Перспективные планы социально личностного развития ребенка
месяц
1. Ребёнок и взрослые.
2. Ребёнок и сверстники.
3. Отношение ребёнка к самому себе.
4. Отношение ребёнка к своей семье, к окруж.
сентябрь
Учить детей иметь представление о развитии человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Учить детей понимать, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния.
- Д/и «Расставь картинки по цепочке» (младенец – старик)
- Д/и «Угадай настроение»
Закрепить представления детей о детях разного возраста и пола. Формировать понятие о том, что все дети отличаются друг от друга.
- Дидактическое упражнение «Определи возраст» (по картине, фотографии)
- Упражнение «Спиной друг к другу»
- Д/и «Переходы»
- Д/и «Найди пару»
Учить детей знать своё имя, отчество, фамилию, пол, возраст, адрес, членов семьи, место работы родителей.
- Беседа: «Расскажи о себе»
- Беседа: «Где ты живёшь?»
- Занятие «Моя семья»
- Д/и «Узнай, кто это» (по частям одежды, другим вещам)
- П/и «Цветы и пчёлки»
Познакомить с правилами телефонного разговора.
- Беседа: «Телефон в моём доме»
- Д/и «Телефонный разговор»
октябрь
Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
- Рассматривание фотоальбомов.
- Беседы: «Выходной день в нашей семье», «Я люблю бабушку и дедушку»
- Этюд «Бабушкины ладони»
- Д/и « Грязи – нет! И пыли – нет!»
Иметь представление о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательными, чуткими, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно. Уметь научить другого тому, что умеешь сам. Играть дружно, быть справедливым.
- Занятие «Будь всегда вежливым»
- Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»
- Д/и «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Учить детей заботиться о глазах и ушах. Дать сведения о их назначении и условиях их нормального функционирования.
- Игра-драматизация «Послушай и угадай»
- Беседы: «Как я дышу?», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Какое у меня обоняние?»
Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
- Беседа: «Воскресное фото»
- Составление семейного фотоальбома. (Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?)
ноябрь
Учить детей выделять возрастные и половые особенности во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, обувь, причёска). Учить детей понимать, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предложить помощь, заботу). Дать детям представление о профессиях взрослых.
- Составление описательных рассказов по картинкам.
- Беседа: «Как быть послушным»
- Беседа: «Профессии моих родственников»
Учить детей понимать, что самые младшие дети (братья и сёстры) нуждаются в заботе и внимании старших детей.
- Беседа: «У меня есть старший брат»
- Изготовление подарков малышам.
- Д/и «Добрые эльфы»
Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Знать особенности своего организма и здоровья.
- Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений: «Гномики на полянке», «Брыкалочка», «Сильный ветер», «Гномики на озере», «Гномики резвятся»
Воспитывать умение общаться со взрослыми.
- Беседа: «Будь внимательным к старшим», «Как я люблю маму»
- Беседа: «Мой день дома»
- Беседа: «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время»
декабрь
Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к членам семьи, дать представления о том, как проявляется забота взрослых к самим детям. Учить проявлять заботливое, вежливое отношение к старшим.
- Ситуация «Мама заболела»
- Беседа: «Откуда я знаю, что меня любят»
- Ситуация «Сестрёнка плачет»
Учить детей культуре общения мальчиков и девочек.
- Упражнение «Приглашение на танец»
Развивать у детей знания о себе, умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.
- Беседы: «Мой возраст», «Что я знаю о себе? Какой я?»
- Творческая игра «Угадай, кто это?»
- Упражнение «Кто я?»
Учить понимать, почему нужно выполнять правила, объяснять детям их гуманистический смысл.
- Беседа: «Наши отношения»
январь
Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким. Учить детей заботиться о своём здоровье
- Беседа: «Кем работают мои родственники»
- Игра-рисование «Спортсмены»
- Беседа: «Как стать сильными и ловкими»
- Д/и «Кто больше назовёт действий»
Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Формировать представления о дружбе между мальчиками и девочками.
- Беседа: «с кем бы я хотел дружить?» Сюжетно-ролевая игра «Зимние забавы»
- Изготовление орденов «За благородный поступок»
Формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание избавиться от них. Учить детей заботиться о животных и птицах
- Игра-драматизация «Девочка чумазая»
- Беседа «Как помочь животным и птицам зимой»
февраль
Учить детей понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим.
