План работы по самообразованию развитие ребенка от 2 до 3 лет
Ирина Сердюкова-Смолина
План по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста «Активизация словаря детей 2–3 лет»
План по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста Сердюковой- Смолиной Ирины Ивановны.
Сведения об образовании и категории: высшее образование, первая квалификационная категория.
Тема: Активизация словаря детей 2-3 лет.
Сроки реализации: работа начата в сентябре 2017 года, планируется закончить в мае 2017 г.
Цель:- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.: — расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
— развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);
— обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;
— развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)
Актуальность темы:
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку — одна из главных.
Словарь дошкольника на третьем году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия,проводимые в процессе работы над темой:
— изучение литературы по теме;
— посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и р-на;
— посещение педсоветов, семинаров, конференций;
— самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
— совместная работа с родителями (беседы, консультации).
— подбор методических пособий и дидактических игр по теме.
Самореализация
09.09.2013 – 20.05.2014
— проведение мероприятий (занятия, игры, развлечения);
— выступление с опытом работы на педсовете «Активизация речи детей 2 – 3 лет»;
— размещение перспективного плана по развитию речи во 2 младшей группе на сайте «Я- воспитатель» ;
— размещение конспектов занятий по развитию речи во 2 младшей группе на сайте «Я- воспитатель» ;
— участие в семинарах, конференциях ДОУ, р-на;
— отчёт по теме самообразования;
— выступление на итоговом педсовете.
Изучение методической литературы
сентябрь 2013 г.
– май 2014 г.
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 2004.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999.
3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. — М., 2005.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. — Детство-Пресс, 2010.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 2009. Т.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2004.
7. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» — М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
8. Н. Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.
9. Методическое пособие для воспитателей. «Рассказывание по игрушке в ДС». (В соавторстве с Сердюковой- Смолиной И. И.)
Работа с детьми
09.09.2013 – 20.05.2014
— конспекты занятий по развитию речи;
— использование созданной «Рассказывание по игрушке в ДС» в работе с детьми (НОД, беседы);
— результаты мониторинга детей: образовательные области «Социально – коммуникативное развитие», «Чтение художественной литературы», «Познание»;
— картотека игр.
Работа с родителями
01.10.2013 – 20.05.2014
ОКТЯБРЬ
1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.
2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.
3. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».
НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ
1. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику.
2. Рекомендации родителям по развитию речи детей через речедвигательные игры.
3. Проведение праздника для детей в помещении группы «Елочка красавица- деткам очень нравится».
ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ
1. Консультация «Учим ребёнка общаться».
2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 2 – 3 лет. Острый слух – правильная речь».
3. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».
4. Театрализованный показ «Наши любимые сказки» (видеосъемка).
МАРТ- МАЙ.
1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»
2. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.
3. Памятки для родителей.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сказка» с. Пономаревка
Пономаревский район Оренбургской области
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности».
2016-2017 г.
Выполнил: | воспитатель МАДОУ детский сад «Сказка» с. Пономаревка Березовская Ирина Васильевна |
Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и молодой, и опытный воспитатель выбирает для себя тему, которой занимается год-два, изучая результаты собственного исследования.
Практическая значимость плана: является повышение собственного профессионального уровня, как педагога посредством изучения теории и оттачивания практических навыков. Проще говоря, я хочу быть асом в вопросе «развитие мелкой моторики рук». Мне нужно создать хорошие условия в группе, чтобы у дошкольников была возможность тренировать пальчики.
Инновационная направленность в том, что сенсорному развитию детей дошкольного возраста видятся в новых инновационных подходах, которые создают необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Степень распространения: отчет по самообразованию заслушали 24августа 2018 года на районном августовском совещании педагогов дошкольного образования.
План по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности».
2016-2017 г.
Пояснительная записка
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А.С. Макаренко
Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда привносилось первостепенное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения). Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним взаимосвязаны. В психологическом словаре «сенсорное развитие» трактуется как развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве), т.е. о сенсорных эталонах. А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, предложил термин «сенсорные эталоны», что означало выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цветы, формы, величины и т.д. Так же, «сенсорное развитие» является целенаправленным развитием ощущений и восприятий, благодаря которым дети начинают познавать окружающий мир.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.. Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность выбранной темы:
Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
8.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
— Пальчиковая гимнастика
— Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
— Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
— Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
— Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
— самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2017/2018 учебный год
месяц | Формы работы |
сентябрь | Изучить литературу по данной теме |
октябрь | Внедрить в работу с детьми массаж кистей. |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика ежедневно. |
Декабрь | Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счетными палочками. |
Февраль | Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». |
Март | Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук. |
Апрель | |
Май | Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых |
Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов на 2017-2018 учебный год
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Д/и «Построй пирамидку» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирек» | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. | |
Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка» | Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. | |
Конструирование «Поезд» из поролоновых губок | Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. | |
Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. | |
Октябрь | Д/и «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. | |
«Накорми Мишку фасолькой» | Формировать умения действовать по указанию педагога -брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | |
Д/и «Найди рыбку в бассейне» | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне» из крыжек. | |
Д/и «Ежик» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. | |
Ноябрь | «Пальчиковая гимнастика «Семья» | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
Подвижная игра «У медведя дом большой» | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. | |
Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы» | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. | |
Самомассаж «Ручки» | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | |
Игра «Я рисую на песке» | Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком на песке. | |
Декабрь | Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка» | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенку для котика» | Привлекать детей к конструированию башенки. Строим из картонных коробок. | |
Д/и «Рисуем на крупе снежинки» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. | |
Подвижная игра «Воробышки и собачка» | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | |
Январь | Игра «Веселый карандаш» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Игра «Лепим снежки» | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
Февраль | Д/и «Массажный мячик для пальчиков» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков» | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | |
Самомассаж «Солим Капусту» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | |
Конструирование из палочек «Лесенка для зайки» | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Д/и «Кукла хочет спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. | |
Март | Пальчиковое рисование «Цветы для мамы» | Развивать умения детей рисовать пальчиками, ладошкой. |
Пальчиковая гимнастика «Моя семья.» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. | |
Конструирование «Машина из картонных коробок» | Развивать умение сооружать машину, И подобрать по размеру коробочки, из крыжек колеса | |
Самомассаж «Колобок» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | |
«Одень юбочку на куклу Олечку» | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. | |
Апрель | Рисование «Дорисуй дождь» | Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Построим шоссе для машин из картона и дерева» | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. | |
Игра «Спрячь в ладошке мышку» | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
Упражнение «Обведи рыбку» | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | |
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | |
Май | Игра «Собери бусы из крышек» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь? » | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | |
Игра «Дарики — комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. | |
Игра «Где же, где же наши ручки?» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | |
«Покормим поросенка» | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Работа с родителями:
месяц | Вид деятельности |
Сентябрь | Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» |
Октябрь | Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики» |
Ноябрь | Памятка «Пальчиковые игры для малышей» |
Декабрь | Новогодние поделки: «Зимняя сказка» |
Январь | Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.» |
Февраль | Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» |
Март | Фотовыставка « Руки мамы и мои» |
Январь-май | Вместе с родителями создаем пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок |
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
9. Кольцова М.М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
12. https://docplayer.ru/47392994-Samoobrazovanie-tema-razvitiyu-sensornyh-etalonov-u-detey-v-pervoy-mladshey-gruppe.html
https://infourok.ru/plan-raboti-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-pervoy-13.mladshey-gruppi-aistenok-na-temu-sensornoe-razvitie-detey-mladshego-vozrasta-3349451.html
Березовская Ирина Васильевна
Источник