Перспективные планы социально личностного развития ребенка

месяц

1. Ребёнок и взрослые.

2. Ребёнок и сверстники.

3. Отношение ребёнка к самому себе.

4. Отношение ребёнка к своей семье, к окруж.

сентябрь

Учить детей иметь представление о развитии человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Учить детей понимать, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния.

  • Д/и «Расставь картинки по цепочке» (младенец – старик)
  • Д/и «Угадай настроение»

Закрепить представления детей о детях разного возраста и пола. Формировать понятие о том, что все дети отличаются друг от друга.

  • Дидактическое упражнение «Определи возраст» (по картине, фотографии)
  • Упражнение «Спиной друг к другу»
  • Д/и «Переходы»
  • Д/и «Найди пару»

Учить детей знать своё имя, отчество, фамилию, пол, возраст, адрес, членов семьи, место работы родителей.

  • Беседа: «Расскажи о себе»
  • Беседа: «Где ты живёшь?»
  • Занятие «Моя семья»
  • Д/и «Узнай, кто это» (по частям одежды, другим вещам)
  • П/и «Цветы и пчёлки»

Познакомить с правилами телефонного разговора.

  • Беседа: «Телефон в моём доме»
  • Д/и «Телефонный разговор»

октябрь

Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.

  • Рассматривание фотоальбомов.
  • Беседы: «Выходной день в нашей семье», «Я люблю бабушку и дедушку»
  • Этюд «Бабушкины ладони»
  • Д/и « Грязи – нет! И пыли – нет!»

Иметь представление о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательными, чуткими, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно. Уметь научить другого тому, что умеешь сам. Играть дружно, быть справедливым.

  • Занятие «Будь всегда вежливым»
  • Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»
  • Д/и «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Учить детей заботиться о глазах и ушах. Дать сведения о их назначении и условиях их нормального функционирования.

  • Игра-драматизация «Послушай и угадай»
  • Беседы: «Как я дышу?», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Какое у меня обоняние?»

Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.

  • Беседа: «Воскресное фото»
  • Составление семейного фотоальбома. (Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?)

ноябрь

Учить детей выделять возрастные и половые особенности во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, обувь, причёска). Учить детей понимать, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предложить помощь, заботу). Дать детям представление о профессиях взрослых.

  • Составление описательных рассказов по картинкам.
  • Беседа: «Как быть послушным»
  • Беседа: «Профессии моих родственников»

Учить детей понимать, что самые младшие дети (братья и сёстры) нуждаются в заботе и внимании старших детей.

  • Беседа: «У меня есть старший брат»
  • Изготовление подарков малышам.
  • Д/и «Добрые эльфы»

Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Знать особенности своего организма и здоровья.

  • Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений: «Гномики на полянке», «Брыкалочка», «Сильный ветер», «Гномики на озере», «Гномики резвятся»

Воспитывать умение общаться со взрослыми.

  •  Беседа: «Будь       внимательным к старшим», «Как я люблю маму»
  • Беседа: «Мой день дома»
  • Беседа: «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время»

декабрь

Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к членам семьи, дать представления о том, как проявляется забота взрослых к самим детям. Учить проявлять заботливое, вежливое отношение к старшим.

  • Ситуация «Мама заболела»
  • Беседа: «Откуда я знаю, что меня любят»
  • Ситуация «Сестрёнка плачет»

Учить детей культуре общения мальчиков и девочек.

  • Упражнение «Приглашение на танец»

Развивать у детей знания о себе, умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.

  • Беседы: «Мой возраст», «Что я знаю о себе? Какой я?»
  • Творческая игра «Угадай, кто это?»
  • Упражнение «Кто я?»

Учить понимать, почему нужно выполнять правила, объяснять детям их гуманистический смысл.

  • Беседа: «Наши отношения»

январь

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким. Учить детей заботиться о своём здоровье

  • Беседа: «Кем работают мои родственники»
  • Игра-рисование «Спортсмены»
  • Беседа: «Как стать сильными и ловкими»
  • Д/и «Кто больше назовёт действий»

Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Формировать представления о дружбе между мальчиками и девочками.

  • Беседа: «с кем бы я хотел дружить?» Сюжетно-ролевая игра «Зимние забавы»
  • Изготовление орденов «За благородный поступок»

Формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание избавиться от них. Учить детей заботиться о животных и птицах

  • Игра-драматизация «Девочка чумазая»
  • Беседа «Как помочь животным и птицам зимой»

февраль

Учить детей понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим.

