План индивидуальной работы с ребенком с задержкой речевого развития

Планирование
индивидуальной логопедической работы
с ребенком с задержкой психического развития, имеющего 1 уровень речевого развития
Основные направления индивидуальной логопедической работы с ребенком с ЗПР, имеющего 1 уровень речевого развития:
1. Преодоление негативизма: формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения ребенка к занятиям; развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность.
2. Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения.
3. Развитие мелкой моторики: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями рук с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах;. выполнение пальчиковой гимнастики по лексическим темам; составление узоров из крупной и мелкой мозаики; игры с горохом, фасолью, камушками (выкладывать изображение по контуру); изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, по инструкции); шнуровка и др.
4. Развитие физиологического и речевого дыхания
5. Развитие фонематического слуха: учить различать неречевые звуки, слышать звуки «А, О, У» в ряду других звуков, дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию; развивать слуховое внимание при восприятии звуков различной громкости, учить отхлопывать предложенный учителем-логопедом ритмический рисунок слов, учить дифференцировать на слух короткие и длинные слова (мак, погремушка).
6. Развитие произносительной стороны речи: учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та—кта, по — пто); развивать силу голоса.
7. Формирование правильного звукопроизношения: уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка на уровне слогов, слов, предложений.
8. Развитие понимания речи: формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции; расширение импрессивного словаря по лексическим темам; совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу»; «Принеси куклу»); понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми кубики и построй дом»); обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где?; развитие понимания устной речи (умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков); формировать понимание обобщающего значения слов; развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на. Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под, за, у, с, около, от, из-под, из-за (при демонстрации действий); развитие понимания устной речи: существительные в единственном числе и множественном числе: покажи, где шар, а где шары; обучение пониманию значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк- ; обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке (с использованием иллюстраций); обучение пониманию соотношений между членами предложения.
9. Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого: вызывание речевого подражания на материале гласных звуков и их сочетаний, вызывание звукоподражаний на материале открытых слогов; формирование способности называть предмет или действие словом; формирование умения называть имена детей, членов семьи, выражать просьбы, произносить указательные слова; называть действия, обозначаемые глаголами повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.
10. Формирование слоговой структуры слова.
11. Обучение фразовой речи: договаривание начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы («Мама, бай», «Дай кису», «Папа, иди»), предложения к сотрудничеству («Давай играть») или выражения желания («Хочу пить»); формирование умения составлять двухсловные предложения, включающие усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж существительного — «Где баба?»; указательное слово именительный падеж существительного — «Вот Тата», «Это мама»).
12. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятие внимания, памяти.
Источник
Оксана Стрижевская
Основные подходы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.
Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В связи с этим одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.
Основнаязадача корекционно-логопедического воздействия:
корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитиеребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б)воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
1. Развитие импрессивной речи. На первых этапах развитияпонимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов,предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваю с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
2. Развитие экспрессивной речи. Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений (как и речевое развитие, нормально развивающегося ребенка) начинаю с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
5. Развитие слухового восприятия. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале использую слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произношу с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекаю к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно перехожу к нормальному произнесению слов, а далее прикрываю рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.
6. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми считаю игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.
7. Развитие зрительного восприятия. Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов,воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работу с ним веду по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.
8. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.
Не буду подробно останавливаться на методах коррекционной логопедической работы, они нам всем хорошо известны. Можно только добавить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Источник
Мария Шилова
Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития
Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
— Активизация словаря (животные, еда).
— Закрепление коммуникативной ситуации приветствия и прощания.
— Научить понимать значение слов,обозначающих пространственные отношения: открой – закрой.
— Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.
2. Коррекционно-развивающие:
— Развивать подражание движениям и речи взрослого.
— Развивать общую и мелкую моторику.
— Развивать артикуляционную моторику.
— Развивать коммуникативные навыки.
— Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.
— Развитие правильного речевого дыхания.
— Развитие слухового внимания.
— Развитие ритма (звукоподражаний, выполнение ритмических движений).
— Развивать память, внимание, мышление детей;
3.Коррекционно- воспитательные задачи:
— Воспитывать навыки социального взаимодействия.
— Воспитывать положительное отношение к занятиям.
Материал: игрушки – Медведь, заяц, волк, лиса, ёжик, макет дома, макеты деревьев, макеты пчёл, разноцветные фигурки.
1.Ритуал приветствия:
Взрослый здоровается с ребёнком, подкрепляет приветствие жестом. (Ребёнок здоровается со взрослым, подходит к столу).
2. Сюрпризный момент.
Педагог рассказывает ребёнку о том, что сегодня в гости к нему пришёл медведь Миша. (Здороваемся с Мишей). Показывает дом Миши, с дверью, которую можно открывать и закрывать, демонстрирует это. (Ребёнок здоровается с Мишей. Пробует открывать и закрывать дверь домика).
