Первичный и вторичный дефект развития у ребенка

Первичный и вторичный дефект развития у ребенка thumbnail

Определение 1

Первичные дефекты развития – это нарушения, которые вытекают непосредственно из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения, органов чувств и т.д.).

Определение 2

Вторичные дефекты развития – это дефекты, которые возникают опосредованно, во время аномального социального развития ребенка.

Понятие дефекта развития

Все дети, имеющие различные отклонения в развитии имеют психические или физические недостатки, которые со временем приводят к отклонениям и в общем развитии. В зависимости от того каков характер дефекта, времени его наступления, некоторые недостатки могут быть преодолены полностью, некоторые лишь корректироваться, а некоторые частично компенсироваться.

Дефект развития – это психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками.

Таким образом, дефект не отрицает положительных тенденций в развитии ребенка имеющего разного рода аномалии. Наличие положительных тенденций в развитии ребенка во многом зависят от окружающей его среды, уровня воспитания и обучения.

Л. С. Выготский ввел понятие о первичных и вторичных дефектах развития. Согласно его исследованиям, первичные дефекты развития обусловлены различными органическими поражениями или недоразвития определенной биологической системы организма, в то время как вторичные дефекты развития носят характер нарушений социального поведения и психического недоразвития, которые вытекают непосредственного из первичного дефекта и обусловлены им.

Первичные дефекты развития

Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т.п.

Указанные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности (травма, интоксикация, инфекция), а также травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком инфекциями, травами и т.п.

Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта.

Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины. Важное значение в коррекционной работе, имеют последние достижения в области медицины и развития медицинской техники, например, слуховые аппараты, имплантаты, очки, линзы и т.д.

Кроме того, в настоящее время большие надежды в коррекции и полном преодолении первичных нарушений развития детей связаны с развитием генной инженерии и иммунологии.

Вторичные дефекты развития

Вторичные отклонения развития являются производными от первичных дефектов развития. Взаимосвязь первичных и вторичных дефектов не имеет однозначной органической природы, она не столь безусловна, как это ранее было представлено исследователями в области детской дефектологии.

Вторичные дефекты развития имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. В данном случае первичный дефект имеет характер недоразвития.

Вторичный дефект развития – это одной из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции аномальных развитий детей.

Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха.

Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к «выпадению» ребенка из социальной среды.

По мнению Л. С. Выготского, данные «выпадения» можно предотвратить, если ребенку будет обеспечен необходимый уход, в соответствии с его потребностями и учетом имеющихся нарушений. Так же это достигается посредством обеспечения ребенку с отклонениями необходимого доступа к источнику культуры, общения, развитию и т. п.

Так как вторичные дефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии.

Механизм возникновения вторичных дефектов развития:

  1. Вторичные дефекты функций организма находятся во взаимосвязи с непосредственно поврежденными органами или системами, например, нарушение развития устной речи у детей, имеющих проблемы со слухом, в результате конструктивного праксиса или ДЦП.

  2. Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам, например, вдошкольном возрасте сенситивный период развития проходит произвольная моторика ребенка. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время (менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции. Проявляется это в двигательной расторможенности.

  3. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов развития является социальная депривация.

    Определение 3

    Социальная депривация – это невозможность полноценного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего происходит торможение в в развитии функций восприятия и памяти.

    Например, в результате олигофрении происходит недоразвитие мышления, что способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Читайте также:  Этапы развития ребенка до года по месяцам таблица воз

Источник

3.1. Первичный и вторичный дефект

Дефектология (от
лат. defektus
— недостаток) занимается психофизиологическими
особенностями развития детей с
определенными потребностями. У детей
с проблемами в развитии имеются физические
и /или психические недостатки (дефекты),
которые приводят к отклонениям в общем
развитии. В зависимости от характера
дефекта, времени его наступления одни
недостатки могут преодолеваться
полностью, другие — лишь корректироваться,
некоторые — компенсироваться. Раннее
психолого — педагогическое вмешательство
позволяет в значительной мере
нейтрализовать отрицательное влияние
первичного дефекта.

Понятие о первичном
и вторичном дефектах было введено Л.С.
Выготским. Первичные дефекты возникают
в результате органического повреждения
или недоразвития какой-либо биологической
системы. Вторичный дефект имеет характер
психического недоразвития и нарушений
социального поведения, непосредственно
не вытекающих из первичного дефекта,
но обусловленных им.

Психолого-педагогическая
коррекция и реабилитация детей с
проблемами в развитии возможна в том
случае, если определен характер нарушения
нормального развития ребенка.

