План по самообразованию развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

Татьяна Шу
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Уважаемые гости, коллеги. Размещаю ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ,надеюсь на какие-то советы, рекомендации.

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей«

План профессионального развития (самообразования) педагога в межаттестационный период.

Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра.

Задачи:

1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

2. Осуществить взаимодействие родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, развитие творческих качеств личности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества — детская игра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей. I этап (1 год)— подготовительный. 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников.

Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя.-М: издательство «Гном и Д», 2001-96.

Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованныхпредставлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет».

В. Н. Волчкова,

Н. З. Степанова «Система воспитания индивидуальности дошкольников».

2. Изучение, подбор и проведение диагностики (анкетирования) по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей раннего возраста«.

3. Подготовка плана и программы кружка «Маленькие артисты».

4. Проведение театрализованных игр: «Зверята», «Игра с пальчиками», «Угадай по звуку», «Кругосветное путешествие».

5. Развитие предметно-пространственной среды в группе:

-изготовление кукол-оригами для театра,

— конкурс «Игрушка для театра своими руками«;

— изготовление ширмы для театра.

— изготовление костюмов для инсценировки спектакля «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».

6. Изготовление папки передвижки для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности«.

7. Подведение итогов работы за год. Показ спектакля родителям «Теремок».

2017-2018

II этап (2-3 год) — основной.

1. Изучение опыта педагогов ДОУ, 2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

2. Подготовка плана работы на 2 года.

Работа с детьми:

1. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми, в постановочных играх, театрализованных играх, художественной деятельности.

2. Пополнение оснащения в центр художественно-эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности детей.

3. Оформление различных видов театров из бросового материала.

Работа с родителями.

1. Мастер-класс. «Театрализованные игры дома«.

2. Участие родителей в проекте (кружке).

3. Родительское собрание «Игра не забава».

4.Подготовка консультаций по темам: «Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников«., «Речь и пальчиковый театр«, «Пальчиковый театр дома«. «Театр из бросового материала», «Куклы-образы. Их значение в развитии дошкольника«, «Развитие у детей сценического искусства», «Воспитание дружеских отношений в игре» и др.

Работа с детьми:

1. Театральное представление по сказкам на утренниках в детском саду.

2. Оформление выставки (фотоальбома) о проведенных мероприятиях, сбор фотоматериала.

3. Подготовка открытого мероприятия для отчета.

Работа с родителями:

1.Подготовка консультаций по темам: «Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников«., «Речь и пальчиковый театр«, «Пальчиковый театр дома«. «Театр из бросового материала», «Куклы-образы. Их значение в развитии дошкольника«, «Развитие у детей сценического искусства», «Воспитание дружеских отношений в игре» и др.

2. Оформление тематических стендов.

3. Подведение итогов работы за отчетный период. 1. Открытое мероприятие. 2. Фотоотчет.

3. Мастер-класс «Театрализованные игры дома».

III-этап (4 год) — итоговый.

Анализ созданных педагогических условий для развития.

Самореализация:

1. Подготовка плана работы на год.

2.Семенар-практикум для педагогов: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей.

3. Открытое занятие по теме, самоанализ занятия.

4. Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей и пр.

5. Презентация по итогам работы за отчетный период.

Работа с детьми.

1. Составление диагностических карт детей дошкольного возраста. Диагностика.

2. Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок.

3. Подготовка утренников.

4. Участие в проведении утренников других групп.

Работа с родителями.

1. Изготовление костюмов для постановок.

2. Проведение совместных утренников. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников).

3. Пополнение оснащения центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей среднего возраста.

4. Оформление различных видов театра из бросового материала.

5.Оформление тематических стендов:Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

«Развитие у детей сценического искусства»,

«Воспитание дружеских отношений в игре».

Рекомендации «Театрализованные игры дома».

1. Открытое занятие.

2. Презентация.

3. Оформление различных видов театра, пополнение центра эстетического развития.

Источник

Елена Веселова
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Цель: создание условий для систематизации представлений о развитии креативной личности ребенка через театральную деятельность.

