План обследования речевого развития ребенка
В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.
Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.
Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
—————————————————————————————————————
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста
Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).
Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей — родителей, бабушек и дедушек малышей.
Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. — 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.
Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал — рисунки — соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности «Логопедия».
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики
Смирнова И.А. — «Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП»
Р.А. Кирьянова «Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей» 5-7 лет
Очень хороший материал.Спасибо огромное
спасибо
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
1. Материалы, необходимые для проведения:
— диагностики — цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
— коррекционно-развивающей работы — цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).
2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.
Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.
По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).
Источник
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ
1. Исследование неречевых психических функций
а/ восприятие и воспроизведение ритма из 5 элементов
Цель. Выявить состояние слухового восприятия.
Оборудование: дудочка.
Логопед предлагает послушать и повторить самостоятельно:
— — . . -, — . . — -, — — . . ., . . . — — / — длительный звук, . -короткий звук/
б/восприятие и называние основных цветов:
Цель. Выявить состояние зрительного восприятия, уровень развития активной речи.
Оборудование. Предметная картинка с изображением геометрических фигур разных
цветов и оттенков.
белый, черный, зеленый, красный, желтый, синий;
оттенков: коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый, голубой.
Логопед предлагает назвать: Какого это цвета?
в/зрительно-пространственный гнозис и праксис:
Цель. Выявить состояние зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.
Оборудование: разрезные картинки /из 5 – 8частей/
Логопед предлагает показать:
— правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
— показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади.
— складывание разрезных картинок из 5-8 частей.
Логопед просит ребенка собрать рассыпавшуюся картинку.
г/ состояние ручной моторики:
Цель. Выявить состояние мелкой моторики.
Логопед предлагает: Давай поиграем, Делай, как я.
— «пальчики правой и левой руки здороваются»,
— «здороваются пальчики только правой, только левой руки»,
— «игра на рояле»/пальцы 1-5,2-4,5-1,4-2,1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1/,
— «кулак-ребро-ладонь /каждой рукой по очереди/»,
— «чередование правая рука – ладонь, левая – кулак, потом наоборот».
Отмечается точность, сила, темп, координация движений, синхронность движений
правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому.
2. Состояние звукопроизношения
Цель. Выявить состояние звукопроизношения во фразе.
Логопед предлагает повторить фразы. Отмечается характер нарушения звуков:
Отсутствие, замена на другие звуки, искажения, смешения звуков.
С-Ш: Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка.
Шесть сушек у шести старушек.
СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу.
З-Ж: У тети Зои желтый зонт и зеленая зажигалка.
К-Х: Хомяк ходит по кухне.
Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ч-ТЬ: Ручей течет, течет, никак не вытечет.
ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки.
Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала.
Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло.
3. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Цель. Изучить строение артикуляционного аппарата.
Оборудование: зеркало.
— губы /толстые, тонкие, расщелина, шрамы/
— зубы /редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд
зубов/,
— челюсти,
— прикус /прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус,
перекрестный прикус/,
— твердое небо /высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина,
субмукозная щель/,
— мягкое небо /укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка/,
— язык /массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой/
4. Речевая моторика
Цель. Выявить состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики.
Оборудование: зеркало.
а/ состояние мимической мускулатуры
— поднять брови вверх / «удивиться»/;
— нахмурить брови / «рассердиться»/;
— прищурить глаза;
— надуть щеки / «толстячок»/;
— стянуть щеки / «худышка»/.
б/ состояние артикуляторной моторики
— «Улыбка» — «Трубочка» под счет до 5;
— «Часики»;
— «Качели»;
— «Цоканье».
Отмечается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный,
неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная,
заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный,
пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного
движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном
положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с
задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.
5. Состояние дыхательной и голосовой функций
Цель. Выявить состояние дыхательной и голосовой функций.
а/ тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого
выдоха;
б/ характеристика голоса: громкость, наличие или отсутствие носового оттенка,
модуляции голоса.
При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип
физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),
дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 4—6 слов (для детей 6—7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком — гнусавый, — глухой, монотонный).
6. Особенности динамической стороны речи
Цель. Выявить состояние динамической стороны речи.
—темп, ритм, употребление основных видов интонации.
При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются
характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).
7. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов во фразе.
Цель. Выявить состояние звуко-слоговой стороны речи.
Логопед предлагает повторить фразы:
— Мальчики слепили снеговика.
— Водопроводчик чинит водопровод.
— Волосы подстригают в парикмахерской.
— Милиционер ездит на мотоцикле.
— Регулировщик стоит на перекрестке.
— Фотограф фотографирует детей.
— На стройку приехал самосвал.
8. Состояние фонематического восприятия
Цель. Выявить состояние фонематического восприятия.
Оборудование: Предметные картинки со словами, содержащими оппозиционные фонемы.
а/ Повтори: ба-ба-па са-ша-са
та-да-та жа-за-жа
га-ка-га ча-ща-ча
ба-бя-ба за-са-за.
б/ Покажи, где и назови:
— зуб – суп
— крыса – крыша
— мел – мель
— бочки – почки
— миска – мишка
— круг – крюк
9. Состояние фонематического анализа и синтеза
Цель. Выявить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза.
