Первый этап развития счетной деятельности ребенка
Счет — это деятельность с присущими всякой деятельности признаками, т. е. наличием цели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества.
Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие.
Многочисленные исследования педагогов и психологов (А. М. Леушина, Г. С. Костюк, В. В. Данилова и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов.
Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее.
А. М. Леушина определила шесть этапов развития счетной деятельности у детей. При этом первые два этапа являются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше — меньше — поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые.
Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа — ознакомление со структурой множества. Основные способы — выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один.
Второй этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике.
Цель — научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающи Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.
Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель — ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности — сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по четыре и т. д.).
Результат — итог счета, обозначенный числом. Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат — число.
Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда.
Результат — понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее — на единицу меньше последующего.
Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5.
Результат — подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается.
Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения: і числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то> получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьною обучения.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Счет — это деятельность с присущими всякой деятельности признаками, т. е. наличием цели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества.
Счет включает в себя структурные компоненты:
— цель (выразить количество предметов числом);
— средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности);
— результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, т.е. итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете[25].
Из теории арифметики известно, что счет — это установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами.
Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие.
Многочисленные исследования педагогов и психологов (А. М. Леушина, Г. С. Костюк, В. В. Данилова и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов.
Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее.
А.М. Леушина определила шесть этапов развития счетной деятельности у детей. При этом первые два этапа являются подготовительными.
В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше — меньше — поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые.
Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа — ознакомление со структурой множества. Основные способы — выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один. Вначале счетная деятельность носит чисто практический характер: дети начинают сравнивать множества, еще не зная о числе. Такое сравнение позволит очень маленькому ребенку судить, например, о том, что ему дали меньше конфет, чем его брату. Малыш не может сам рассказывать, как он это узнал, но наблюдения за его поведением показывают, что это сравнение он делает, сопоставляя один предмет с другим, как бы сравнивая их попарно. Наглядное сопоставление элементов одного множества с элементами другого позволяет ребенку судить о равенстве и неравенстве множеств, и на основе такого сравнения ребенок высказывает свое суждение. Уже самые маленькие дети, овладевшие приемами практического количественного сопоставления множеств, начинают хорошо различать их.
Многие исследования показали огромное значение этого этапа для последующего развития счетной деятельности детей. Между тем данному этапу не придавали должного долгое время значения в процессе обучения счету детей трех лет. Обучая детей сравнению множеств путем сопоставления элементов одного множества с элементами другого, дети к четырем годам начинают отчетливо понимать, что всякое множество состоит из отдельностей и внимательно следить за тем, чтобы сопоставить одни предметы с другими. Манипуляции с множествами служат пропедевтикой будущей счетной деятельности детей, особенно это становится, очевидно, когда все движения с предметами сопровождаются повторением одного и того же слова: «Вот…вот…вот» и т.д. Слово помогает выделить элемент из множественности однородных предметов, движений. Необходимо уже с раннего возраста не только учить детей различать «много» и «один», но и формировать представление о множестве как структурно-целостном единстве, а также четкое восприятие отдельных элементов, образующих множество.
Второй этап также дочисловой, однако, в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике.
Цель — научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.
Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение.
В результате этой деятельности, дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество. Затем появляется интерес к сравнению величин и множеств. Это прослеживается у детей третьего года жизни и рассматривается как второй этап в развитии счетной деятельности. Затем появляется интерес к сравнению величин и множеств.
Отправляясь от практических действий с неопределенным количеством однородных предметов, обучаясь количественному сравнению множеств, но, еще не умея считать, не зная названий чисел, упражняясь дальше в сравнении множеств на основе счета с помощью числительных, дети постепенно поднимаются до абстрагирования числа, до отвлеченного представления о числе как о показателе мощности множества. Дети 2-3 лет четко различают равенство и неравенство количественных групп и уже подготовлены к усвоению счета с помощью слов — числительных.
Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель — ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности — сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по четыре и т. д.).
