Песталоцци о значении природы в умственном развитии ребенка

Песталоцци о значении природы в умственном развитии ребенка thumbnail
Песталоцци о значении природы в умственном развитии ребенка

ТОП 10:

Иоганн Генрих Песталоцци(1746—1827 гг.) — швейцарский пе­дагог-демократ, гуманист, автор многих выдающихся теоретических работ по педагогике и блестящий экспериментатор. В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей…», «Лебединая песня» и других он рассматривает многие педагогические проблемы, в том числе и вопросы содействия при­роды раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда.

Под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал, что воспитание должно строиться в соответствии с особенностями чело­веческой природы и законами ее развития. Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный ха­рактер.Выдвигая идею природосообразности, И. Г. Песталоцци не довольствуется теми чисто внешними аналогами природы, к которым прибегал Я. А. Коменский, и не идеализирует, как Ж.-Ж. Руссо, дет­скую природу, а полагает, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к саморазвитию, т. е. при рождении ребенка все способности и силы его находятся в состоянии зародыша и, естест­венно, стремятся выйти из состояния безжизненности, покоя. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить»’. Задача воспитателя заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. И. Г. Песталоц­ци образно сравнивал искусство воспитания с деятельностью садов­ника, который заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и цветения заключается в них самих. Так же, как и воспитатель, по мнению И. Г. Песталоцци, не способен вложить в человека какие бы то ни было силы и вдохнуть в них жизнь. Он призывал позаботиться о том, чтобы беспрепятствен­но совершался естественный ход развития внутренних сил ребенка, предусмотренных самой природой. Отсюда неизбежно следует, что помощь педагога ребенку есть только «помощь самопомощи», что все образовательные средства не должны отклоняться от естествен­ного хода развития ребенка. И одним таким средством, которое не нарушает гармонию внутреннего мира ребенка и способствует его самораскрытию, является окружающая ребенка природная среда. И. Г. Песталоцци писал: «Моей самой существенной исходной точкой зрения является следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является фундаментом обуче­ния, так как оно (созерцание) является основой человеческого по­знания»1.

Значение окружающей природы И. Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних органов чувств, самостоятель­ности мышления, формированию представлений и развитию речи.

Исходным моментом познания И. Г. Песталоцци считает воспри­ятие окружающего мира посредством органов чувств. Для того чтобы обогащался чувственный опыт ребенка, надо учить его «в свободной аудитории природы», учить в поле, в лесу и долинах. «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»2 Это, по сути, идея сенсорного воспитания. Так же, как и великий чешский педагог Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци считал: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явления или какого-нибудь предмета, тем правильнее будут твои знания о нем»3. Но в понимании этого по­ложения он пошел дальше Я. А. Коменского. Полагая, что органы чувств сами по себе доставляют нам только беспорядочные сведе­ния об окружающем мире, И. Г. Песталоцци подчеркнул важность осознания, осмысления ребенком собственных впечатлений, чувств, переживаний. Следовательно, задача общения ребенка с природой предполагает не только развитие органов чувств, но и активизацию развития самостоятельности мышления у детей.

В связи с этим И. Г. Песталоцци перенес центр тяжести в процес­се обучения с книг и слов воспитателя на наблюдение детьми предме­тов и явлений окружающей природы, т. е. на материал, доступный детям для восприятия и систематического наблюдения. Находясь на природе, ребенок постоянно сталкивается с многообразием красок, форм, звуков и других свойств предметов. И даже без целенаправ­ленного воспитания ребенок так или иначе воспринимает все это. «Если взять в виде примера естественную историю, то каждому ребенку, даже если он живет в самых стесненных условиях, знако­мы, во всяком случае, не меньше шести млекопитающих, столько же рыб, птиц, насекомых, амфибий и червей»1. Но когда усвоение происходит стихийно, без планомерного педагогического руковод­ства взрослого, оно нередко оказывается поверхностным, неполно­ценным. И. Г. Песталоцци приводил в пример необразованную мать, которая интуитивно чувствует необходимость руководства процессом наблюдения ребенка за природой. Она, вынося ребенка из дома, об­ращает его внимание на предметы и явления природы и не осознает, что тем самым делает многое: открывает мир ребенку, подготавлива­ет его к использованию своих органов чувств, способствует ранне­му развитию внимательности и наблюдательности.2 Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно И. Г. Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, пе­дагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью провести ребенка через:

