План развития ребенка детского дома

Индивидуальная программа развития и жизнеустройства
№
пп
Направления деятельности
Мероприятия
Индивидуальная программа
Ответствен-ный
Сроки
Результат
1
Социально-бытовая адаптация в условиях, приближенных к домашним
— беседа «Я и мои родные»;
— воспитательский час «Традиции в семьях и в детском доме»;
— игровая программа «Ты старший, помоги младшим»;
— воспитательский час «Забота о взрослых»
— беседа «Воспитанник сам себе слуга, ему нянька не нужна»;
— уборка группы;
— контроль! Дежурство! Семейные часы:
«В стране Мульти — Пульти»;
«Если выдумку приложить, ты свой дом
украсить сможешь»;
«ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»
Беседа «Как быть самостоятельным, прилежным и старательным»
П /И « Хитрая лиса»,
Д /И «Ходилки» (в виде фишек — маленькие звери) и т.п.
С/Р игры «Магазин игрушек», «Зоопарк».
— занятие «Душа – это мой внутренний мир»;
— тренинг «Как научиться управлять собой»;
— «Какой я? Чем я отличаюсь от других?» — беседа;
— «Что такое скромность?» — беседа; — игра – фантазия «Я хочу, чтобы…»;
— тренинг «Будь уверен в себе!»
Формирование педагогической культуры семьи.
Формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других.
1. Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх
2. развивать умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре (договариваться, мириться, уступать и т.п.)
Вызвать желание, стремление воспитанника к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Воспитатели:
О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
.
2
Социально-личностное
Беседа «Что мы делаем перед завтраком?»
Игра «Раздеваемся в определенной последовательности».
Индивидуальная работа снимаем обувь
Упражнение «Помоги кукле, как застегивать пуговицы».
Игра «Что надеть сначала, что- потом?»
Упражнение «Обуваем обувь правильно».
Беседа «Чего нельзя делать за столом?»
Рассматривание картины «За столом»
Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; побуждать к активной деятельности.
Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствоватьумение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Воспитатели: О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
3
Содействие обучению в образовательном учреждении
Программа «От рождения до школы»
под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС
Художественно-эстетическое
Рисунки на тему « Как мы играли в П/И «Хитрая лиса», « Играем в зоопарк» и т.п.
Д/У «Дорисуй домик и раскрась» и т.п.
Досуговые занятия: «Музыкальная минутка» «Красивые воздушные шары»
«Разноцветные колёса»
«Крендельки»
«Печенье»
«Шарики и кубики»
«Подарок маме»
«Снег идет»
«Елочка»
«Снежные комочки»
Лепка по замыслу
«Снеговик и ёлочка»
«Наклей, какую хочешь игрушку»
«Украсим дымковскую уточку»
Рисование по замыслу
«Погремушка»
«Мандарины и апельсины»
«Украсим рукавичку- домик»
«Пирамидка»
«Самолёты летят»
«Деревья в снегу»
«Мыло»
«Самолёт»
«Узор на круге»
«Цветы в подарок маме, бабушке»
Учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Развивать художественно — эстетический вкус. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоиовских узоров. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах.
Воспитатели:
О.Е Сарголь Е.В Асанова Е.В Киле
Ноябрь- февраль
Познавательно-речевое
Беседы на темы «Домашние и дикие животные 2» , «Динозавры», и т.п.
Д/У « Расскажи по схеме о животном», «расскажи по образцу о кошке» и т.п.
Индивидуальные карточки.
П/и «Ходим кругом друг за другом», «Бегаем с ленточками»
Пальчиковая гимнастика : «Капуста» «Здравствуй, зимушка- зима!» ( экскурсия по территории детского сада и беседа о зимней погоде).
2. «Найди предметы рукотворного мира»
(побуждать детей определять , различать и описывать предметы природного и рукотворного мира)
Наш зайчонок заболел» (формирование знание о ЗОЖ)
2«Большие и маленькие звёздочки» (воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества)
3«Вот так мама, золотая прямо!» (воспитывать уважение к маме, бабушке, желание рассказывать о них)
4 «У меня живёт котёнок» (формировать умение правильно обращаться с животными)
1.Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения
2.Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их ломов, детского сада.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Учить считать до 5 (на основе наглядности) Предметное и социальное окружение
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес.