- Д/и «Как Буратино стал вежливым»
- Игра-драматизация «Добрый день»
Учить детей знать конкретные способы и приёмы распределения ролей, игровых материалов. Учить понимать детей, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей.
- Игра-соревнование «Рыцарский турнир»
- Игра-соревнование «Петушки»
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Салон красоты»
Учить детей проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему, формировать понятие «друг».
- Игра-драматизация рассказа «Три товарища»
- Сочинение «Кем я буду, когда вырасту»
- Этюд по стихотворению Е. Юдина «Вот какой малыш»
- Этюд «Зайчики»
Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими.
- Занятие «Изучим правила вежливости»
март
Воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим поступкам. Учить детей понимать связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых.
- Занятие «Чем можно порадовать маму»
- Д/и «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?»
- Обсуждение стихотворения «Если был бы я девчонкой»
- Беседа «Как мы поздравляем маму в детском саду»
Формировать у детей понятия «друг», «дружба»; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.
- П/и «Вспомни имена своих друзей» Занятие «Наша группа»
- Этюд «Странная девочка»
- Беседы: «Если заболел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги»
Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.
- Д/и «Радио»
- Д/и «Зеркало»
Воспитывать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.
- Беседа «Как тебя называют?» Игра-упражнение «Передай другому»
- Игра драматизация «Гуси-Лебеди»
апрель
Учить детей интересоваться событиями детства и жизни своих родителей и близких.
- Беседа «Что ты знаешь о маме (папе) маленькой сестрёнке (маленьком) братишке?»
- Беседа «Интересы нашей семьи» (Космос, звёздное небо)
Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов. Обучать правильному поведению в конфликтных ситуациях. Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье
- Этюд «Котята»
- Д/и «Не поделили игрушку»
- Беседа «Если хочешь быть здоров»
Дать детям представление об их собственных эмоциях. Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.
- Беседа «Есть ли эмоции у птиц?», Д/и «Птенцы»
- Д/И «Передай настроение»
- Беседа «Как настроение?»
- Д/и «Определи настроение детей» (с помощью моделей)
Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах.
- Д/и «Где это можно купить?»
- Беседа «Праздничное угощение»
май
Учить детей понимать, что все люди стремятся к миру, выступают против войны. Учить стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены героические поступки старших.
- Чтение и заучивание стихов о войне, о Победе.
- Праздник «День Победы»
Учить детей показывать хороший пример, заботиться о малышах, помогать взрослым. Учить понимать, что недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку; быть несправедливым по отношению к слабому.
- Этюд «Капризуля»
- Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка»
- Беседа по рассказу «Добрый поступок Вани»
- Рассказывание из личного опыта « Моя семья. Как я помогал (а) маме стирать бельё (печь пироги)»
Учить детей выражать стремление к экспериментированию, познанию, творчеству.
- Игры-экспериментирования.
Учить детей выразительным движениям и жестам.
- Д/и «Ожившие игрушки» (животные)
- Игры-имитации «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдёт?»
- Д/и «Птенцы»
- Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Воспитатель: Л.А. Малахова
Источник
Ирина Попова
Перспективное планирование занятий по социально-личностному развитию старших дошкольников «Я — человек»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по образовательной области «Я — человек»(кружок)
подготовительная к школе группа
Кто такие взрослые
№1
«Какой я без взрослых»
Задачи: Развивать умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми. Воспитать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим. Развивать понимание необходимости правил и их выполнения.
Социальные навыки
№2
«Красота лица и души»
Задачи: Развить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения; развить умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику.
Что я знаю о себе
№3
«Кто я такой»
Задачи:Развить самосознание детей: знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы)
Земля – наш общий дом
№4
«От поселка Комсомольский, до города Югорск»
Задачи: Познакомить детей с символикой, геральдикой нашего города и е значением, с историей города Югорск, дать представление о развитие города, о первопроходцах земли Югорской.
Октябрь
Диагностическое обследование
Кто такие взрослые
№5
«Поговорим о профессиях»
Задачи: Формировать у детей представление о том, что такое профессия; поддерживать интерес к разным профессиям; способствовать самостоятельности мышления и выбора.
Диагностическое обследование
Социальные навыки
№6
«Конфликты между детьми»
Задачи: Учить детей анализировать причины ссор; помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки.
Что я знаю о себе
№7
«Мой родной язык»
Задачи: Развить осознанное отношение к красоте и звучности русского языка, познакомить со словом «вульгаризм»; вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.