непосредственное восприятие предметов природы. И. Г. Песталоц­ци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответ­ствующие объекты детского наблюдения, т.е. такие, которые лучше выражают особенности отдела, рода, класса, имеют наиболее харак­терные признаки, и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей наблюдательность. «Когда ребенок ознакомился с простейшими, воздухом, землей, водой, огнем, я пока­зываю ему действия этих стихий на все ему знакомые тела. А когда он знаком с результатами соединения нескольких простых тел, я ему показываю также взаимное влияние друг на друга сложных тел и всегда подвожу его, таким образом, путем простого наблюдения к границам высших областей знаний»3;

формирование ясных представлений о воспринимаемых предметах природы. С точки зрения И. Г. Песталоцци, этого можно достигнуть, если ребенок узнает количество этих предметов и их форму. Число учит понимать природные объекты как некоторое единство, выделять его среди других предметов, противопоставлять его другим предме­там. А знакомясь с формой предмета природы, ребенок познает его размеры и пропорции;

сопоставление предметов и формирование понятий. Большой за­слугой И. Г. Песталоцци было привлечение внимания к роли сравнения и сопоставления предметов природы в процессе наблюдения и на этой основе формирования понятий. Он предлагал вместе с детьми находить общие и отличительные признаки предметов природы, вы­яснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объеди­нять родственные предметы;

называние предметов, их свойств и действий. В процессе наблю­дений за предметами природы И. Г. Песталоцци предлагал задавать детям следующие вопросы: кто? Каковы? Кто имеет? Что имеет? Кто может? Что может? Кто должен? Что должны?

И. Г. Песталоцци полагал, что эти упражнения будут содейство­вать выработке у детей умения выражать посредством речи результа­ты наблюдений, мыслительной деятельности и приобретению ими полезных для жизни знаний. Но не все упражнения в равной мере способствовали всестороннему рассмотрению предметов, поскольку сводились подчас к перечислению детьми внешних признаков.

Интересны идеи И. Г. Песталоцци, касающиеся организации тру­да детейв природе.Он полагал, что сначала надо знакомить детей с земледелием. Для этого при школе необходимо отвести большой участок земли под сад и огород, где каждый ребенок получает по три грядки. Те, кто лучше других использовали эти грядки, завоевывали премии. Далее детей знакомили с животноводством и птицеводством. При школе держали овец, свиней, кроликов, коз, птиц, за которыми ухаживали дети. Потом их учили обрабатывать лен, шерсть. Для этого они посещали образцовые хозяйства деревни. Убеждая в необходимос­ти организации труда детей по выращиванию растений и уходу за жи­вотными, И. Г. Песталоцци говорил, что такой труд учит детей всему:

во-первых, ребенок получает много знаний о самих предметах природы, о способах ухода за ними, об орудиях труда;

во-вторых, во время труда у детей формируются важные в жизни практические навыки;

в-третьих, у ребенка развиваются такие важные качества, как ак­куратность, бережливость, расчетливость, точность.

Таким образом, И. Г. Песталоцци полагает, что во время работы и посредством нее согревать их (детей) сердца и развивать их ум.

Уделив так много внимания роли природы в процессе развития детей, И. Г. Песталоцци с болью воспринимал невостребованность ее в дальнейшем школьном обучении. Он пишет: «Детям до пяти лет дают возможность полностью наслаждаться природой, любому впечатлению от природы позволяют на них действовать, дети ощу­щают силу природы, они успели уже насладиться ее непринужден­ностью и всеми ее прелестями <…> И после того как дети целых пять лет наслаждались блаженством чувственной жизни, заставляют вдруг исчезнуть всю окружающую их природу <…> как овец, сбив­шихся в кучу в вонючей комнате; целыми часами, днями, неделями, месяцами и годами неумолимо заставляют рассматривать жалкие, не­интересные и однообразные буквы и, словно цепью, приковывают детей к образу жизни, столь отличному от их прежнего, что можно сойти с ума»1. Высказанные более двухсот лет тому назад, эти сло­ва и в настоящее время звучат очень актуально в рамках проблемы преемственности работы учреждений дошкольного образования и начальной школы по природоведению.