Результат — итог счета, обозначенный числом. Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат — число. На этом этапе развития счетной деятельности при сопоставлении элементов сравниваемых множеств начинает включаться последовательное называние слов — числительных. Происходит на данном этапе ознакомление детей с называнием счета, обучении умению отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом последнее при счете число. Счет предметов, предварительное сравнение их, например, 1 и 2, 3 и 2, 3 и 4, осуществляет педагог, а дети, наблюдая процесс счета, отвечают на вопросы: «Сколько всего кукол? Мишек? Поскольку мишек и кукол? (поровну, по три). Чего больше (меньше)?
Понимание значимости итогового числа при счете усваивается детьми быстрее. Они дифференцируют итог счета от процесса счета, что весьма важно для данного этапа. Дети на данном этапе не сразу учатся считать предметы в большом количестве. Сравнивая две совокупности, состоящие из равного количества элементов, или две совокупности, одна из которых будет содержать на один элемент больше, дети в четыре года учатся считать, пользуясь словами-числительными, сначала в пределах пяти, а уже позднее (5-6 лет) усваивают счет и в пределах десяти [15].
Упражнениям по счету предшествует анализ состава предметов, выделение общих признаков, способа расположения. В процессе обучения счету постоянно варьируются задания, оценивается равное и неравное количество предметов (2 и 3, 3 и 3, 3 и 4 и т.д.) при ознакомлении со счетом для каждого числа показывается способ его получения. В ходе объяснения в сочетании с показом воспитатель знакомит детей с правилами счета: показывая рукой предметы, начиная от первого, т.е. расположенного слева, одновременно следует называть последовательно числа. После называния числа, соответствующего последнему в ряду предмету, важно акцентировать внимание детей с помощью кругового движения рукой и ответить на вопрос «сколько?». Числа называются четко, строго в порядке следования, а сами пересчитываемые предметы не называются. Называть предметы следует лишь при подведении итога счета («Все 5 квадратиков»). В самом начале обучения счету следует обращать внимание детей на необходимость соотнесения первого в ряду предмета с числом один, а не со словом раз, что имеет место в считалках, быту [15].
На данном этапе необходимо обращать внимание на выработку умений считать слева направо, брать предметы по одному правой рукой и раскладывать их слева направо. Это обстоятельство необходимо для дальнейшего обучения письму, чтению, хотя в определении количества особой роли не играет.
Обучение счету сопровождается беседами с детьми о назначении, применении счета в разных видах деятельности. Постепенно дошкольники переходят к пересчитыванию предметов быта, игрушек. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы счет использовался детьми повсеместно и число наряду с количественными и пространственными признаками предметов помогло бы детям лучше ориентироваться в окружающей действительности.
Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда.
Результат — понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее — на единицу меньше последующего.
На четвертом этапе развития счетной деятельности дети 5-6 лет четко усваивают последовательность в назывании числительных, более точно соотносят числительное с каждым элементом множества независимо от формы его расположения и качества его элементов. Они не только начинают понимать значение последнего числа, как итогового, но и начинают осознавать, что число показывает равночисленность множеств независимо от пространственно-качественных их особенностей, что оно всегда служит показателем лишь количества.
В ходе знакомства с образование каждого из чисел натурального ряда в пределах 5 обращается внимание на способе получения нового (большего) числа путем добавления одного предмета. Берутся две группы предметов (елки и грибы), сравниваются (столько, сколько, поровну, по три, одинаково по количеству). Затем добавляется один предмет (вырос еще один гриб), выясняется, чего больше или меньше (грибов больше, чем елок, елок меньше, чем грибов). Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько стало грибов? Демонстрируется способ счета в пределах 4, а после этого обе совокупности вновь сравниваются. Педагог подчеркивает, что елок осталось прежнее количество (3), а количество грибов увеличилось, их стало больше — 4, так как добавили еще один гриб.
Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5. На пятом этапе можно обучать детей счету множеств в различным основанием единицы, когда считаются уже не отдельные предметы, а группы, состоящие из нескольких предметов. Дети усваивают, что единицей счета может быть целая группа, а не только отдельный предмет. Результат — подведение детей к пониманию десятичной системы счисления.
Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения: і числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляю^ один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то> получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьною обучения. Шестой этап развития деятельности счета в основном падает уже на 1 класс школы, где, упражняясь в счете множеств с различным основанием единицы, дети усваивают счет десятками. В процессе развивающейся счетной деятельности у детей формируется целый ряд понятий, а также развивается новый вид деятельности — измерение. Пользуясь сначала счетом отдельных предметов, затем групп, измеряя ту или иную длину различными условными мерками, а затем общепринятыми мерами, измеряя жидкие и сыпучие тела, измеряя температуру воды, воздуха градусами, измеряя длительность и текучесть времени часами, дети осваивают понятие числа, которое развивается [15].
