Песни для развития слуха у ребенка
Музыкальное развитие ребенка самое понятное и легко реализуемое направление гармоничного развития малышей. Ведь все детки любят петь, танцевать и слушать музыку. С помощью музыки можно корректировать эмоциональное состояние ребенка, успокоить, развеселить, направить неуёмную энергию в мирное русло.
При этом, в рамках музыкального развития родителей часто интересует вопрос развития музыкального слуха у детей. Как проверить есть ли этот слух, как его развивать и что нужно делать, чтобы музыкальный слух у ребенка не ухудшался? Давайте разбираться.
Скажем сразу, что музыкальный слух есть у всех. Другой вопрос на сколько он развит. При этом абсолютный музыкальный слух может быть врожденным или приобретенным в результате длительных занятий в музыкальных образовательных учреждениях. Единственное, в чем сходятся все музыкальные педагоги – это чем раньше вы начнете развивать музыкальный слух, тем больших результатов можете достичь, поскольку при неправильном обращении последний может ухудшаться.
Сензитивный период для развития слуха является возраст от 1,5 до 3 лет. В это время ребенок особо чувствителен к внешним сенсорным воздействиям и главная задача родителей привить любовь к музыкальным занятиям и играм. Развитие музыкального слуха связано со способностью различать тембр, высоту, длительность и громкость звука.
Какие же виды музыкальной деятельности способствую развитию слуха? Это:
- прослушивание музыкальных произведений;
- игра на музыкальных инструментах;
- танец под музыку;
- пение;
- сочинение собственных мелодий.
Рассмотрим как реализовать эти виды в формате игры.
Выбор музыкальных произведений для прослушивания
Конечно же, классика вне конкуренции. Начните с произведений Моцарта, Чайковского, Вивальди, Шопена постепенно расширяя репертуар. Важно чтобы музыка нравилась и вам и ребенку. Обсуждайте, какое настроение передает музыка (грусть, радость, веселье), что хочется под нее делать (плакать, танцевать, маршировать).
Попробуйте с малышом изобразить ассоциации, которые вызывает музыка на бумаге. Малыши хорошо улавливают суть такого задания, предлагая изобразить позднюю унылую осень или скачущего кузнечика в поле. Некоторые произведения, также, будут хороши для развития чувства ритма (И. Штраус «Радецкий марш»). Если произведение имеет выраженный ритмический рисунок, то предварительно прослушав – прохлопайте его в ладоши или простучите барабанными палочками.
Включите в ваш список прослушивания звуки природы, детские песенки, легкий джаз.
Отводите для прослушивания определенное время, не допуская постоянного звучания музыки фоном. При наличии постоянного шумового воздействия (включенная музыка, телевизор, радио) слух притупляется, поэтому давайте ребенку возможность побыть в тишине.
Хорошей идеей будет посещение детских концертов, музыкальных представлений и театра. Все это обогатит мир ребенка и будет способствовать его музыкальному развитию.
Игры с инструментами для развития музыкального слуха
Шумовые коробочки
Делаются они очень просто путем засыпания различных сыпучих материалов в яйца от киндеров. Чтобы контейнер не открылся его можно обвязать или надеть термопленку для пасхальных яиц. Теперь шумим полученными коробочками и находим самую громкую, тихую, с нежным и грубым звуком. Если в коробочки засыпать парные наполнители, то можно играть в игру «Найди пару на слух». Важно чтобы контейнеры были одного цвета и ребенок определял пары и громкость именно на слух, а не запоминал нужные коробочки.
Ищем зверюшек
Если у вас дома есть настоящий музыкальный инструмент, покажите, как сыграть шаги разных животных (высота звука будет изменяться в зависимости от животного с высоких нот до низких):
- мышка бежит;
- зайчик скачет;
- волк ищет поживу;
- медведь идет сучья ломает.
Научились? Теперь загадывайте друг другу загадки – закрывайте глаза, малыш исполняет, а вы угадываете, кого он сыграл. Потом меняйтесь ролями.