3. Миша ждёт гостей. Звери идут в Мише в гости (заяц, лиса, волк, ёжик). Идут они по дорожке. Пальчиковая гимнастика «В гости к мишке»
Нас позвали к мишке в гости
(качаем головой,
И пошли мы по дорожке
(пальцы «шагают» по коленкам).
Топ-топ
(ладони хлопают по коленкам,
Прыг-прыг
(кулачки стучат по полу,
Топ-топ
(ладони хлопают по коленям,
Прыг-прыг
(кулачки стучат по полу,
В гости к мишке мы пришли. (Ребёнок видит на ковре стоят игрушки животных. Выполнят пальчиковую гимнастику совместно со взрослым на ковре, пытается проговаривать «топ», «прыг»).
4. Перед ребёнком на столе стоит дом Миши. Ребёнок с Мишей находятся в доме.
Игра «Встречаем гостей»:
Взрослый ставит по–одному животному за дверь и стучит. Взрослый вместе с ребёнком открывают дверь домика (проговаривают совместно «открыли» и «впускают» животное, затем закрывают дверь (совместно проговаривают «закрыли»). С каждым здороваются. (Ребёнок вместе сначала вместе со взрослым, затем сам открывает и закрывает дверь домика и пускает животных с каждым здоровается).
5. Игра «Угостим гостей»:
Перед ребёнком раскладываем 5 картинок (гриб, морковь, рыба, огурец, малина). Просим угостить каждого гостя чем-то, например, дай зайке морковку, дай ёжику гриб. (Ребёнок по инструкции взрослого угощает животных и говорит «на»).
6. «Поиграем с пчёлками»
Педагог берет бумажную пчелу и дует на нее, сложив губы трубочкой, предлагая ребёнку сделать то же самое. (сначала тихо, потом сильно подуть). Все пчёлки улетели У- У — У. Мишка улыбается. Облизывает мёд с верхней губы. (Ребёнок берёт пчёлок, кладёт их на ладошку и дует на неё, губы в трубочке).
7. Ритмическая игра «Прогулка по лесу»:
Взрослый предлагает ребёнку пойти вместе с Мишей и его друзьями погулять. На ковре взрослый раскладывает геометрические фигуры разных цветов (круги, квадраты). Взрослый с ребёнком идут, ритмично топают ногами и проговаривают «Топ-топ-топ-топ». Доходят до ковра, на котором разложены фигуры. Взрослый просит дать Мише только кружочки «Раз, два, три круги собери». (Ребёнок идёт со взрослым и проговаривает «топ – топ – топ». Пытается прыгать ритмично за взрослым 2 или 3 раза. Ребёнок собирает и приносит взрослому только круги, лежащие на ковре).
8. Игра «Проводи гостей»:
Взрослый берёт по — одному животному, прощается с ребёнком, просит открыть дверь и убирает животное, затем просит закрыть дверь (совместно проговаривают слова «открыли», «закрыли, ребёнок выполняет соответствующие действия). Провожают по одному всех гостей. (Ребёнок открывает дверь, прощается и провожает гостей. Подкрепляет слово жестом).
9.Итог: Взрослый хвалит ребёнка и прощается с ним. (Ребёнок прощается с Мишей и взрослым).
Источник
Индивидуальный план работы с ребенком ОВЗ по речевому развитию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении
Дошкольная образовательная организация ясли- детский сад «Солнышко» общего развития располагается в 5км от районного центра г.Красноперекопска. Юридический адрес: 296025, Республика Крым, Красноперекопский район, с. Ишунь, ул. Ленина, дом 66. Детский сад обеспечивает реализацию конституционных прав детей на получение детьми равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения в школе.
2. Актуальность проблемы
Позитивные изменения в социально-экономической, политической, правовой сферах, происшедшие в России в конце XX — начале XXI века, повлияли на изменения в системе специального образования, сформировав общий гуманный фундамент современной специальной (коррекционной) педагогики — ценность жизни индивидуальности в человеческом обществе, признание человеческого достоинства, уважение личности ребенка, нуждающегося в помощи, вера в его силы, внимание к нему.
Актуальность проблемы обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) связана в большей степени с повышением требований к интеллектуальному развитию детей вследствие усложнения требований школьных программ. Одним из факторов, препятствующих полноценному обучению, является недоразвитие их связной речи. При этом смысловое значение, его внутреннее программирование страдают в большей мере, чем языковое оформление. Указанные нарушения усугубляются и трудностями интонационного понимания и оформления высказываний, что значительно отличает детей с ОВЗ от их сверстников с нормальным психическим и физическим развитием.
Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи.