а/ Определение первого согласного звука в словах
/Скажи какой 1-й звук в слове?/
Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
б/ Определение последнего звука в словах
/Назови последний звук в слове/
Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
в/ Определение последовательности звуков в слове
/Какие звуки в словах?/
Мак, суп, лук, каша, рама.
г/ Определение количества звуков в словах:
Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
10. Исследование лексики
Цель: Выявить состояние активного словаря
а/ Назвать одним словом группу предметов /вербально/
Цель. Выявить умение ребенка пользоваться в речи обобщающими понятиями.
«Назови одним словом, что это?»
Предлагаемые темы: «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «транспорт», «птицы»,
«дикие и домашние животные», «овощи», «фрукты», «ягоды».
б/ Исследование глагольного словаря
Цель. Выявить состояние глагольного словаря.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
—Кто, какие звуки издает?
— Кто, что делает с использованием названий профессий: певец, художник, продавец,
врач, повар, строитель.
в/ Номинативный словарь: называние частей тела, частей предметов
Цель. Выявить состояние словаря существительных.
Оборудование: предметные картинки
Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках
— части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь;
— части предметов одежды: воротник, манжета, петля;
— части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор;
— части окна: рама подоконник, стекло.
г/ Подбор антонимов:
Цель. Выявить умение пользоваться в речи словами – наоборот.
Логопед предлагает ребенку подобрать слово- наоборот
добро—зло высокий – низкий
горе — … легкий — ….
друг — … поднимать — …
хороший — … давать — …
большой — … покупать —…
широкий — …
11. Состояние словообразования и словоизменения.
Цель: Выявить состояние грамматического строя речи
а/ Образование детенышей животных
Цель. Выявить умение образовывать детенышей животных.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках.
у лошади – жеребенок
у коровы – теленок
у свиньи – поросенок
у собаки – щенок
б/ Употребление формы родительного падежа множественного числа
существительных:
Цель. Выявить умение образовывать родительный падеж существительных во
множественном числе.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед: Назови чего здесь много?
— Много чего? – Деревьев, листьев, стульев, мячей, ключей, карандашей.
в/ Употребление предложно-падежных конструкций / с предлогами в, на, под, над,
за, перед, около, из-за, из-под/.
Цель. Выявить умение правильно пользоваться в активной речи предложно-падежными
конструкциями.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки. Ребенок рассказывает, что он на
них видит. Логопед отмечает правильность употребления в речи предложно-падежных
конструкций.
г/ Согласование существительных и числительных:
Цель. Выявить умение правильно согласовывать существительные и числительные.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед предлагает ребенку сосчитать предметы на картинках
одна ложка – две ложки
один гриб – три гриба
три кошки – пять кошек.
д/ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Цель. Выявить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным
значением.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед предлагает ребенку называть ласково:
— лиса – лисичка
— лист – листочек
— одеяло – одеяльце
— одеяло – одеяльце
е/ Образование относительных прилагательных:
Цель. Выявить умение образовывать относительных прилагательных.
Оборудование: предметные или сюжетные картинки.
Логопед предлагает ребенку назвать по другому:
— сок из апельсинов – апельсиновый сок
— варенье из клубники – клубничное варенье
— кораблик из бумаги – бумажный кораблик
— человечек из пластилина – пластилиновый человечек
— человечек из дерева – деревянный человечек
— стакан из стекла – стеклянный стакан.
ж/ Образование притяжательных прилагательных:
Цель. Выявить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: сюжетные картинки.
Логопед предлагает ребенку назвать по другому:
— книга бабушки – бабушкина книга
— сумка мамы – мамина сумка
— хвост вороны – вороний хвост
— уши медведя – медвежьи уши.
з/ Образование приставочных глаголов:
Цель. Выявить умение использовать в активной речи приставочные глаголы.
Оборудование: сюжетные картинки.
Логопед вместе с ребенком рассматривают сюжетные картинки. Логопед предлагает
рассказать, что на них изображено.
Отмечается правильность использования приставочных глаголов.
— Что делает мальчик? /ходит, заходит, выходит, переходит, подходит/
12. Состояние связной речи.
Цель. Выяснить состояние связной речи.
Оборудование: серия сюжетных картинок.
Предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик».
Логопед просит ребенка составить рассказ по серии сюжетных картинок.
В логопедическом заключении рекомендуется указать: речь норма или характер
нарушений речи: «дислалия», стертая форма дизартрии», «общее недоразвитие речи»,
«ринолалия» и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М.:
Коррекционная педагогика, 2004. –104 с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций,СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию
«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.,2003.
- Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения». –
М.: просвещение, 1988.
- Забрамная С. Д, Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-
педагогического обследования детей, М.: Коррекционная педагогика.: Владос. 2008
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в
развитии. М.: Коррекционная педагогика, 2005.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.
М.: Педагогика, 1989.
8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Педагогика, 1989.
- Психолого-педагогическоя диагностика развития детей раннего и дошкольного
возраста: методическое пособие, под ред. Е.А. Стребелевой. –2-е изд., — М .: Просвещение,
2004. –164 с.
10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих
материалов. /Под. Ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 1999.
11. Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6лет. Рабочая тетрадь.: М. –
ЮВЕНТА, 2007. – 48 с.
- Стадненко Н.М. Значение психологического обследования в работе отборочных
медико-педагогических комиссий. // Дефектология, 1999. № 2.
- Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.
Источник