План развития одного из коммуникативных умений ребенка

Ольга Послыхалина
Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Уважаемые коллеги!

Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Своё сообщение я бы хотела начать со слов СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, — зависит очень многое. В чем же секрет успешного общения? Давайте по — рассуждаем.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Средний возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни.

В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Для коммуникативного развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Цель игр на развитие коммуникативных умений заключается в формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми;

Развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста

Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;

Развитие умения входить в контакт, вести диалог;

Развитие навыков невербального общения;

Развитие навыков взаимодействия детей в группе;

Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Предлагаю вам примеры игр на развитие коммуникативных навыков.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

«Опиши друга»

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

«Угадай, кто это».

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого – либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т. д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.

Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

Встаньте, дети,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.

«Воробей»

Дети становятся в круг. Воспитатель находится в круге. Он говорит:

Прилетел к нам воробей,

Он искал себе друзей.

Сел ко мне на воротник… (Все закрывают глаза.) Произнёс…

На кого воспитатель надевает маску, говорит: «Чирик — чирик!», остальные отгадывают, кто из играющих крикнул.

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

«Комплимент»

Дети сидя в кругу по очереди глядя в глаза соседу говорят несколько добрых слов, хвалят его (ты всегда делишься, ты добрый, принимающий кивает головой и говорит: — «спасибо мне очень приятно!»

«Гуси-гуси»

Среди детей выбираются «хозяин» и «волк», остальные выполняют роль «гусей». В начале игры «хозяин» вместе с гусями» располагается во дворе, а «волк» становится в круг. Затем хозяин выводит гусей гулять на луг, а сам возвышается на свое место. Некоторое время гуси гуляют по лугу, после чего ведущий дает сигнал. Тогда между хозяином и гусями происходит следующий разговор, слова кого, наверное, знакомы всем с детства:

Хозяин: Гуси-гуси!

Гуси: Га-га-га!

Хозяин: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Хозяин: Так летите вы домой.

Гуси: Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Хозяин: Вы летите, как хотите,

Только крылья берегите.

(С последними словами «гуси» бегут обратно во двор, а волк, который выбегает из круга, пытается перехватить кого-нибудь из них. Если ему это удается, он ведёт осаленного к себе. За один раз игрок в роли волка, если он достаточно ловок, может осалить и нескольких гусей. После того как гуси возвращаются во двор, хозяин должен сосчитать их и отметить, кого не хватает. Теперь игроки должны выручить своих товарищей. Подойдя к дому волка, они хором просят: «Волк-волк, отпусти гусей домой», — на что волк отвечает: «Нет, не отпущу!» Тогда игроки говорят: «Тогда мы тебя победим!» Чтобы победить волка, игроки (кроме осаленных) выстраиваются гуськом, ухватившись друг за друга. Первый игрок колонны берет за руки игрока-волка. На счет «раз, два, три!» игроки начинают дружно вытягивать волка из его норы. Важно, чтобы эти движения были слаженными: игроки должны, ухватившись друг за друга, сделать движение корпусом назад (можно два-три раза). Как только волк под натиском остальных игроков не удержится на месте и сделает хотя бы один шаг вперед, пойманные им игроки-гуси считаются освобожденными и могут «лететь» обратно во двор.

Читайте также:  Проведение антропометрии и оценка физического развития ребенка

После того как всех осаленных выручили, и игра начинается заново.

«Садовник и цветы»

Воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой — они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Выбирается садовник, а группа детей будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами. Садовник должен ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться».

Игры на развитие навыков невербального общения

Невербальное общение, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

«Дружба начинается с улыбки.»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую добрую, какая только может быть, улыбку.

«Испорченный телефон»

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где «телефон» испортился.

«Ручейки»

В начале игры дети становятся парами друг за другом, держась за руки. Во время игры каждая пара детей высоко поднимает соединенные руки так, чтобы из них конечном счёте получился своеобразный свод. Воспитатель становится водящим – у него нет пары. Воспитатель становится лицом к колонне, составленный из пар игроков, и игра начинается.

Воспитатель проходит между игроками через образованный свод и, выбрав кого – то из игроков, берёт его за руку и идёт с ним в конец колонны. Ребёнок, оставшийся без пары, становится водящим: теперь наступает его очередь проходить внутри колонны детей и выбирает себе друга. Играть можно пока не надоест.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Мыльный пузырь

Игра начинается со своеобразного ритуала приглашения в ней поучаствовать. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг. Можно просто попросить их взяться за руки, а можно применить следующий нехитрый прием. Дети в начале игры сидят на стульчиках. Ведущий подходит к одному из них и, взяв его за руку, приглашает поиграть. После этого уже выбранный игрок, в свою очередь, приглашает кого-нибудь поучаствовать в игре, тот приглашает следующего и т. д. Этот прием помогает сблизить детей, ведь не секрет, что цель хорошего воспитателя — не только научить детей слушать его самого, но и общаться между собой. После того