Узнай по звуку
Собираем все музыкальные инструменты, которые есть у нас дома, играем. Потом ребенок закрывает глаза (можно надеть повязку) – вы играете, а малыш угадывает, какой инструмент издает звук.
Где звук
Игра похожа на предыдущую. Малыш с закрытыми глазами сидит в центре, а вы перемещаетесь по комнате и звените в колокольчик (инструмент может быть любой). Задача малыша угадать ваше местоположение и указывать пальчиком откуда доносится звук.
Тихо-громко
Подвижная игра для которой понадобится барабан или бубен. Под тихие удары малыш ходит, под удары средней интенсивности прыгает, под громкие удары бегает. Игра также развивает внимание и физическую сферу.
Подобная игра с погремушкой. Тихо шумим – хорошая погода и ребенок резвится на солнышке, сильно тарахтим – пошел ливень, скорее прячемся в домик/на диване/под зонтом.
Играем на инструментах
Кроме того, что вы позволите ребенку играть на детских и настоящих инструментах руками и другими частями тела – научите его исполнять детские песенки в рамках одной октавы. Для этого замените ноты числами или разными цветами (при игре на цветном ксилофоне). В случае с числами договоритесь с ребенком какие цифры какой клавише соответствуют. Пример такой песенки:
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
4 3 2 1 5 5
Жи-ли у ба-бу-си
4 3 2 1 5 5
Два ве-се-лых гу-ся
4 6 6 4 3 5 5 3
О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,
2 3 4 2 1 1
Два ве-се-лых гу-ся!
4 6 6 4 3 5 5 3
О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,
2 3 4 2 1 1
Два ве-се-лых гу-ся!
Источник
Поем песенки
Все начинается с потешек и попевок, которыми мама или бабушка сопровождают игры и уход, а также с колыбельных песен. Поскольку развитие малыша строится на подражании, то чем с большим энтузиазмом поет мама, тем быстрее запоет малыш. Если вы испытываете неловкость в процессе исполнения – пойте наедине с ребенком и включайте аудиозаписи детских песен. Вначале, ребенок будет допевать припевы, а позже и всю песню. Выбирать можно из любых песен, которые нравятся малышу.
Поощряйте ребенка в собственном сочинении песен. Вначале это будет «что вижу, то и пою», позже появятся рифмованные куплеты. Если вас ограничивает наличие соседей – устраивайте концерты на улице (в теплое время года).
Разное звучание
Ребенок еще до года интуитивно экспериментирует с высотой и тембром голоса. Предложите ему сделать это осознанно в более старшем возрасте. Пойте вместе а-а-а на разный лад:
- доктор просит показать горлышко;
- больно ударился;
- колыбельная для куклы.
Потом о-о-о как:
- удивление;
- тяжело нести сумку;
- веселая песенка.
Получилось? Переходим к слогам пропетым по трезвучию: ла-ла-ла, бим-бом-бум.
Во что еще поиграть?
- Угадывайте домашних по их голосу или звуку шагов;
- На улице прислушивайтесь к звукам, которые обычно являются для нас фоном: голоса прохожих, шелест листвы, скрип снега;
- После прослушивания песенки. Постарайтесь ее воспроизвести максимально похоже на оригинал;
- Запоминайте тембр и голос ваших знакомых и пробуйте их воспроизвести, устраивая небольшие пародии. Следите, чтобы они были не обидными, мы же стремимся развивать все прекрасное в ребенке.
О том, как научить ребенка танцевать, мы рассказывали в этой статье.
А здесь увлеченная мама делится технологией изготовления музыкальных инструментов своими руками.
Понравились игры для развития музыкального слуха? Сохраните на стеночку, чтобы поиграть с малышами.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Автор: Виктория Сахно
Все статьи автора
Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.
Предыдущие записи рубрики
- Тематическое занятие по сказке «Ну и барабан!»
- Новогодние спектакли в Филармонии
- Колыбельные для всей семьи: рецензия на книги
- Музыкальные инструменты своими руками
- Обзор музыкальной литературы для детей
Вам будет интересно:
Источник
Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.
