План работы эмоциональное развитие ребенка
Валентина Манагарова
Планирование работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников
Примерное планирование работы по социально-эмоциональному развитию детей
через различные виды детской деятельности
(средняя группа)
1 2 3
месяц Вид деятельности Цель
октябрь Твоя любимая сказка.
Дидактическая «Настроение» .
Инсценировка сказки «Петушок и птичка». -Определять вместе с детьми их предпочтение по отношению к сказкам.
-Дать детям представления об их собственных эмоциях и эмоциях других людей.
-Приобщать к традициям общения, помочь в освоении правил этикета при приветствии.
ноябрь Комплименты «Что мне нравится в тебе».
«Сказочные персонажи» — беседа о «добрых» и «злых» персонажах.
Ролевая игра «У нас гости». -Помочь детям обрести уверенность в своих силах, способствовать объединению и раскрепощению детей.
-Учить определять эмоции по картинкам, графическим изображениям.
-Учить позитивным приёмам общения со сверстниками; помочь понять, в чём состоит роль хозяина дома.
декабрь Подвижная игра «Смелые мышки».
Игра «Найди пару» (по цвету глаз, волос) .
«Музыкальные картинки». -Закреплять формы общения в совместных играх, создавать добрую атмосферу.
-Формировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание.
-Обучать умению соотносить условные изображения эмоциональных состояний на карточках с разнохарактерными музыкальными фрагментами.
январь Дидактическая игра «Азбука настроений» (индивидуальная работа) .
«Конкурс хвастунов» — кто лучше похвастается, но не собой, а своим соседом, другом… -Учить распознавать различные эмоции по иллюстрациям.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
февраль Урок вежливости в Школе игрушек.
«Открытки в подарок» (рисование, аппликация)
Решение проблемных ситуаций (индивидуальная и подгрупповая работа). -Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим, развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
-Учить детей делать подарок, формировать гуманные, доброжелательные отношения.
-Учить самостоятельно решать конфликты (уметь уступать, извиняться, соблюдать очерёдность) .
март Инсценировка по стихотворению С. Маршака «Шалунишки-котятки потерялиперчатки» (театральная пятница) .
Игры «Фу!», «Поступи правильно».
Физкультурный досуг, весёлые старты. -Учить детей определять и изображать настроение котят в различных ситуациях.
-Формировать у детей представления о положительных и отрицательных поступках.
-Содействовать сотрудничеству детей, взаимодействию, взаимопомоши.
апрель Чтение сказки К. И. Чуковского «Тараканище».
«Карлсон в гостях у детей»
Дидактическая игра «Слушаем музыку». -Помочь понять некоторые причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.
-Учить детей правилам этикета, умению употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность.
-Закреплять умение определять настроение музыкального произведения.
май Игра «Эхо».
«С кем ты хочешь подружиться?»
Игра «Пересядьте все, кто…».
Кукольный спектакль «Лучшие друзья»
-Учить детей обращать внимание на своих сверстников, их действия; показать, что все игроки являются равноправными партнёрами.
-Определять предпочтения детей при выборе друга.
-Сравнивать свои предпочтения с предпочтениями других.
-Формировать представления о том, как важно иметь друзей.
Примерное планирование работы по социально-эмоциональному развитию детей
через различные виды детской деятельности
(старшая группа)
1 2 3
месяц Вид деятельности Цель
октябрь «Ты и твои родители» — рассматривание фотографий.
Беседа «Как можно общаться без слов».
Игра «Коврик эмоций». -Побеседовать с детьми о внешности, семейном сходстве и различиях.
-Учить детей передаче эмоционального состояния с помощью жеста, мимики.
-Развивать эмоционально-нравственную сферу, знакомить с разнообразием человеческих эмоций.
ноябрь Развлечение «День рождения».
«Угадай сказку».
Подвижная игра «Мышь и мышеловка». -Воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребёнка участвовать в подготовке и проведении концерта для именинника.
-Предложить угадать сказку по элементам костюма героя, его характеру, по тому, как герой сказки решил трудную задачу.
-Помогать детям справляться со своими страхами, быть уверенными в себе.
