План по самообразованию развитие музыкальных способностей ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Радуга»
1. Ф.И.О. – Камилова Зенифе Эдемовна
2. Образование – Высшее
3. Тема самообразования: «Развитие музыкальных способностей дошкольников»
4. Начало работы: 01.09.2017г.
5. Дата окончания: 25.05.2018г.
6. Цель: обосновать роль музыкального занятия, как одного из наиболее эффективных средств развития музыкальных способностей дошкольников.
7. Задачи:
- Обосновать необходимость использования различных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших дошкольников.
- Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития школьников на уроках музыки.
- Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей школьников.
- Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей младших школьников.
8. Этапы работы над темой по самообразованию:
I. Диагностический (постановка проблемы):
- детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме;
- анализ затруднений.
II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой):
- разработка системы мер, направленных на решение проблем.
III. Практический: — выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях, заседаниях творческой группы.
- посещение семинаров, методических объединений для педагогов города;
- выступление на заседаниях при заведующей ДОУ, проведение открытых занятий, семинаров-практикумов для педагогов.
IV. Обобщающий: — анализ работы
- корректировка гипотезы, оформление описания хода, результатов работы по проблеме.
V. Внедренческий: — использование опыта работы педагогами в других ДОУ в процессе работы с детьми
Гипотеза: динамика развития музыкальных способностей будет наиболее эффективной, если:
- средством развития музыкальных способностей детей является в основном музыкально-ритмическая деятельность;
- будут созданы условия, способствующих формированию музыкальных способностей;
- учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей;
- использовать наиболее эффективного метода среди педагогов — творческую деятельность;
- систематично и целенаправленно планировать данную работу.
- использовать поэтапность, стремление постепенно усложнять задания, творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы.
5. Предполагаемый результат: в результате проведенной работы предполагается, что у детей сформируется комплекс определенных умений ребенка: умение слушать, воспринимать музыку, импровизировать (проявление творчества), двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к музыкальному образу; для детей наиболее важным станет эмоциональное восприятие музыкального образа, являющееся стимулом в проявлении музыкальных способностей дошкольников, активизируется интерес и творческое отношение к музыкальному искусству; в процессе проведение работы планируется постепенный переход к более развернутым и сложным музыкальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в музыке (исполнительского и композиционного).
6. Форма самообразования: индивидуальная.
7. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме;
- Самоанализ и самооценка НОД в группах;
- Проведение утренников, досугов и развлечений по теме для анализа со стороны коллег;
- Обобщение опыта на заседании педагогического совета ДОУ;
- Работа с родителями: консультации, беседы, оформление стендов;
8. Форма отчета о проделанной работе: аналитический отчет, презентация для педагогов ДОУ.
Срок работы над проектом: сентябрь 2017 г. – май 2018 г.
№ | Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практические выходы |
1. | Диагностика музыкальных способностей детей | Сентябрь 2017 г. | Диагностика на начало реализации плана | |
2. | Подготовительный этап. | Сентябрь 2017 г. – Май 2018 г. | Изучение методической литературы Составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме Составление рабочей программы. Выбор методов и приемов для работы по теме. Использование инновационных технологий. | |
3. | Основной этап: — Самореализация — Работа с детьми — Работа с родителями — Изучение методической литературы | Сентябрь 2017 г. – Май 2018 г. | Реализация плана Описание полученных результатов Распространение опыта внутри учреждения, среди родителей, среди педагогов Показ открытых занятий и утренников. Беседа с детьми о музыке; Знакомство с различными жанрами м музыкального искусства; Анкетирование по теме «Роль музыки в вашей жизни»; Индивидуальные беседы с родителями; Рекомендации к созданию костюмов; Оформление стендов с фотографиями. Программа Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» Программа Т. Бурениной «Ритмическая мозаика» «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.А. Ветлугина | Выступление на педсоветах, родительских собраниях по реализуемой теме. Подготовка конспектов занятий Оформление наглядных пособий и подготовка подробного рассказа. Результаты анкетирования Оформление информации для родителей |
4. | Участие в конкурсах | Сентябрь 2017 г. – Май 2018 г. | ||
5. | Обмен опытом | Сентябрь 2017 г. – Май 2018 г. | Посещение районных методических мероприятий | |
6. | Закрепление | Май 2018 г. | Диагностика музыкальных способностей детей. Анализ проведённой работы | |
7. | Обобщение | Май 2018 г. | Обобщение опыта | Аналитический отчет |
Источник
Елена Геннадьевна Овчинникова
План по самообразованию «Влияние классической музыки на развитие музыкальных способностей детей»
План индивидуального профессионального самообразования
Овчинниковой Е. Г. на 2017-2018 учебный год.
