План работы развитие речи ребенку

Светлана Габышева
Перспективный план работы по развитие речи

Перспективный план работы по развитие речи

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Ноябрь 1 Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Цель: помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Тема: Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» помочь понять ее смысл. Тема: Учимся быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Тема.

Цель: Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Тема «Совет», научить выразительно читать его. Тема: Литературный калейдоскоп

Цель: Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

Декабрь 2 Тема: Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Тема: Рассказывание по картине

Цель: Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки Познакомить со сказкой «Хаврошечка» помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Тема: Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш

Цель: Упражнять детей в отчетливом произносении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Январь 3 Тема: Обучение рассказыванию

Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» Тема: Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Цель: Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков» Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Тема: Чтение стихотворений о зиме

Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Февраль 4 Тема: Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

Цель: Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе») Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» учить пересказывать ее. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш

Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. Тема: Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Цель: Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце»

Март Тема: Беседа на тему: Наши мамы. Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Цель: Помочь дюетям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Тема: Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»

Цель: Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. Тема: Рассказы на тему: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем» Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»

Цель: Учить детей составлять подробное и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. Тема: Чтение рассказов из книг Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Апрель Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Цель: Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах» Тема: Чтение сказки «Сивка-Бурка» Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – бурка» Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р

Цель: Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Май Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задюачи. Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

Цель: Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. Тема: Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Цель: Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» Тема: Пересказ «Загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Цель: Продолжать учить детей пересказывать.

Источник

Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении.

Планирование работы по развитию речи – это проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.

На современном этапе, в условиях введения ФГОС ДО, каждое дошкольное учреждение разрабатывает свою программу развития дошкольников. В зависимости от типа ДОУ, ключевых задач и других условий вопросы планирования решаются по-разному.

Вместе с тем в методике сложились единые принципы планирования работы по развитию речи, которые объективно отражают существующие закономерности и логику речевого развития детей поэтому являются основой организации педпроцесса в дошкольных учреждениях любого типа.

Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы:

1. Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи. В плане должны найти отражение все разделы программы речевого развития: ЗКР, грамматика, словарь, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой.

2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.

3. Последовательное нарастание требований к речи детей. В дошкольном образовании  выработаны определенные требования — это усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.

4. Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других — медленнее. По-разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей. 

5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.

6. Систематичность педагогического воздействия на речь.

В современных ДОУ утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.

Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы.
Запомните, что устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными.
        В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования.

        Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
        При планировании необходимо помнить о комплексном подходе к решению задач развития речи. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом одной из главных задач является развитие связной монологической речи.
        При разработке содержания каждого занятия учитываются постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.

Существует практика составления перспективных планов по индивидуальной работе с детьми.

Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
        Обязательно нужно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, консультации для родителей, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).

Календарно — перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
        По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием данного материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии, тексты худ. произведений, упражнения, игры для детей) и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала. 

При календарно — перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, то карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.

Календарное планирование.

На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми (цель — формирование умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей); работу по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию детей); разнообразные дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.

В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия.

Рекомендуется указывать:

а) название занятия;

б) задачи, которые предстоит решить;

в) дидактический материал;

г) последовательный ход занятий;

д) способ организации детей на занятии (работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей).

Источник

Ольга Русина
Планирование по речевому развитию для старших дошкольников

Цель: Сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

• выявление и развитие речевых способностей детей

• научить владеть основными элементами правильной точной речи;

• формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.

Развивающие:

развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм;

развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;

развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации;

развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др. ;

развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;

развитие коммуникативных качеств ребенка.

Воспитательные:

• воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

Сентябрь

3 неделя

«Здравствуй Осень»

Закрепить основные признаки проявления осени в природе.

4 неделя

«В гостях у Осени»

Включить воображение память для создания образов по теме: уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы.

Октябрь

1 неделя

«Дары Осени»

Развивать логическое мышление, речь, формировать умение внимательно слушать загадку.: не перебивать товарищей.

2 неделя

«Путешествие в лес»

Развивать воображение; выразительность речи; Формировать интерес к природе.

Развивать произвольное внимание; речь; наглядно-образное мышления; воспитывать уважение и интерес к труду садовника

3 неделя

«Деревья и кустарники» нашего города Беседа: Какие кустарники и деревья мы знаем»

Познакомить детей с большим многообразием растительного покрова в нашем родном крае.

4 неделя

«День разноцветных листочков»

Закрепить знания детей о осеннем разнообразии цветов. Развивать эмпатию (сочувствие; сострадание) воображение; воспитывать бережное отношение к живой природе. у листочков

Ноябрь

1 неделя

«Загадки на грядке»

Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.

2 неделя

Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»

Закреплять связный, последовательный пересказ, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з, з’].

3 неделя

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»

Побуждать к связному последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги.

4 неделя

«Бабушка — загадушка».

Закреплять умение детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;

Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

— Упражняться в интонирование диалогов.

Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

— Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.

Декабрь

1 неделя

«Любимые сказки»

Продолжать закреплять умение детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения;

— Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох.

— Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

— Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова.

— Учить детей угадывать

2 неделя

Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме»

Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима.

3 неделя

«Новогодние загадки и пословицы»

Продолжать формировать представление о жанровых особенностях загадок, пословиц, учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки и пословицы. Расширять словарь по теме Новый Год. Совершенствовать умение регулировать силу голоса

и темп и речи

4 неделя

Беседа «Новый год и Рождество»

Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.

Январь

2 неделя

Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство»

Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему

Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании

3 неделя

Рассказывание по картинке «Зимние забавы»

Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима. Учить различать на слух и дифференцировать в произношении звук

4 неделя

«Придумай рассказ»

Формировать умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание

Февраль

1 неделя

«Отвечай быстро»

Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

2 неделя

«Наши защитники»

Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.

Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.

— Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки.

— Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов.

Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

— Практиковаться в обыгрывании придуманных ситуаций

3 неделя

Творческое рассказывание «Почемучки»

Закреплять умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?», «отчего?», «когда?», «что?», «где?». Знакомить со способами словообразования

Март

1 неделя

«Весна пришла».

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

— Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения.

— Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Развивать воображение детей. — — Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.

2неделя

«К нам в гости пришел буратино» речевое внимание, артикуляционный аппарат.

Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой» модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения; развивать

3неделя

«Кто быстрее?»

Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей

4 неделя

«Кто больше заметит небылиц»

Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление.

Апрель

«Скажи по-другому»

Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление.

2неделя

. «Поиграем с пальчиками»

Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

— Формирование чувства музыкального темпа.

Развитие чувства ритма и координации движений.

Развитие сильного ротового выдоха.

3неделя

«Добрые слова»

Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание.

— Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

— Воспитывать коммуникативные навыки общения.

4 неделя

«Веселые сочинялки».

Упражнять детей в подборе рифм к словам.

Закрепить понятие “рифма”.

Поощрять совместное стихосложение.

— Совершенствовать интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами речи.

— Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети.

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию.

Май

1 неделя

«В гостях у С. Я. Маршака»

Дать интонационно- образное представление о стихотворении;

— Побуждать к образному воплощению в роли.

Развивать силу голоса.

— Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.

2 неделя

«Веселые загадки о домашних животных»

Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное».

Источник