План индивидуальной работы с ребенком по познавательному развитию
План индивидуальной работы (с детьми ЧБД) на 2016 – 2017 учебный год старшая группа
Дата и время индивидуальной работы
Ф.И.ребёнка
ФЭМП
Конструирование
Окружающий мир
Сентябрь 2,4 неделя.
Дидактическая игра «Наша улица». Цель: Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Дать понятие о прямоугольнике, находить общее и различное с квадратом. Соотносить геометрические фигуры с определенными фактами на улицах города, обозначать данными фигурами объекты на рисунку-схеме родной улицы..
Дидактическая игра «Построй по схеме»
Цель: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время года.
«Кем работают эти люди?»
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес.
Дидактическая игра «Построим улицу для кукол»
Цель:Закрепить у дошкольников знания геометрических фигур (квадрат, прямоугольник), геометрического тела — куб. Дать понятие о бруске. Учить находить общее и различное между квадратом и кубом, прямоугольником»-бруском. Развивать навыки использования математических знаний в игре.
Дидактическая игра «Построим башенку для принцессы»
Цель: закрепить знания о деталях конструктора, развивать умение выполнять постройку по образцу.
Дидактическая игра « Природа и человек»
Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе.
Октябрь 2, 4 неделя
Дидактическая игра «Нам интересно на улице играть и все вокруг считать»
Цель: Закрепить навыки счета в пределах 5.
Учить соотносить число с цифрой.
Развивать внимание, бдительность зрения, умение находить и выделять предметы с заданными характеристиками из большого количества других различных предметов, объединять их в одно множество, подсчитывать количество элементов в данном множестве, обозначать их цифрой.
Дидактическая игра «И будет горка во дворе»
Цель: Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать
детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы.
Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке?»
Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Дидактическая игра «Найду маленькую Лену»
Цель: закреплять навыки ориентирования относительно объектов на рисунке-схеме.
Дидактическая игра «Машина»
Цель: учить детей самостоятельно подбирать детали нужного размера,
развивать мышление.
Дидактическая игра «Что из чего сделано?»
Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Ноябрь 2, 4 неделя
Дидактическая игра «Поможем архитектору»
Цель: учить сравнивать объекты по высоте, приемом приложения, располагать их по высоте в заданной последовательности.
Дидактическая игра «Мы строители»
Цель: Учить детей строить по схеме, подбирать необходимые детали для
постройки, используя схему.
Дидактическая игра «Путешествие в страну дорожных знаков»
Цель.В ходе игры закреплять знания правил дорожного движения транспорта и пешеходов по улицам города.
Дидактическая игра «Кто быстрее» Цель: Дать понятие о скорости движения. Учить во время игры двигаться в заданном направлении с заданной скоростью. Закреплять правила безопасного поведения на улице, между сверстниками в игре
Дидактическая игра «Магазин игрушек» (из бумаги и картона)
Цель: учить работать детей по готовому образцу, выделять характерные части для той или иной игрушки.
Дидактическая игра: «Живое – неживое»
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Декабрь 2, 4 неделя
Дидактическая игра «По порядку становись»
Цель: закреплять знания о смежных числах. Продемонстрировать наглядно, как можно сравнивать смежные числа. Закреплять умение соотносить число и цифру.
Дидактическая игра: «Грузовой автомобиль»
Цель: развивать способность к анализу схем, чертежей, конструкций.
Дидактическая игра: «Что кому нужно?»
Цель. В процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий.
Дидактическая игра «На ярмарке» Цель: закрепить у дошкольников знания о геометрических фигурах.
Дидактическая игра «Веселые зверюшки»
Цель: развивать умение работать по несложной схеме. Закрепить умение складывать детали пополам, соблюдая при этом пропорциональность и симметричность.
Дидактическое упражнение «Какие овощи выросли на огороде?
Цель: закрепление знаний об овощах, их внешнем виде, развитие внимательности
Январь 3, 4 неделя
Дидактическая игра «Я фигуру знаю, все о ней расскажу»
Закрепить знания о геометрических фигурах учить отличать их от геометрических тел. При составлении рассказа о геометрической фигуре учить использовать опорную схему.
Дидактическая игра «Овощи и фрукты для магазина»
Цель: знакомство со свойствами поролона, продолжать учить изготавливать из него разные поделки с учетом особенностей этого материала.