декабрь Этюды у зеркала.
Чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
Украсим группу к Новому году. -Учить детей основам актёрского мастерства, развивать умение выражать основные эмоции.
-Обсудить с детьми разнообразные ситуации, учить анализировать причины ссоры.
-Учить детей навыкам совместной работы.
январь Эксперименты с масками, головными уборами, одеждой.
Игра «Змейка».
Игра с зеркалом «Похвали себя».
Нарисуй портрет веселья, любви, грусти, счастья. -Помочь понять, что внешность человека может меняться, открывая неожиданные черты характера.
-Помочь детям в налаживании контактов.
-Помочь избавиться от неловкости, робости и стеснительности.
-Учить передавать настроение в цвете (краски весёлые и грустные) .
февраль «Стань волшебником».
Подвижные игры (выбор водящего) .
«Сладкий стол» -Предложить сделать подарок другу, учить доставлять радость другому человеку.
-Учить договариваться, подчиняться результатам считалки, соблюдать очерёдность.
-Учить разнообразным видам сервировки стола к чаю, закреплять навыки культуры еды и общения.
март «Что видел Незнайка»
«Давайте познакомимся!»
Игры-эстафеты -Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать у детей желание активно противостоять им.
-Учить речевым формам формулам вежливости во время знакомства. Воспитывать доброжелательность.
-Подвести детей к пониманию того, что успех команды зависит от слаженных действий каждого.
апрель Упражнения: пройдись так, чтобы было понятно, что ты потерял варежку… надолго уехала мама… только что съел вкусное мороженое…
Дидактическая игра «Слушаем музыку»
Чтение рассказа Осеевой «До первого дождя»
-Учить передаче разных эмоций с помощью жестов, поз, мимики.
-Закреплять умение детей определять настроение музыкального произведения.
-Формировать представления детей о дружбе и о нормах поведения между людьми, пробуждать желание следовать хорошим примерам.
май Строительные игры «Дом для поросёнка»
Игра «Рассмеши Несмеяну»
Беседа по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь».
Изготовление подарков для малышей. -Дать первоначальные представления о процессе постройки дома. Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение выслушивать товарища, считаться с его мнением, помогать.
-Обогащать словарь детей эмоциональной лексикой, учить подбирать слова, характеризующие людей (плаксивая, капризная, невесёлая) .
-Учить различать эмоции радости и гнева на примере сказочных персонажей.
Учить доставлять радость другим, дать возможность испытать положительные эмоции.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
через различные виды детской деятельности
(подготовительная к школе группа)
1 2 3
месяц Вид деятельности Цель
сентябрь «Похож – не похож» — рассматривание фотографий.
«Путешествие в страну чувств».
Игра «Расколдуй картинки». -Помочь ребёнку почувствовать себя свободно и раскованно, увидеть себя как бы со стороны.
-Расширять представления детей о духовной жизни человека: настроении, чувствах, переживаниях; упражнять в решении различных этических задач.
-Развивать нравственные представления детей. Обратить внимание, что любое негативное поведение можно изменить.
октябрь «Пейзажная поэзия». Чтение стихов.
Изготовление масок.
Игра «Весёлый мячик». -Отметить, как поэт передаёт различные настроения, связи между переживаниями человека и состоянием природы.
-Побуждать детей к экспериментированию со своей внешностью.
-Развивать речевое общение и навыки совместной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу.
ноябрь Рассказ Л. Толстого «Котёнок»
Рисование «Ветер и солнце».
Развлечение «Путешествие в страну этикета». -Обсудить с детьми такие качества как «смелость» и «трусость» и их значение для общения. Предложить рассказать случаи из своей жизни.
-Учить детей через цвет передавать личное отношение к героям сказки, вести диалог.
-Формировать элементарные правила вежливости, представления о хороших и плохих поступках.
декабрь Дидактическая игра «Мы разные»
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Изготовление подарков для малышей -Формировать понятие,что люди не похожи друг на друга: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других людей.
-Знакомить с эмоциями, предлагая их в сравнении. Развивать эмпатию, воображение.
-Учить доставлять радость другим, дать детям возможность испытать положительные эмоции.
