Первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка

Первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка thumbnail

Определение 1

Первичные дефекты развития – это нарушения, которые вытекают непосредственно из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения, органов чувств и т.д.).

Определение 2

Вторичные дефекты развития – это дефекты, которые возникают опосредованно, во время аномального социального развития ребенка.

Понятие дефекта развития

Все дети, имеющие различные отклонения в развитии имеют психические или физические недостатки, которые со временем приводят к отклонениям и в общем развитии. В зависимости от того каков характер дефекта, времени его наступления, некоторые недостатки могут быть преодолены полностью, некоторые лишь корректироваться, а некоторые частично компенсироваться.

Дефект развития – это психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками.

Таким образом, дефект не отрицает положительных тенденций в развитии ребенка имеющего разного рода аномалии. Наличие положительных тенденций в развитии ребенка во многом зависят от окружающей его среды, уровня воспитания и обучения.

Л. С. Выготский ввел понятие о первичных и вторичных дефектах развития. Согласно его исследованиям, первичные дефекты развития обусловлены различными органическими поражениями или недоразвития определенной биологической системы организма, в то время как вторичные дефекты развития носят характер нарушений социального поведения и психического недоразвития, которые вытекают непосредственного из первичного дефекта и обусловлены им.

Первичные дефекты развития

Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т.п.

Указанные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности (травма, интоксикация, инфекция), а также травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком инфекциями, травами и т.п.

Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта.

Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины. Важное значение в коррекционной работе, имеют последние достижения в области медицины и развития медицинской техники, например, слуховые аппараты, имплантаты, очки, линзы и т.д.

Кроме того, в настоящее время большие надежды в коррекции и полном преодолении первичных нарушений развития детей связаны с развитием генной инженерии и иммунологии.

Вторичные дефекты развития

Вторичные отклонения развития являются производными от первичных дефектов развития. Взаимосвязь первичных и вторичных дефектов не имеет однозначной органической природы, она не столь безусловна, как это ранее было представлено исследователями в области детской дефектологии.

Вторичные дефекты развития имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. В данном случае первичный дефект имеет характер недоразвития.

Вторичный дефект развития – это одной из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции аномальных развитий детей.

Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха.

Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к «выпадению» ребенка из социальной среды.

По мнению Л. С. Выготского, данные «выпадения» можно предотвратить, если ребенку будет обеспечен необходимый уход, в соответствии с его потребностями и учетом имеющихся нарушений. Так же это достигается посредством обеспечения ребенку с отклонениями необходимого доступа к источнику культуры, общения, развитию и т. п.

Так как вторичные дефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии.

Механизм возникновения вторичных дефектов развития:

  1. Вторичные дефекты функций организма находятся во взаимосвязи с непосредственно поврежденными органами или системами, например, нарушение развития устной речи у детей, имеющих проблемы со слухом, в результате конструктивного праксиса или ДЦП.

  2. Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам, например, вдошкольном возрасте сенситивный период развития проходит произвольная моторика ребенка. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время (менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции. Проявляется это в двигательной расторможенности.

  3. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов развития является социальная депривация.

    Определение 3

    Социальная депривация – это невозможность полноценного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего происходит торможение в в развитии функций восприятия и памяти.

    Например, в результате олигофрении происходит недоразвитие мышления, что способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Презентация на тему «Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития

Описание слайда:

Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития

2 слайд

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают перви

Описание слайда:

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

3 слайд

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты

Описание слайда:

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п. В основе понятия «дефект» лежит латинское слово «defectus» — «недостаток». Каждый дефект имеет свою структуру.

4 слайд

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль

Описание слайда:

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

5 слайд

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиче

Описание слайда:

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

6 слайд

 К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляю

Описание слайда:

 К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляющихся на основе первичного. То есть вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития. Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта.

7 слайд

Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского

Описание слайда:

Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского воздействия, когда как устранение вто­ричных отклонений происходит при коррекционно-педагогическом воздействии. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей: изменением иерархических отношений между первичным и вторичным дефектом.

8 слайд

ТЕОРИИ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТА Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возм

Описание слайда:

ТЕОРИИ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТА Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестрой­ки частично нарушенных функций, т. е. в процессе ком­пенсации утраченных или поврежденных функций впол­не возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участ­вовали в осуществлении других функций. Специа­листы выделяют два типа компенсации дефекта. 1.Компенсация дефекта происходит на внутри­системном уровне и осуществляется за счет привлече­ния сохранных элементов пострадавших структур. 2.Компенсация происходит на межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в работу совершенно других структур.

9 слайд

Дети с нарушением слуха Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря с

Описание слайда:

Дети с нарушением слуха Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря слуха ─ может проявляться как тотальный. Степень нарушения может быть значительной (утрата слуха свыше 80 Дб). Дефект считается частичным, когда потеря слуха ограничена диапазоном до 94 Дб (10 ─ пересмотр МКБ).

10 слайд

Вторичный дефект при потери слуха является недоразвитие речи. Наследственное

Описание слайда:

Вторичный дефект при потери слуха является недоразвитие речи. Наследственное, врожденное или рано приобретенное поражение слуховой функции препятствует самостоятельному развитию словесной речи на основе сопоставления и подражания.

11 слайд

Вторичный дефект в свою очередь вызывает особенности познавательной деятельн

Описание слайда:

Вторичный дефект в свою очередь вызывает особенности познавательной деятельности, своеобразие формирования эмоционально-волевой сферы и индивидуально-личностные особенности ребенка. Когда слух отсутствует или нарушения его глубоки и в связи с этим речь неразвита, у ребенка спонтанно начнут формироваться такие элементарные психические процессы, как восприятие, наглядное мышление, образная память. Однако при этом будет наблюдаться своеобразие функционирования. Логическая память, словесно-логическое мышление, воображение испытают наибольший ущерб от дефекта.

12 слайд

Мышление рано оглохшего ребенка на раннем этапе развития своеобразное. Мысли

Описание слайда:

Мышление рано оглохшего ребенка на раннем этапе развития своеобразное. Мыслительные операции формируются главным образом на основе восприятия и практических действий, наглядного сравнения предметов и явлений. Дети оперируют образами, а не понятиями. Отставание в развитии наглядно-образного мышления легче преодолеть, чем словесно-логического. При значительных остатках слуха и восприятие, и память, и мышление, и воображение развиваются в более благоприятных условиях.

13 слайд

Дети с нарушением зрения Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря

Описание слайда:

Дети с нарушением зрения Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря зрения ─ может проявляться как тотальный или частичный. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.

14 слайд

Дети с ЗПР Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наибо

Описание слайда:

Дети с ЗПР Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наиболее распространенными нарушениями развития. В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта. 

15 слайд

Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично не

Описание слайда:

Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции. Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приводят к поражению нервной системы и приостановке психофизического развития. Отличительным признаком вторичных задержек психического развития является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедленного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих случаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание адекватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. 

16 слайд

Дети с нарушением интеллекта Первичным дефект. Органическое поражение головно

Описание слайда:

Дети с нарушением интеллекта Первичным дефект. Органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект – нарушение таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности (примитивные реакции, завышенная или заниженная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, стереотипное, шаблонное, негибкое поведение).

Выберите книгу со скидкой:

Первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1040958

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).

К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные сложности. Практически же, этот термин (как ранее термин ”аномальные дети”) применяется для обозначения категории детей, нуждающихся, вследствие психофизических нарушений, в специальных условиях обучения и воспитания. (см. также ”Дети с особыми образовательными потребностями»).

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)

Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.

В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.

Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии. Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.

Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.

Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.

Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).

Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате. На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.

Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.

Источник