Перспективный план по развитию эмоциональной сферы ребенка

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Занятия

Программные задачи

Методы и приёмы

Сентябрь

Обследование детей. Изучение понимания эмоциональных состояний детей, изображенных на картинках.

Выявить, как дети понимают эмоциональное состояние, изображенных на картинках людей.

Вопросы по картинкам с изображением детей, у которых ярко выражены различные эмоции.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций.

Выявить  эмоциональные проявления детей при анализе предложенных ситуаций, описанных в рассказе взрослого.

Подборка ситуаций из жизни детей, где один проявляет сочувствие, а другой нет; вопросы.

Изучение способности детей к эмпатическим переживаниям, беседа о настроении.

Изучение эмоционального оттенка детей на состояние неблагополучия сверстника; дать детям понятие о настроении, о том, что оно бывает разное, учить различать, какое настроение у друзей.

Дидактическое пособие «Сложим картинку» (в усложненных вариантах), указания; иллюстрации: подборка «Разное настроение, художественные слова – вопросы.

Игра «Эти рожицы странные»

Познакомить детей с набором эмпатических пиктограмм, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Карточки с пиктограммами (радость, огорчение, удивление, гнев, страх), указания.

Октябрь

Просмотр мульфильма «Дюймовочка» (сказка Г. Х. Андерсена), беседа «Кого из героев этой сказки вы бы отправили в страну «Злюки – Глюки»»

Познакомить детей с содержанием сказки «Дюймовочка», учить отвечать на вопросы, используя выражения из художественного произведения,

учить детей высказывать свое мнение, обосновывать его, различать добро и зло в сказке, стараться понимать эмоциональное состояние героев, переживать и радоваться вместе с ними, познакомить с пособием «лесенка нравственности»

Вопросы, просмотр мультфильма, загадки, работа с пособием «лесенка нравственности».

Рассматривание иллюстраций по произведению (просмотр презентации).

Учить детей видеть эмоциональное состояние героев, и на основе этого, давать некоторым кадрам презентации соответствующие названия: «Нежданная встреча», «Отчаяние Дюймовочки»…

Просмотр презентации.

Этюды на выражение различных эмоций, игры – драматизации. Темы: «Дюймовочка ухаживает за ласточкой», «В стране маленьких эльфов»

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, учить определять схожесть эмоциональных состояний героев из сказки и эпизодов; учить драматизировать отдельные этюды, разговаривать за героев из сказки, иногда самостоятельно или при помощи взрослого учить разыгрывать ситуации, не описанные в художественном произведении, в процессе игры переключаться на темы, затрагивающие жизнь группы.

Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений, художественное слово, повторное чтение некоторых эпизодов.

Беседа «Знакомство с барометром настроения»

Познакомить детей с данным пособием, объяснить, для чего используется данная ширма, как ей пользоваться, определиться с детьми в выборе индивидуальных меток, обозначить инициалы.

Показ, объяснение, рассматривание.

Ноябрь

Чтение произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка», беседа по произведению.

Познакомить с произведением «Лев и собачка», побеседовать о содержании рассказа, вспомнить пословицы о дружбе, помочь детям понять идею произведения, уделить внимание на развитие таких чувств, как сочувствие, сопереживание, разобрать понятие – настоящий друг, развивать речь детей.

Чтение, вопросы, пословицы.

Рассматривание иллюстраций: лев знакомится с собачкой; собачка умирает.

Обратить внимание на эмоциональное состояние зверей, рассмотреть иллюстрации к эпизодам, учить определять настроение зверей на иллюстрациях, закрепить навык работы с пиктограммами.

Рассматривание иллюстраций, вопросы, использование карточек с  пиктограммами.

Этюды на выражение эмоций.

Развивать правильное понимание эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения в героев из произведения для свободного развития игр – драматизаций.

Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений.

Игры – драматизации: «Лев знакомится с собачкой», «Собачка заболела», «Выздоровление друга».

Развивать навык самостоятельно разыгрывать небольшие эпизоды из произведений, отражая при этом эмоциональное состояние героев; через беседу с персонажами затронуть тему: «Кого из детей группы можно назвать настоящим другом, почему?» Закрепить навык определять настроение персонажей, показывать это настроение мимикой и жестами.

Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений, повторное чтение некоторых эпизодов, обыгрывание эпизодов.

Декабрь

Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по произведению.

Познакомить детей с содержанием произведения; совершенствовать диалогические и монологические формы речи, обращать внимание на эмоциональные переживания героев, учить самостоятельно характеризовать поступки героев, находить смысловое значение сказки, определить его пословицей.

