План работы с ребенком имеющим трудности в развитии

Ф. И. ребёнка –

Частично сформирован навык  по образовательной области  «Речевое развитие».

Цель

Мероприятия

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Развитие звуковой культуры речи

Игра «Ловим звук».

Цель – развитие фонематического слуха

Игра «Строим дорожку»
Цель – развитие фонематического слуха.

Игра «Ловушка».
Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.

Заучивание чистоговорок.

Цель -развитие фонематического слуха, правильной артикуляции, чёткости произношения звуков.

Формирование грамматического строя речи.

Игра «Кузовок».
Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Игровое упражнение «Чьё всё это?».
Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном  числе и падеже.

Игра «Домики».
Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы».  
Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Обогащение словарного запаса.         

Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Игра «Какой предмет?»
Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.

Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Развитие связной речи.

Игра «Пойми меня».
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Игровое упражнение «Закончи сам».
Цель – развитие воображения, связной речи.

Игровое упражнение «Распрост

рани предложение».
Цель — развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Игровое упражнение «Если бы…».
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Ф. И. ребёнка –

Частично сформирован навык  по образовательной области  «Речевое развитие».

Цель

Мероприятия

январь

февраль

март

апрель

май

Развитие звуковой культуры речи

Игра «Поймай слог».
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Заучивание скороговорок.

Цель -развитие фонематического слуха,
правильной артикуляции, чёткости произношения звуков.

Игра «Придумай слово».
Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в  слове.

Игровое упражнение «Раздели правильно»
Цель – развитие умения делить слова на слоги.

Игра «Посели в домик».
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.        

Формирование грамматического строя речи.

Игра «День рождения Мишутки»

Цель —  развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Игра «Кто кого обгонит?»

Цель —  формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Игра «Мама потерялась»

Цель — формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря,

Игра «Федорино горе»

Цель — развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Игра «Незнайкины ошибки»

Цель —  развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Обогащение словарного запаса.         

Игра «Что бывает?»
Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Игровое упражнение «Назови лишнее слово»

Цель — способствовать развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения

Игра «Чьи покупки?»

Цель — закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Игра «Подбери словечко»

Цель — расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Цель — способствовать развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения

Развитие связной речи.

Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»

Цель —
развитие умения составить короткий рассказ по картинке.

Игра

«Закончи предложение»

Цель –

развивать умение грамматически правильно строить предложения.

Игра «В гостях у слоника»

Цель — развивать умение подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Игровое упражнение «Закончи сказку по-своему»

Цель — развитие связной речи, воображения.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель — составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.

Источник

Любовь Щербакова
Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении

Контрольная работа по «Теоретическим основам организации обучения в разных возрастных группах. «

план 1. Организация работы с детьми, имеющих трудности в обучении

2. Планирование обучения дошкольников

3. Список литературы.

Выполнила: Щербакова Л. Ю.

1. Организация работы с детьми, имеющих трудности в обучении

По социально-педагогическим признакам определяются следующие группы детей с проблемами:

а) неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые);

Читайте также:  Цвета в картинках развитие ребенка

б) сверхактивные и сверхпассивные;

в) с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, аутсайдерство);

Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщенной технологией (метатехнологией) развития, обучения и воспитания детей с проблемами.

Технологии воспитания и обучения детей с трудностями в обучении:

А) Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Технологию их образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика (дефектология).

Особые потребности таких детей в том, чтобы:

• на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;

• начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики;

• проводить абилитацию и реабилитацию по индивидуальной программе;

• использовать различные средства, «обходные пути» в обучении, применять такое содержание, которое не включается в образование обычного ребенка;

• регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации;

• особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению;

• интегрировать усилия семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации;

• дифференцировать каждый из возрастных периодов;

• пролонгировать образование с выходом за рамки школьного возраста.

абилитация – система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Специальное образование детей с особыми потребностями проводится в спецшколах и интернатах. Кроме специалистов-педагогов, к учебно-воспитательно-реабилитационному процессу подключается целая команда специалистов-реабилитаторов: медики, психологи, социальные педагоги.

Современная система специальных услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей включает:

• психолого-медико-социально-педагогический патронаж ; профилактику и комплексную помощь (ПМСП-центры, консультации);

• специальное образование (специальные образовательные учреждения);

• профессиональную адаптацию, ориентацию, образование, трудоустройство (реабилитационные центры, УПК, мастерские);

• социально-педагогическую помощь (социально-педагогические центры).

Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество. Прежде всего, это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) методами специальной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности.

Чтобы ребенок с ограниченными возможностями успешно интегрировался в общество, важно применять трудотерапию.

Трудотерапия – универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными гипотезами и степенями нарушения психики или двигательных функций.

На занятиях по трудотерапии проводится работа по профориентации детей-инвалидов с целью дальнейшего трудоустройства (по возможностям ребенка) и как минимум – обучение элементарному самообслуживанию в быту. Детей учат готовить пищу, ремонтировать одежду и обувь, домашнюю электро- и радиоаппаратуру, мебель, посуду и т. д.

Б) Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Детям с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

Это имеет следующие преимущества:

• исключается уравниловка и усреднение детей;

• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

• создаются щадящие условия для слабых;

• у педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

• отсутствие отстающих позволяет не снижать общий уровень обучения;

• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

• реализуется желание сильных учащихся быстро и глубже продвигаться в образовании;

• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Читайте также:  Физическое и психическое развитие ребенка от рождения до школы

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными детьми по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.