Работа начата 01.09.2017 г.
Предполагается завершение 30.05.2018 г.
Тема: «Влияние классической музыки на развитие музыкальных способностей детей»
Цель Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Участники проекта: дети подготовительный возраста от 6 до 7 лет; воспитатели; родители; специалисты.
Актуальность: Реализация данного проекта поможет преодолеть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства разными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса.
Задачи проекта:
Для детей:
1 Формировать эстетический вкус детей;
2. Знакомство с нормами поведения в театре;
3. Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях музыкальных театров и школ.
Для педагогов:
1. Создать условия, методическое обеспечение проекта;
2. Организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами);
3Стимулировать желание детей слушать и исполнять классическую музыку в разных видах деятельности;
4. Формировать культуру и эстетический вкус детей, используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку
Для родителей:
1. Создавать условия для знакомства ребенка с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке;
2. Организовывать семейные походы в театр, музыкальную школу.
Для социальных партнеров:
1. Дать возможность детям эмоционально почувствовать классическую музыку в «живом исполнении».
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Развлечение – концерт (совместно с родителями)
Продукты проекта:
Для детей:
1. Исполнение в разных видах музыкальной деятельности классических произведений (танец, песня, детский оркестр)
2. Выставка детских рисунков «Мы рисуем музыку»
Для педагогов:
1. презентация проекта.
Для родителей:
1. Фото и видеоверсия;
2. Оформление информационных стендов.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
1. Обогащать впечатления, формировать эстетический вкус, развивать память, мышление, речь.
2. Создание атмосферы праздника во время посещений театров, концертов, слушая «живую музыку» в детском саду в исполнении гостей – музыкантов.
3. Осознанная радость и эмоциональность во время восприятия и исполнения музыки композиторов – классиков.
Для педагогов:
1. Способствовать проявлению положительных эмоций у детей во время слушания классической музыки, и создание условий для этого.
2. Стимулировать желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;
3. Активно использовать классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.
Для родителей:
1. Видеть и развивать интерес у ребенка к музыке композиторов классиков.
План мероприятий
Сроки Работа с детьми Работа с родителями Работа с специалистами и воспитателями Организация развивающей среды и работа по самообразованию
Сентябрь Ознакомление с образами осенних месяцев в музыке.
Слушание произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Сентябрь — Охота» Папка передвижка «Осень для детей». Рекомендации психолога
«Воспитатель и музыка» 1. Изучить изменения в нормативно-правовых документах.
2.Изучить методическую литературу: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;
3. Составить перспективный план мероприятий по работе с детьми и с родителями по данной теме.
Октябрь Диагностика. Ознакомление с образами осенних месяцев в музыке.
Слушание произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь – Осенняя песня» Открытое занятие для родителей «Осенние подарки»
Родительское собрание.
Проведение инсценировки «Репка на новый лад» .
Консультация «О музыкальном развитие ребенка» 1. Разработать конспекты занятий, бесед, сценарий развлечений и план проведения родительского собрания.
2. Реализовать проект. Подготовить материал для информационных стендов, анкет, памяток, рекомендаций для родителей.
3. Подготовить музыкальный репертуар, художественное слово, пословицы, загадки, стихи.
Ноябрь Ознакомление с образами осенних месяцев в музыке.
Слушание произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Ноябрь – На тройке» Концертная программа ко Дню Матери «Хорошо рядом с мамой!»
Игры «Кто сказал, что осень скучная пора?»
Консультация «Роль музыки в воспитании духовности»
«Теремок на новый лад» гр 11 Создать диск «Классическая музыка для дошкольника»
Декабрь Ознакомление с образами зимних месяцев в музыке.
