План исследование особенностей развития одного ребенка
Программа исследования развития изобразительной деятельности детей 6-7 лет.
Цель исследования: выявление особенностей художественно-творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.
2. Определить особенности развития эстетических способностей детей.
3. Изучить особенности педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников, существующие в практике дошкольного образовательного учреждения и семьи.
1.Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)
Задание на дорисовывание шести кругов состоит в следующем: детям дают альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагают рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностического задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.
Анализ результатов выполнения задания.
критерий «продуктивность» -количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставляется оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.
критерий «оригинальность» оценивается по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень—ставится тем детям, которые наделяют предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа Оценка 2 -средний уровень — ставится тем детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 —низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).
Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.
Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.
Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми.
Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.
Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов.
2.Тест «Домик»
Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.
Обработка результатов
За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.
3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.
4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.
5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.
Интерпретация результатов
• 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;
• 2—3 балла — средний уровень;
• свыше 4 баллов — низкий уровень.
3.Анализ продукта деятельности ребенка (автор Комарова Т.С.)
Критерии
3 балла высокий уровень
2 балла средний уровень
1 балл низкий уровень
Передача формы
Форма передана точно.
Есть незначительные искажения.
Искажения значительные, форма не удалась
Строение предмета
Части расположены верно.
Есть незначительные искажения
Части предмета расположены неверно.
Передача пропорции предмета в изображении.
Пропорции предмета соблюдены
Есть незначительные искажения.
Пропорции предмета переданы неверно.
Композиция
Предметы расположены по всей плоскости листа. Соблюдается пропорциональность.
Предметы расположены на плоскости листа. При передаче пропорций есть незначительные искажения.
Не продумана, носит случайный характер. Пропорции переданы неверно.
Передача движения
Движение есть, передано достаточно точно.
Движение передано неопределенно.
Изображение статичное.
Цвет
Многоцветная или ограниченная гамма. Цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого.
Преобладание нескольких цветов в большей степени выбранных случайно
Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами.
4.Анализ процесса деятельности ребенка (автор Комарова Т.С.)
Навыки
3 балла высокий уровень
2 балла средний уровень
1 балл низкий уровень
Характер линий
Слитная
Прерывистая
Дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая.
Нажим
Средний, уверенный. Регулирует силу нажима
Сильный, энергичный (иногда подавляющий бумагу). Регуляции удаются не всегда
Слабый (иногда еле видный). Не регулирует силу нажима.
Раскрашивание (штрих)
Мелкие штрихи, не выходящие за пределы контура.
Крупные размашистые движения, иногда выходящий за пределы контура
Беспорядочные линии, не умещающиеся в пределы контура.
Смешивание красок
Смешивает три и более краски в палитре. Подбирает цвет в зависимости от замысла. Использует гармоничные сочетания цветов
Смешивает 2 краски, используя в работе не только по замыслу, но и просто как понравившийся цвет.
Смешивает краски только по требованию воспитателя.
Эмоциональное восприятие деятельности.
Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки; адекватно оценивает свою работу
Эмоционально реагирует на оценку взрослого (радуется, огорчается); самооценка завышенная или заниженная.
Безразличен к оценке взрослого, самооценка своей работы отсутствует.
Самостоятельность
Выполняет задание сам, в случае необходимости обращается с вопросами.
Требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко.
Необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
Творчество
Работает с энтузиазмом, самостоятельно придумывает сюжет, оригинально решает построение изображения, используя все средства художественного выражения
Работает с удовольствием, спокойно. Отталкивается от предложенных сюжетов. Использует художественный материал для достижения замысла.
Работает без энтузиазма, выполняет только предложенные задания.
Аккуратность
Правильно организовывает и поддерживает в чистоте своё рабочее место в течение всей деятельности.
Правильно организовывает и наводит порядок на своём рабочем месте после выполнения работы.
Не может самостоятельно организовать рабочее место.
Проведя обследование двоих детей (Саши и Вадима) были получены следующие результаты:
Вадим (7 лет) справился с предложенными заданиями показав высокий уровень развития изобразительной деятельности. В первом задании он наделил предметы оригинальным образным содержанием без повторения одного и того же близкого образа. Во втором задании показал высокий уровень моторной координации, сумев правильно передать размер и пропорции объекта, точность проведенной линии. Умеет работать самостоятельно, придумывать сюжет, оригинально решать построение изображения. Раскрашивание выполняет аккуратно, не выходя за контуры предмета. Все пропорции предметов соблюдены Цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого.
Выполняя анализ результатов выполнения заданий Саши (6 лет) был выявлен низкий уровень развития изобразительной деятельности. Предметы были наделены оригинальным образным содержанием без повторения одного и того же близкого образа, но выполнены небрежно. Ребенок ограничился лишь передачей общей формы, без тщательной прорисовки деталей изображения. Неправильно передает размеры и пропорции объекта. Линии неуверенные и грубые. Не регулирует силу нажима. Раскрашивает неаккуратно, выходит за контуры предмета. В рисунке использовала только 2 цвета. Не стремиться к самостоятельному поиску ответов на вопросы. При первой же неудаче отказывается от дальнейших стремлений найти решение. В случае непонимания не задает вопросы, а в ответах и действиях обычно подражает другим детям.
