План диагностики развития ребенка в доу
Принцева Олеся
Развернутый план диагностического обследования ребенка
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
Ф. И. ребенка___
Возраст___
Область
диагностики Виды психических процессов;
особенности поведения Примечания
КОНТАКТ
1. обратная связь.
2.как входит в контакт:
• сразу;
• постепенно;
• испытывает трудности;
• стремиться выйти.
3.характеристика контакта:
• устойчивый;
• неустойчивый;
• избирательный;
4.личностные качества:
• целеустремленность;
• активность;
• инициативность.
5.самочувствие при общении:
• уверенность;
• беспокойство;
• тревожность.
6.выполнение инструкций:
• самостоятельно;
• с первого раза;
• с посторонней помощью;
• дополнительная стимуляция (повтор инструкций, демонстрация,
разъяснение).
8. мотивация к занятию (заинтересованность).
9. ориентировка на положительный результат деятельности.
10. аккуратность.
11. склонность к подчинению.
12. обучаемость в процессе обследования:
• использует помощь;
• отказ от помощи.
13. степень самостоятельности при выполнении заданий.
14. способность к волевому усилию.
15. уверенность в собственных силах при выполнении заданий.
16. социальная робость.
17. избалованность.
18. внешний вид (опрятный / неопрятный)
ВОСПРИЯТИЕ 1.зрительное:
• форма;
• величина;
• цвет.
2.слуховое:
• фонематический слух;
• акустическое восприятие (ритм);
3. тактильное.
4. обонятельное.
5. вкусовое.
6. восприятие времени.
7. восприятие движения.
8. пространственное восприятие + ориентировка в своем теле и на плоскости;
9.характеристики:
• избирательность;
• целостность;
• структурность;
• константность.
10. иллюзия восприятия.
Доминирующий тип.
ВНИМАНИЕ 1. непроизвольное.
2. произвольное.
3. зрительное.
4. слуховое.
5.свойства внимания:
• переключение;
• концентрация;
• устойчивость;
• эффективность;
• продуктивность;
• распределение;
• объём;
• отвлекаемость.
6.как привлекается:
• легко;
• с трудом.
Доминирующий тип.
ПАМЯТЬ 1. произвольная.
2. непроизвольная.
3. зрительная.
4. слуховая.
5. эмоциональная.
6. двигательная.
7. образная.
8. тактильная.
9. оперативная (постепенные действия «счет в уме»)
10. приёмы запоминания:
• осознанное;
• неосознанное.
Доминирующий тип.
КЗП V=
ДЗП V=
КСП V=
ДСП V=
МЫШЛЕНИЕ 1. наглядно-действенное (инструкции, подражание, собери картинку, использование предметов по назначению метода ”проб и ошибок”).
2. наглядно-образное (соотношение между словом и образом: существенные + второстепенные признаки).
2.1. наглядно-схематическое (только основные параметры).
3.словесно-логическое:
• анализ;
• синтез;
• способность обобщать;
• классификация;
• сравнение;
• причинно-следственные связи;
• объяснение точки зрения;
• перцепция (соотнесение части и целого);
• конкретизация;
• понятие абстракции.
4. креативность.
5.по степени новизны:
• репродуктивное;
• продуктивное.
6.личностный компонент:
• критичность;
• разноплановость (суждения в разных плоскостях”слон и лыжник — предметы для зрелищ”);
• резонерство (бесплодное мудрствование);
• саморегуляция (организация мыслительных действий).
Доминирующий тип.
РЕЧЬ
1.понимание речи:
• устная;
• письменная.
2.словарный запас:
• активный;
• пассивный.
3. кругозор.
4. лексико-грамматическая правильность фраз.
5.сложность фазы:
• простая;
• распространенная.
6. дефекты произношения.
7. диалогическая речь.
8. монологическая речь.
9. кинетическая речь (жесты).
10. эмоциональная окраска речи.
11. связный рассказ.
12. речевые штампы.
МОТОРИКА 1.мелкая моторика:
• точность движений;
• темп движений;
• синхронность движений правой и левой рук;
• переключение от одного движения к другому;
• статический (кинестетический)праксис:
— повторение поз пальцев (по образцу. с закрытыми глазами – повторить на ощупь и по ощущениям);
• динамический (кинетический)праксис:
— проба «кулак – ребро – ладонь»;
— реципроктная координация рук (правая в кулак, левая выпрямлена – поменять одновременно местами несколько раз).
2.крупная моторика:
• общий объём движений (пройти, сесть, встать, поздороваться);
•статическая координация:
— постоять с закрытыми глазами (стопы по одной линии, руки вытянуты вперед,N=5с);
— постоять с закрытыми глазами поочередно на правой/левой ноге(N=3-5с).