Слушание произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь — Святки» Новогодний утренник «Зимняя сказка»»
Консультация «Пойте своим детям колыбельные» Консультация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя при организации и проведения новогодних утренников»
1. Оформление музыкального зала «Зимняя сказка», обновление атрибутов
Январь «Прощание с елочкой», муз оформление праздника из классических. произведений Консультация «Воспитание души ребенка». «Пальчиковые игры под музыку с использованием ИКТ»
(совместно с логопедом)
2. Выставка рисунка «Моя любимая елочка».
Разучивание с детьми игр.
Февраль Музыкально-физкультурное развлечение «Вместе с папой»
Привлечение родителей к участию в мероприятии.
Инсценировка: «Не узнать сегодня папу!» 1. Оформить зал к мероприятию
1. Подготовить атрибуты.
Март Праздник к 8 марта «В окно повеяло весной» с классической музыкой.
Индивидуальное консультирование «Музыкально-игровая деятельность, как средство повышения речевой активности детей». Консультация «Роль воспитателя в музыкальной самостоятельной деятельности детей»
Мастер –класс «Путешествие в мир волшебных сказок!» 1. Подобрать сюжетные картинки на тему
«Мамочка любимая».
2. Оформить музыкальный зал к празднику
Апрель Ознакомление с весенними месяцами в музыке. «Муз. –дидактические игры с использованием ИКТ» Индивидуальные консультации, рекомендации по подготовке к городскому конкурсу «Лангепасская капель»
Консультация «Музыкально-одаренные дети в дошкольном возрасте» Подготовка игр и атрибутов к мероприятию
Май Слушание произведения П И Чайковского из цикла «Времена года» «Май-Белые ночи»
Развлечение «День Великой Победы»
Выпускной утренник с использованием классической музыки. «Пальчиковая игра под музыку с использованием ИКТ» (совместно с учителем логопедом) 1.Обобщить опыт работы в рамках реализации проекта:
— систематизация полученного материала;
— обобщение опыта работы;
-на итоговом педсовете с использованием ИКТ.
Источник
1. Проблема.
2. Тема.
3. Этапы работы (цели, задачи, планирование работы, теоритическое изучение проблемы, практическое изучение, подведение итогов самообразования).
4. результат работы и формы его представления.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап — Подготовительный
Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.
Формы представления результатов работы:
- предметно-развиваюшая среда;
- картотеки практического материала;
- план работы с родителями;
- консультации для воспитателей;
- учебно-тематический план;
- образовательная программа.
2 этап — Основной
Предполагает внедрение в работу подготовительного материала.
Форма представления результатов:
- проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап — Заключительный
Предполагает самоанализ педагогической деятельности.
Проблема:
Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А.В.Запорожец, Б.В.Астафьев, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой.
По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
(Л.С. Выгодский, Л.А. Баренбойм, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина.)
Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой.
Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выводы:
Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.
Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, её раскрепощению.
Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
Привлечь внимание педагогов и родителей к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству.
Актуальность:
Обращенность современной системы образования к культурным ценностям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству уже в дошкольном возрасте. Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью и высоким уровнем духовности.
В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В Федеральной целевой программе «Наша новая школа» выделена система поддержки талантливых детей, которая предполагает «одновременно с реализацией стандарта общего образования» «выстраивание разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности».
Тема самообразования:
«Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Дата начала работы над темой: январь 2015 г.
Предполагаемая дата окончания работы: декабрь 2017 г.
Цель самообразования:
— Привить интерес дошкольникам к хореографическому искусству, посредством танца.
Задачи:
Образовательные:
— научить детей свободному естественному, и выразительному движению в разных жанрах танца.
Развивающие:
— развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений.
Воспитательные:
— воспитывать у детей интерес к занятиям хореографии путем создания положительного эмоционального настроя.
1-й блок. Работа с детьми:
- конспекты НОД с элементами экспериментирования;
- картотеку опытов и экспериментов;
- учебно-тематический план по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
2-й блок. Работа с родителями:
- анкетирование,
- консультации,
- рекомендации,
- памятки,
- родительское собрание,
- круглый стол,
- открытый показ.
