно Ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке)
6. Отвечать жестом на короткую команду, типа «дай это мне»
7. Выполнять сложные движения, открывать, закрывать, собирать пирамидку, показывать части тела другого человека
11 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Самостоятельно стоять и делать шаги
2. Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца)
3. Понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться)
4. Выражать свои желания другим способом, кроме плача
5. Произносить 3 (или больше)слова, кроме «мама» или «папа»
6. Знать названия многих предметов
12 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Понимать слово «нет»
2. Выполнять несложные просьбы
3. Знать, как его зовут
4. Хорошо ходить, садиться, вставать, стоять
5. Произносить 10 и больше слов, кроме «мама»,«папа»
6. Играть в «Сороку-ворону», собирать пирамиду, строить 2-3 фигуры из кубиков
7. Активно рисовать каракули карандашом или мелками
8. Узнавать предметы на картинке
9. Откусывать, жевать твердую пищу
10. Пользоваться ложкой и чашкой
11. Проявлять самостоятельность
Источник