В) Технологии компенсирующего обучения.

По статистическим данным в настоящее время до 20% детей, поступающих в ДОУ, имеют различные психосоматические дефекты. Если не оказывать ребенку дополнительной психолого-педагогической помощи, это приведет к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагогической дезадаптации. В связи с этим в детских садах существуют группы компенсирующего обучения, где предусмотрены диагностико-коррекционные программы, с помощью которых выявляются и корректируются дефекты развития детей, предпринимаются дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих воспитанников.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

• занятие как система реабилитации, в результате которой каждый ребенок начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

• формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

• взаимообучение, диалогические методики;

• дополнительные упражнения;

• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

2. Планирование обучения дошкольников.

Педагогическая деятельность всегда целенаправленная. Цель работы педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений социально значима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Воспитательно — образовательная работа в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на основе плана. План для всего учреждения составляется на год. Кроме того, воспитатели и педагоги-специалисты составляют планы на определенный промежуток времени.

Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.

Планирование помогает воспитателю и всему педагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкретный отрезок времени, отобрать наиболее рациональные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обоснованный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их деятельности, позволяет наметить интересные перспективы в работе с детьми.

Составить план – значит увидеть ход педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно воспитатели, могут не только представить содержание деятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.

К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса. Данное педагогическое требование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные за­дачи на определенный отрезок времени.

При этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учебных занятий. В отборе задач педагогического процесса воспитателю помогают новые варианты программ для детских садов по каждой возрастной группе. Реализуются выдвинутые воспитательные задачи не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином педагогическом процессе.

2. Разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффективной в том случае, если план предусматривает использование методов приучения, упражнения, рассказа, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность.

3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Данное педагогическое требование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы развития, воспитания и обучения дошкольников и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или другим воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенностей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в определенной степени опережать развитие ребенка. Эту особенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные виды деятельности детей.

Читайте также:  Среда благоприятная для развития ребенка это

4. Реальность плана, его систематичность и последовательность. При составлении годового плана дошкольного учреждения или плана работы воспитателя важно продумать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т. п. Везде необходима помощь взрослых. Поэтому в планах любого уровня планируется определенное количество интересных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь детям. Если таких дел будет запланировано много, то ясно, что их невозможно подготовить на высоком уровне и, следовательно, воспитательный эффект не будет достигнут. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радостью ожидать любого праздника, утренника, встречи со старшими детьми.

Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный заряд. Последовательность и систематичность любого плана детского сада или воспитателя помогает реализовать воспитательные задачи и соблюсти непрерывность самого воспитательного процесса.

5. Согласованность всех планов работы, особенно плана воспитателя с годовым планом дошкольного учреждения. План работы детского сада обычно составляется на год. В нём указываются ведущие направления деятельности дошкольного учреждения в соответствии с общими задачами воспитания и образования; конкретизируется работа с педагогическим коллективом, родителями, социумом и т. д. Например, в годовом плане детского сада указывается, что приоритетным направлением деятельности в текущем году является художественно-эстетическое. Воспитатель, планирует задачи эстетического воспитания и развития детей — научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить детей с созданием красивых аппликаций, развивать у детей способность воспринимать прекрасное в полотнах художников и т. п. В соответствии с этими задачами воспитатель подбирает определенный материал для работы с детьми. Большую помощь воспитателю при планировании своей деятельности оказывают комплексные программы развития, воспитания и обучения детей.

Все воспитатели дошкольных образовательных учреждений составляют свои планы по направлениям процесса воспитания – игровая деятельность, социально-нравственное воспитание и развитие детей, физическое развитие и т. д. При этом учитывается время учебных занятий с детьми.

В дошкольных образовательных учреждениях на основе годового и перспективного планов составляются планы на месяц, неделю, день.

Недельный план в большей степени позволяет реализовать личностно-ориентированную модель воспитания. Удобно, когда недельные планы учреждения или воспитателя составляются на месяц. При этом очень четко расписываются учебные занятия, а к ним составляются планы-конспекты и подбирается методический материал. Недельное планирование иногда называют календарным планом работы воспитателя на определенный промежуток времени.

Годовой план работы дошкольного образовательного учреждения соответствует избранной комплексной программе, виду дошкольного учреждения (общеразвивающее, комбинированное, компенсирующее) и приоритетным направлениям деятельности.

В последние годы приоритетными направлениями в работе разного вида детских садов являются – художественно-эстетического воспитания и развития детей, физического воспитания. Приоритетное направление определяет содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать режимные моменты и их длительность, медико-гигиенические требования к организации жизни детей в детском саду, климатические условия, региональные особенности, контингент детей и их индивидуальные особенности. В план работы должны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающее усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.

Список литературы:

1. Васюкова Н. Е. Планирование как механизм выстраивания интегративного содержания педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] : дис.. канд. пед. наук / Васюкова Н. Е. – М., [2009]. — 195 с. – Режим доступа : локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

2. Шматко Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. \Дефектология,1999, — №1,2.

3. Фуряева Т. В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. \ Дефектология, 1999.-№1.

4. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л. Л. — М. : Центр педагогического образования, 2014.

5. Примерная рабочая программа на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ФГОС

Источник