  • Д/и «Как Буратино стал вежливым»
  • Игра-драматизация «Добрый день»

Учить детей знать конкретные способы и приёмы распределения ролей, игровых материалов. Учить понимать детей, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей.

  • Игра-соревнование «Рыцарский турнир»
  • Игра-соревнование «Петушки»
  • Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Салон красоты»

Учить детей проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему, формировать понятие «друг».

  • Игра-драматизация рассказа «Три товарища»
  • Сочинение «Кем я буду, когда вырасту»
  • Этюд по стихотворению Е. Юдина «Вот какой малыш»
  • Этюд «Зайчики»

Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

  • Занятие «Изучим правила вежливости»

март

Воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим поступкам. Учить детей понимать связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых.

  • Занятие «Чем можно порадовать маму»
  • Д/и «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?»
  • Обсуждение стихотворения «Если был бы я девчонкой»
  • Беседа «Как мы поздравляем маму в детском саду»

Формировать у детей понятия «друг», «дружба»; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

  • П/и «Вспомни имена своих друзей» Занятие «Наша группа»
  • Этюд «Странная девочка»
  • Беседы: «Если заболел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги»

Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.

  • Д/и «Радио»
  • Д/и «Зеркало»

Воспитывать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

  • Беседа «Как тебя называют?» Игра-упражнение «Передай другому»
  • Игра драматизация «Гуси-Лебеди»

апрель

Учить детей интересоваться событиями детства и жизни своих родителей и близких.

  • Беседа «Что ты знаешь о маме (папе) маленькой сестрёнке (маленьком) братишке?»
  • Беседа «Интересы нашей семьи» (Космос, звёздное небо)

Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов. Обучать правильному поведению в конфликтных ситуациях. Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье

  • Этюд «Котята»
  • Д/и «Не поделили игрушку»
  • Беседа «Если хочешь быть здоров»

Дать детям представление об их собственных эмоциях. Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.

  • Беседа «Есть ли эмоции у птиц?», Д/и «Птенцы»  
  • Д/И «Передай настроение»
  • Беседа «Как настроение?»
  • Д/и «Определи настроение детей» (с помощью моделей)

Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах.

  • Д/и «Где это можно купить?»
  • Беседа «Праздничное угощение»

май

Учить детей понимать, что все люди стремятся к миру, выступают против войны. Учить стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены героические поступки старших.

  • Чтение и заучивание стихов о войне, о Победе.
  • Праздник «День Победы»

Учить детей показывать хороший пример, заботиться о малышах, помогать взрослым. Учить понимать, что недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку; быть несправедливым по отношению к слабому.

  • Этюд «Капризуля»
  • Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка»
  • Беседа по рассказу «Добрый поступок Вани»
  • Рассказывание из личного опыта « Моя семья. Как я помогал (а) маме стирать бельё (печь пироги)»

Учить детей выражать стремление к экспериментированию, познанию, творчеству.

  • Игры-экспериментирования.

Учить детей выразительным движениям и жестам.

  • Д/и «Ожившие игрушки» (животные)
  • Игры-имитации «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдёт?»
  • Д/и «Птенцы»
  • Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Воспитатель: Л.А. Малахова

Источник

Ирина Попова
Перспективное планирование занятий по социально-личностному развитию старших дошкольников «Я — человек»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

по образовательной области «Я — человек»(кружок)

подготовительная к школе группа

Кто такие взрослые

№1

«Какой я без взрослых»

Задачи: Развивать умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми. Воспитать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим. Развивать понимание необходимости правил и их выполнения.

Социальные навыки

№2

«Красота лица и души»

Задачи: Развить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения; развить умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику.

Что я знаю о себе

№3

«Кто я такой»

Задачи:Развить самосознание детей: знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы)

Земля – наш общий дом

№4

«От поселка Комсомольский, до города Югорск»

Задачи: Познакомить детей с символикой, геральдикой нашего города и е значением, с историей города Югорск, дать представление о развитие города, о первопроходцах земли Югорской.

Октябрь

Диагностическое обследование

Кто такие взрослые

№5

«Поговорим о профессиях»

Задачи: Формировать у детей представление о том, что такое профессия; поддерживать интерес к разным профессиям; способствовать самостоятельности мышления и выбора.

Диагностическое обследование

Социальные навыки

№6

«Конфликты между детьми»

Задачи: Учить детей анализировать причины ссор; помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки.