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Дидактическая игра «Овощевод на ярмарке»
Цель: закрепить навыки количественного счета, соотносить число и цифру.
Дидактическая игра «Домик»
Цель: закреплять умение сравнивать постройку и схему к ней, выполненную в трех прямоугольных проекциях, находить сходство и отличие, вносить изменение в конструкцию в соответствии со схемой.
«Узнай птицу по силуэту»
Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Февраль 2, 4 неделя
Дидактическая игра «Волшебные ниточки»
Цель: закреплять знание об образе цифр.
Дидактическая игра «Горячо – холодно»
Цель: закреплять у детей название деталей деревянного конструктора.
Дидактическая игра «Почему солнышко меньше греет?»
Цель: учить устанавливать взаимосвязь между высотой солнцестояния и явлениями в природе с помощью модели движения солнца над горизонтом.
Дидактическая игра «Живые цифры»
Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду
Дидактическая игра «Узнай, что изменилось?»
Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. Закреплять название строительных деталей.
Дидактическая игра «Узнай по описанию кто это»
Цель: закрепить, зная детей о животном мире.
Март 2, 4 неделя
Дидактическая игра «Сколько упало капель?»
Цель: закрепить знания о составе числа
Дидактическая игра «Найди постройку по описанию».
Цель: учить находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её.
«Кто чем питается?»
Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери.
Дидактическое упражнение «Угадай цифру»
Цель: отработка умения мысленно рисовать образ целого по его части, закрепление знаний цифр в пределах 10
Дидактическая игра «Разные дома»
Цель: учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.
«Что в корзинку мы берем?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Апрель 2, 4 неделя
Дидактическая игра «Лифт»
Цель: закреплять прямой и обратный счет до семи, основные цвета радуги, запоминать порядковые числители
Дидактическая игра «Конструируем из палочек»
Цель: развитие логического мышления
Дизайн
Цель. Закреплять знания детей о видах мебели, используемой людьми в своих квартирах, в расположении мебели, аксессуаров, о месте комнатных растений в доме. Закреплять знания о бытовых приборах и их назначении, об украшении квартиры (цветы, ковры и т.п.). Развивать пространственное мышление.
Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»
Цель: закреплять умение детей различать: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Дидактическая игра «Утки на озере»
Цель: развивать навыки делать объемную аппликацию.
Дидактическая игра: «Виды труда»
Цель. Закрепить знания детей о деятельности людей умственного и физического труда.
Май 2, 4 неделя
Дидактическая игра «Веселая гусеница»
Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.
Дидактическая игра «Воздушный транспорт»
Цель: Развивать умение строить по образцу
Дидактическая игра «Поваренок»
Цель. Выявлять знания детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща); о том, какими инструментами и посудой они при этом пользуются.
Дидактическая игра «Куда спряталась мышка»
Цель: закреплять умение находить предмет в пространстве.
Дидактическая игра «Корабли»
Цель: развивать навыки детей выделять в постройке ее функциональные части.
Дидактическая игра «Дома на разных параллелях»
Цель: формировать умение соотносить характер постройки дома с климатическими условиями данной местности, выстраивать логические взаимосвязи между строительным материалом и природой, умение по дидактической картине правильно находить нужную климатическую зону для различных построек человека.
Источник
Индивидуальная работа
по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста
Автор: Летова Галина Васильевна
Организация: МБДОУ № 207
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».
Мониторинг проводится 3 раза: в начале года, в середине (промежуточный) и в конце года.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка.
Цели должны быть конкретными и реальными, то есть такими, которые можно достичь в течение нескольких недель. Для этого надо сформулировать ответы на следующие вопросы.
В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка?
- Чего мы хотим достичь за несколько недель? (Будьте конкретными и реалистичными в постановке задач.)
- Какая специальная работы может помочь решению проблем и поддержке достижений? (Определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулируются рекомендации семье.)
В последние несколько лет принцип индивидуального подхода является одним из профильных направлений воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду — это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Тем самым создавая условия для реализации следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют нам спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу, мы учитываем психические и индивидуальные особенности ребёнка.
Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.
В первую половину дня мы проводим большую индивидуальную работу с детьми по познавательному развитию: сенсорное развитие, ФЭМП, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Организуем специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях.