Некоторые люди воспринимают звуки только определённого происхождения и совершенно не различают звуки музыки. А некоторые музыканты, естественно обладающие музыкальным слухом, не восприимчивы к посторонним звукам. Также есть люди, отлично различающие звуки только одного рода и совершенно не воспринимающие звуки другого. Таким образом, развитие слуха обладает индивидуальными различиями.
Невнимательность или «музыкальная глухота»
Большинство случаев «музыкальной глухоты» – это всего лишь невнимательность. К примеру, когда человек занимается каким-то делом, он совершенно невнимателен к звукам. То есть, ухо то, конечно, воспринимает звук, а вот мозг, сосредоточенный на основном занятии, не фиксирует происходящий звук. Естественно он его и не будет обрабатывать за ненадобностью.
Слух необходимо развивать, так как он способен прогрессировать лучше любого другого чувства. Существуют специальные упражнения для развития музыкального слуха, практикуя которые можно развиваться в восприятии и определении музыкальных звуков и не только. Добавив к упражнениям необходимый уход за музыкальным слухом можно достичь определённых высот в музыке. А при небрежном отношении и невнимательности – запустить свой слух. Далее рассмотрим несколько упражнений для развития музыкального слуха.
Первое упражнение
Первое упражнение на внимательность и интерес. Прогуливаясь по улице необходимо прислушиваться к разговорам прохожих и удерживать в голове некоторое время обрывок услышанный вами. Применяя данное упражнение на практике, через какое-то время вы будете способны удерживать в памяти сразу несколько обрывков разговоров.
Второе упражнение
Прислушиваясь к разговорам прохожих, старайтесь запомнить не только фразу, но ещё и голоса людей, чтобы услышав какой-то голос в следующий раз, вспомнить фразу произнесённую обладателем этого голоса. Практикуя это упражнение, обратите внимание, на то, что каждый человек обладает присущей только ему манерой разговора.
Третье упражнение
Это упражнение также основывается на запоминании голоса. Существует забавная игра, где перед главным участником усаживают несколько человек, с которыми он знаком и завязывают ему глаза. Люди по очереди произносят какие-либо слова, а главный герой игры должен определить, кому принадлежит голос. Такое упражнение очень полезно для развития слуха.
Четвёртое упражнение
Следующее упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза текст песни и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее – попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.
Пятое упражнение
Это упражнение, как ни странно, основывается на прослушивании лекций. Так что студентам будет легче развивать слух и внимательность, чем, людям, общающимся в ограниченном кругу. Упражнение заключается в следующем: необходимо после прослушивания лекции попытаться воспроизвести не только запомнившуюся информацию, но и попытаться повторить её с той же интонацией, что и преподаватель.
Повторяя вышеизложенные упражнения для развития музыкального слуха изо дня в день, можно достичь больших вершин в развитии не только музыкального слуха, но и внимательности, интереса к окружающему миру. А это уже новая ступень к реализации человеком его творческого потенциала, причём, с более профессиональным подходом к делу.
Автор – Станислав Колесник
Давайте посмотрим видео, в котором раскрываются вопросы музыкального слуха и определяются его основные виды:
Источник
Каждый заботливый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был хорошо развит во многих направлениях, и имел раскрытые таланты. В этот список может входить: умение рисовать, лидерские качества, музыкальный слух и многое другое. Некоторых везунчиков природа с рождения награждает музыкальными качествами и талантами. Этим деткам без труда удается спеть песенку с непростым мотивом, легко и ритмично пританцовывать, свободно взять (или узнать по звучанию) любую ноту. Но как быть тем родителям, у которых дети не имеют прекрасного чувства ритма, и не обладают мелодичным слухом? К счастью, все поправимо и эти навыки вполне реально развить самостоятельно. Ну а узнать, как сделать это максимально правильно, и как вообще развивать у ребенка музыкальный слух, можно по материалам этой статьи.
Особенности развития музыкального слуха
Достаточно важную роль в жизни человека занимает музыка. Этот вид искусства зародился очень давно, и по сей день он продолжает усовершенствоваться. Ну а музыкальные способности — это хороший вариант самовыражения человека, среди серой массы.