Чтение, загадки, внесение сказочных персонажей, вопросы, пословицы.

Рассматривание иллюстрации «Скупая женщина с дочкой и падчерицей»

Через рассматривание иллюстраций развивать умение определять настроение героев, учить обосновывать своё мнение, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь чужому горю.

Рассматривание иллюстрации, вопросы.

Этюды на выражение эмоций, игра – драматизация «Встреча мачехиной дочки с месяцами» (месяцы одарили девочку и отправили домой).

Развивать правильное понимание эмоционально – выразительных движений, учить понимать схожесть эмоциональных состояний героев из сказки и из этюдов; учить перевоплощаться в героев из сказки, подражать их эмоциональному состоянию, через беседу с персонажами затронуть тему, волнующую всех детей: «Человека провожают по уму, а встречают по одёжке».

Чтение, беседа, вопросы, указания, показ выразительных движений, обыгрывание, беседа с персонажами, повторное чтение некоторых эпизодов.

Игра «Какое настроение у Петрушки» (на прогулке)

Продолжать формировать навык определять настроение по описанным ситуациям, учить показывать настроение мимикой и выразительными движениями.

Объяснение, вопросы, показ.

Январь

Чтение произведения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», беседа по произведению «К славному подвигу каждый готов»

Познакомить детей с содержанием произведения, побеседовать по содержанию; через восприятие произведения на формирование личности ребенка, воспитывать чувство долга, желание помочь чужому горю, совершенствовать монологические и диалогические формы речи.

Выразительное чтение, вопросы, повторное чтение некоторых эпизодов, обыгрывание макета горящего дома, художественное слово

Рассматривание иллюстраций по произведению, о профессии пожарника.

Через рассматривание иллюстраций показать, как люди мужественно переносят трудности своей работы, не боясь опасности, спасают людей; учить характеризовать эмоциональное состояние героев, закреплять умение узнавать эмоциональное состояние героев на картинках.

Рассматривание иллюстраций, вопросы.

Этюды на выражение эмоций, игры – драматизации (сюжет для игр выбирают сами дети)

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения для лучшего развития игр – драматизаций; учить изображать эмоциональное состояние героев через игру – драматизацию, воспитывать у детей чувства сопереживания чужому горю.

Чтение, вопросы, показ выразительных движений, контроль восприятия за развитием сюжета.

Игра «Винт» (на прогулке)

Учить детей правильно понимать и показывать выразительные движения.

Вопросы, показ выразительных движений.

Февраль

Чтение произведения Б. И. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей с содержанием художественного произведения, побеседовать по содержанию, обратить внимание на роль кошки в развитии сюжета.

Выразительное чтение, вопросы.

Рассматривание иллюстраций по произведению.

Обратить внимание на эмоциональное состояние героев: что с ними происходит, почему они плачут; через рассматривание иллюстраций учить определять настроение героев, обосновывать свое мнение.

Рассматривание иллюстраций, вопросы.

Этюды на выражение эмоций; игры – драматизации (предложить побеседовать с любимым героем из сказки)

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, учить определять эмоциональное состояние героев при обыгрывании эпизодов; совершенствовать навык обыгрывания понравившихся эпизодов; через беседу с любимыми героями затронуть проблемы, касающиеся всей группы (стараться быть внимательнее, добрее относиться друг к другу)

Чтение, вопросы, показ выразительных движений, обыгрывание эпизодов, беседа с персонажами, внесение волшебного сундучка (пальчиковый театр)

Игра «Как исправить плохое настроение у друзей»

Развивать навык у детей узнавать по мимике лица настроение своих друзей, стараться помочь в трудную минуту, развеселить, утешить.

Вопросы, барометр настроения.

Март

Чтение произведения «Кукушка» (ненецкая сказка), беседа по произведению с использованием эмпатических пиктограмм.

Познакомит детей с содержанием сказки, объяснить непонятные слова: чум, малица; работать с детьми над умением определять эмоциональное состояние героев сказки, учить самостоятельно анализировать ситуации, воспитывать чувство сопереживания, развивать навык работы с пиктограммами.

Выразительное чтение, объяснение, вопросы, игровой прием «Волшебное письмо»; карточки с пиктограммами, загадки, пословицы.

Словесное упражнение «Скажи ласково о маме»

Воспитывать сочувствие, заботливое отношение к матери, развивать словарный запас детей: любимая, заботливая, ласковая, внимательная и т. п.