Воспитатели:
О.Е Сарголь Е.В Асанова Е.В Киле
Ноябрь- февраль
Физическое
П /И « Хитрая лиса», «Встречные перебежки», эстафеты «Дорожка препятствий», «Эстафета парами» и т. п.
С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремуш-«Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»
С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»
Упражнять в согласованной координации рук и ног.
Упражнять в ходьбе с высоко поднятыми ногами.
Формировать правильную осанку.
Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.
Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.
Развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
Закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться впрыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.
Воспитатели:
О.Е Сарголь Е.В Асанова Е.В Киле
Ноябрь- февраль
4
Медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение
1.Диагностика специалистами (психолог, логопед)
Анкетирование воспитанника:
— «Самооценка»
— «Твой характер»
— «Укажи своё место на лесенке»
1. Диагностика особенностей личности.
Ефименко
А.А.
Ноябрь- февраль
2. Диагностика уровня развития ребенка по программе «От рождения до школы» (ФГОС)
— углубленное психолого – педагогическое изучение воспитанника,
— выявление его индивидуальных особенностей.
О.Е Сарголь
2.Обследование. Оздоровительные мероприятия.
Бельды Н.Т.
Ноябрь- февраль
(социальный педагог)
Лукошкова К.А.
Ноябрь- февраль
5
Создание условий для самореализации через социально-значимую, культурно-досуговую, творческую и спортивную деятельность
1.Организация занятости дополнительным образованием
2.Вовлечение в деятельность
1.Выявление способностей, таланта, одарённости.
2.Привлечение в участии в мероприятиях
Бельды Г.В., Гейкер Л.М.
воспитатели
Ноябрь- февраль
Хореография,
оригами
Участие в мероприятиях
в квартире и в детском доме
Индивидуальная программа развития и жизнеустройства
№пп
Направления деятельности
Мероприятия
Индивидуальная программа
Ответствен-ный
Сроки
Результат
1
Социально-бытовая адаптация в условиях, приближенных к домашним
1.Формирование навыков самообслуживания.
2.Подготовка к жизни в семье.
3.Социализация.
1. Работа по формированию навыков личной гигиены (чистить зубы утром и вечером; умываться)
2. Работа по формированию навыков самообслуживания (заправлять правильно свою постель, готовить стол к занятиям, убирать на место свои вещи, игрушки, убирать посуду и т.д.)
3. Прививать трудовые навыки: Формировать навык сервировки стола
4. Прививать чувство ответственности за свою семью
Воспитатели:
О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
В течение месяца
Самостоятельно чистит зубы, умывается. Старается сам стирать свои вещи-легкие; протирает обувь.
Качественно заправляет постель. Отлично справляется с дежурством.
Помогает своей младшей сестре во всем. Дома считает себя старшим, учит младших.
2
Социально-личностное
Блок занятий: « Что я могу?».
Семейные часы: «Если выдумку приложить, ты свой дом
украсить сможешь»;
«ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»; Беседа «Моя дружная семья», «Обязанности членов семьи», «Семьи большие и маленькие», «Как дети могут заботиться о взрослых»
Досуговые занятия: «Музыкальная минутка»
1. Тренинги, упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.
2. Развивать умение налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности с младшими и сверстниками (договариваться, мириться, уступать и т.п.)
3. Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх и вне дома.
4.Воспитывать любовь к музыке
Воспитатели:
О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
В течение месяца
3
Содействие обучению в образовательном учреждении
1. Посещение уроков в школе с целью отслеживания активности на уроках
2. Посещение родительских собраний
3. Систематическое повторение таблицы умножения.
4. Посещение библиотеки
5. Чтение книг — в день по 20-30 минут
1. Помощь при выполнении домашнего задания (соблюдать правила оформления при выполнении работы по математике, русскому языку).
2. Контроль — за успеваемостью.
3. Контроль — за внешним видом в школе.