Согласитесь, даже в школьные годы на перемене перед уроком музыки, одноклассница-пианистка всегда привлекала всеобщее внимание сверстников, если музицировала на инструменте. А мальчишка, который лучше остальных своих одноклассников танцевал на школьной дискотеке, имел большую популярность среди девчонок, чем те, кто предпочитал постоять у стенки.
Отличное чувство ритма будет дополнять внутренний мир ребенка, тем самым развивая его память и мышление. А для того, чтобы научить свое чадо правильному восприятию музыки, и развить данное качество в полной мере, следует запастись терпением, и действовать советам, изложенным ниже.
Ну а первым делом нужно позволять ребенку слушать как можно больше песен разных жанров. Ведь ни для кого не секрет, что пока малыш находится в утробе матери, он слышит голоса и звуки. А потому, во время беременности, многие женщины стараются слушать преимущественно классическую музыку, полагая, что это положительно скажется на умственном развитии малыша. Но так ли это на самом деле?
В каком возрасте можно начинать развитие слуха
С появлением ребенка родители стараются создать максимально комфортные условия для него. Для начала, чтобы чадо положительно реагировало на музыку, следует петь ему песни. Малыш с рождения знает голос своих родителей и хорошо его воспринимает. И чтобы привить ему любовь к музыке, достаточно показать на своем примере: как это здорово (рекомендуется напевать не только колыбельные перед сном, а еще и веселые мелодии во время игр с малюткой, и в любое другое время).
Наиболее активное восприятие музыки у ребенка начинается с полутора до трех лет. Это подтверждено тем, что в раннем возрасте малыш опирается на свои органы чувств: обоняние, слух, зрение, и т.д. Поэтому в данный период рекомендуется максимально плотно взяться за развитие музыкального слуха у малыша.
А вот к четырем годам у ребенка формируется собственный взгляд на окружающий мир. И в это время очень важно успеть задействовать его руки. К примеру, можно приобрести детское пианино, гитару, либо другой, развивающий моторику рук, инструмент. Он будет не только формировать музыкальные навыки, но и положительно влиять на левое, и правое полушария мозга одновременно.
При прослушивании спокойной музыки у годовалых детей задействуется центральная нервная система, и малютка без проблем запоминает мелодии по их частоте. Да и вообще, чем раньше начать заниматься с ребенком, тем скорее у него раскроются таланты. Ведь привить неистовую любовь к песням можно лишь в раннем возрасте.
Как развить у ребенка музыкальные способности
Для того, чтобы развить у ребенка музыкальные способности, с ним необходимо играть. Это обязательно нужно делать без надоедливости, и выставления каких-либо требований к малышу. В противном случае у малютки полностью пропадет интерес к вышесказанному делу, и ничем хорошим это точно не закончиться.
Ну а чтобы сделать все грамотно, рекомендуется придерживаться следующих советов и правил:
- Необходимо разузнать, что именно в музыке малыша больше всего радует и забавляет: танцевать, подпевать, или делать определенные движения в такт с песней. К чему больше склонен ребенок, от того и следует отталкиваться при поиске его талантов.
- Дети в раннем возрасте имеют отличную память. Исходя из этого нужно периодически включать детские песни с текстом, который легко запомниться ребенку. А впоследствии малыш будет самостоятельно подпевать слова, развивая свои голосовые связки.
- Начиная с трех месяцев можно брать погремушки, и бить ними с разной силой перед малышом. Это поспособствует тому, что он научиться отличать громкие звуки, от тихих.
- Если у ребенка, по вашему мнению, нет никакой тяги к музыке, то ни в коем случае не следует навязывать ему прослушивание мелодий, и т. д. А лучшим вариантом станет приобретение для него детского музыкального инструмента, с красочным и ярким оформлением. Это завлечет малыша, и даст свои положительные результаты в развитии таланта.
