Периоды развития семьи с ребенком с овз

Периоды развития семьи с ребенком с овз thumbnail

Библиографическое описание:

Смолякова, О. А. Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями / О. А. Смолякова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3366/ (дата обращения: 07.05.2020).

В
наше время, количество детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата очень велико, и, к сожалению, эта тенденция возрастает
с каждым годом. В Беларуси
насчитывается около 30 тыс. детей-инвалидов, около 5 тыс. из них —
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Большую
часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
составляют дети с церебральными параличами.

Детский церебральный
паралич (ДЦП) — группа патологических синдромов,
возникающих в результате внутриутробных, родовых или
послеродовых поражений головного мозга и проявляющихся в форме
двигательных, речевых и психических нарушений. [5,
с. 98]

Л. С. Выготский
предполагал, что физический недостаток вызывает совершенно особую
социальную установку, чем у человека, не имеющего такого
недостатка. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место
человека в социальной среде, его роль и судьбу как
участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом.
Физический дефект, по мнению Л. С. Выготского,
вызывает социальный вывих, который затрудняет социализацию ребенка,
существенно влияет на его позицию, на его отношение к окружающему
миру.

Особенности личности детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависят от
успешности протекания процессов идентификации. Отечественный
и зарубежный опыт показывает, что дети с двигательными
недостатками имеют ряд неразрешённых психологических проблем.
Основополагающей причиной этого является отрицательное воздействия на
них непосредственного окружения и психической травмы в связи
с физической неполноценностью. Для таких детей характерны срывы
и кризисы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной
сферы и поведенческих нарушениях.

Согласно научным взглядам,
«кризис» означает момент разбалансировки системы, потери
соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсами,
существующими для их разрешения. [1,
с. 30
]

Кризисы жизни являются
одной из составляющих нормального развития человеческой жизни.
Жизненные кризисы всех семей условно можно поделить на два вида:

  • Кризис развития.
    Это кризисы, предсказуемо возникающие в течение жизни и на
    разных стадиях развития семьи (рождение ребенка, вступление в брак,
    взросление детей и т. д.).

  • Кризис ситуации.
    Большинство кризисов попадают в эту категорию и являются
    непредсказуемыми стрессовыми факторами (потеря работы, развод,
    конфликты и др.).

Семья,
воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями —
это семья с особым статусом, особенности и проблемы,
которой определяются не только личностными особенностями всех её
членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей
степени занятостью решением проблем ребенка. Все это приводит
к закрытости семьи для внешнего мира, дефициту общения, частым
отсутствием работ у матери, но главное —
специфическому положению в семье ребёнка, которое обусловлено
его болезнью.

Ведь, согласно
Э. Эриксону, основа для благополучного достижения интегрированной
личности закладывается в детстве в процессах идентификации
с родителями и значимыми близкими людьми. Фундамент
моральных ценностей детей подросткового возраста преимущественно
выражен в ценностях и морали их родителей.

Также и самоотношение
детей определяется в основном отношением к ним родителей.
Ощущая и испытывая различные сложности возрастных изменений,
подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей
и единомышленников, но взаимоотношения с родителями часто
диаметрально противоположны — отягощены конфликтами,
которые усложняют взаимопонимание.

Ребенок взрослеет, и мир
расширяет свои границы, для него становятся значимыми оценивание
учителей и других взрослых, убеждения и ориентиры,
разделяемые его сверстниками, которые в подростковом возрасте
становятся референтной группой.

Таким образом, кроме того,
что подростки выносят из своего детства, дальнейшее развитие личности
идет под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они
идентифицируют себя в дальнейшем.

Как нам всем известно,
каждая семья в своем развитии проходит определенные кризисы,
связанные первым годом семейной жизни, далее с появлением детей
и другие. Семьи же, воспитывающие детей с ограниченными
возможностями, тоже проходят все эти кризисные этапы, но они
осложнены гораздо более серьезными проблемами.

Наиболее трудные,
в психологическом плане, жизненные кризисы семей, имеющих детей
с ограниченными возможностями сводятся к следующим
факторам:

  1. Выявление факта нарушения
    развития ребёнка. Возникновение страхов, неуверенности в воспитании
    ребенка. Горе от безысходности.

  2. В старшем дошкольном
    возрасте ребенка, понимание того, что он не сможет учиться
    в общеобразовательной школе.

  3. В подростковом
    возрасте — осознание ребенком своей инвалидности приводит
    к трудностям в налаживании контактов со сверстниками
    и особенно с противоположным полом. Обособление от
    общества.