•динамическая координация:
— приседания (пятки пола не касаются);
— марширование с чередованием шагов и хлопков в ладоши);
— попрыгать поочередно на ногах, подскоки;
— переключаемость движений.
ГРАФИЧЕСКИЕ
НАВЫКИ 1.характеристика линии:
• четкая;
• нечеткая.
2.характеристика нажима:
• сильный;
• умеренный;
• слабый.
3. навык использования чертежных принадлежностей.
4.постановка руки:
• правильная;
• неправильная.
5. соответствие рисунков реальным объектам.
6. использование цвета.
7.сложность рисунка:
• наличие основных деталей;
• наличие дополнительных деталей.
8. ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ФОН 1.настрой:
• позитивный;
• негативный.
2. отношение к неудаче.
3. отношение к похвале.
4. критичность.
5. наличие аффективных вспышек.
6. пластичность/ригидность эм. процессов.
7. экстравертность/интравертность.
8. экстрапунитивность (при трудностях полагаются на
вн. обстоятельства и обвиняют при неудаче) /
интрапунитивность (полагаются на себя и винит себя при
неудаче).
9. конфликтность.
10. самовыраженеи/самопрезентация
11. сензитивность/ эмотивность
12. тревожность/психоэмоциональное напряжение/эмоциональная нестабильность
13. демонстративность поведения
14. аггравация (преувеличение симптомов)
15. стрессоустойчивость
16. социальная адаптированность
17. тенденция к перепадам настроения
18. тенденция к лидерству
19. альтруизм, эмпатия
20. настойчивость
21. импульсивность
22. маскулинность / феминность / андрогенность
23. мотивация к успеху
24. мотивация к избеганию неудач
25. принятие непринятие себя
26. самоуважение
27. атттракция
28. самооценка (адекватная, заниженная, завышенная)
29. реакция на замечание (адекватная, негативная)
УМСТВЕННАЯ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 1. высокая.
2. средняя.
3. низкая.
4. время активной работы (через сколько времени наступает утомляемость).
5. темп работы
Условные обозначения:
”+” – высокий уровень развития;
”-” – низкий уровень развития;
”+” – средний уровень развития;
с. ф. — стадия формирования;
”v” – по возрасту.
Дата___
Педагог – психолог___
Источник
Ольга Зернова
Педагогический мониторинг в ДОУ. Индивидуальная карта развития ребенка
Анализ диагностических средств образовательной деятельности.
На основании Положения ДОУ о мониторинге качества образования в нашем образовательном учреждении проводятся следующие виды мониторинга:
педагогический мониторинг (освоение детьми Образовательной Программы ДОУ, построение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников, готовность детей подготовительных групп к школе; эмоциональное благополучие детей в ДОУ);
адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
уровень профессиональной компетентности педагогов (профессионального мастерства, повышения квалификации, творческих достижений);
анализ предметно-пространственной среды;
анализ материально-технического и программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
мониторинг посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей;
анализ творческих достижений воспитанников;
удовлетворенность родителей качеством услуг, предоставляемых МБДОУ д/с № 48 с. Новоликеево.
В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО и на основании Положения ДОУ о мониторинге качества образования в нашем образовательном учреждении проводится педагогический мониторинг: проводится оценка индивидуального развития детей при реализации Образовательной Программы. Она производится педагогическими работниками – воспитателями, музыкальными руководителями и инструктором по физической культуре – в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга)используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Различается 3 вида педагогической диагностики:
1. первичная – проводится сентябре-октябре месяце преимущественно для детей 2-3 лет в, а также для вновь прибывших детей любого возраста;
2. промежуточная – проводится 2 раза в год – в октябре и апреле во всех возрастных группах;
3. итоговая – проводится в апреле для детей подготовительной группы, где подводятся итоги освоения детьми Образовательной Программы ДОУ в целом.
Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария и проводится преимущественно с использованием метода наблюдения. Он дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка. Кроме того, наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная и конструктивная деятельность и т. д.) дает возможность определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Наблюдение за детьми осуществляется в привычной для них обстановке во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях. Кроме наблюдения используются такие методы диагностирования как беседа, опрос, анализ продуктов детской деятельности.
Результаты диагностических методов заносятся в виде цветовой оценки в карты индивидуального развития детей (образец карты прилагается, в которых прописаны возрастные задачи (из Образовательной программы ДОУ) развития ребенка по всем образовательным областям.