3-й блок работа с воспитателями:
- консультации.
- Разработать образовательную программу дополнительного образования для детей среднего и старшего дошкольного возраста
В течение каждого года. | ||
Тема | Содержание работы | Практический выход |
Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста» | Провести с родителями беседу о возможности и методах развития музыкально-эстетической культуры в семье. | Выступление на родительском собрании. |
Музыкально-ритмическое развитие дошкольников. | Обсуждение, беседа, накопление профессионального опыта. | Посещение мастер-классов и открытых мероприятий опытных педагогов-музыкантов. |
Анкетирование родителей. | Опросить родителей какую музыку предпочитают слушать в их семьях, что умеют сами родители (танцевать, играть на муз. Инструменте и т.д.), какое участие могут принять при подготовке к утренникам. | Использование данных сведений при индивидуальном подходе к каждому ребенку и привлечение родителей к совместной работе с детьми при подготовке к праздникам и развлечениям. |
Музыкальное развитие дошкольников. | Подготовка презентаций, дидактических пособий, видеоматериала и др. | Участие на городских и региональных семинарах для музыкальных руководителей. Распространение педагогического опыта, а также использование новых знаний в своей профессиональной деятельности. |
Компьютерные музыкальные игры. Наглядный материал в электронном виде. | Поиск, изучение и приобретение детских компьютерных музыкальных игр. Различные картинки, шаблоны, рамки применить при создании презентаций, музыкально-дидактических игр. | Использование музыкально-дидактических игр, в НОД, картинки, шаблоны в презентациях на развлечениях и концертах. |
Пополнение личной музыкальной фонотеки. | Новинки в музыкальном мире, классические произведения для детей, современные детские песни для разучивания танцев и музыки по программе. | Непосредственное применение во всех видах своей профессиональной деятельности, повышение своего кругозора и профессионального уровня. |
Приобретение новинок в литературе по музыкально-ритмическому воспитанию детей. | Познакомиться с разными методиками по музыкальному воспитанию, а также новыми сценариями, изучение литературы по ФГОС. | Применение во всех видах своей профессиональной деятельности, повышение своего кругозора и профессионального уровня. |
Выступление своих воспитанников на концертах, участие в фестивалях и конкурсах. | Хореографические постановки, либо инсценировка песни. | Подготовка детей к выступлению на сцене, работа под фонограмму, психологическая подготовка к выступлениям перед зрителями. |
Печатать свой материал в различных газетах («Дошкольник», и журналах («Муз.руководитель», «Муз.палитра») городского, республиканского и российского уровней. | Сценарии, методики, статьи по музыкальному воспитанию детей. | Распространение педагогического опыта. |
Регистрация и участие в форумах музыкальных руководителей и хореографов. | Обсуждение наиболее эффективных методов и вопросов в области музыкально – ритмической деятельности дошкольников. | Использование полученных знаний и информации своей работе с детьми. Повышение профессионального уровня. |
Ожидаемые результаты:
- Раскрытие творческих двигательных способностей;
- Овладение детьми новыми двигательными навыками;
- повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
- формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.