Источник

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) – швейцарский педагог-демократ – внес огромный вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли. Вся его теоретическая и практическая деятельность, которой он отдал свыше 50 лет своей жизни, была направлена на то, чтобы коренным образом изменить дело воспитания и образования детей трудового народа. На протяжении трети века Песталоцци руководил опытными учебно-воспитательными учреждениями, представлявшими собой комплекс средних школ с интернатами, служившими одновременно базами для подготовки учителей. На основе опытной работы в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях Песталоцци осуществлял и развивал свои педагогические идеи.

Песталоцци жил в эпоху, когда в Швейцарии рушился феодальный срой, утверждалась капиталистическая форма производства, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией крестьян. Единственно доступная детям трудового населения начальная школа находилась в жалком состоянии – в ней господствовала зубрежка, все обучение сводилось к заучиванию религиозных текстов, многие учащиеся выходили из школы, так и не научившись писать и считать. Народные школы того времени Песталоцци сравнивал с бездушными машинами, которые подавляют естественные силы и способности ребенка, препятствуют его развитию.

В духе идей Руссо и других просветителей XVIII века воспитание рассматривалось Песталоцци как основное средство преобразования общества на разумных и справедливых началах.

Под влиянием идей Руссо Песталоцци признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоническом развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к самосовершенствованию.

В многочисленных статьях и письмах Песталоцци подчеркивает важнейшую мысль: потенциальным внутренним силам ребенка, которыми наделила его природа, свойственно спонтанное развитие. Ребенок по самой своей природе требует активной самостоятельной деятельности. Задача педагога – направлять инициативу по определенному руслу, содействовать саморазвитию потенциальных внутренних сил. Человек рождается способным развиваться физически, умственно и нравственно: «Глаз, — говорил Песталоцци, — хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». (СНОСКА: История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б.Мчедлидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. М., 1986. С.148)

Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, включающей физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.

Опыт работы Песталоцци в школе для малолетних (1799-1899 гг.) убеждает ученого, что время обучения детей фактически начинается не с 6-8 лет, а задолго до начала обучения в школе. Успех школьного обучения во многом зависит от того, насколько будут развиты в дошкольном возрасте «созерцательные способности» — сенсорное, умственное, нравственное и физическое воспитание детей.

Основа духовной жизни, по Песталоцци, — всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка. Для этого необходимо учить ребенка «в свободной аудитории «природы», учить его в поле, в лесу, в горах и долинах. Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись, следовать за природой. Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползает по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит и червяк учит больше и лучше. Молчи!».(СНОСКА: История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б.Мчедлидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. М., 1986. С.148)

В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей» и др. Песталоцци определяет содержание первого круга представлений маленьких детей, призывает развивать их способность к синтезу и анализу.

До 5 лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.

Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. «Я показал ему воду, как она, прозрачная, сбегает вниз с горы. Это его забавляло. Я спустился немного ниже. Он, следуя за мной, сказал, обращаясь к воде: «Обожди меня, вода! Я скоро снова приду», Я сейчас же повел его к воде, только пониже. «Смотри, папа, вода тоже идет, она идет сверху…». (СНОСКА: Там же. С.133)

С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие и воспитание ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются беспорядочные и смутные представления. Возникает задача их упорядочения, выработки ясных представлений и четких понятий. Здесь важна постепенность и последовательность ступеней процесса познания.

В сочинении «Как Гертруда учит своих детей» Песталоцци указывает на 3 ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и ступень мышления.

Этим ступеням соответствуют 3 органически связанные способности: способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению.

Песталоцци считает необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики. Только когда будет заложен и упрочен фундамент человеческого познания – созерцание природы – только в этом случае можно начать обучение грамоте, связанное со сложным процессом абстракции.

Песталоцци стремился упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета.

Большое значение Песталоцци придавал трудовому элементарному образованию. Он высказал мысль о необходимости создания «азбуки умений», усвоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками.

Песталоцци переосмыслил социальную роль народного учителя. Из человека, лишенного какой-либо профессиональной подготовки и вынужденного из-за необеспеченности совмещать работу в школе с каким-либо ремеслом, учитель, по глубокому убеждению Песталоцци, должен стать подлинным просветителем бедноты.