В работе по развитию количественных представлений необходимо учитывать работу различных анализаторов ребенка. Все ощущения, передаваемые в кору головного мозга, служат основой формирования представлений о неопределенной множественности разных явлений. На разных этапах восприятия множества и его элементов анализаторы играю различную роль. Кинестетический анализатор играет ведущею роль, как самой счетной деятельности, так и представлений о множестве. Счет вне движения невозможен. Например, мы считаем, не прибегая к движению рук, но мы считаем глазами, переносят свой взор с одного предмета на другого. В период раннего детства усиливается роль зрительного анализатора, когда внимание ребенка привлечено к границам множества, когда в первую очередь фиксируются они. В результате заучивания слов-числительных, даже произносимые по порядку, являются не чем иным, как речедвигательным стереотипом, а не пониманием значение числа. А ритмическое называние слов считалок или слов-числительных помогает более четко дифференцировать отдельные элементы множества, воспринимаемые на слух и воспроизводимые в движении.
Таким образом, если в младшем дошкольном возрасте знания численностей множеств опирались на сенсорное восприятие, то постепенное усвоение элементарных математических представлений поднимает уровень развития детей до опосредованных их оценок, который служит основой для развития у детей новой деятельности — вычисления. Она имеет дело с числами как абстрактными понятиями, в то время как счетная деятельность имеет дело с конкретными множествами (предметами, звуками, движениями, объемами и т.д.), которые воспринимаются различными анализаторами.
Источник
Методика формирования счетной деятельности у детей шестого года жизни
Число, множество и связанная с ними счетная деятельность являются основными математическими и культурными понятиями, развитие которых происходит в дошкольном возрасте. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста актуальна и исследуется в отечественной психологии и педагогике. Значительный вклад в исследование проблемы формирования счетной деятельности внесли Ф.Н. Блехер, Е.И. Буллер, В.В. Давыдов, В.В. Данилова, П.Я. Гальперин, Л.В. Георгиев, Г.А. Корнеева, Г.С. Костюк, К.Ф. Лебединцев, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, М. Монтессори, Ж. Пиаже, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Н.И. Френкель и др.
В настоящее время наиболее популярным подходом в обучении счету является теоретико-множественный, который основан на сравнении числовой и количественной характеристике элементов двух множеств, выделении отличительных качественных признаков групп предметов. Такая работа ведет к образованию эмпирического понятия числа у детей.
Результаты исследований показали, что дети шестого года жизни испытывают ряд трудностей в овладении счетной деятельности. Им сложно выделить итоговое число, правильно словесно обозначить результат счета, соотнести цифру и число. Дети пропускают предметы при счете, дотрагиваются до предметов рукой. Много ошибок допускают в обратном счете предметов. Сложно детям устанавливать связи между рядом стоящими числами и словесно аргументировать результат сравнения.
По мнению многих ученых дидактическая игра является наиболее эффективным и адекватным методом обучения для детей дошкольного возраста, то именно она рекомендуется в качестве основного средства формирования счетных умений у детей.
Выделим ряд педагогических условий, которые способствуют успешному развитию счетной деятельности средствами дидактической игры:
использование дидактических игр и упражнений как основного средства обучения;
выделение логической последовательности в проведении игр;
применение разнообразных видов наглядности, которые отвечают психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Все условия реализуются в процессе проведения дидактических игр и упражнений с учетом последовательности усложнений и особенностей мышления старших дошкольников.
Соблюдение данных условий на практике показало, что наблюдается положительная динамика в овладении детьми счетными умениями. Предложенные педагогические условия эффективны при формировании счетной деятельности у детей шестого года жизни.
Учитывая, что мышление дошкольников наглядное, образное, необходимо использование различных видов наглядности. В старшем возрасте у детей начинает формироваться знаковая функция мышления, поэтому следует обеспечить постепенный переход в счете от реальных предметов, затем картинок, позже к полуабстрактной наглядности в виде числовых фигур и затем уже к символам в виде цифр.