январь Игра «Прорвись в круг».
Чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок».
Тренинг «Волшебница Темнота» -Помочь ребёнку поверить в себя, преодолеть робость, увереннее войти в коллектив сверстников.
-Побеседовать о чувствах мальчика, который первый раз переступил порог первого класса.
-Создать условия, направленные на профилактику и коррекцию страха темноты.
февраль Как помириться? Чтение сказки «Невоспитанный мышонок».
Физкультурный досуг (перетягивание каната, игры с мячами)
Сделай подарок для больного друга. -Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.
-Формировать партнёрские отношения.
-Вызывать чувство сострадания, сочувствия и желание помочь больному товарищу.
март «Клоунский проход» (театральная пятница») .
«Мы все разные».
Беседа «Что такое дружба».
-Предложить придумать походку, жесты клоуну, рассмешить всех своим выходом (словами или с помощью атрибутов: шляпа, зонтик, калоши)
-Рассказывать о людях с тяжёлыми заболеваниями, об инвалидах. Воспитывать чувство толерантности, сострадания, желание оказывать помощь.
-Формировать у детей понятие «друг», «дружба», учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, воспитывать потребность в общении со сверстниками.
апрель Игра-имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдёт?»
Беседа по рассказу «Добрый поступок Вани».
Этюды на выражение различных эмоциональных состояний. Развивать мимику и пантомимику, показывать значение поз, походки, других выразительных движений в той или иной ситуации.
Дать детям представление о том, что не только в сказках, но и в жизни добро побеждает зло.
Закреплять представления детей об эмоциях, учить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.
Источник
Татьяна Еремина
Примерное календарное планирование развития эмоционально-чувственной сферы детей младшего дошкольного возраста
Развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка,
как основы дальнейшего социального и индивидуального становления личности.
Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организовывает и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей, сопровождая практически любые проявления деятельности человека.
Нам всегда бывает непросто разобраться, от чего зависит наше состояние, настроение, откуда появляются порой те или иные положительные или отрицательные эмоции: радость, грусть, раздражение или обида.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети с раннего возраста стали мало общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную и чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Эмоциональная сфера является важной оставляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями, так как понимание своих эмоций и чувств — важный момент становления личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого ребенка или взрослого.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоционально-чувственной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач воспитания с самого раннего возраста.
Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.
Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью (знания, умения, навыки, сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях. Сейчас большое значение придается организации предметно-чувственной деятельности как основе формирования личности. В то же время недооценивается значение специальной работе по эмоционально-волевому развитию. Идея самоценности дошкольного детства в создании условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком заставила нас отказаться от попыток искусственного ускорения детского развития и заняться поиском содержания, средств, педагогических технологий, предполагающих разнотемповое продвижение ребенка в образовательном маршруте с учетом его возможностей, интересов, пола.
В то же время ребенок идет к осознанию смысла своих действий,своего поведения через чувства:
• в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен подолгу наблюдать за объектом, фантазировать, детально описывать плоды своего воображения, увлеченно рисовать, мастерить, играть и т. д….
• эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, без особого напряжения он запоминает события со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.)
• эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и выступают в роли «своеобразной валюты мозга».
По данным Р. Калининой исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояния человека — из 95% опрошенных детей 5-7 лет в целом правильно определяют эмоции других людей. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных детей, испуга (всего 7% детей дали правильные ответы, удивления (лишь 6%).
Практика показывает, что дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.
Но многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно в младшейгруппе после завершения адаптационного периода: дети уже могут усвоить необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».
В условиях детского сада свои усилия мы сосредоточили на:
• создании оптимальных условий, для полноценного развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, как основы дальнейшего социального и индивидуального становления личности,
• создании педагогического пространства активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получает опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:
1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, удивление, горе….
2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
3. Формировать умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомиме, интонации).
4. Качественное и количественное обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроении.
5. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Известный отечественный психолог В. В.Зеньковский писал: «психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своего детства обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, того что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л. С. Выготский). Какие бы понятия не формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, лично значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней.
Таким образом, задача взрослых – научить малыша понимать сначала своё эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.