Вопросы

Рассматривание иллюстраций по произведению «Кукушка»

Учить определять эмоциональное состояние героев в содержании на картинках, высказывать свое отношение к происходящему, ориентируясь по рисункам.

Иллюстрации к произведению, загадки, вопросы.

Этюды на выражение эмоций, игра – драматизации по сказке «Кукушка»- предлагаемые ситуации: «Как помочь маме», «Дети ухаживают за больной матерью».

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста; учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки, через игру и общение с персонажами воспитывать нравственные чувства у детей, учить дополнять игру новыми ситуациями, не описанными в сказке, помочь в развитии сюжета.

Вопросы, указания, чтение, показ выразительных движений, объяснение, повторное чтение некоторых эпизодов, введение новых персонажей в игру, атрибуты для игр – драматизаций.

Апрель

Чтение произведения Жилинс – кайте «Про снежинку, которая не таяла»

Познакомить детей с содержанием сказки, определить общую идею произведения.

Выразительное чтение, вопросы.

Беседа по произведению «Про снежинку, которая не таяла»

Через идею произведения воспитывать такие чувства, как сочувствие, сопереживание, желание помочь своим друзьям; воспитывать уважение к старшим, чувство ответственности за свои поступки, учить понимать настроение героев.

Использование пиктограмм, вопросы, чтение этюдов из произведения.

Рассматривание иллюстраций по произведению.

Обратить особое внимание на эмоциональное состояние героев, что с ними происходит, учить ориентироваться на содержание сказки.

Рассматривание иллюстраций, вопросы, художественное слово.

Этюды на выражение эмоций.

Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения героев.

Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений.

Май

Игра «Радостное настроение»

Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние людей, животных, птиц.

Вопросы, указания.

Обследование детей (аналогичное как в начале года)

Выявить, как дети понимают эмоциональное состояние, изображенных на картинках людей; изучение эмоционального оттенка детей на состояние неблагополучия сверстника.

Вопросы, объяснения, карточки с эмоциональным оттенком, дидактическое пособие «Сложим картинку» (указания в осложненных вариантах)

Совместное мероприятие родителей с детьми «Важней всего погода в доме»

Создать атмосферу взаимного понимания и комфорта при общении детей и родителей, закреплять навык адекватного выражения своих эмоций.

Рисунки, стихи, иллюстрации, пословицы и поговорки.

Оформление уголка по сказкам.

Создавать в группе условия для эмоционального развития детей, для развития игр – драматизации.

Привлечь к оформлению детей, вопросы, предложения.

Источник

Татьяна Еремина
Примерное календарное планирование развития эмоционально-чувственной сферы детей младшего дошкольного возраста

Развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка,

как основы дальнейшего социального и индивидуального становления личности.

Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организовывает и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей, сопровождая практически любые проявления деятельности человека.

Нам всегда бывает непросто разобраться, от чего зависит наше состояние, настроение, откуда появляются порой те или иные положительные или отрицательные эмоции: радость, грусть, раздражение или обида.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети с раннего возраста стали мало общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную и чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоциональная сфера является важной оставляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями, так как понимание своих эмоций и чувств — важный момент становления личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого ребенка или взрослого.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоционально-чувственной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач воспитания с самого раннего возраста.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.

Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью (знания, умения, навыки, сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях. Сейчас большое значение придается организации предметно-чувственной деятельности как основе формирования личности. В то же время недооценивается значение специальной работе по эмоционально-волевому развитию. Идея самоценности дошкольного детства в создании условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком заставила нас отказаться от попыток искусственного ускорения детского развития и заняться поиском содержания, средств, педагогических технологий, предполагающих разнотемповое продвижение ребенка в образовательном маршруте с учетом его возможностей, интересов, пола.

В то же время ребенок идет к осознанию смысла своих действий,своего поведения через чувства:

• в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен подолгу наблюдать за объектом, фантазировать, детально описывать плоды своего воображения, увлеченно рисовать, мастерить, играть и т. д….

эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, без особого напряжения он запоминает события со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.)

эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и выступают в роли «своеобразной валюты мозга».

По данным Р. Калининой исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояния человека — из 95% опрошенных детей 5-7 лет в целом правильно определяют эмоции других людей. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных детей, испуга (всего 7% детей дали правильные ответы, удивления (лишь 6%).

Практика показывает, что дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Но многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно в младшейгруппе после завершения адаптационного периода: дети уже могут усвоить необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».

В условиях детского сада свои усилия мы сосредоточили на:

• создании оптимальных условий, для полноценного развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, как основы дальнейшего социального и индивидуального становления личности,

• создании педагогического пространства активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получает опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, удивление, горе….