Выделяют следующие принципы в работе с детьми с ОВЗ:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех воспитанников достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Важнейшими компонентами логопедической работы являются: обогащение содержания речи, обеспечение сенсорной основы, формирование интереса к речевым занятиям, потребности ребёнка в самовыражении и общении в слове, создание правильной языковой среды для детей.
Основополагающими для обучения языку детей с недоразвитием речи являются следующие принципы:
— коммуникативный, в основе которого лежит первоочередная необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности;
— онтогенетический, рассматриваемый как необходимость учёта основных закономерностей развития речи в норме;
— языковое обобщение рассматривается как реализуемое в речи представление о способах и формах построения, взаимодействия и функционирования языковых единиц. При нормальном речевом развитии языковые обобщения формируются спонтанно. В ситуации речевого недоразвития интуитивная основа овладения способами создания и понимания высказываний заменяется целенаправленной работой по формированию способов действий с языковым материалом;
— коммуникативные и лингвистические характеристики языковых явлений
рассматриваются в их взаимосвязи (данный принцип наиболее очевидно реализуется в работе с текстами как основной единицей коммуникации).
Основным видом деятельности дошкольников на занятия является игра. Необходимо создавать на занятиях такие условия, которые активируют познавательную деятельность воспитанников, создают атмосферу заинтересованности ребенка. Целесообразно с целью понижения уровня тревожности, повышения сопротивляемости организма стрессам использовать здоровьесберегающие технологии.
Помня о том, что дети с нарушением речи испытывают не только физиологические, но и психологические трудности при построении коммуникации, наряду с основными задачами общеобразовательной подготовки и коррекционными (преодоление речевых нарушений и связанных с ними психофизических особенностей), стоит задача воспитания личности, способной активно реализовать свои способности, познавательные и социальные потребности в изменяющихся условиях.
Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедами с детьми являются:
1.Коррекция рече-двигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);
2.Коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи).
3.Укрепление артикуляционного аппарата. Неотъемлемой частью логопедической работы с детьми-дизартриками является логопедический массаж. Логопедический массаж улучшает иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирует управление артикуляционными движениями, нормализует мышечный тонус. В зависимости от диагноза мы применяем расслабляющий и укрепляющий массаж. В основе этого массажа лежит точечный перекрестный массаж. Вследствие того, что дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, в работе целесообразно используем элементы самомассажа. Очень нравится воспитанникам работа с сыпучими материалами (песок, греча, горох, желуди, каштаны), работу с этими предметами можно использовать, как элементы самомассажа. Так же мы используем в своей работе упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Комплексы упражнений для мышечной и эмоциональной релаксации оформлены в книге » Упражнение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», авторы: И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Данные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой, специально подобранной для таких занятий.
Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. На своих занятиях проводят с детьми артикуляционные упражнения, упражнения на релаксацию, дыхание, на развитие мелкой моторики, на развитие речевого слуха и голоса. Таким образом коррекции подвергается вся речевая система.
Цель индивидуальной программы — это построение системы коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ дошкольного возраста в условиях ДОУ и родителей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого развития ребенка, на интенсивное развитие познавательной, сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.
Сопровождение дошкольников с ОВЗ должно осуществляться комплексно:
— коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;
— просветительская работа с родителями;
— работа с педагогами.
В задачи логопедической работы входят:
— развитие и совершенствование общей моторики.
— развитие и совершенствование ручной моторики.
— развитие и совершенствование артикуляционной моторики.
— развитие слухового восприятия, внимания.
— развитие зрительного восприятия, памяти.
— развитие ритма.
— формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи, дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры.
— совершенствование лексических и грамматических средств языка.
— развитие навыков связной речи.
— обогащение коммуникативного опыта.
Задачи, ориентируемые на родителей:
1.Привлечь родителей к проблемам детей с ОВЗ.
2.Повысить уровень знаний родителей в вопросах нарушения речи.
3.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослую деятельность.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1.Выявление особых образовательных потребностей детей с проблемами в развитии
2.Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
3.Освоение детьми с ОВЗ Программы и их интеграция в образовательном учреждении.
Ожидаемый результат взаимодействия с родителями
1.Участие родителей в вопросах по проблемам в развитии.
2.Использование своих знаний в разнообразной деятельности.
3.Сотрудничество детей и взрослых.
4.Совместная семейная детско-взрослая деятельность.
В плане работы отражены задачи на месяц по развитию ЗКР, фонематического слуха, развитию грамматического строя речи, развитию связной речи, сенсорного развития. Содержание работы распределено понедельно. С ребёнком проводится 2 занятие в неделю, продолжительность занятия 15-20 мин.
Цель– обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Задачи, ориентируемые на детей:
Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ
Осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Задачи, ориентируемые на педагогов:
Сориентировать коллектив МБДУ на организацию и поддержку проектной деятельности семей дошкольников.
Повысить профессиональную компетентность педагогов.
Формировать условия для эффективного развития дошкольников.