При определении логической последовательности игр, на начальном этапе овладения счетом важную роль играет наглядность. Поэтому подбирают игры, где у детей есть возможность посчитать предметы, представленные наглядно, используя движения руки. На втором этапе усложнение в счете касается изменения наглядности. Теперь дети должны считать с исключением зрительного анализатора, используя тактильный и слуховой анализатор. На третьем задача перед детьми усложняется тем, что счет должен вестись без наглядности: по названному числу или демонстрации цифры.
На первом этапе эффективны такие игры, которые обеспечат возможность наглядно-действенного характера счетной деятельности — умение считать в пределах 10, отсчитывать предметы по образцу. Это игры «Скажи сколько?», «Найди столько же», «Назови, какое число пропущено», «Считай, не ошибись», «Магазин».
На втором этапе происходит совершенствование счетной деятельности. Оно заключалось в том, что дети должны считать с участием тактильного и слухового анализаторов: «Внимательный дирижер», «Заколдованные звери», «Помолчи и посчитай», «Поручения», «Чудесный мешочек», «Найди свое место».
На третьем этапе следует применять игры повышенной сложности. Счет без наглядности и использованием цифр: на отсчет и пересчет без наглядной опоры (счет по названному числу и цифре), игры с использованием обратного, порядкового счета: «Умные цифры», «Любопытный Ежик», «Кто знает, пусть дальше считает», «Веселый счет», «Найди пару», «Исправь ошибку Ежика».
Внутри каждого этапа, дети могут испытывать затруднения, в таком случае им следует сначала предложить игры с использованием приёма попарного соотнесения. Первоначально возможно предложить задания на основе счета предметов, различающихся по одному из параметров, а затем нескольких параметров: форма, цвет, положение в пространстве. Сначала дети считают предметы с наглядной опорой. Более сложным заданием станут игры на счет с участием тактильного и слухового анализаторов.
Приведем пример игр каждого этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Цель этапа: актуализировать и развивать умения пересчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать их по количеству. (Счет наглядно-действенного характера).
Дидактическая игра «Скажи, сколько?»
Дидактическая задача
Формировать умение пересчитывать предметы; умение выделять итоговое число.
Игровые правила
Отгадать загадку, считать предметы.
Игровые действия
Устный счет предметов, назвать итоговое число.
Материалы
Демонстрационный материал: 5 яблок, 6 мячей, 7 машин, 8 зайцев; фишки.
Ход игры
Дети сидят за столами. Воспитатель предлагает: «Ребята, вы любите отгадывать загадки? Кто отгадает загадку, пересчитает предметы и назовет правильный ответ, заработает поощрительную фишку»
Воспитатель загадывает загадки. После того, как дети ответили правильно, демонстрирует предметы для счета:
Дети считают машины и называют итоговое число. Воспитатель задает вопросы: «Сколько машин? Как ты узнал?». За правильные ответы дети награждаются фишками.
Дети считают и называют итоговое число. Воспитатель задает вопросы: «Сколько яблок? Как ты узнал?»
Дети считают и называют итоговое число. Воспитатель задает вопросы: «Сколько мячей? Как ты узнал?»
Дети считают и называют итоговое число. Воспитатель задает вопросы: «Сколько зайцев? Как ты узнал?»
Воспитатель подводит итог: «Молодцы, ребята! Хорошо умеете отгадывать загадки и считать!»
Дидактическая игра «Магазин»
Дидактическая задача
Формировать умение пересчитывать предметы, сравнивать их по количеству, устанавливать последовательность чисел.
Игровые правила
Разложить игрушки по группам и по порядку в определенном количестве.
Игровые действия
Посчитать предметы и разложить их в соответствии количеством.
Материалы
Игровой модуль «Магазин» с набором игрушек: 12 помидоров, 14 яблок, 16 грибов.
Ход игры
Дети разделены на две команды. Командам даются названия. У каждой команды на столиках игрушки: 6 помидоров, 7 яблок, 8 грибов. Воспитатель дает задание:
« Расположите на полках магазина предметы так, чтобы они были по группам и по порядку. Нужно, чтобы было видно каких предметов больше, каких меньше. Победит тот, кто быстро и правильно разложит предметы»
Вызывают по три ребенка от команды. Дети выполняют задание. Воспитатель задает вопросы:
* Сколько помидоров?