Таким образом, Песталоцци выступал за равное воспитание детей всех сословий. Обучение должно носить развивающий характер. Этому способствуют наблюдения за явлениями природы по определенной схеме (форма, внешний вид, окраска и т.д.). Полученные знания о природе Песталоцци считал необходимыми использовать в практической деятельности, в труде. Важным для современного понимания использования природы в воспитании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

1. Какова цель воспитания по Песталоцци?

2. Чем отличается взгляд Песталоцци на природу ребенка от Руссо?

3. Почему Песталоцци тесно связывает сенсорное с умственным воспитанием?

4. С какой целью предлагает Песталоцци знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики?

5. Какую роль отводил Песталоцци учителю в процессе ознакомления детей с природой?

6. Как Вы понимаете высказывание Песталоцци: «Если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств»?

7. Почему К.Д. Ушинский назвал идею развивающего обучения великим открытием Песталоцци?

8. Что понимал Песталоцци под природой?

Источник

Руссо.

Надо приучать ребенка сострадать и любить животных на примере взрослых, а также смотреть без ужаса и отвращения на странных и иногда неприятных животных, также на примере взрослых.

Природа – источник эстетического воспитания детей. Именно в природе ребенок черпает примеры естественное красоты и гармонии и примеры для нравственных поступков.

В противовес схолостическому обучению, Руссо считал, что внешние чувства и активная практическая деятельность является основой познания. Руссо отрывает сенсорное воспитание от умственного воспитания, и умственное и нравственное воспитания он отрывает от целенаправленного обучения. Говоря о естественном воспитании детей на лоне природе он недооценивает систематические знания, который ребенок может получить из сенсорного опыта.

Песталоцци.

1746-1827.

Правильное обучение и воспитание должно быть направлено на то чтобы молодое поколения могли использовать свои знания и умения на пользу людям. Обучения должно быть подчинено целям воспитания. Обучения должно носить и развивающий и воспитывающий характер, то есть оказывать равное влияние как на характер, волю и чувство, а также вооружать ребенка необходимыми для жизни умениями, навыками и определенными знаниями. В качестве образовательного средства не искусственными вспомогательными средствами, а природой, окружающей ребенка. Прежде всего надо использовать стремление ребенка общаться с природой. К сожалению, большинство современников не понимало огромного влияния природы на человека. Воспитывать ребенка надо под влиянием ребенка и под руководством природы – принцип природосообразности. Надо развивать силы ребенка в соответствии с природой, и начинать воспитывавать с первых дней жизни. Принцип природосообразности он относил к развитию умственной, нравственной и физической природы ребенка. Человек рождается способным и готовым развиваться умственно и нравственно. «Рука хочет хватать, нога – ходить, сердце – верить и любить, а ум – мыслить».

К чему мы должны стремиться. Физически ребенок должен быть сильным и здоровым, умственно – разумным, а душевно – нравственным. И всему этому и будет способствовать обучение.

Личность человека – цельно.

Теория элементарного образования. Оно включает умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание детей – основа формирования всесторонне развитой личности ребенка.

Надо развивать руки, сердце и ум в единстве. Он считал, что единство силы знания умения и хотения. И все это приводит в движение воспитание.

В первую очередь знакомить детей с явлениями из области естествознания. Но прежде всего познакомить детей с растениями ближайшего обучения, с животными, с сезонными явлениями природы. А после научить ребенка использовать полученные знания в практической деятельности. Овладение умениями должно приносить радость.

В дошкольном возрасте мы учим ребенка наслаждаться природой, а потом в школе его заставляют забывать об окружающей природе и уничтожает эти способности.

Обучение на принципе природосообразности само по себе нравственно: ребенок получает правильные и точные знания о природе;

Созерцание – единственный источник познания и фундамент обучения. Исходным момент познание – восприятие окружающей природы.

И тогда можно обучать ребенка письму, когда он будет владеть абстракцией. А она невозможна без фундамента человеческого сознания – созерцание. Внешнее созерцание – восприятие вне нас окружающего мира природы. Внутреннее созерцание – осознание собственных впечатлениях.