План работы по самообразованию
Работа с детьми | ||||||
№ | Название мероприятия | Задачи | Сроки проведения мероприятия | Ответственные | Продукт мероприятия | |
1 | Провести первичную диагностику детей | выявить уровень развития музыкально — ритмических способностей детей. | сентябрь | Музыкальный руководитель | Дидактическая игра распечатана, Схема танца и фото, диагностика проведена. | |
Разучивание с детьми Музыкально-дидактическую игру на определение жанра «Песня танец марш» | 1.Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. 2.Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров. | |||||
Разучивание с детьми «Танец с игрушками» | Развивать чувства ритма, координации, четкости и ловкости движения. | |||||
2 | Разучивание с детьми дидактическую игру «Загадки из нотной тетрадки музыкальные инструменты» разучивание танцев «Белочек с грибочками», «Танец с листочками» Гостиная «Ее величество — скрипка» Слушание живой музыки в исполнении скрипки. | Расширить и закрепить знания воспитанников о музыкальных инструментах Развивать чувства ритма, зрительное внимание, музыкальное восприятие. Воспитывать музыкальную культуру воспитанников | октябрь | Музыкальный руководитель Воспитатели старших и подготовительных групп | Дидактическая игра распечатана, Схема танца и фото | |
3 | Подготовка детей ко «Дню матери», разучивание танцев «Джентельмены», «Бабушки-старушки». Выступление своих воспитанников в марафоне «Умники и умницы» | Формировать красивую осанку, развивать ритмический слух, координацию движения Формировать красивую осанку, развивать ритмический слух, координацию движения | ноябрь | Музыкальный руководитель Воспитатели старших и подготовительных групп | фотоотчет | |
4 | 1. Разучивание с детьми Новогодней танцевальной игры «холодно замерзли руки». Разучивание с детьми музыкально-дидактической игры «Какая бывает зима». 2. подготовка к новогодним праздникам «В царстве Снежной королевы». | Развивать чувство ритма, координацию движения и внимания Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова. Создать праздничную атмосферу и сказочное настроение детям. | декабрь | Музыкальный руководитель Воспитатели старших и подготовительных групп | Дидактическая игра распечатана, Схема танца и фото | |
5 | Подготовка и проведение фольклорного праздника «Коляда открывай ворота» «Прощание с елочкой» Дидактическая игра на развитие ритмического слуха. «Веселые подружки». Музыкальная гостиная «Русские народные музыкальные инструменты» | Развивать чувство ритма детей. Воспитывать любовь к народной музыки | Январь | Музыкальный руководитель Воспитатели старших и подготовительных групп | Дидактическая игра распечатана, фотографии. | |
6 | Разучивание танцев посвященных 8 марта и 23 февраля «Весна» «Бравые солдаты» Разучивание музыкально-дидактической игры «Ритмический оркестр». | Развивать чувство ритма, координацию движения и внимания Формировать у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах). Основываясь на полученные ранее знания. | Февраль-март | Музыкальный руководитель | Дидактическая игра распечатана, фотографии схема танцев | |
7 | 1. Разучивание муз. игр «Ладушки-ладошки», «Вопрос-ответ», «Цветы», «Алфавит» 2. Выступление танцевальной группы на: «Лангепасской капели» Подготовка к 9 мая Инсценировка «Победа» | Апрель-май | Музыкальный руководитель | Дидактическая игра распечатана, фотографии схема танцев | ||
Работа с родителями | ||||||
1 | Индивидуальные беседы “По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года”. Беседы “Родителям о склонностях, способностях” пожелания. | Создать благоприятную творческую атмосферу Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал. | сентябрь | Музыкальный руководитель | ||
2 | 1. Консультации: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры». 2. Консультация для родителей «Зачем детям хореография!» Участие родителей в подготовке и проведении развлечения “Осень в гости к нам пришла” | Создать благоприятную творческую атмосферу. | октябрь | Музыкальный руководитель | ||
3 | 1. Составление картотеки по данной теме: «Танцевальные композиции» Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, принимать активное участие в проведении праздников. Работа с родителями по вопросам организации праздников, выступлений и других мероприятий. Помощь родителей в приобретении и изготовлении костюмов, пособий, реквизита и др. | Создать праздничную атмосферу и сказочное настроение детям. | Ноябрь-декабрь | |||
4 | Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников. Праздничные утренники во всех возрастных группах, посвященные 23 февраля 8 марта | Воспитание нравственно-патриотических чувств. Стимулировать эмоционально-положительное состояние детей посредством музыкальной деятельности. | январь | Музыкальный руководитель | ||
Работа с педагогами | ||||||
1 | 1. Консультации для воспитателей: «Развитие хореографических навыков у детей дошкольного возраста» 2. Изготовление и использование музыкально – дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений | декабрь | ||||
1 | . консультация для воспитателей «Хороводные песни, игры и танцы» в различных мероприятиях» | февраль | ||||
Консультация: «Образовательная область «Музыка» в рамках ФГТ». |
Практические выходы:
- Выход на мастер-класс в ДШИ «Постановка хореографических постановок».
- Изготовление атрибут к музыкально – ритмической игре «Найди пару» (листочки с разных деревьев и по цвету).
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Источник