* Сколько яблок?
* Сколько грибов?
* Чего больше помидоров или яблок? Чего меньше грибов или яблок?
В конце игры определяют, какая команда победила.
ВТОРОЙ ЭТАП
Цель этапа: задействовать слуховой, двигательный и тактильный анализаторы для совершенствования счетных умений детей.
Дидактическая игра «Внимательный дирижер»
Дидактическая задача
Формировать счетные умения детей на слух. Учить сравнивать рядом стоящие числа.
Игровые правила
Посчитать, услышанное количество звуковых сигналов.
Игровые действия
Считать количество подаваемых звуковых сигналов.
Материалы
Ширма, музыкальные инструменты: тарелочки, барабан, металлофон, треугольник.
Ход игры
Дети на стульчиках сидят на ковре. Отдельно стоит ширма. Воспитатель: «Сегодня мы устроим веселый оркестр». Воспитатель раздает музыкальные инструменты и назначает детей – музыкантов. Музыканты проходят за ширму.
Воспитатель дает детям задания: «Катя на металлофоне играет 6 звуков. Кирилл на тарелочках играет 4 звука. Артем на барабане играет 7 звуков. Кира на треугольнике 8 звуков. Вы ребята будете дирижеры. Посчитайте и назовите, кто из музыкантов играет свою партию без ошибок» Дети играют на музыкальных инструментах по очереди.
Воспитатель обращается к детям — дирижерам: «Сколько звуков играла Катя на металлофоне? Поля, играй на металлофоне на один звук больше. Сколько звуков играл Кирилл на тарелочках? Нане, играй на бубне на один звук меньше. Сколько звуков играл Артем на барабане? Сколько звуков играла Кира на треугольнике?» Дети считают звуки, помогают друг другу исправить ошибки. Игра повторяется до тех пор, пока дети проявляют интерес и инициативу.
В конце игры воспитатель подводит итог: «Молодцы, ребята! Сегодня не ошиблись Катя, Кира и Кирилл. Остальные ребята хорошо умеют играть и считать!»
Дидактическое упражнение «Заколдованные звери»
Дидактическая задача
Формировать счетные умения детей на слух по указанному числу.
Игровые правила
Посчитать и воспроизвести услышанное количество звуковых сигналов.
Игровые действия
Считать количество подаваемых звуковых сигналов.
Материалы
Ширма, музыкальные инструменты: тарелочки, барабан, металлофон, треугольник, игрушки – животные: ежик, белка, заяц, лиса, лось, кабан.
Ход игры
Дети сидят на ковре. Музыкальные инструменты лежат на столе. Игрушки – животные расставлены на стульчиках. Воспитатель рассказывает: «Ребята! Наш знакомый Ежик живет в лесу. Но он заколдован и сейчас спит. Чтобы его разбудить нужно играть на музыкальном инструменте, но звуков не должно быть больше 6-ти. Давайте разбудим Ежика». Дети играют на музыкальном инструменте, считают звуки.
Ежик просыпается и просит ребят: «Ребята! Давайте разбудим моих друзей. Арина, разбуди Белку, играй 8 раз на тарелочках. Костя, разбуди зайку, играй столько же звуков на металлофоне. Алеша, разбуди Лису, играй 9 раз на барабане. Нане, разбуди Кабана, играй столько же звуков на треугольнике» Дети считают музыкальные звуки, помогают друг другу исправить ошибки. Звери постепенно просыпаются и благодарят детей, которые правильно воспроизводили звуки. Воспитатель контролирует процесс игры, исправляет ошибки.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Помогли расколдовать лесных зверей»
ТРЕТИЙ ЭТАП
Цель: Формирование умения считать без наглядности и использованием цифр.
Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактическая задача
Закреплять умение отсчитывать предметы по образцу (числовой карточке); упражнять детей в соотнесении цифры и числа.
Игровые правила
Отсчитать предметы по образцу (числовой карточке) и соотносить с соответствующей цифрой.
Игровые действия
Найти цифру по указанному образцу.
Материалы
Карточки с цифрами, соответствующие числовые фигуры и карточки с изображением одинаковых предметов разного количества (птицы, животные, насекомые, ягоды, фрукты); 6 гимнастических обручей.