Желтый цвет обозначает то, что возрастные задачи реализуются на начальной стадии
Зеленый – возрастные задачи решаются при помощи или поддержке взрослого
Красный – возрастные задачи реализуются устойчиво в самостоятельной деятельности.
Горизонтальные ячейки карты индивидуального развития ребенка помогают увидеть общую ситуацию развития конкретного ребенка мо мере его взросления. Вертикальные ячейки отражают уровень развития ребенка на определенном возрастном этапе.
После заполнения индивидуальных карт производится подсчет всех цветовых критериев и результаты заносятся в оценочные листы каждой группы, по которым воспитатели делают выводы (каждый по своей группе, и затем подводится итог по ДОУ в виде таблиц и диаграмм, на основе которых составляется аналитическая справка подведения итогов педагогического мониторинга на начало или конец учебного года.
По результатам педагогической диагностики проводится проектирование образовательного процесса, а также планируется индивидуальная работа по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.
По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга определяется эффективность проведённой работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи МБДОУ д/с № 48 с. Новоликеево для реализации в новом учебном году.
Вывод
Мониторинг качества образования в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; осуществляет целесообрhttps://lyo739.wixsite.com/preschool-ru/—a23z7азное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.
https://lyo739.wixsite.com/preschool-ru/—a23z7
Источник
Елена Поддубная
План комплексной программы диагностики качеств детей
План комплексной программы диагностики физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей старшей группы.
Структура программы диагностики:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание деятельности на каждом этапе (подготовка, проведение, анализ, составление рекомендаций)
3. Список используемой литературы.
4.Приложение: таблицы, карты, протоколы наблюдений.
Пояснительная записка
Педагогическая диагностика признана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Главная цель диагностического обследования — получить оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Основная задача диагностики — получение информации об индивидуальных особенностях развития ребёнка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Принципы диагностического обследования:
1. Принцип последовательности и преемственности диагностики — проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики;
2. Принцип доступности диагностических методик (наглядность становится главным условием получения необходимой информации);
3. Принцип прогностичности — проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Содержание этапов:
1. Определение целей, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.
2. Разработка направления диагностики развития ребенка.
3. Разработка задач для обследования воспитанников.
4. Разработка плана проведения диагностического обследования.
5. Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.
6. Подготовить диагностический инструментарий;
7. Выбрать методику;
8. Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования».
9. Исследовать испытуемых;
10. Заполнение схемы диагностики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала.
11. Провести анализ, оценку результатов и обсудить их;
Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.
12. Составить прогноз последующих действий и поступков испытуемых.
Список используемой литературы:
Основная образовательная программа МБ ДОУ «Детский сад № 11» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.
2. Куцакова Л. В.Трудовое воспитание в детском саду: для занятий с детьми 3-7 лет.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).
4. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).
Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (3-7 лет).
2. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром(3-7 лет).
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением(5-6 лет).
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (старшая группа).
2. Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные», «Множественное число», «Один — много», «Словообразование».
3. Серия «Рассказы по картинкам»: «Репка», «Теремок» и др.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.
2. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников.
3. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.
5. Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Простые узоры и орнаменты».
Образовательная область «Физическая культура»
1. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 лет).
Приложение
Источник
Людмила Заляева
Проведение диагностических мероприятий в ДОУ как одно из условий качества образования
Проведение диагностических мероприятий в ДОУ как одно из условий качества образован
ия. [/b]
Необходимое условие реализации основной образовательной программы, разработанной в ДОУ, включая дополнительные парциальные программы, — проверка результатов проведения педагогами образовательной работы с детьми. С целью определения степени освоения программы, выявления изменений в развитии, эффективности педагогической деятельности, построения дальнейшей работы по результатам проводится педагогическая диагностика (мониторинг) воспитанников в начале, середине и в конце учебного года.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено:
• Мониторингом эффективности выполнения конкретной реализуемой образовательной программы;
• Реализацией личностно-ориентированного подхода, предполагающего построение педагогического процесса на основе индивидуально-психологических особенностей детей, которые диагностируются с целью оценки их состояния и прогнозировании дальнейшего развития;
• Определением эффективности педагогического воздействия, а также профессиональной компетентности педагогов;
• Необходимостью планировать основные направления деятельности на следующий учебный год, внесением коррективы в методическую работу ДОУ;
• Получением реалистической картины уровня подготовленности детей к школе, объёма усвоенной в период дошкольного детства информации, степенью её применения в репродуктивной и творческой деятельности.
В нашем дошкольном учреждении сложилась и реализуется следующая система диагностических мероприятий:
Мониторинг здоровья дошкольников проводится медицинским персоналом детского сада, инструктором физической культуры. На основании полученных результатов составляются листы здоровья на все возрастные группы, с индивидуальными рекомендациями на каждого ребёнка.