Что я знаю о себе

№7

«Мой родной язык»

Задачи: Развить осознанное отношение к красоте и звучности русского языка, познакомить со словом «вульгаризм»; вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.

Земля – наш общий дом

№8

«Путешествие по улицам города»

Задачи: Продолжать знакомить детей с историей города, с достопримечательностями города. Дать представления об исторической жизнедеятельности людей, которые определили историю города. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, проживающим в нем.

Ноябрь

Кто такие взрослые

№9

«Самый дорогой человек»

Задачи: Развить у детей осознанно отношение к семье, понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей, сформировать умения и навыки выражения чувств.

Социальные навыки

№10

«Какие качества помогают дружбе»

Задачи: Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым.

Что я знаю о себе

№11

«Что значат наши имена»

Задачи: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличат его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.

Земля – наш общий дом

№12

«Югорск – наша малая Родина, частица России»

Задачи: Закрепить знания детей о родном городе. Развивать познавательную активность у детей. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Кто такие взрослые

№13

«Почему люди трудятся вместе?»

Задачи: Подвести детей к понятию коллективный труд, к выводу о его ценности, значимости, к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие.

Декабрь

Социальны навыки

№14

«Внимательный, равнодушный»

Задачи: Обсудить с детьми качества внимательность, равнодушие и их значение в межличностных отношениях.

Что я знаю о себе

№15

«Моя семья»

Задачи: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи); воспитывать желание заботится о близких.

Земля – наш общий дом

№16

«Человек среди природы»

Задачи: Развить у детей понимание взаимозависимости человека и природы, пользы и вреда, которые человек может принести природе; вызвать желание защищать и беречь природу. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Кто таки взрослые

№17

«Мы и взрослые»

Задачи: Расширить и углубить понятия о статусе старшего поколения в обществе; научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых; сформировать навыки поведения в различных ситуациях; развить эмоциональное восприятие и нравственную оценку.

Социальные навыки

№18

«Правдивый, лживый»

Задачи: Обсудить с детьми качества правдивость, лживость и их значение в общении с окружающими.

Что я знаю о себе

№19

«Учусь себя оценивать»

Задачи: Развить у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно; развить чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками.

Земля – наш общий дом

№20

«Кто мы?»

Задачи: показать различие и сходство людей разных рас,вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности: вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту; воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли.

Кто такие взрослые

№21

«Зачем взрослым музыка и книги?»

Задачи: Научить детей сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека, музыки и чтения; развить у детей способность к сопереживанию.

Социальные навыки

№22

«Смелый, трусливый»

Задачи: Обсудить с детьми качества смелость, трусость и их значение для общения с другими.

Что я знаю о себе

№23

«Мой организм»

Задачи: Обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм. Уточнить знания детей о названии и местоположении разных органов чувств и частей тела у человека вообще, у себя, у животных

Земля – наш общий дом

№24

«Страна. Родина. Россия.»

Задачи: Закрепить понятие страна;познакомить с государственной символикой: флагом, гербом. Формировать чувство гордости за свою страну.

Кто такие взрослые

№25

«Зачем и как работают взрослые люди»

Задачи: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей.

Социальные навыки

№26

«Щедрый, жадный»

Задачи: Обсудить с детьми качества щедрость, жадность и их роль в межличностном общении.

Что я знаю о себе

№27

«Мои чувства»

Задачи: Продолжать учить ребенка анализировать свои «человеческие» проявления, сравнивать с формой выражения чувств другими людьми, с животными.

Земля – наш общий дом

№28

«Москва – столица России»

Задачи: Ввести понятие столица; закрепить название столицы России – Москва; познакомить с гербом города Москвы. Через отдельны факты показать, что российская столица – уникальный город с богатой историей и культурой, город науки и спорта.

Кто такие взрослые

№29

«Как и зачем люди отдыхают»

Задачи: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей.

Социальные навыки

№30

«Один и вместе с друзьями»

Задачи: Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр

Диагностическое обследование

№31

Выявить первичные представления детей о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенном полу; семье, родственных взаимоотношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей обществе, его культурных ценностей, государстве, мире и природе

Диагностическое обследование

№32

Выявить знания, умения и навыки детей при общении со взрослыми и сверстниками Выявить способности детей управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Что я знаю о себе

№33

«Почему я похож на своих родственников»

Задачи: Формировать представления о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи, о родословной, о генеалогическом древе.

Земля – наш общий дом

№34

«Страны мира»

Задачи: Показать ребенку, что люди мира живут в разных странах, у каждой страны свои особенности.

Источник