Первичные
нарушения

– это биологические по своей природе
повреждения (дефекты) органов или систем
(например, нарушение слухового анализатора,
зрительного анализатора, локальные или
массированные нарушения различных
отделов центральной нервной системы.)
Они могут быть врожденными или
приобретенными. В возникновении
врожденных нарушений важную роль играют
наследственные факторы, вредные
воздействия на плод в период беременности
(инфекции, интоксикации, травмы), а так
же родовые травмы. Приобретенные
нарушения являются последствиями
перенесенных ребенком инфекционных
заболеваний, травм и т.п. На детей с
отклонениями в развитии оказывают
существенное влияние степень и качество
первичного дефекта. Вторичные отклонения,
в зависимости от степени нарушения,
являются в одних случаях ярко выраженными,
в других – слабо выраженными, а в-третьих
– почти незаметными. Степень выраженности
нарушения определяет своеобразие
аномального развития. Так, небольшая
потеря слуха приводит к незначительным
нарушениям в развитии речи, а глубокое
его поражение без специальной помощи
может оставить ребенка немым. То есть
существует прямая зависимость
количественного и качественного
своеобразия вторичных нарушений развития
детей с отклонениями в развитии от
степени и качества первичного дефекта.

Коррекция первичных
нарушений осуществляется средствами
медицины. Важную роль, при этом играют
достижения в развитии медицинской
техники (например, слухопротезирование
и имплантация в коррекции нарушения
слуха, коррекция нарушения зрения очками
и линзами.) Большие надежды в преодолении
появления первичных нарушений в развитии
у детей связывают с развитием иммунологии
и генной инженерии.

Вторичные
отклонения

по своей природе отличаются от первичных,
хотя и производны от них. Их связь не
имеет однозначной органической природы
и не столь безусловна, как это представлялось
раньше исследователям детской дефектности.
Вторичные дефекты имеют характер
психического недоразвития и нарушений
социального поведения, непосредственно
не вытекающих из первичного дефекта,
но обусловленных им. Первичный дефект
может иметь характер недоразвития.
Вторичный дефект является основным
объектом в психическом изучении и
педагогической коррекции аномального
развития. Вторично недоразвиваются те
функции, которые непосредственно связаны
с поврежденной зоной (недоразвитие
понимания речи у детей с нарушением
слуха).

Вторичные нарушения
возникают только тогда, когда первичные
приводят к «выпадениям» ребенка из
обязательной для любого общества
системы. Называя такие выпадения
«социальными
вывихами»

Л.С.Выготский подчеркивал, что их можно
предотвратить, если найти «обходные
пути», обеспечивающие доступ детям с
определенными потребностями к культуре
как источнику и средству развития высших
психических функций. В этих случаях
вторичные нарушения не становятся
неизбежным следствием первичных.

Поскольку вторичные
(третичные и т.п.) нарушения не имеют
прямой органической природы, они не
требуют коррекции средствами медицины.
Предупреждение и коррекция таких
социальных по своей природе нарушений
находятся в поле компетенции специальных
психологов и педагогов.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка до года

Лев Семенович
Выготский пристально всматривается в
содержание первичного и вторичного
дефекта, анализирует биологические и
социальные факторы его возникновения.
Сочетание теории с практикой позволило
ученому вести исследовательский поиск
обоснования его методических соотношений
первичного недостатка и вторичных
(третичных и т.д.) наслоение над ними,
дефекте и проблемах его компенсации. С
особой тщательностью он изучал возможности
компенсации детей с определенными
потребностями.

Необходимо широко
использовать педагогическое воздействие
на вторичные отклонения в развитии
ребенка, с недостатками в развитие, так
как они в значительной степени доступны
коррекции. Преодоление первичного
дефекта требует медицинского воздействия,
которое, однако, часто оказывается
малоэффективным.

Игнорирование
средовых факторов на ранних этапах
развития, недооценка значения специального
воспитания усугубляют вторичные
отклонения в развитии ребенка.

В отечественной
дефектологии разработаны специальные
подходы и накоплен опыт успешной
практической коррекции и предупреждения
возникновения вторичных нарушений.
Так, в условиях специального организованного
раннего обучения у глухого ребенка
(даже в случае врожденно глухоты), может
сформироваться полноценная словесная
речь, как в устной, так и в письменной
форме; слепые дети могут обучиться
читать и писать свободно, без посторонней
помощи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Исходя их
ИДЕИ О
СИСТЕМНОМ СТРОЕНИИ ДЕФЕКТА,
Л.С.Выготский (1960) предложил различать
в аномальном развитии II
ГРУППЫ СИМПТОМОВ:

1) ПЕРВИЧНЫЕ
— нарушения,
непосредственно вытекающие из
биологического характера болезни
(нарушения слуха, зрения при поражении
органов чувств, локальные поражения
определённых корковых зон и т.д.).