как образовался хоровод, начинается игра. Хоровод изображает собой мыльный пузырь. Воспитатель объясняет детям это и просит их сделать, так чтобы мыльный пузырь стал совсем маленьким. Для этого дети должны сблизиться и встать плечом к плечу. Посмотрите, какой у нас пока маленький мыльный пузырь, а что нужно сделать, чтобы пузырь стал большим? Как вы сами играете в мыльные пузыри? Дети объясняют, что пузырь, чтобы он стал большим. нужно раздувать. После этого игроки начинают «раздувать» свой пузырь, чтобы он стал большим. Для этого дети составляют на манер трубочки (т. е. ставят кулачок на кулачок) и, слегка наклонив голову вперед, начинают дуть в «трубочку», произнося при этом звук «ф-ф-ф», имитирующий, звук надуваемого пузыря. Выдув воздух, дети выпрямляются и набирают его снова. При каждом «надувании» дети отходят на шаг назад, имитируя тем самым увеличение в размерах раздуваемого мыльного пузыря. Эта процедура повторяется два-три раза, а затем дети вновь берутся за руки и расходятся подальше (на расстоянии вытянутых рук, чтобы показать, как раздулся пузырь.

Желательно, чтобы во время надувания пузыря воспитатель стоял в центре круга. После того как «мыльный

пузырь раздувается до максимального размера, воспитатель проходит вдоль него, касаясь рукой каждой сцепленной пары рук, после чего неожиданно говорит: «Лопнул пузырь!» — и хлопает в ладоши. Дети вслед за ним разнимают руки и хлопают в ладоши, после чего сбегаются к воспитателю. После этого игру можно возобновить.

«Пес-барбос»

Среди игроков выбирается один, который будет играть роль Барбоса. Он садится в кружке на корточки и ждет, закрыв глаза.

Остальные игроки вместе с воспитателем становятся, держась за руки, на линии «домика» лицом к конуре. По сигналу воспитателя, все так же держась за руки, дети начинают идти к линии, прочерченной перед конурой Барбоса. Идти надо ровно, не растягиваясь и не отставая. Идя, игроки декламируют следующие строчки:

Рыжий пес, пес Барбос,

Спит, уткнувши в лапы нос.

Или, может, пес не спит,

А за нами он следит?

Будет лаять и рычать.

Не дадим себя поймать!

Дойдя до линии, дети дотрагиваются до Барбоса, протянув к нему руки, но, как только стихотворение будет полностью дочитано, Барбос неожиданно «просыпается» и выбегает из конуры. Задача детей — добежать до своего «домика», не дав себя осалить Барбосу. Задача Барбоса прямо противоположная — поймать кого-либо из игроков, пока он не успел добежать. Если Барбосу удается поймать кого-либо, они меняются ролями, если же попытка не удалась, то он возвращается в свою конуру, и игра начинается заново.

«Кошки-мышки»

Воспитатель произносит:

Ребятишки-шалунишки,

Поиграем в «Кошки-мышки»?

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Молодцы! Капкан готов.

Следующий шаг таков:

Чтобы не было оплошки,

Выберем сначала кошку.

(Выбирают кошку.)

Не забыли, ребятишки,

Что нам надо выбрать мышку?

(Выбирают мышку.)

Правила игры мы знаем:

Мышь от кошки убегает.

Кошке надо мышь догнать,

В лапках крепко удержать.

Мышка, быстро убегай!

Игры на телесный контакт

«Веселый паровозик»

Воспитатель предлагает детям покататься на паровозике. Для этого дети встают друг за другом. Каждый держит впереди стоящего за талию. Сам паровозик воспитатель, а дети вагончики. По сигналу воспитателя паровозик трогается в путь. При этом можно изображать, как стучат колеса паровозика («чух-чух», а можно и читать стихи про паровозик.

Читайте также:  Ребенок в полтора года развитие

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тараторят, тарахтят.

Проехав вместе с детьми немного, воспитатель объявляет, что паровозик доехал до леса, и предлагает детям выйти из паровозика и пройти в лес собирать грибы.

Через некоторое время воспитатель объявляет: «Скоро стемнеет. Давайте-ка сядем в паровозики поедим домой». При этих словах дети вновь выстраиваются и, изображая собой паровозик, «едут» домой: до своих стульчиков, на которые садятся отдохнуть.

«Ладонь в ладонь»

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

— Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

— снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

— ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Спасибо за внимание!

Источник

Александра Харитонова
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Педагога-психолога дошкольной организации

на 2019 – 2024 гг.

Актуальность.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем психологии и педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношении людей. В последние время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьёзные трудности в общении с окружающим. Замыкаясь на телевизоре и компьютере, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков)

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.