2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

3. Формировать умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомиме, интонации).

4. Качественное и количественное обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроении.

5. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Известный отечественный психолог В. В.Зеньковский писал: «психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своего детства обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, того что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л. С. Выготский). Какие бы понятия не формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, лично значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней.

Таким образом, задача взрослых – научить малыша понимать сначала своё эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

Успех нашей работы по развитию эмоционально-чувственной сферы у детей раннего дошкольного возраставо многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и взаимодействии с семьей:

• Воспитатель — знакомство с основными эмоциями;

— формирование умения распознавать эмоциональные проявления окружающих;

— обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства

• Психолог — развитие психических процессов;

— предупреждение психо-эмоциональных нарушений у детей;

• Музыкальный руководитель — создание положительного эмоционального поведения;

развитие музыкального восприятия;

— проявление эмоциональной реакции на музыкальную деятельность.

• Родители — преемственность согласованных действий

— создание положительного пространства

И как показывает практика, такое взаимодействие, преемственность

дает положительный результат.

Определяя содержание нашей работы, мы учитывали ни только возрастные особенности детей, но и различные формы взаимодействия с ними в течение всего дня.

Реализацию поставленных задач мы осуществляем через:

— регламентированную деятельность: занятия — беседы, праздничные развлечения;

— нерегламентированную деятельность: театральную, рисуночные игры, художественно – речевую, музыкальную, экскурсии, работу с родителями.

Примерное календарное планирование на год.

Каждая встреча имеет определенную тему и форму проведения.

Сентябрь.

1-2 неделя «Я пришел» (грустно-весело) Беседа.

3-4 неделя «Веселые петрушки» (веселое настроение) Развлечение

Октябрь.

1неделя «Мне это нравится» (интерес, забота) Игра-занятие.

2 неделя «Облака настроения» (грустно-весело) Экскурсия.

3 неделя «Спасаем мячик» (горе, сострадание) Рассматривание картины.

4 неделя «Осень пришла» (веселое настроение) Развлечение

Ноябрь.

1неделя «Разноцветное настроение» (веселый, грустный) Беседа.

2 неделя «Курочка ряба»(горе, тревога грусть.) Чтение художественной

литературы.

3 неделя «Волшебные конфеты» (интерес, радость) Игра-сюрприз.

4 неделя «Веселые музыканты» (веселое настроение) Развлечение

Декабрь.

1 неделя «Здравствуй, зимушка-зима» (радость) Экскурсия.

2 неделя «Мойдодыр» (гнев) Чтение художественной литературы.

3 неделя «В поисках клада» (удивление, радость) Экскурсия по группе.

4неделя «Ай, да елочка» (веселое настроение) Развлечение

Январь.

2 неделя «Поссорились– помирились» (хорошо – плохо) Игра-занятие.

3 неделя «Поможем птицам» (доброта, забота) Рассматривание картины.

4 неделя «В гостях у игрушек» (веселое настроение) Развлечение

Февраль.

1 неделя «Чаепитие зайки» (грустно-весело) Игра-инсценировка.

2неделя «Заюшкина избушка» (грусть, печаль, страх) Чтение художественной литературы.

3неделя «В гостях у сказки» (все доступные эмоции) Литературная викторина.

4 неделя «Перчатки» (веселое настроение) Развлечение.

Март.

1неделя «Самый волшебный цветок» (радость, забота) Экскурсия.

2 неделя «Нехварай-ка» (страх, радость) Игра – инсценировка.

3 неделя «Нас обидели» (Грусть, сострадание) Чтение художественной

литературы.

4 неделя «Солнышко посвети» (веселое настроение) Развлечение.

Апрель.

1неделя «Волшебные слова» (забота, радость благодарность) Игра-занятие.

2 неделя «Веселый ручеек» (интерес, радость) Рассматривание картины.

3 неделя «Семеро козлят» (страх, забота, доброта) Чтение художественной

литературы.

4 неделя «Праздник конфетных фантиков» (веселое настроение) Развлечение

Май.

1 неделя «Воздушные шары» (все доступные эмоции) Беседа.

2 неделя «Бычок» (страх, грусть) Чтение художественной

литературы

3 неделя «Я все умею делать сам» (забота, радость) Игра-занятие

4неделя «Скоро лето» (веселое настроение) Развлечение.

Таким образом, благодаря организованной комплексной работе ребенок научился понимать свое эмоциональное состояние и приобрел полезный опыт взаимоотношений с окружающими.

Источник