  4. В старшем школьном
    возрасте — трудность в определении и получении
    профессии и дальнейшего трудоустройства. Внутриличностный
    разлад. [3, с. 41–44]

Не каждая
семья проходит все вышеперечисленные кризисы, это зависит от
заболевания ребенка. В случае если ребёнок имеет очень сложную
патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой
форме, множественные нарушения и т. д.), то он не учится
совсем, и для родителей навсегда остаётся «маленьким».
В других семьях, если у ребёнка соматическое заболевание,
то ребёнок поступает в школу и учится в ней, но
позднее могут проявиться сложности других периодов.

Помимо этих основных
кризисов свой отпечаток на развитие такой семьи накладывает
и увеличение материально-бытовых, финансовых, жилищных проблем.
Жилье обычно не приспособлено для ребенка с ограниченными
возможностями. В таких семьях возникают проблемы, связанные
с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой
простой мебели, предметов бытовой техники. Семьи не имеют крайне
необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач. Услуги для
ребенка в таких семьях преимущественно платные: лечение,
дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки
санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты,
обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки,
слуховые аппараты и многое другое.

Поддержание здорового
психологического климата в такой семье требует больших моральных
сил, так как психологическая напряженность в них возрастает
из-за психологического угнетения детей, вызванного негативным
отношением окружающих к их семье; такой ребенок редко общается
с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно
оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их
постоянную усталость в обстановке тревожного семейного климата.

Нередко такая семья
испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно
соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом
(нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид
с задержкой умственного развития или его поведение негативно
влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются
от общения и дети с ограниченными возможностями практически
не имеют полноценных социальных контактов, достаточного круга
общения, особенно со здоровыми сверстниками.

Любой жизненный кризис,
является ступенькой в развитии человека. Здесь он может проявить
свою моральную и физическую силу, может выйти победителем или же
наоборот надолго «застрять» в своих переживаниях,
без каких-либо попыток рационального решения насущной проблемы.

Существуют различные
классификации кризисов семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями, основанных на различных признаках.

Мне хотелось бы
остановиться более подробно на классификации, связанной с моментом
узнавания родителями о проблемах с их ребенком. Поскольку,
на мой взгляд, это очень важный и один из ответственных периодов
семьи. На этом этапе семья вырабатывает свою стратегию отношения
к данной проблеме и строит свою линию поведения на будущее.
Условно можно выделить четыре кризиса.

Первый кризис. Когда
родители узнают в первые часы или дни после рождения ребёнка,
что их ребёнок — инвалид, и тогда вместо радости,
родителей ожидает огромное горе и непонимание происходящего.

Американский психиатр
Ребекка Вулис типичными реакциями считает отрицание, печаль, гнев.
Первая реакция — шок и отрицание. Затем наступает
глубокая печаль и ощущения беспомощности, из-за невозможности
повлиять на само заболевание, далее рождается гнев и разочарование.

И только после этого
происходит реальное осознание этого факта и начало
социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной
принятием дефекта, установлением адекватных отношений со
специалистами и достаточно разумным следованием их
рекомендациям. [2, с.25]

Второй кризис. О том,
что ребенок — нетипичный, родители могут узнать в первые
три года его жизни или на психологическом обследовании на
медико-педагогической комиссии при поступлении в школу. Это
известие для родных и близких становится тяжелым ударом. Ведь
они не замечали явных отставаний в развитии ребенка, и вот
страшный приговор о том, что ребенок не сможет учиться
в общеобразовательной школе, а иногда и во
вспомогательной.

Третий кризис, когда
в подростковом периоде переживается психофизиологический
и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным
и неравномерным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой
и половой систем, стремлением к общению со сверстниками
и самоутверждению, активно формируются самооценка
и самосознание. [4, с. 11]

В этот сложный для него
период ребенок постепенно осознает, что он — инвалид.
К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом,
добавляется и кризис «середины жизни» родителей,
кризис сорокалетнего возраста супругов.

Четвёртый кризисный
период — период юношества, когда остро встают вопросы по
формированию дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов
получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители
все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.

Из всего вышесказанного
можно сделать вывод о том, что в кризисные периоды жизни
таких семей, им особенна, необходима внутрисемейная сплоченность,
адекватное понимание проблемы ими самими и, безусловно, социальная
поддержка государства, а также чуткое отношение окружающих.

Литература:

  1. Антонов, А. И. Семья —
    какая она и куда движется / А. И. Антонов // Семья
    в России. — 2009. — № 2 –С.
    30- 53.