Успех нашей работы по развитию эмоционально-чувственной сферы у детей раннего дошкольного возраставо многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и взаимодействии с семьей:
• Воспитатель — знакомство с основными эмоциями;
— формирование умения распознавать эмоциональные проявления окружающих;
— обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства
• Психолог — развитие психических процессов;
— предупреждение психо-эмоциональных нарушений у детей;
• Музыкальный руководитель — создание положительного эмоционального поведения;
— развитие музыкального восприятия;
— проявление эмоциональной реакции на музыкальную деятельность.
• Родители — преемственность согласованных действий
— создание положительного пространства
И как показывает практика, такое взаимодействие, преемственность
дает положительный результат.
Определяя содержание нашей работы, мы учитывали ни только возрастные особенности детей, но и различные формы взаимодействия с ними в течение всего дня.
Реализацию поставленных задач мы осуществляем через:
— регламентированную деятельность: занятия — беседы, праздничные развлечения;
— нерегламентированную деятельность: театральную, рисуночные игры, художественно – речевую, музыкальную, экскурсии, работу с родителями.
Примерное календарное планирование на год.
Каждая встреча имеет определенную тему и форму проведения.
Сентябрь.
1-2 неделя «Я пришел» (грустно-весело) Беседа.
3-4 неделя «Веселые петрушки» (веселое настроение) Развлечение
Октябрь.
1неделя «Мне это нравится» (интерес, забота) Игра-занятие.
2 неделя «Облака настроения» (грустно-весело) Экскурсия.
3 неделя «Спасаем мячик» (горе, сострадание) Рассматривание картины.
4 неделя «Осень пришла» (веселое настроение) Развлечение
Ноябрь.
1неделя «Разноцветное настроение» (веселый, грустный) Беседа.
2 неделя «Курочка ряба»(горе, тревога грусть.) Чтение художественной
литературы.
3 неделя «Волшебные конфеты» (интерес, радость) Игра-сюрприз.
4 неделя «Веселые музыканты» (веселое настроение) Развлечение
Декабрь.
1 неделя «Здравствуй, зимушка-зима» (радость) Экскурсия.
2 неделя «Мойдодыр» (гнев) Чтение художественной литературы.
3 неделя «В поисках клада» (удивление, радость) Экскурсия по группе.
4неделя «Ай, да елочка» (веселое настроение) Развлечение
Январь.
2 неделя «Поссорились– помирились» (хорошо – плохо) Игра-занятие.
3 неделя «Поможем птицам» (доброта, забота) Рассматривание картины.
4 неделя «В гостях у игрушек» (веселое настроение) Развлечение
Февраль.
1 неделя «Чаепитие зайки» (грустно-весело) Игра-инсценировка.
2неделя «Заюшкина избушка» (грусть, печаль, страх) Чтение художественной литературы.
3неделя «В гостях у сказки» (все доступные эмоции) Литературная викторина.
4 неделя «Перчатки» (веселое настроение) Развлечение.
Март.
1неделя «Самый волшебный цветок» (радость, забота) Экскурсия.
2 неделя «Нехварай-ка» (страх, радость) Игра – инсценировка.
3 неделя «Нас обидели» (Грусть, сострадание) Чтение художественной
литературы.
4 неделя «Солнышко посвети» (веселое настроение) Развлечение.
Апрель.
1неделя «Волшебные слова» (забота, радость благодарность) Игра-занятие.
2 неделя «Веселый ручеек» (интерес, радость) Рассматривание картины.
3 неделя «Семеро козлят» (страх, забота, доброта) Чтение художественной
литературы.
4 неделя «Праздник конфетных фантиков» (веселое настроение) Развлечение
Май.
1 неделя «Воздушные шары» (все доступные эмоции) Беседа.
2 неделя «Бычок» (страх, грусть) Чтение художественной
литературы
3 неделя «Я все умею делать сам» (забота, радость) Игра-занятие
4неделя «Скоро лето» (веселое настроение) Развлечение.
Таким образом, благодаря организованной комплексной работе ребенок научился понимать свое эмоциональное состояние и приобрел полезный опыт взаимоотношений с окружающими.
Источник