Мы занимаемся с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Например, недостаточно любознательным детям поручаются интересные наблюдения (например, за синичками, которые прилетели на участок, полюбоваться красотой зимнего утра и т. п.).
Во второй половине дня мы проводим индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.
Во время прогулок нами так же проводится индивидуальная работа с детьми: используем такие игры, как: «четвертый лишний», «беги к дереву, который назову», «посчитай птичек», «летает-не летает (с мячом) и т.п.
Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов(воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т. д.) и ведётся педагогами на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.
Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:
эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.
Четыре направления познавательной активности:
— знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;
— установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
— формирование избирательных интересов; как следствие – формирование положительного отношения к миру.
Основные задачи познавательного развития детей
1. Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово.
2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.
3. Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности.
4. Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт.
5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.
6. Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.
Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим особенностям ребенка.
Планирование дидактических игр в индивидуальной работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
№ | 5-6 лет | д/и |
1 | Упражнять в счете в пределах 5; уметь сравнивать две группы предметов, или убирая из большей группы предмет, или добавляя к меньшей группе недостающий. Уметь ориентировать в пространстве и обозначать словами направления | «Чего не стало?» «Соберем в корзину» «Что, где?» «Пропущенное число» «Отсчитай столько же» «Найди цифру» «По порядку стройся» |
2 | Уметь называть числа до 5 в прямом и обратном порядке. Уметь раскладывать цифры по порядку до 5 и называть их. Различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: сколько, который. Уметь ориентироваться на листе бумаги, отражать в речи направление | «Что изменилось?» «Какой цифры не стало?» «Что спрятали?» «Фигуры высшего пилотажа»» «Правее и выше» «Что? Где?» «Слева — справа» «Вверх-вниз» «Говорящая стрелка» «Прятки» «Веселые числа» «Назови скорее» |
3 | Упражнять в счете по осязанию в пределах 5. Познакомить с нулем. Упражнять в счете в пределах 5 | «Игра с яблоками» «Найди столько же» «Назови соседей» «Посчитай и ответь» «Магазин игрушек» «Кто быстрее» «Исправь ошибку» «Что изменилось?» «Кто знает, пусть дальше считает» |
4 | Закрепить умение увеличивать и уменьшать число на один. Знать, что число не зависит от величины предмета и местоположения. Закрепить название частей суток. | «Назови скорей» «Собери букет» «Неделька, стройся!» «Назови по порядку» «Утро, день, вечер» «Сколько времени» «Вчера, сегодня, завтра» «Цветная неделя» |
5 | Закреплять названия геометрических фигур. Познакомить с четырехугольником. Классифицировать фигуры по величине и форме. Уметь ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление | «Назови предмет такой же формы» «Где правая, где левая?» «Кто больше назовет предметов треугольной формы (прямоугольной)» «Сделай узор» «Сделай из одной геометрической фигуры другую» «Почта» |
6 | Познакомить с образованием числа 6 и цифрой шесть. Правильно соотносить числительное с предметами. Упражнять в счете на слух. Закреплять представление о частях суток | «В какой руке сколько?» «Чудесный мешочек» «Неделька, стройся!» «Сделай столько же» «Назови число» «Что спрятано» |
7 | Упражнять в счете в порядке шести. Уметь составлять силуэт из четырех равнобедренных фигур. Развивать воображение | «Назови соседей» «Считай меньше» «Укрась елочку» «Волшебники» «Вопрос – ответ» «Полезно – вредно» «А я думаю так» «Отгадай — ка» |
8 | Упражнять в измерении протяженности с помощью условной меры. Познакомить с образованием числа 7 и цифрой семь. Закрепить названия геометрических фигур. | «В какой руке сколько?» «Какой цифры не стало?» «Найди фигуру» «Орнамент» «Да и нет» «Кто больше принесет» «Кто больше запомнил» |
9 | Учить делить предмет на 2 равные части. Уметь показать 1/2. На конкретном материале установить, что целое больше части. Упражнять в счете в пределах семи | «Считай по порядку» «Я целое, а ты часть» «Сделаем вместе из части целое» «Кто в домике живет» |
10 | Упражнять в счете в пределах 10. Закрепить представление о геометрических фигурах. Упражнять в ориентировке в пространстве | «Назови такой же» «Где левая, где правая?» «Найди варианты» «Волшебники» «Орнамент» «Кружок – самолет» |
Опубликовано: 13.07.2016
Источник