Источник
Галина Коновалова
Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие».
Программа «От рождения до школы»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
Формирование основ базовой культуры личности,
Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе, Обеспечению безо-пасности жизнедеятельности дошкольника.
Пояснительная записка.
Организация жизни и воспитания детей.
Содержательная часть по возрастным группам.
Итоговые результаты освоения Программы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Работа с родителями.
Коррекционная работа.
Рекомендации по составлению перечня пособий.
Содержательная часть Программыизложена по возрастным группам: Пер-вая группа детей раннего возраста (от рождения до года); Вто-рая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);
Средняя группа (от 4 до 5 лет);
Старшая группа (от 5 до 6 лет);
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
В данный момент разрабатывается полный методический комплект пособий к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа «Детство»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных ви-дах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие само-стоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;
представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);
дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;
определены задачи,содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;
раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; осо-бенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; спосо-бы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогиче-ской диагностики и мониторинга;
охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной про-граммы
определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части про-граммы, формируемой участниками образовательных отношений.
При реализации образовательной программы «Детство»педагог:
продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмо-ционального благополучия и развития каждого ребенка;
определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, вклю-чающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готов-ность прийти на помощь, поддержать;
соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и уста-новка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
осуществляет развивающее взаимодействие с детьми,основанное на современных педаго-гических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоя-тельную деятельность детей;
ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познава-тельный опыт детей, эмоции и представления о мире;
создает развивающую предметно-пространственную среду;
наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения де-тей;
сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малы-шей.
На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой еди-ный программно-методический комплекс,включающий:
программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образова-тельных организациях и в семье;
методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации про-граммы «Детство».
мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации про-граммы «Детство».
Программа «Радуга»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон
сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к ЗОЖ; -способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; -обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
В программе цели и задачи определены в терминах отечественной психологической тео-рии становления деятельности, сознания и личности, что позволяет ориентировать педаго-гов именно на содействие развитию, а не на организацию «предметного» обучения детей.
Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни
Способствовать физическому развитию
Формировать основы здорового образа жизни
Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию
Каждого ребенка
Способствовать становлению деятельности
Способствовать становлению сознания
Закладывать основы личности
Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
Создавать атмосферу эмоционального комфорта
Создавать условия для творческого самовыражения
Создавать условия для участия родителей в жизни группы
Организовывать яркие радостные общие события жизни группы
Данная структура обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих це-лей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Вариативную часть составляют:
• региональный компонент (его место обозначено в программе) по вопросам укре-пления здоровья и физического развития детей, учитывающий особенности климата и эко-логии региона; программы приобщения детей к национальным культурам; вопросы воспи-тания любви и уважения к малой родине;
• компоненты программы, которые отражают особенности видового разнообра-зия дошкольных учреждений.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошколь-ного образования в содержательном разделе примерной основной образовательной про-граммы «Радуга»представлены:
описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребён-ка, представленными в пяти образовательных областях (социально-комму-никативное раз-витие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие);способы и направления поддержки детской инициативы;
взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников; коррекционная работа;
такие существенные характеристики содержания программы, как обеспечение детям воз-можности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, а также под-ходы к организации педагогической диагностики
Программа «Истоки»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Е. М. Волкова, Е. Б. Волосова, А. Н. Давидчук, Р. А Иванкова, В. М. Иванова, Т. Г. Казакова, В. В. Кругов, Э. И. Леон-гард, СЛ. Новоселова.
Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего раз-вития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.
В Программевыделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.
Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но- эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.
Программаобеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей ран-него возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обуче-нию русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.
Программа «Развитие»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
Цель программы: развивать интеллектуальные и художественные способности дошколь-ников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.
Программа «Развитие»состоит из 13 разделов:
Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
Ознакомление с пространственными отношениями (направлено на использование нагляд-ных моделей для ориентировки и составление таких моделей).
Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими клас-сами).
Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количест-венными отношениями).
Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т. д.)
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомле-ние с литературой, составлению рассказов).
Конструирование (посвящен конструированию по схеме).
Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами).
Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней)
Режиссерская игра (посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопрово-ждению действия словом и выражению голосом действия персонажа).
Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при исполь-зовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление)
Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику).
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М., 1983.
Михайленко Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. М., 2001.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М., 2004.
Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005.
День за днем: Хрестоматия для детей. М., 1995.
Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.
Хрестоматия для дошкольников. М., 1998.
Хрестоматия по детской литературе. М., 1992.
Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М., 1994.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Светлова И. Развиваем логику. М., 2002.
Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.
Гоголева В. Г. Логическая азбука. СПб., 1998.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М., 1997.
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1987.
Девятова Т. Н. Звук – волшебник. М., 2006.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М. 2000.
Каплунова И. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей). СПб., 2005.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2003.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Белавина И. Г. Планета – наш дом (мир вокруг нас). М., 1995.
Калегина Н. Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Киев, 1994.
Источник