Ход игры
На столе лежат: карточки с соответствующим изображением одинаковых предметов разного количества (птицы, животные, насекомые, ягоды, фрукты) и числовые фигуры изображением вверх. Каждой цифре соответствуют картинки и числовые карточки. На полу лежат 6 гимнастических обручей. В каждом обруче своя карточка с цифрой.
Воспитатель рассказывает детям: «Наш друг Ежик прислал из леса письмо. В этом письме я нашла и картинки. Ежик предлагает нам поиграть в игру «Найди пару». Вы любите играть?»
Далее воспитатель объясняет детям правила игры: «Цифры поселились в «домиках» (обручах). У каждой цифры свой домик. Игроки по сигналу свистка подходят к столам и находят «пару»: соответствующую картинку или числовую карточку. Карточек и картинок нужно найти как можно больше. После этого по звуковому сигналу игроки бегут в «домик» с соответствующей цифрой в обруч на полу. Побеждает тот игрок, который найдет большее количество карточек».
Воспитатель контролирует действия детей, процесс игры. Игра повторяется 3 – 5 раз. После игры воспитатель объявляет победителя и хвалит детей. Атрибуты игры дети убирают на место.
Дидактическая игра «Умные цифры»
Дидактическая задача
Формировать умение соотносить итоговое число и цифру. Способствовать усвоению представлений детей, что счет не зависит от направления и размещения предметов в пространстве.
Игровые правила
Соотнести цифру и число.
Игровые действия
Считать предметы, обозначить итоговое число цифрой.
Материалы
Демонстрационный материал: магнитная доска, зайцы, лягушата, листья, белки, елки, шишки, земляника, грибы; раздаточный материал: цифры на каждого ребенка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям: «Сегодня мы пойдем на прогулку в лес. В лесу мы будем считать предметы, которые увидим. На доске вы видите картину. Рассмотрите ее. Что вы видите? (Дети детально рассматривают картину, называют предметы.) Я буду задавать вопросы, а вы покажите ответ цифрой». Воспитатель задает загадки-задания, дети показывают нужную цифру:
— Сколько елок? (5)
— Сколько пеньков? (1)
— Сколько елок слева от пенька? (4)
— Сколько елок справа от пенька? (1)
— Сколько опят на пеньке? (4)
— Сколько земляничек под елкой? (6)
— Сколько белок? (5)
— Сколько зайцев? (7)
— Сколько лягушат? (5)
— Сколько всего лягушат и белок? (10)
— Сколько всего земляничек и грибов? (10)
— Сколько листьев и шишек? (7)
В конце игры воспитатель спрашивает: «Где мы были, ребята? (в сказочном лесу) Что делали в лесу? (Считали предметы) Что показывает цифра? (Цифра показывает количество предметов, которые мы посчитали) Молодцы, ребята!»
Литература
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. — М.: Просвещение, 1990.-172 с.
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М.: МГУ,1972.-152с.
Павлова Л.И. Диагностика математических представлений у дошкольников.//Воспитатель ДОУ.-№ 12.-2013.- С.96 -110.
Павлова Л.И. Математические проблемно-поисковые ситуации для детей пятого года жизни.//Воспитатель ДОУ.-№ 6.-2013.-С.55-69.
Павлова Л.И. Дидактические сказки по математике //Воспитатель ДОУ.-№1.-2014.-С.98-111.
Павлова Л.И. Дидактические сказки по математике //Воспитатель ДОУ.-№2.-2014.-С.43-49.
Павлова Л.И. Зимняя сказка для старших дошкольников про число 20// Воспитатель ДОУ.-№1.-2014.-С.91-93.
Павлова Л.И. Ознакомление детей с цифрами.//Воспитатель ДОУ.-№2.-2015
Парамонова Л.А. и др. А.В. Запорожец и его научная школа// Дошкольное воспитание – 2001.- № 2 – с. 49 -58
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1966. – 144с.
Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей.//Избранные педагогические произведения. В 3-х т./Под ред. М.Ф. Шабаевой. – Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, Москва. 1963. – Т.2. – С. 193 — 372
Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур классификации и сериации. – М., 1963. – 450с.
Источник