План индивидуального развития ребенка в школе
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап — результативно-коррекционный
1 этап — информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
— наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап — организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
— диагностика познавательной деятельности учащихся;
— исследования эмоционально-личностной сферы;
— диагностика межличностных отношений;
— диагностика психологического здоровья;
— исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
МОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР
ученика МБОУ «Среднекибечская СОШ»
Семёнова Дмитрия Евгеньевича
Авторы:
Классный руководитель
Спиридонова Лиана Александровна
Актуальность.
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач — индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для индивидуального развития ученика Семенова Дмитрия. Этот ученик выбран не случайно. Уже с начала 1 класса я заметила, что Диме трудно управлять своими чувствами, он слишком эмоциален. К тому же у него наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Также есть подозрения, что мальчик страдает дислексией и дисграфией.
Обоснованность программы.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.
Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:
Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.
Цель программы:
Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.
Задачи:
— воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
— создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок;
— стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы;
— формирование потребности к здоровому образу жизни;
— привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности.
Ожидаемые результаты
1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.
2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора.
3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности.
4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Этапы и сроки реализации программы:
I этап – организационно-подготовительный (сентябрь, 2012 – декабрь, 2012)-1 класс ;
II этап — диагностический (январь, 2013– май, 2013-1 класс;
III этап — коррекционно-развивающий (сентябрь, 2013 — март, 2016)-2,3, 4 класс;
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2016 — май, 2016)-4класс.
Основными принципами работы программы являются:
учёт современных требований;
учёт возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностно-ориентированный подход;
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Основные методы работы по реализации программы:
- беседы, викторины, нацеленные на развитие свойств и качеств личности;
- анкетирования, тесты с целью диагностирования различных параметров;
- Упражнения по развитию специфических качеств;
- Экскурсии, походы с классом;
- Посещение уроков предметников целью наблюдения;
- Индивидуальные и групповые занятия;
- Беседы с родителями, посещение семьи;
- Коллективно-трудовая деятельность в классе, в школе.
- Риски в процессе реализации программы
1.Снижение успеваемости ученика.
2.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья.
3. Излишняя психологическая напряженность ученика.
4. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников.
Стратегия устранения рисков
1.Индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.
2.Индивидуальная работа с учителями, работающими в данном классе. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Активное взаимодействие с социальным педагогом, психологом школы и другими специалистами.
4. Использование здоровьесберегающих технологий.
Направления работы по коррекции дисграфии:
• развитие пространственных и временных представлений
• развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов
• количественное и качественное обогащение словаря
• совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов
• усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений
• обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимами и др.
Этапы реализации программы.
I этап – организационно-подготовительный
Цель : сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка.
Методы: собеседование, анкетирование, изучение документации, наблюдение.
Деятельность на данном этапе:
Мероприятие | Ответственные | Сроки проведения |
Ознакомление с медицинской картой ребёнка. | Классный руководитель | Сентябрь 2012 |
Оформление личного дела учащегося. | Классный руководитель | Сентябрь 2012 |
Беседа с родителями. | Классный руководитель, социальный педагог | Сентябрь 2012 |
Посещение на дому. | Классный руководитель, социальный педагог | Октябрь 2012 |
Наблюдение «адаптация ребёнка к школе», на уроках, во время перемен, прогулок, внеклассных мероприятий. | Классный руководитель, социальный педагог | Сентябрь — декабрь 2012 |
Поручения в классе. | Классный руководитель | Октябрь 2012 |
Ожидаемый результат: полное представление о личности ребёнка.
II этап — диагностический
Цель :психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка.
Методы: анкетирование, тестирование, психолого-педагогическая диагностика, наблюдение.
Деятельность на данном этапе:
Выявление индивидуальных особенностей личности ребёнка
Состояние здоровья | Физически здоров, но наблюдается гиперактивность. |
Состав семьи | Семья полная, благополучная, материально обеспеченная. |
Учебно-познавательные возможности | Любознателен, стремится много узнать. |
Отношение к учебной деятельности | Не любит чтение и письмо. |
Тревожность | Средняя |
Волевые качества | Слабоволен, поддаётся чужому влиянию. |
Темперамент | Сангвиник. |
Внимание | Неустойчивое |
Память | Медленно запоминает, преобладает зрительная память. |
Мышление | Есть задатки креативного мышления. |
Речь | Медленная |
Воображение и творчество | На высоком уровне |
Положение в коллективе | Принят |
Трудовая активность | Снижена |
Поведение в школе | Нарушает дисциплину, бегает, кричит. |
Отношение к окружающим | Толерантен |
Психолого-педагогическая карта учащегося
1.Общие сведения о ребенке:
Семёнов Дмитрий, 8 лет
Дата рождения29.06.2005.