Данная работа позволяет педагогам строить личностно-ориентированную модель взаимодействия с каждым ребенком, учитывая особенности его развития и состояние здоровья.
Мониторинг течения адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение детей.
В детском саду разработаны и апробированы адаптационные листы, которые позволяют объективно оценить период адаптации ребёнка по степени тяжести.
Диагностическое обследование детей пятилетнего возраста.
Мониторинг позволяет своевременно выявить нарушения в речевом развитии, в эмоционально-волевой сфере, в развитии мелкой моторики и движений. Выявленные нарушения корректируются педагогами, в случае необходимости родителям предлагается обратиться за консультацией к специалистам.
В середине года в первых младших группах ДОУ проводится диагностическое обследование сенсорного развития детей.
В ходе проверки диагностируется освоение малышами сенсорных эталонов: величины, формы, цвета. Диагностическое обследование организуется в форме подгрупповых занятий. В обследовании принимает участие старший воспитатель и воспитатели групп. На основании полученных результатов планируется и ведется индивидуальная работа с детьми.
Итоговый контроль: «Оценка уровня готовности детей подготовительных групп к школе».
Выпускникам предлагаются задания, которые позволяют оценить готовность ребенка к школе по следующим показателям: память, внимание, мышление, математика, готовность руки к письму, развитие речи, воображения и знания об окружающем мире. Мониторинг помогает определить, какие способности ребенка развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.
Диагностика освоения детьми содержания реализуемой в дошкольном учреждении общеобразовательной программы «От рождения до школы».
Комплекс диагностических заданий позволяет педагогам проанализировать степень овладения программным содержанием отдельными детьми и группой в целом.
Обследование проводится два раза в год воспитателями групп и старшим воспитателем. В детском саду разработаны диагностические материалы для каждого возраста. Они включают: диагностические карты по всем разделам программы, дидактические игры, упражнения, вопросы, критерии оценки.
Проводятся старшим воспитателем в начале и конце учебного года и по ним делаются выводы об эффективности работы педагогического коллектива.
Методическое обеспечение диагностики уровня выполнения программных требований, сформированности социальных навыков осуществляют старшие воспитатели дошкольного учреждения.
Для разработки и апробации диагностических материалов в ДОУ была создана творческая группа.
Перед началом работы педагоги заново подробно изучили реализуемую в дошкольном учреждении программу, был составлен алгоритм работы творческой группы. Данный алгоритм подходит для всех вариативных программ:
1 этап – выборка задач из намеченного раздела программы, по каждой возрастной группе.
Но при этом нужно учитывать, что если взять каждую задачу за критерий, то получите огромное количество критериев, а их должно быть 5 – 10 (в зависимости от возраста детей) не больше по каждому разделу программы.
Поэтому из большого количества критериев выбираются те, что являются наиболее сложными для освоения или являются более актуальными на этом возрастном этапе; критерии, позволяющие соблюсти временные условия выполнения диагностических заданий (20 – 30 минут).
Отобранные критерии записываются на отдельном листе.
2 этап – формулировка заданий по выбранным критериям.
Формулировки должны быть чёткими и понятными для детей; учитывающими уровень развития мелкой моторики; временные условия выполнения всех диагностических заданий.
3 этап – подбор стимульного материала.
Материал подбирается на каждого ребёнка, соответственно уровню развития детей данной возрастной группы.
4 этап — определиться с оценкой в баллах ответов детей; прописать сколько баллов получает ребенок за каждое выполненное задание.
5 этап – анализ установленных авторами программы уровней освоения детьми программного материала; определить сумму баллов, соответствующих высокому, среднему и низкому уровням освоения программы.
6 этап – разработка оценочных листов, в которых будут фиксироваться баллы, набранные ребёнком.
Обработка результатов диагностики происходит следующим образом. Воспитатели (специалисты) фиксируют результаты выполнения детьми каждого из заданий, затем баллы суммируются, по сумме баллов определяется уровень освоения ребенком диагностируемого раздела программы.
Воспитатель заполняет диагностическую таблицу в соответствии с инструкцией по её заполнению.
Таблицы, по окончанию диагностики, передаются старшему воспитателю. Старший воспитатель составляет сводную таблицу результатов диагностического обследования по всему дошкольному учреждению.
Квалифицированно проведенный анализ результата работы за учебный год позволяет правильно определить основные направления деятельности на следующий учебный год, проследить за динамикой продвижения каждого ребенка в освоении реализуемой в ДОУ программы, внести коррективы в работу педагогов и специалистов.
Диагностика развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, будучи включены в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Источник