План работы по самообразованию развитие ребенка от 2 до 3 лет

Ирина Сердюкова-Смолина
План по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста «Активизация словаря детей 2–3 лет»

План по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста Сердюковой- Смолиной Ирины Ивановны.

Сведения об образовании и категории: высшее образование, первая квалификационная категория.

Тема: Активизация словаря детей 2-3 лет.

Сроки реализации: работа начата в сентябре 2017 года, планируется закончить в мае 2017 г.

Цель:- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.: — расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

— развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

— обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;

— развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)

Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку — одна из главных.

Словарь дошкольника на третьем году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия,проводимые в процессе работы над темой:

— изучение литературы по теме;

— посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и р-на;

— посещение педсоветов, семинаров, конференций;

самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

— совместная работа с родителями (беседы, консультации).

— подбор методических пособий и дидактических игр по теме.

Самореализация

09.09.2013 – 20.05.2014

— проведение мероприятий (занятия, игры, развлечения);

— выступление с опытом работы на педсовете «Активизация речи детей 2 – 3 лет»;

— размещение перспективного плана по развитию речи во 2 младшей группе на сайте «Я- воспитатель» ;

— размещение конспектов занятий по развитию речи во 2 младшей группе на сайте «Я- воспитатель» ;

— участие в семинарах, конференциях ДОУ, р-на;

— отчёт по теме самообразования;

— выступление на итоговом педсовете.

Изучение методической литературы

сентябрь 2013 г.

– май 2014 г.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 2004.

2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999.

3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. — М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. — Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2004.

7. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» — М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

8. Н. Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

9. Методическое пособие для воспитателей. «Рассказывание по игрушке в ДС». соавторстве с Сердюковой- Смолиной И. И.)

Работа с детьми

09.09.2013 – 20.05.2014

— конспекты занятий по развитию речи;

— использование созданной «Рассказывание по игрушке в ДС» в работе с детьми (НОД, беседы);

— результаты мониторинга детей: образовательные области «Социально – коммуникативное развитие», «Чтение художественной литературы», «Познание»;

— картотека игр.

Работа с родителями

01.10.2013 – 20.05.2014

ОКТЯБРЬ

1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

3. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ

1. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику.

2. Рекомендации родителям по развитию речи детей через речедвигательные игры.

3. Проведение праздника для детей в помещении группы «Елочка красавица- деткам очень нравится».

ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ

1. Консультация «Учим ребёнка общаться».

2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 2 – 3 лет. Острый слух – правильная речь».

3. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

4. Театрализованный показ «Наши любимые сказки» (видеосъемка).

Читайте также:  Работа в центре развития ребенка

МАРТ- МАЙ.

1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

2. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

3. Памятки для родителей.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сказка» с. Пономаревка

 Пономаревский район Оренбургской области

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

        Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности».

2016-2017 г.

Выполнил:

воспитатель МАДОУ детский сад «Сказка» с. Пономаревка

Березовская Ирина Васильевна

Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и молодой, и опытный воспитатель выбирает для себя тему, которой занимается год-два, изучая результаты собственного исследования.

Практическая значимость плана: является повышение собственного профессионального уровня, как педагога посредством изучения теории и оттачивания практических навыков. Проще говоря, я хочу быть асом в вопросе «развитие мелкой моторики рук». Мне нужно создать хорошие условия в группе, чтобы у дошкольников была возможность тренировать пальчики.

Инновационная направленность в том, что  сенсорному развитию детей дошкольного возраста видятся в новых инновационных подходах, которые создают необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Степень распространения: отчет  по самообразованию заслушали 24августа 2018 года на районном августовском совещании педагогов дошкольного образования.

План по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности».

2016-2017 г.

Пояснительная записка

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. 
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. 
У него есть страсть, и её надо удовлетворить. 
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. 

Вся его жизнь – это игра»  
А.С. Макаренко

Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда привносилось первостепенное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения). Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним взаимосвязаны. В психологическом словаре «сенсорное развитие» трактуется как развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве), т.е. о сенсорных эталонах. А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, предложил термин «сенсорные эталоны», что означало выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цветы, формы, величины и т.д. Так же, «сенсорное развитие» является целенаправленным развитием ощущений и восприятий, благодаря которым дети начинают познавать окружающий мир.

        Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.         Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.      Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д..  Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками,  с различного вида конструкторами,  когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

         Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».

Читайте также:  Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка

         На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

      Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

 Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.  

      Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

 2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.

 3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

 4. Содействовать нормализации речевой функции.