Земля – наш общий дом
№8
«Путешествие по улицам города»
Задачи: Продолжать знакомить детей с историей города, с достопримечательностями города. Дать представления об исторической жизнедеятельности людей, которые определили историю города. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, проживающим в нем.
Ноябрь
Кто такие взрослые
№9
«Самый дорогой человек»
Задачи: Развить у детей осознанно отношение к семье, понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей, сформировать умения и навыки выражения чувств.
Социальные навыки
№10
«Какие качества помогают дружбе»
Задачи: Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым.
Что я знаю о себе
№11
«Что значат наши имена»
Задачи: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличат его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.
Земля – наш общий дом
№12
«Югорск – наша малая Родина, частица России»
Задачи: Закрепить знания детей о родном городе. Развивать познавательную активность у детей. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Кто такие взрослые
№13
«Почему люди трудятся вместе?»
Задачи: Подвести детей к понятию коллективный труд, к выводу о его ценности, значимости, к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие.
Декабрь
Социальны навыки
№14
«Внимательный, равнодушный»
Задачи: Обсудить с детьми качества внимательность, равнодушие и их значение в межличностных отношениях.
Что я знаю о себе
№15
«Моя семья»
Задачи: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи); воспитывать желание заботится о близких.
Земля – наш общий дом
№16
«Человек среди природы»
Задачи: Развить у детей понимание взаимозависимости человека и природы, пользы и вреда, которые человек может принести природе; вызвать желание защищать и беречь природу. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Кто таки взрослые
№17
«Мы и взрослые»
Задачи: Расширить и углубить понятия о статусе старшего поколения в обществе; научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых; сформировать навыки поведения в различных ситуациях; развить эмоциональное восприятие и нравственную оценку.
Социальные навыки
№18
«Правдивый, лживый»
Задачи: Обсудить с детьми качества правдивость, лживость и их значение в общении с окружающими.
Что я знаю о себе
№19
«Учусь себя оценивать»
Задачи: Развить у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно; развить чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками.
Земля – наш общий дом
№20
«Кто мы?»
Задачи: показать различие и сходство людей разных рас,вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности: вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту; воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли.
Кто такие взрослые
№21
«Зачем взрослым музыка и книги?»
Задачи: Научить детей сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека, музыки и чтения; развить у детей способность к сопереживанию.
Социальные навыки
№22
«Смелый, трусливый»
Задачи: Обсудить с детьми качества смелость, трусость и их значение для общения с другими.
Что я знаю о себе
№23
«Мой организм»
Задачи: Обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм. Уточнить знания детей о названии и местоположении разных органов чувств и частей тела у человека вообще, у себя, у животных
Земля – наш общий дом
№24
«Страна. Родина. Россия.»
Задачи: Закрепить понятие страна;познакомить с государственной символикой: флагом, гербом. Формировать чувство гордости за свою страну.
Кто такие взрослые
№25
«Зачем и как работают взрослые люди»
Задачи: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей.
Социальные навыки
№26
«Щедрый, жадный»
Задачи: Обсудить с детьми качества щедрость, жадность и их роль в межличностном общении.
Что я знаю о себе
№27
«Мои чувства»
Задачи: Продолжать учить ребенка анализировать свои «человеческие» проявления, сравнивать с формой выражения чувств другими людьми, с животными.
Земля – наш общий дом
№28
«Москва – столица России»
Задачи: Ввести понятие столица; закрепить название столицы России – Москва; познакомить с гербом города Москвы. Через отдельны факты показать, что российская столица – уникальный город с богатой историей и культурой, город науки и спорта.
Кто такие взрослые
№29
«Как и зачем люди отдыхают»
Задачи: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей.
Социальные навыки
№30
«Один и вместе с друзьями»
Задачи: Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр
Диагностическое обследование
№31
Выявить первичные представления детей о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенном полу; семье, родственных взаимоотношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей обществе, его культурных ценностей, государстве, мире и природе
Диагностическое обследование
№32
Выявить знания, умения и навыки детей при общении со взрослыми и сверстниками Выявить способности детей управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Что я знаю о себе
№33
«Почему я похож на своих родственников»
Задачи: Формировать представления о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи, о родословной, о генеалогическом древе.
Земля – наш общий дом
№34
«Страны мира»
Задачи: Показать ребенку, что люди мира живут в разных странах, у каждой страны свои особенности.
Источник