Задачи, ориентируемые на родителей:
Привлечь родителей к проблемам детей с ОВЗ.
Повысить уровень знаний родителей в вопросах нарушения речи.
Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослую деятельность.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с проблемами в развитии
Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
Освоение детьми с ОВЗ Программы и их интеграция в образовательном учреждении.
Ожидаемый результат взаимодействия с педагогами:
Участие педагогов в деятельности по данной проблеме.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Создание условий для эффективного развития дошкольников.
Ожидаемый результат взаимодействия с родителями:
Участие родителей в вопросах по проблемам в развитии.
Использование своих знаний в разнообразной деятельности.
Сотрудничество детей и взрослых.
Совместная семейная детско-взрослая деятельность.
В плане работы отражены задачи на месяц по развитию внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, сенсорных способностей, мелкой моторики, ознакомлению с окружающим миром. Содержание работы распределено понедельно. С ребёнком проводится 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 15-20 мин.
Индивидуальный план работы
Месяц
№ зан.
ЗКР
Фонематический слух
Развитие грамматического строя речи
Развитие связной речи
Сенсорное развитие
Развитие мелкой мотор.рук
сентябрь
МОНИТОГИНГ
Задачи: формировать умение описывать предметы по внешнему виду, развивать речедвигательный аппарат; речевое дыхание; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать тактильное восприятие; развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию познавательных способностей. Воспитывать бережное отношение к природе.
октябрь
1
«Сказка о веселом Язычке»
«Чудесный мешочек»
2
«Угадай, что звучит»
«Обведи по контуру»
3
Артикуляционные упражнения: «Футбол», «Забор».
«Расскажи какой»
4
Упражнения на дыхание «Ветер — Ветерок», «Бабочка».
«Назови ласково»
Назови предметы
Задачи: Продолжать развивать артикуляционный аппарат, формировать правильное звукопроизношение; совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с предметами. Способствовать развитию подражательной способности.
ноябрь
1
«Сказка о Язычке»
Артикуляция звуков К, Г
«Пальчиковый тренажер»,
2
Тихо – громко говори.
«Наоборот»
3
«Назови ласково»
«Узнай фигуру»
4
Арт. упр.
«Забор», «Улыбка»
«Кто сказал «Мяу?»
Рисование
«Светоящик»
Задачи: Развивать умение составлять простые предложения по образцу; совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, Развивать координацию и мелкую моторику пальцев рук, закрепить название основных цветов. Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности. Воспитывать интерес к игровой деятельности.
декабрь
1
Чистоговорки
звук Б
«Ласковые имена»
» Какая фигура лишняя?»
2
Упражнения на дыхание
«Забей гол»
«Закончи фразу»
«Кошка и мышка»
3
«У меня нет».
«Пальчиковый тренажер»
4
Отвечай – не торопясь.
«Какого цвета не стало?»
Задачи: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта, обогащать словарный запас; развивать тактильную чувствительность рук.
январь
1
«Кто стоит у светофора?»
«Какой предмет?»
«Пальчиковый тренажер»
2
«Угадай, кто кричит?»
«Ушки — слушки»
«Расскажи какой»
Задачи: развивать артикуляционный аппарат, развивать слуховое восприятие, учить образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками; формировать умение по плану и образцу рассказывать о содержании сюжетной картины; развивать элементарные специфические графические навыки, развивать умение выделять разнообразные свойства предмета (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.);
февраль
1
«Слышим звон и знаем, где он»
«Составь рассказ по картинкам»
2
«Чего (кого) много?»
«Обведи по контуру» и др.
3
«Сказка о Язычке»
Артикуляция звуков Т, Д
«Прищепки».
4
«Назови ласково»
Рисование песком «Светоящик»
Задачи: Развивать способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Развивать фонематический слух, обогащать словарный запас, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, развитие выразительности речи. Развивать тактильную чувствительность рук.
март
1
«Сказка о Язычке»
Арт-ия мягких согласных
Опиши предмет
2
«Услышишь -хлопни»
«Какого цвета предмет?»
3
Упражнения на дыхание «Ветер-ветерок», «Насос»
«Что из чего сделано?»
4
«Угадай, кто кричит?»
Пальчиковые игры «Моя семья»
Задачи: учить различать на слух и называть слова начинающиеся на определенный звук; формировать правильное произношение звуков, развивать способность слышать есть данный звук в слове или нет, обогащать активный словарь, воспитывать самостоятельность. Совершенствовать развитие тонкой моторики рук.
апрель
1
Игра «Найди игрушку»
Рисование песком «Светоящик»
2
Чистоговорки звук З Ж
«Какой – какая – какое — какие?»
3
«Найди слово на заданный звук»
Отгадай загадку
4
«Подскажи словечко»
«Найди предмет указанной формы»
МОНИТОГИНГ
Источник