Задачи:

1.Для детей:

развивать интерес к театрально-игровой деятельности и создавать необходимые условия для ее проведения;

— закреплять представления об окружающих предметах, умение называть предметы театрального игрового оборудования;

развивать у детей интерес и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам;

развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами;

развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада;

— формировать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях;

— создать условия для развития коммуникативных навыков личности детей (вербальное и невербальное общение, положительного эмоционального настроя,снятия напряженности и решение конфликтных ситуаций через игру:

— воспитывать уважительное отношение к людям театральных профессий.

2. Для педагога (воспитателя):

— повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;

— изучить литературу по улучшению предметно – развивающей театральной среды в группе;

— обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;

— создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, организовать выступления детей перед детьми младшего возраста).

Актуальность.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение — креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства.

Каждый ребёнок талантлив изначально и чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.

В ходе наблюдения за детьми, выявила, что дети очень скованны не только в выражении своих чувств, мыслей, эмоций, но и очень слабо проявляют свои творческие способности, как в игровой деятельности, так и в художественно-эстетической области. Чтобы раскрепостить и снять тревожность у детей, решила применить в своей практике театральную деятельность как средство развития креативной личности.

Перспективный план работы

Формы работы,мероприятия с детьми:

Сентябрь

Проведение педагогической диагностики (по плану ДОУ).

Октябрь.

1 Беседа «Что такое театр»?

2. «Главные волшебники театра: актеры и режиссер (театральная игра «Актер и режиссер»)

3. Настольно-печатные игры «Волшебники театра: гример, портной (игры «В мастерской гримера», «В мастерской актера»)

3. Инсценировка сказки «Осенний наряд».

4. Драматизация авторской сказки «Корова Буренка»

Ноябрь

1. Постановка проблемных ситуаций «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»

2.Вокальная мимика: игра «В доме моем тишина», упражнение «Незнайка-поэт», игровая деятельность детей «Переклички».

3. Мимика. Игра «Подбери маску»

Декабрь

1. Жесты.Этюды на выразительность жеста: «Ох, ох, что за гром?», «Самолеты загудели», «Чешу, чешу волосыньки» .

2. Пантомимика. Игры «Походка», «Кто я?», «Сказка».

3. Выражение основных эмоций.Этюды: «Тили-тили, тили-бом», «Баю, баю, бай», «Девица, девица», «Девочки и мальчики».

Январь

1. Сопоставление различных эмоций.Этюды: «На улице две курицы», «Скачет галка».

2. Воспроизведение отдельных черт характера.Этюды: «Лисичка-сестричка», «За деревней я гуляла», «Ехал пан».

3 Доброта и жалость. Игра «Спи, Танюшка», этюд «Добрый мальчик», «Посещение больного».

Февраль

1. Чтение пьесы Л. Поляк «Репка»

2. Репетиция пьесы «Репка».

3. Играем пьесу «Репка».

Март

1. Игра «Дедушка Молчок».

2. Моделирование сказки «Заюшкина избушка» и разыгрывание ее сюжета.

3. Театральная игра «Ходим кругом».

Апрель

1. Спектакль «Теремок».

2. Игра «Ступеньки доброты».

3. Сочиняем сказки.

Май

1. Показ настольного театра «Маша и медведь» детям младшего

дошкольного возраста.

2. Проведение педагогической диагностики детей.

Формы работы,мероприятия с педагогами:

Декабрь

Мастер-класс «Живые маски»

Январь

Деловая игра «Креативность педагога – решающий фактор продвижения

педагога к вершинам педагогического мастерства»

Март

Показ инсценировки и драматизации сказки

Май

Презентация

«Результаты проделанной работы с детьми и родителями»

Формы работы,мероприятия с родителями:

Сентябрь

1. Анкетирование «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности».

2. Выступление на родительском собрании по теме «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Октябрь

1. Памятки для родителей «Развитие речи в домашних условиях» (театрализованные игры в домашних условиях).

2. Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр».

3. Привлечь родителей к обогащению предметно-пространственной среды

Ноябрь

1. Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду» (фото детей в театральной деятельности).

2. Приобщить родителей к изготовлению ширмы и атрибутов к различным видам театров.

3. Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками».

Декабрь — апрель

Организация работы театральной студии

Постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей и воспитателей

Май

Выступление на родительском собрании с подведенными итогами работы в данном направлении и обсуждение плана на предстоящий учебный год.

Методическая работа

Сентябрь

Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.

Октябрь

Знакомство, изучение, анализ литературы.

Ноябрь — апрель

Обогащение развивающей среды

Изготовление дидактических игр:

Использование д/игр на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми

Май

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Источник

Наталья Бажутина
Самообразование по теме «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка» г. Белореченск

Муниципального образования Белореченский район МБДОУ Д/С 10

ПАПКА САМООБРОЗОВАНИЯ

Воспитателя: Бажутиной Натальи Юрьевны

По теме:

«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Г. Белореченск 2019 г.

Тема: «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность».

Цель:

1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.

Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек.Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются.Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

• побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

• формировать представление о различных видах театра;

развивать речь, воображение и мышление;

• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Актуальность: Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста,с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь — это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии,связаны с:

художественным образованием и воспитанием детей;

формированием эстетического вкуса;

нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности;

обучением вербальным и невербальным видам общения;

воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развитьинтересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитиюассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Чтение и совместный анализ сказок.

Проигрывание отрывка из сказок.

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Словесные, настольные и подвижные игры.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами.

Разучивание чистоговорок.

Сроки работы над проектом: январь -август 2020г.

№ месяц Форма работы самореализация с детьми и родителями.

Январь

Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок;

Знакомить детей с русскими народными сказками

Развивать интерес к слушанию произведений

Консультация для родителей

«Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Февраль

Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», Театрализованная игра «Зверята» Показ детям сказки «Колобок» Пальчиковая игра «У нашего Гришеньки, под окошком вишенки»

Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Развивать фантазию, инициативу. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, в жестах.

Март Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;

Показ кукольного театра: «Теремок», «Репка»

Пальчиковая игра «Жил-был зайчик-длинные ушки»

Вызвать желание участвовать в театрализованной игре.

Опрос родителей

«Какое значение имеет сказка в жизни вашего ребенка

Консультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам театрализованной деятельности»

Анализ опроса

родителей.

Подбор консультаций по данной теме.

Апрель

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи».

Пальчиковая игра «Этот пальчик»

Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение общаться без конфликтов.

Май

Изучение потешек

«Идет коза рогатая…»,

«Лиса по лесу ходила…», «Кисонька-Мурысонька…», «Водичка,водичка, умой мое личико…»

Пальчиковая игра «Ладушки», «Сорока-белобока»

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Развивать воображение и творческую инициативу. Развивать интерес к театрализованной деятельности

Июнь

Поста-новка сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»

Пальчиковая игра «Коленька хороший, Коленька пригожий…»

Игры с настольными театрами «три поросенка», «Кот в сапогах», и др.

Закрепить умение детей самостоятельно играть настольным театром

Формирование карто-теки иллюстраций к сказкам

Июль

Инсцени-ровки сказок «Лиса и заяц», «Три медведя»

Дидактические игры «Назови ласково героя», «Скажи словечко», «Кто, как говорит»

Тренировать четкое произношение звуков, тренировать речь, память, внимание

Анкетирование родителей «Умеете ли вы организовать досуг ребенка дома

Анализ результатов

Подбор информации для консультации родителей по данному вопрос

Август

Игры-драматизации детей с игрушками

Учить детей самостоятельно придумывать сюжет, развивать воображение, фантазию, интерес к самостоятельной работе

Фотоотчет для родителей о проделанной работе с детьми

Оформление выставки

«Мы режиссеры!»

Проект по проделанной работе.

Опрос родителей «Ваше мнение о продела-нной работе».

Источник