- Детям, в возрасте от 3 лет, можно пройти специально разработанный тест в домашних условиях. Чтобы проверить: различает ли ребенок звуки, предложено сделать следующее: на музыкальном инструменте нажать одну клавишу, после чего спросить малютку: какое количество звуков он услышал. Если ему сложно дать ответ, повторите игру еще раз.
- Очень хорошо развитию слуха способствует просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением.
Существует масса способов для правильного развития музыкального восприятия ребенка. Ну а для того, чтобы зажечь интерес в глазах младенца, родителям достаточно принимать активное участие в усвоении им новых мелодий, и изучать окружающий мир вместе с чадом.
Музыкальные задания для малыша
Чтобы дети дошкольного возраста активно проявляли интерес к музыке, психологами были придуманы специальные, развивающие слух игры. Для того, чтобы ребенок научился различать мелодии, ему следует включать веселые песни, когда он радостный, жаждет играть и резвиться. А вот когда малютка хандрит, то запускать нужно наоборот, грустные мотивы.
Ну, а перечень других игр, связанных с музыкальным развитием, изложен ниже:
- «Не путай». Детская игра, которая подойдет для малышей, знающих несколько песен наизусть. Суть игры такова: ребенка нужно навести на неверный след, взять мелодию из определенной песни, и переложить ее на слова другой. А вот чадо должно разузнать, в чем подвох, и исправить ошибку.
- «Отгадай певца». Игра подойдет для ребят, в возрасте от 5 лет. Как играть: родитель уходит от малютки в соседнюю комнату, берет карандаш, и начинает постукивать им по какому-либо предмету. Ну а задача ребенка заключается в том, чтобы он смог отгадать предмет, по которому стучал родитель. После можно поменяться ролями, для большего интереса.
- «Ассоциации». Для этой игры потребуется музыка. Родитель включает песню, и начинает показывать жестами то, что описано в определенной мелодии. Малыш внимательно смотрит на родного человека, и пытается повторить за ним, но самостоятельно, используя только мелодию.
- «Часики». Игра, которая развивает чувство ритма. Ее смысл заключается в следующем: необходимо поставить перед собой громкий будильник, где четко слышен бой стрелок. Ну а задача родителей с ребенком воссоздать топаньем ног, или же хлопками рук звук часиков «тик-так».
- «Хлоп-хлоп». Используя обычные хлопки в ладоши тоже можно развить слух ребенка. Для начала нужно выбрать мелодию. К примеру «та-та-та». На каждом слоге необходимо делать хлопок в ладоши, и предложить малышу повторить за вами. Вот и вся суть игры.
- «Музыкальные загадки». Подойдут для детей младшей школы. В их ответах должны фигурировать ноты, или музыкальные инструменты. А список подобных загадок можно найти в интернете.
Рекомендации для родителей
Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что все детки с самого рождения склонны к музыкальным талантам. А вот родителям остается лишь принять это, и усердно развивать ребенка в данном направлении. Никто не обещает, что малыш сразу начнет понимать все азы музыки, и делать все так, как того желают родные. Но достигнуть результата удастся даже, если придерживаться самых простых рекомендаций.
А именно:
- Малышам годовалого возраста нельзя слушать много песен подряд. Лучше включить одну мелодию, длительностью в три минуты, проиграть ее один раз, и только спустя некоторого времени поставить другую композицию.
- Начиная с трехлетнего возраста малышу рекомендуется прослушивать аудио-сказки с музыкальным сопровождением.
- Слушать музыку вместе с ребенком желательно в полной тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали малыша, и не воспитывали в нем невнимательность.
- Если в малютке видно потенциал, то лучшим вариантом станет записать его в музыкальную школу, или кружок этого же направления.
Вместо заключения
Подводя итоги, следует добавить, что музыка является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. А дети, у которых есть соответствующие таланты, обладают еще и прекрасным мышлением, они более общительны, так как имеют опыт общения не только в учебном классе, но и в музыкальных кружках, школах и секциях. Такие дети более уверены в себе, не испытывают страха перед аудиторией, можно сказать, что они более гармонично развиты. Поэтому развивать слух у ребенка нужно обязательно, и с самого рождения.
Источник