Ученик 2 класса
Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастной норме;
Состояние здоровья: в норме, основная группа здоровья
Психологическая атмосфера в семье:
- Родители: мать –Семёнова Татьяна Александровна, образование высшее; отец – Семёнов Евгений Валерьевич, милиционер.
- Тип семьи – полная, благополучная.
- Характер взаимоотношений родителей с ребенком: доверительный.
- Организация режима труда: мама контролирует сына, так как он сам постоянно забывает все поручения.
2. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:
- В данной школе Дима обучается с первого класса, пользуется авторитетом у многих детей, но не явный лидер;
- Отношение с одноклассниками: общается со всеми, но особенно дружит с Костей Александровым. Своим положением в классе доволен.
- На замечания учителей реагирует адекватно.
3. Учение:
Дима может учиться на хорошо по всем предметам, кроме русского и родного языка. Дима может самостоятельно играть, рисовать, выполнять домашнее задание, но не любит читать. Предпочитает конструировать из бумаги, заниматься оригами, но у мальчика пропала мотивация к учебе. Ему требуется внимание и одобрение со стороны взрослого. Письменные задания может выполнять самостоятельно, но с грамматическими ошибками, а за устными заданиями нужен контроль, так как читает с трудом.
4. Труд:
Отношение к труду уважительное, выполняет все поручения, но требует внимание и одобрения. К общественным поручениям относится добросовестно, но в силу неустойчивости внимания быстро забывает про них.
5. Особенности поведения:
Ведет себя подвижно, может подраться с одноклассниками сам того не замечая, но на замечания реагирует адекватно;
6. Особенности характера и темперамента:
Диме присущи такие черты направленности личности: по отношению к труду- добросовестность, по отношению к учебе – может забыть сделать домашнее задание или сделать его небрежно, забыть тетрадь или дневник, по отношению к людям — доброта, отзывчивость, уважение к старшим и девочкам. Проявляет черты холерика-сангвиника, очень подвижен и эмоционален, требует внимания, одобрения и контроля со стороны взрослых, устает от длительной однообразной деятельности.
Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом,
хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства.
Рекомендации:
- Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности.
- Воспитывать уверенность и самостоятельность.
- Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе.
- Стараться помочь развивать устную и письменную речь.
- Поощрять за личную инициативу.
III этап — коррекционно-развивающий
Цель : реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей)
- Методы: методы формирования сознания — Убеждение:
- Рассказ;
- Объяснение;
- Разъяснение;
- Этическая беседа;
- Инструктаж;
- Пример.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения — Упражнения:
- Приучение;
- Педагогическое требование;
- Поручение;
- Воспитывающие ситуации.
Методы стимулирования — Мотивация:
- Поощрение;
- Наказание;
- Соревнование.
Деятельность на данном этапе:
п/п | Основные направления развития уч-ся | Формы, приёмы, методы работы | Предполагаемый результат |
1 | Формирование познавательного интереса |
|
|
2 | Формирование специфических качеств. |
|
|
3 | Развитие способностей к учебным предметам |
|
|
4 | Развитие речи. Учимся говорить по-русски | Работа по учебнику:
|
|
5 | Развитие коммуникативных умений, формирование толерантности |
|
|
6 | Воспитание коллективизма |
|
|
7 | Воспитание трудолюбия |
|
|
8 | Приобщение к здоровому образу жизни |
|
|
IV этап – заключительный
Цель : обобщение результатов, анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.
- Методы: анализ, сравнение, сопоставление. Карта творческих достижений учащегося, промежуточное диагностирование, мониторинг успеваемости, собеседование с родителями, создание ситуации успеха.
Деятельность на данном этапе:
Составление карты достижений ученика:
диагностика познавательной деятельности ученика;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
исследование эмоционально-личностной сферы;
Ожидаемый результат:
- Участие в классных, общешкольных мероприятиях;
- Повышение качества знания по предметам;
- Развитие навыков чтения;
- Улучшение грамотности;
- Приобретение навыков общения в коллективе;
- Увеличение уровня воспитанности;
- Приобщение к здоровому образу жизни.
Источник