2) ВТОРИЧНЫЕ
— возникающие
опосредованно в процессе аномального
социального развития.

«Всё современное психологическое
исследование ненормального ребёнка
проникнуто той основной идеей, что
картина у/о и других форм ненормального
развития представляет в высшей
степени СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ. Ошибочно
думать, что из дефекта, как из основного
ядра, прямо и непосредственно могут
быть выделены все решительные
симптомы, характеризующие картину в
целом. На самом деле оказывается,
что те особенности, в которых
проявляется эта картина, ИМЕЮТ ОЧЕНЬ
СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ. Они обнаруживают
чрезвычайно запутанную структурную
и функциональную связь и зависимость,
в частности показывают, что наряду
с первичными особенностями такого
ребёнка, вытекающими из его дефекта,
существуют вторичные, третичные и
т.д. осложнения, вытекающие не из
самого дефекта, а из первичных его
симптомов. Возникают как бы добавочные
синдромы ненормального ребёнка, как
бы СЛОЖНАЯ НАДСТРОЙКА НАД ОСНОВНОЙ
КАРТИНОЙ РАЗВИТИЯ…» (Выготский Л.С.,
1983 – 1984, т. 5, с. 205).

Это деление
принципиально важно для изучения
аномалий развития.

ПЕРВИЧНЫЕ
ДЕФЕКТЫ
возникают в результате органического
повреждения или недоразвития какой-либо
биологической системы (анализаторов,
высших отделов головного мозга)
вследствие воздействия патогенных
факторов. ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ может иметь
характер НЕДОРАЗВИТИЯ или ПОВРЕЖДЕНИЯ.
Часто наблюдается их сочетание
(например, при осложнённой олигофрении
— недоразвитие корковых систем и
повреждение подкорковых).

ВТОРИЧНЫЕ
— имеют
характер психического недоразвития
и нарушений социального поведения,
непосредственно не вытекающих из
первичного дефекта, но обусловленных
им (нарушение речи у глухих, нарушения
восприятия и пространственной
ориентировки у слепых и др.). ВТОРИЧНЫЙ
ДЕФЕКТ, по мнению Л.С.Выготского,
является основным объектом в
психологическом изучении и коррекции
аномального развития. Его структура
включает в себя ряд компонентов,
отражающих как своеобразие болезненного
процесса, так и закономерности,
определяющие особенности дизонтогенеза
в детском возрасте.

В тех случаях,
когда СУБСТРАТ БОЛЕЗНЕННОГО ПРОЦЕССА
НЕИЗВЕСТЕН (например, при шизофрении),
выделяется не первичный, а «ОСНОВНОЙ»
ДЕФЕКТ,
который определяется местом, занимаемым
тем или иным нарушением в общей
структуре психической недостаточности
при данном заболевании.

МЕХАНИЗМ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВТОРИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ

Механизм
возникновения вторичных нарушений
РАЗЛИЧЕН.

А) Вторично
недоразвиваются те функции, которые
непосредственно связаны с повреждённой,
— так называемое — СПЕЦИФИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ (например, недоразвитие
понимания речи у детей с нарушением
слуха).

Б) Вторичное
недоразвитие характерно и для тех
функций, которые в момент воздействия
вредности находятся в СЕНЗИТИВНОМ
ПЕРИОДЕ. В результате разные вредности
могут в определённой мере приводить
к сходным результатам. (Так, например,
в дошкольном возрасте наиболее
интенсивно развивающимися и наиболее
уязвимыми являются II
функции — произвольная моторика и
речь. Обе они нарушаются чаще всего
при самых различных вредностях, давая
задержку речевого развития, недоразвитие
произвольной регуляции действия с
явлениями двигательной расторможенности).

Читайте также:  Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка

Специфичность
недоразвития УМЕНЬШАЕТСЯ по мере
удаления от основного дефекта. Чем
сложнее психический процесс, чем
больше опосредован он рядом
межцентральных взаимодействий, тем
больше факторов может привести к
конечному сходному результату вторичных
нарушений. (Так, например, глухота
наряду со специфическими вторичными
нарушениями обуславливает и ЗПР,
которая будет проявляться в замедлении
становления логических форм мышления,
эмоциональном недоразвитии и т.д.
Явления ЗПР могут наблюдаться в
структуре нервно-психических расстройств
и при патологии других систем:
нарушениях зрения, двигательной и
эмоциональной сферы).

В зависимости
от МЕСТА ПЕРВИЧНОГО ДЕФЕКТА НАПРАВЛЕНИЕ
ВТОРИЧНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ может быть
«снизу вверх» или «сверху вниз».
Л.С.Выготский считал основной координатой
вторичного недоразвития направление
«СНИЗУ ВВЕРХ» — от элементарных
функций к более сложным.