Задача сенсорного воспитание не только воспитание внешнего созерцания, но и внутреннего. И в отличии от Руссо он тесно связывает сенсорное воспитание с умственным развитием ребенка.

В процессе восприятия возникают смутные представления, которые надо упорядочить с помощью внутреннего созерцания – к четким понятиям. Познание природных явлений идет в единстве с овладением речью. В обучении важна постепенность и последовательность процесса познания. Ясность представления на определенности восприятия, четкость понятий.

«Как Гертруда учит своих детей» — книга, излагающая о том какие знания должны получить дети об окружающих предметах: чувственное восприятие, осознание впечатлений, овладение речью. В процессе познания природы: восприятие – способность к наблюдению, высказываение о наблюдаемом – речь…

Успех обучения в школе – насколько будут развиты созерцательные способности ребенка. Он отдавал предпочтение наглядному методы, и формулирует его в следующем тезисе: «Сначала видеть, слышать, действовать, а потом – рассуждать и делать выводы». Обучать ребенка надо развивать в свободной аудитории природы – лес, долины, поля. Пусть ребенок почувствует, что здесь воспитывает его природа.

Должны научить сравнивать, сопоставлять, различать, соотносить – логически рассматривать и обрабатывать объекты природы. И так он поднимиться к высшей способности человеке – к суждению. Наглядность – фундамент и основа основ искусства педагогики, развитие детской наблюдательности – возможность овладевать анализом и синтезом, умением четко и полно описывать предмет. В этом случае суждения детей будут правильными и обоснованными, так как ребенок воспринимает предметы и явления доступные ему.

Наблюдения должны носить эмоциональный характер и для наблюдения надо использовать родную природу, надо многократно повторять наблюдения за одним и тем же объектом. Только это может довести до зрелости и совершенства впечатления, полученные в процессе чувственного восприятия.

Благодаря наблюдению развивается способность сопоставлять – выявлять сущность предметов и явлений, что все они не одинаковы по своей сущности, и понимание предметов и явлений станет более широким, полным, острым и основательным.

Песталоцци создал «Азбуку наблюдения».

При описании предмета лучше использовать формулу: форма предмета, число предметов, цвет предмета. В отличии от Руссо и Коменского, Песталоцци делает акцент на умении мыслить – ориентироваться в мире природы и тем самым мы образовываем ум, а не пассивное приобретение детьми знаний. Задача – развитие и укрепление умственных и нравственных сторон ребенка, он должен упражнять в поступках и суждениях под руководством взрослого, без которого ребенок не способен разобраться во всем многообразии.

Педагогические:

1. Единство и непрерывность обучения.

2. Ребенок – активный субъект, центр педагогического процесса.

3. Содержание и методы обучения должны соответствовать силам и возможностям ребенка, учитывать индивидуальные и возрастные особенности.

4. Природа – средство умственного воспитания детей.

6. Предмет и задачи дисциплины.

Задачи:

1.форм-е у студента устойчивой личностной установки на овладение э.д.в ДОУ( мотивация)

2.Обладение системой био-экологических и психолого-пед.знаний для управления э.о.детей

3.Овладение сиудентами инновационными пед.методами обучения

4.форм-е умений анализировать, критически оценивать и творчески использовать программно-методическую и научную информацию в области э.о.

5.форм-е методич.умений управления процессом э.о.р.

6.Овладение системой практическим умений для организации э.-развивающей среды

7.Развитие умений студента творчески решать пед.задачи э.о. дошкольников.

Предметом явл-я изучение закономерностей воспитания дошкольников в процессе приобщения р. к природе.

Цель: Воспитание профес.готовности студента к управлению процессом э.о. дошкольников на основе глубокого усвоения теории и совр.подходов к э.о.

Экологическое образование— это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных знаний и практ. Умений, ценностных ориентаций поведения и деят-и, обеспечивающие ответственное отношение к окруж. Соц-природной среде и здоровью(по Звереву)

-Нормативный аспект:

-система моральных и правовых принципов, правильных предписаний и запретов эк.характера, определяющее отношение человека к природе.

-Деятельностный

Формирование познавательного, практич. и творческого умения э.характера, развивает волевые качества личности, учит проявлять заботу о живых существах.

-Ценностный аспект

Нрав-эстетич.отношение к природе

-Познавательны

Источник