Воспитатели:
О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
В течение 2 четверти
4
Медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение
1.Диагностика специалистами (психолог, логопед, учитель).
Диагностика особенностей личности.
Ефименко
А.А.
2. Обследование. Оздоровительные мероприятия.
Бельды Н.Т.
3.Защита прав и законных интересов
Лукошкова К.А.
5
Создание условий для самореализации через социально-значимую, культурно-досуговую, творческую и спортивную деятельность
1.Организация занятости дополнительным образованием.
2.Вовлечение в деятельность.
1.Выявление способностей, таланта, одарённости.
2.Привлечение в участии в мероприятиях
Бельды Г.В., Гейкер Л.М.,
Чугуевская Т.В
воспитатели
В течение 2 четверти
Посещает кружки, оригами, хореография, ДПИ.
Участвует в мероприятиях
в квартире и в детском доме
Источник
Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Хуры тын»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ___________Ф.К. Тменов
Программа
«Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»
Автор: Дохина Татьяна Зафаровна .
Воспитатель высшей квалификационной категории ; Почетный работник
Рассчитана на воспитанников 10-15 лет;
Срок реализации: 2015-2017г.г.
Владикавказ 2015
Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
(Корчак)
Пояснительная записка.
Забота о детях – сиротах является главной нравственной задачей. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Необходимо подготовить его к преодолению трудностей социализации. Для полноценного личностного роста ребенку недостаточно лишь групповых занятий – бесед, диспутов, игр и т.п.
Он часто нуждается в индивидуальном внимании взрослого, внимании, которое уделяется персонально ему и некому более. Поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, жизненных затруднениях. И если воспитатель является для подростка значимым, авторитетным, он сможет оказать воспитаннику не малую помощь.
Целью данной программы является создание благоприятных условий для комплексного развития детей – сирот.
Учитывая индивидуально-психологические, особенности каждого воспитанника, помогаю развивать в детях принцип самоутверждения, формирования личности – «Я – концепции».
В работе использую работу с «Портфолио». Ребята вносят в эту книгу свои достижения: учебные, творческие, спортивные, физические изменения, заметные изменения в личностных качествах или яркие, неординарные, благородные поступки. Это своего рода «Книга откровений».
Таким образом, актуальность обусловлена потребностью образовательного учреждения, направленной на индивидуальное развитие и коррекцию проблем детей-сирот.
- Обоснования создания индивидуальной Программы развития. 
Практические и научные исследование, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются не приспособленностью к самостоятельной жизни.
Дети-сироты … Дети, растущие в детском доме… Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей.
Анализ и педагогический, и психологический показывает, что многие из них относятся к детям «группы риска», трудным.
Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросовестно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства.
Работать с теми, кто оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко.
Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся.
Задача воспитателя, прежде всего- воспитание гражданских качеств.
Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую.
Социально- бытовая ориентированность — понятие сложное, но можно в какой -то степени определить и задачи, и содержание этого раздела в нашей работе.
Для этого необходимо использовать все имеющиеся в детском доме, в общеобразовательной школе, в методике, в педагогике, в психологии ресурсы. Кратко об этих задачах (целях):
- воспитание творчески активной личности, моральной устойчивости, нравственной зрелости; 
- научить и помочь узнать свои права и обязанности; 
- добиться политической, правовой и экономической грамотности; 
- формировать культуру, умение ценить ум, уважать таланты, воспитывать художественный вкус, чувство красоты, понимание искусства, развивать речевую культуру; 
- умение смотреть в будущее, воспитывать трудолюбие, ответственность. Можно их перечислять очень долго. Но в первую очередь мы должны 
научить детей быть ответственными за свои действия, поступки перед обществом, перед окружающими.
Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм общения, формирования образа собственного «Я» создана Программа развития личности.
В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:
Принцип гуманизации — ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.
Принцип открытости — позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.
Принцип «На стороне ребенка» — решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя из его интересов.
Принцип непрерывности сопровождения. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекращает индивидуальную работу только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна.
Принцип мулътидисциплинарности сопровождения. Данный принцип предполагает мониторинг развития и оценку благополучия ребенка, усиление диагностической функции воспитателей, как специалистов постоянно сопровождающих ребенка.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип доступности обучения и развития. Предполагает подбор и распределение материала исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.
Цель — Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.
Цель: организация комплексного медико-психолого- педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение активности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Срок проведения — сентябрь, октябрь 2015.На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование, собеседование). По результатам работы выявляются основные проблемы в личностном развитии воспитанника.
Беседы с воспитанником о школе (отношения с учителями, со сверстниками, любимые предметы).
Обучение навыкам саморегуляции.
Развитие умения концентрировать внимание на деталях, отвлечение от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии
- Настольно-печатные, конструктивные игры, направленные на формирование усидчивости 
- Игры для развития тактильного взаимодействия. 
- Наблюдение за поведением воспитанника в группе, отношениями со сверстниками, выполнением домашних заданий. 
- этап — организационно-деятельностный. 
Цель: анализ полученных в ходе диагностического этапа результатов и составление индивидуальной программы развития воспитанника.
На основании анализа результатов, полученных в ходе наблюдений и диагностик, были выявлены основные проблемы в личностном развитии:
- трудности в школьном обучении 
- память 
- низкая мотивация обучения 
- трудности в межличностном общении со сверстниками 
- не сформированы волевые усилия личности (усидчивость, не может довести начатое дело до конца, сложность в отвлечении от посторонних раздражителей) 
- эмоциональная неуравновешенность 
Исходя из выявленных проблем составлена Индивидуальная
Программа развития для воспитанника 2015-2016 учебный год.
Данная программа разбита на блоки, каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведётся параллельно.
- этап — коррекционно-развивающий. 
Цель: реализация индивидуальной программы развития.
Срок проведения — февраль 2015 — февраль 2017 год
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
- индивидуальная; 
- парная; 
- подгрупповая. 
Формы коррекционно-развивающей работы
- беседы 
- практическая работа 
- моделирование ситуаций, в которых испытывает затруднения 
- ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение 
- практические упражнения 
- дидактические игры 
- настольно-печатные игры 
- конструктивные игры 
- пальчиковые игры 
- подвижные игры с использованием сдерживающих моментов 
- анализ художественных текстов 
- творческие задания 
- просмотр видеосюжетов 
IV. Блок обобщающий.
Раздел I. «Я учусь»,«Мои перспективы» , «Мои перспективы»;
Раздел II. «Я читаю», «Мои перспективы», «Мои достижения»;
Раздел III. «Межличностное общение»;
Развитие коммуникативных навыков Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Отработка навыков вербального взаимодействия с детьми, навыков энструктивного общения. Формирование знаний разных способов общения; навыков речевого обращения в различных ситуациях; умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умение вести диалог, беседу.
Развитие навыков взаимодействия с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. Выработка адекватного способа общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения. Формировать умение переключать внимание на другой вид деятельности, контролировать свои эмоции и поведение. Моделирование различных ситуаций, в которых испытывает затруднения. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.
Обучение способам выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, формирование навыков самоконтроля. Коммуникативное поведение Формировать умение участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживать свои эмоции. Показать варианты выхода из конфликтных ситуаций. Формирование знаний о том, что такое конфликт и как его можно избежать; знания и умения следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Формирование знаний и умений, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
- Культура поведения. 
- Вежливое общение. 
- Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей. 
- Манера поведения. 
- Правила детского общежития. 
- Самооценка поступков. 
- Организация совместной деятельности. 
- Общение или одиночество: что лучше? 
- Неадекватное общение. Ненормативная лексика. 
- Ответственность за неадекватное поведение в общественном месте 
- Умение разделить переживание с другим человеком. 
- Умей выбирать друзей. 
- Общение подростков и детей младшего возраста. 
- От чего зависит настроение. 
- Учимся справляться с гневом. 
- Ссора. 
- Как справиться с упрямством. 
- Учимся понимать чувства других людей. 
- Учимся доброжелательности. 
- Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации. 
- Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации. 
- Поступки добрые и злые. 
- Умеем общаться 
- Вглядись в себя — сравни с другим 
- Помоги понять себя. 
Источник
 
 