В ПРОЦЕНССЕ
РАЗВИТИЯ изменяется иерархия между
первичными и вторичными, биологическими
и социально обусловленными нарушениями.
Если на НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ основным
препятствием к обучению и воспитанию
является органический дефект, т.е.
направление вторичного недоразвития
«СНИЗУ ВВЕРХ», то затем, в случае
несвоевременно начатой
коррекционно-педагогической работы
или при её отсутствии, вторично
возникающие явления психического
недоразвития, а также неадекватные
личностные установки, вызванные
неудачами в различных видах деятельности,
нередко начинают занимать ведущее
место в формировании негативного
отношения к себе, социальному окружению.
Распространяясь на всё более широкий
круг психологических проблем, ВТОРИЧНОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ НАЧИНАЕТ оказывать
негативное влияние на более элементарные
психические функции, т.е. направление
патогенного влияния начинает идти
«СВЕРХУ ВНИЗ».

Чем дальше
имеющееся нарушение стоит от
биологической основы, тем успешнее
оно поддаётся психолого-педагогической
коррекции. Наиболее «воспитуемыми
оказываются высшие функции по сравнению
с элементарными».

Л.С.Выготский
подчёркивает, что, несмотря на то,
что сам ДЕФЕКТ — есть в большинстве
своём факт биологический, ребёнок
воспринимает его опосредованного,
через трудности в самореализации, в
занятии соответствующей социальной
позиции, в установлении отношений с
окружающими и т.п.

Другими
словами, наличие какого – либо
органического дефекта ещё не означает
«дефективность» в развитии с позиций
функциональной нормы развития.

ВЛИЯНИЕ
ДЕФЕКТА всегда двойственно и
противоречиво:
с одной стороны, он затрудняет
нормальное протекание деятельности
организма, с другой — служит усиленному
развитию других функций, которые
могли бы компенсировать недостаток.

По мнению
Л.С.Выготского «МИНУС
ДЕФЕКТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПЛЮС КОМПЕНСАЦИ».

КОМПЕНСАЦИЯ
НЕДОСТАТОЧНОСТИ или повреждения
каких-либо психических функций
возможна, за счёт создания только
непрямым путём (НЕПРЯМОЙ или ПСИХИЧЕСКОЙ
КОМПЕНСАЦИИ), т.е. за счёт создания
«ОБХОДИМОГО ПУТИ», включающего либо
внутрисистемные перестройки
(использование распавшихся компонентов
распавшейся функции, либо межсистемные).
(Например, возможность овладения
слепыми оптической системой знаков,
лежащих в основе письменной речи,
компенсируется осязательным каналом,
что делает возможным развитие
письменной речи на основе осязательной
азбуки — шрифта БРАЙЛЯ).

Именно в
СОЗДАНИИ
«ОБХОДНЫХ ПУТЕЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
НЕНОРМАЛЬНОГО РЕБЁНКА» Л.С.Выготский
видит «альфу
и омегу» лечебной педагогики.

Положительное
своеобразие дефективного ребёнка
и создаётся в первую очередь не тем,
что у него выпадают те или иные
функции, наблюдаемые у нормального,
но тем, что выпадение функций вызывает
к жизни новые образования, представляющие
в своём единстве реакцию личности
на дефект, компенсацию в процессе
развития. На личностном уровне
компенсация выступает в качестве
одного из защитных механизмов личности,
заключающихся в интенсивном поиске
приемлемой замены реальной или мнимой
несамостоятельности. Наиболее зрелым
защитным механизмом является
СУБЛИМАЦИЯ.
В результате запуска данного механизма
происходит переключение энергии с
неудовлетворённых желаний на
социально-одобряемую активность,
приносящую удовлетворение.

Необходимость
наиболее РАННЕЙ
КОРРЕКЦИИ ВТОРИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ
обусловлена особенностями
самого психического развития детского
возраста.
Пропущенные сроки в обучении и
воспитании автоматически не
компенсируются в более старшем
возрасте, а возникшее отставание
требует уже более сложных и специальных
усилий по его преодолению. Трудности
в обучении создают не только
педагогическую запущенность, но и
стойкое отрицательное отношение к
школе, которое в более старшем возрасте
становится одним из факторов,
формирующих нарушения поведения.

ВЫВОД: Таким
образом, в процессе развития изменяется
иерархия между первичными и вторичными,
биологическими и социально обусловленными
нарушениями. И наоборот, ранняя
психолого педагогическая коррекция
дефекта во многом улучшает прогноз
формирования личности и социальной
компенсации этой группы детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник