План диагностики развития ребенка дошкольного возраста

Принцева Олеся
Развернутый план диагностического обследования ребенка

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Ф. И. ребенка___

Возраст___

Область

диагностики Виды психических процессов;

особенности поведения Примечания

КОНТАКТ

1. обратная связь.

2.как входит в контакт:

• сразу;

• постепенно;

• испытывает трудности;

• стремиться выйти.

3.характеристика контакта:

• устойчивый;

• неустойчивый;

• избирательный;

4.личностные качества:

• целеустремленность;

• активность;

• инициативность.

5.самочувствие при общении:

• уверенность;

• беспокойство;

• тревожность.

6.выполнение инструкций:

• самостоятельно;

• с первого раза;

• с посторонней помощью;

• дополнительная стимуляция (повтор инструкций, демонстрация,

разъяснение).

8. мотивация к занятию (заинтересованность).

9. ориентировка на положительный результат деятельности.

10. аккуратность.

11. склонность к подчинению.

12. обучаемость в процессе обследования:

• использует помощь;

• отказ от помощи.

13. степень самостоятельности при выполнении заданий.

14. способность к волевому усилию.

15. уверенность в собственных силах при выполнении заданий.

16. социальная робость.

17. избалованность.

18. внешний вид (опрятный / неопрятный)

ВОСПРИЯТИЕ 1.зрительное:

• форма;

• величина;

• цвет.

2.слуховое:

• фонематический слух;

• акустическое восприятие (ритм);

3. тактильное.

4. обонятельное.

5. вкусовое.

6. восприятие времени.

7. восприятие движения.

8. пространственное восприятие + ориентировка в своем теле и на плоскости;

9.характеристики:

• избирательность;

• целостность;

• структурность;

• константность.

10. иллюзия восприятия.

Доминирующий тип.

ВНИМАНИЕ 1. непроизвольное.

2. произвольное.

3. зрительное.

4. слуховое.

5.свойства внимания:

• переключение;

• концентрация;

• устойчивость;

• эффективность;

• продуктивность;

• распределение;

• объём;

• отвлекаемость.

6.как привлекается:

• легко;

• с трудом.

Доминирующий тип.

ПАМЯТЬ 1. произвольная.

2. непроизвольная.

3. зрительная.

4. слуховая.

5. эмоциональная.

6. двигательная.

7. образная.

8. тактильная.

9. оперативная (постепенные действия «счет в уме»)

10. приёмы запоминания:

• осознанное;

• неосознанное.

Доминирующий тип.

КЗП V=

ДЗП V=

КСП V=

ДСП V=

МЫШЛЕНИЕ 1. наглядно-действенное (инструкции, подражание, собери картинку, использование предметов по назначению метода ”проб и ошибок”).

2. наглядно-образное (соотношение между словом и образом: существенные + второстепенные признаки).

2.1. наглядно-схематическое (только основные параметры).

3.словесно-логическое:

• анализ;

• синтез;

• способность обобщать;

• классификация;

• сравнение;

• причинно-следственные связи;

• объяснение точки зрения;

• перцепция (соотнесение части и целого);

• конкретизация;

• понятие абстракции.

4. креативность.

5.по степени новизны:

• репродуктивное;

• продуктивное.

6.личностный компонент:

• критичность;

разноплановость (суждения в разных плоскостях”слон и лыжник — предметы для зрелищ”);

• резонерство (бесплодное мудрствование);

• саморегуляция (организация мыслительных действий).

Доминирующий тип.

РЕЧЬ

1.понимание речи:

• устная;

• письменная.

2.словарный запас:

• активный;

• пассивный.

3. кругозор.

4. лексико-грамматическая правильность фраз.

5.сложность фазы:

• простая;

• распространенная.

6. дефекты произношения.

7. диалогическая речь.

8. монологическая речь.

9. кинетическая речь (жесты).

10. эмоциональная окраска речи.

11. связный рассказ.

12. речевые штампы.

МОТОРИКА 1.мелкая моторика:

• точность движений;

• темп движений;

• синхронность движений правой и левой рук;

• переключение от одного движения к другому;

• статический (кинестетический)праксис:

— повторение поз пальцев (по образцу. с закрытыми глазами – повторить на ощупь и по ощущениям);

• динамический (кинетический)праксис:

— проба «кулак – ребро – ладонь»;

— реципроктная координация рук (правая в кулак, левая выпрямлена – поменять одновременно местами несколько раз).

2.крупная моторика:

• общий объём движений (пройти, сесть, встать, поздороваться);

•статическая координация:

— постоять с закрытыми глазами (стопы по одной линии, руки вытянуты вперед,N=5с);

— постоять с закрытыми глазами поочередно на правой/левой ноге(N=3-5с).

•динамическая координация:

— приседания (пятки пола не касаются);

— марширование с чередованием шагов и хлопков в ладоши);

— попрыгать поочередно на ногах, подскоки;

— переключаемость движений.

ГРАФИЧЕСКИЕ

НАВЫКИ 1.характеристика линии:

• четкая;

• нечеткая.

2.характеристика нажима:

• сильный;

• умеренный;

• слабый.

3. навык использования чертежных принадлежностей.

4.постановка руки:

• правильная;

• неправильная.

5. соответствие рисунков реальным объектам.

6. использование цвета.

7.сложность рисунка:

• наличие основных деталей;

• наличие дополнительных деталей.

8. ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ФОН 1.настрой:

• позитивный;

• негативный.

2. отношение к неудаче.

3. отношение к похвале.

4. критичность.

5. наличие аффективных вспышек.

6. пластичность/ригидность эм. процессов.

7. экстравертность/интравертность.

8. экстрапунитивность (при трудностях полагаются на

вн. обстоятельства и обвиняют при неудаче) /

интрапунитивность (полагаются на себя и винит себя при

неудаче).

9. конфликтность.

10. самовыраженеи/самопрезентация

11. сензитивность/ эмотивность

12. тревожность/психоэмоциональное напряжение/эмоциональная нестабильность

13. демонстративность поведения

14. аггравация (преувеличение симптомов)

15. стрессоустойчивость

16. социальная адаптированность

17. тенденция к перепадам настроения

18. тенденция к лидерству

19. альтруизм, эмпатия

20. настойчивость

21. импульсивность

22. маскулинность / феминность / андрогенность

23. мотивация к успеху

24. мотивация к избеганию неудач

25. принятие непринятие себя

26. самоуважение

27. атттракция

28. самооценка (адекватная, заниженная, завышенная)

29. реакция на замечание (адекватная, негативная)

УМСТВЕННАЯ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 1. высокая.

2. средняя.

3. низкая.

4. время активной работы (через сколько времени наступает утомляемость).

5. темп работы

Условные обозначения:

”+” – высокий уровень развития;

”-” – низкий уровень развития;

”+” – средний уровень развития;

с. ф. — стадия формирования;

”v” – по возрасту.

Дата___

Педагог – психолог___

Источник

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Наталья Ашенкова
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования,в частности в программах: «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой, «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, «Тропинки» (под ред. В. Т. Кудрявцева, «На крыльях детства» (под ред. Н. В. Микляевой, «Детский сад – дом радости» (автор – Н. М. Крылова, «Мозаика» (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детейможет заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной)форме:

• не сформирован;

• находится в стадии становления;

• сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Источник