 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

8.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

— Пальчиковая гимнастика  

— Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

— Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

— Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

— Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

— самостоятельная деятельность самих детей.

                  План работы на 2017/2018 учебный год

месяц

Формы работы

сентябрь

Изучить литературу по данной теме

октябрь

Внедрить в работу с детьми массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика ежедневно.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.  

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счетными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых  

Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя  с детьми в ходе режимных моментов на 2017-2018 учебный год

Месяц

Содержание

       Задачи

Сентябрь

Д/и «Построй пирамидку»

Упражнять детей в нанизывании колец на

 стержень. Развивать глазомер. Знакомить

 с цветом.  

Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирек»

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной

поверхностей кисти рук

подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка»

Выполнять круговые движения по

ладони левой рук указательным пальцем

правой руки, по очереди загибать все

пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд» из поролоновых губок

Развивать умение сооружать поезд,

 знакомить с деталями строительного

материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и

раздевании кукол.

  Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы,

развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных

 имитационных движений.

«Накорми Мишку фасолькой»

Формировать умения действовать

 по указанию педагога -брать большим и

указательным пальцем фасоль.

 Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Найди рыбку в бассейне»

Развивать умения находить мелкие

игрушки в «сухом бассейне» из крыжек.

Д/и «Ежик»

Способствовать формированию умений

пользоваться прищепками, держать

прищепку тремя пальцами , сжимать и

 разжимать ее.

   Ноябрь

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать

поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «У медведя дом большой»

Упражнять детей в выполнении движений,

согласно тексту.

Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы»

Формировать умения детей выкладывать

 простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки»

Развивать умения выполнять движения по

 внешней стороне ладони.

Игра «Я рисую на песке»

Развивать умения рисовать с помощью

 волшебной палочки или пальчиком на песке.

  Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка»

Упражнять в поочередном соединении

 большого пальчика с остальными левой

и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенку для котика»

Привлекать детей к конструированию

 башенки. Строим из картонных коробок.

Д/и «Рисуем на крупе снежинки»

Укреплять и развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений

пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Воробышки и собачка»

Упражнять в выполнении движений,

согласно тексту.

   Январь

Игра «Веселый карандаш»

Формировать умения раскатывать

карандаш между ладошками.

Улучшать координацию движений

кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде».

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики

 разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка»

Формировать умения проводить линию

 от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик для пальчиков»

Развивать сгибательные и разгибательные

 мышцы кистей рук. Отрабатывать

слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»

Упражнять детей в поочередном

 касании пальчиков, начиная с большого,

 запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Солим Капусту»

Формировать умения энергично

растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка для зайки»

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Д/и «Кукла хочет спать»

Упражнять в закреплении

навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Цветы для мамы»

Развивать умения детей

 рисовать пальчиками, ладошкой.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья.»

Формировать умения

поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина из картонных коробок»

Развивать умение сооружать машину,

И подобрать по размеру коробочки, из крыжек колеса

Самомассаж «Колобок»

Развивать умения имитировать

скатывание колобков.

«Одень юбочку на куклу Олечку»

Формировать умения детей

 просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй дождь»

Развивать умения правильно

 держать карандаш.

Конструирование  «Построим шоссе для машин из картона и дерева»

Развивать умения детей сооружать дорожку,

 знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке мышку»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи рыбку»

Развивать умения детей левой рукой крепко

 прижимать шаблон к бумаге, а правой

 обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и

разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы из крышек»

Упражнять детей в нанизывании

крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь? »

Формировать умения детей соединять

 поочередно пальчики одной ладони с другой,

начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики — комарики»

Упражнять в соединении большого

и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать

 движениям взрослого.

«Покормим поросенка»

Формировать умения бросать

мелкие предметы в бутылочку,

 у которой узкое горлышко.

Читайте также:  Значение безусловных рефлексов для развития ребенка

                                  Работа с родителями:

месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Октябрь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры  для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Новогодние поделки: «Зимняя сказка»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Март

Фотовыставка « Руки мамы и мои»

Январь-май

Вместе с родителями создаем  пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

12. https://docplayer.ru/47392994-Samoobrazovanie-tema-razvitiyu-sensornyh-etalonov-u-detey-v-pervoy-mladshey-gruppe.html

https://infourok.ru/plan-raboti-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-pervoy-13.mladshey-gruppi-aistenok-na-temu-sensornoe-razvitie-detey-mladshego-vozrasta-3349451.html

Березовская Ирина Васильевна

Источник