Этапы самообразования

1 этап

Установочный (2019 год)

Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме. Подбор и изучение литературы по проблеме общения.

2 этап

Теоретический (2020 год)

1. Работа с детьми

Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.

Оформить в группе центр театрализованной деятельности «Чудеса сказок».

2. Работа с родителями

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию коммуникативных навыков дошкольников (родительское собрание)

3. Самореализация

Работа с методической литературой.

Систематизация игр, направленных на развитие коммуникативных навыков в соответствии с возрастными возможностями

Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа».

3 этап

Практическое решение проблемы (2021-2024 год)

1. Работа с детьми.

В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.

С детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» — инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

Проведение коммуникативных игр:

I Группа игр и упражнений помогающая устанавливать и вступать в контакт с окружающими.

1) Игры контактные и объединяющие:

2) Игры доверия:

3) Игры формирующие доброжелательные отношения:

II Группа игр и упражнений развивающая умение организовать общение.

2) Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию:

3) Игры и упражнения на развитие умения говорить самому:

4) Игры и упражнения на развитие умения видеть достоинства в другом человеке достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»:

5) Игры и упражнения помогающие выражать дружеские чувства:

6) Игры и упражнения на развитие эмоциональной децентрации:

7) Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать:

Читайте также:  Физическое воспитание и развития ребенка с зпр

III Группа игр и упражнений на знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов детской деятельности

2. Работа с родителями

Анкетирование родителей.

Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.

Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

Мастер — класс «Театрализованные этюды, как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста»

Мастер класс «Игры направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».

Семинар-практикум: «Мир общения на подставке»

Сбор фотоматериала

Изготовление папки-передвижки «Играем и общаемся дома»

3. Самореализация

Разработать перспективный план работы с детьми по развитию коммуникативной деятельности по возрастным группам.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)

Сообщение из опыта работы «Особенности руководства коммуникативными играми детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в воспитании коммуникативных навыков дошкольников».

4 этап

Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2024 год)

3 Самореализация

Выступление с творческим отчетом на пед. совете.

Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей

5 этап

Итогово-контрольный (2024 год)

1. Работа с детьми

Мониторинг образовательной области «Коммуникация».

2. Работа с родителями

Анкетирование родителей.

3. Самореализация

Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.

Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед. литературы, интернета, выступлений, картотек и т. д.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

— развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;

— широкое использование коммуникативных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально- коммуникативных навыков;

— активное включение родителей в процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми.

В результате проведенной работы уровень формирования коммуникативных навыков детей значительно повысился.

Коммуникативная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в общении, в новых впечатлениях и избежать пассивности.

Большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:

— развитые навыки коммуникации;

— стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками;

— дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая, — все это свидетельствует о развитых навыках коммуникативного поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010

2. Дронь А. В. Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011.

3. Микляева Н. В. Семейный и родительский клубы в детском саду. Творческий центр. Москва 2012.

4. Микляева Н. В. Содружество детей и взрослых. Творческий центр «Сфера», 2013.

5. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. Семья и детский сад. Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2009.

6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)

7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

8. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Нилова Т. А. Азбука общения. – СПб., 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Коммуникативные игры

I Группа игр и упражнений помогающая устанавливать и вступать в контакт с окружающими.

1) Игры контактные и объединяющие:

кн. Крюкова С. В. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

«Улыбка»

«Доброе утро»

2) Игры доверия:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 — 9 лет».

«Я не упаду»;

«Помоги другу».

3) Игры формирующие доброжелательные отношения:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 — 9 лет».

«Я хочу с тобой подружиться»;

«Цветок дружбы».

II Группа игр и упражнений развивающая умение организовать общение.

1) Игры и упражнения на развитие умения активно слушать и слышать:

кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».

«Телефон»;

«Цепочка слов»;

2) Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию:

кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».

«Магазин игрушек»;

— Я бросаю тебе …»;

3) Игры и упражнения на развитие умения говорить самому:

кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».

«Опиши друга»;

«Библиотека».

4) Игры и упражнения на развитие умения видеть достоинства в другом человеке достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 — 9 лет».

«У птички болит крылышко — пожалей птичку»;

«Мне в тебе нравиться, мне в себе нравиться».

5) Игры и упражнения помогающие выражать дружеские чувства:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 — 9 лет».

— Я знаю пять имён своих друзей».

6) Игры и упражнения на развитие эмоциональной децентрации:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 — 9 лет».

«Роли».

7) Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 — 9 лет».

«Помоги другу»;

«Сложи картинку».

кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина

«Тропинка к своему Я»

«Пересядьте все, кто …».

III Группа игр и упражнений на знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина

«Тропинка к своему Я»

«Кто больше знает мирилок»;

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»;

Источник