  2. Василькова, Т.А Социальная
    поддержка детей с ОВ / Т. А. Василькова. —
    М.: Наука, 2000. — 98с.

  3. Майерс, Д. Социальная
    психология. 6-е изд., перераб. и доп. / Д. Майерс. —
    СПб.: Питер, 2003. — 752с.

  4. Олиференко,
    Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы
    риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга,
    И. Ф. Дементьева — М.: Мысль, 2006. —
    190с.

  5. Рубинштейн, С. Л. Основы
    общей психологии / С. Л. Рубинштейн — СПб.:
    Питер, 2001. — 866 с.

Источник

Семья обычно не характеризуется постоянством, с течением времени в ней происходят изменения (изменяется состав, физический и психологический возраст и др). Подобные изменения, происходящие в семье на всем протяжении ее существования, обозначаются понятием «жизненный цикл семьи». Отметим, что в первую очередь оно применяется для описания основных и важных событий в семье. Между событиями существует расстояние, которое называют стадией или фазой. В каждой стадии цикла можно выделить задачи развития семьи. Задачи развития — это требования, предъявляемые обществом, которые семья должна соблюдать для её успешного развития и становления. Цикл, как правило, состоит из семи стадий, в каждой, из которой вид жизнедеятельности семьи относительно стабилен: вступление в брак, рождение детей, забота о них, постродительский период (стадия пустевшего гнезда), осознание и принятие старости. Жизненный цикл в семьях с ребенком с ОВЗ имеет свою специфику. Эмоциональная жизнь семей, в которых рождается ребенок с отклонениями в развитии, по сравнению с семьей, воспитывающей ребенка с нормативным развитием, характеризуется переживанием ряда специфических фаз:

Первая фаза — «ток» характеризуется состоянием потерянности и шока. Родители оказываются не в состоянии принять случившееся, и первое время пребывают в страхе перед будущим.

Вторая фаза — «отрицание». В данной фазе родители отрицают дефект. Подобное отрицание является психологической защитной функцией, которая направлена на желание сохранить некую надежду на лучшее. Родители понимают, что возникшая ситуация может в корне изменить их привычную жизнь.

Третья фаза — «хроническая печаль». В третьей фазе состояние родителей характеризуется как депрессивное. Это связано с реальным осознанием возникшей ситуации. Данная фаза носит название «хроническая печаль». Такое состояние является результатом непредвиденной зависимости родителей от особых потребностей ребенка, вследствие отсутствия у него положительной динамики в психическом или физическом развитии.

Четвертая фаза — «зрелая адаптация». Спустя некое время после осознания неполноценности ребенка, родители постепенно начинают адаптироваться к новым и непривычным для них условиям жизни. Осуществляется переход от депрессивного состояния к готовности активно решать возникающие проблемы, взаимодействовать с окружающим миром.

Итак, тип и характер воспитания влияет на формирование личности ребенка. Так, воспитание, характеризующееся теплыми отношениями, при сильном ограничении свободы формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия особенных детей формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого. Неприятие и безграничная свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения. Теплые же отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие. Таким образом, мы видим, что существует тесная связь между неадекватными формами воспитания в семье и развитием психологических и эмоциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача специалистов, которые работают с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, состоит в коррекции последствий дисгармоничного воспитания ребенка и оказании помощи родителям по его оптимизации.

Источник

Голюся Хисамова
Особенности воспитания детей с ОВЗ в семье

Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Большое значение по данному вопросу имеют правовые принципы, заложенные в Конвенции о правах ребенка, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской федерации».

В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. Дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных учреждениях и при этом большая их часть не готова соответствовать предъявляемым требованиям и быть успешными в образовательном процессе.

Л. С. Выготский выдвигает положение о том, что «ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитый, чем его нормальные сверстники, но иначе развитый».

Специфика состояния психического здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется в первую очередь недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, недоразвитием познавательной деятельности при дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.

Ребенок начинает восприниматься, как носитель иных, не свойственных данной семье качеств («Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой»)». Если ребёнок умственно отсталый, то родители даже боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. В поведении родителей, воспитывающих проблемных детей, наблюдается ряд типичных особенностей: не умеют производить совместную деятельность; неэмоциональный характер сотрудничества; неадекватность родительской позиции; неадекватный стиль воспитания; недостаточность общения с ребенком; низкая социальная активность.

Доминирующим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья, является гиперопека. Этот тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной ему преданности.

Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности их пространственной ориентировки детей. Дети привыкают к тому, что им постоянно оказывают помощь в передвижении, они привыкают делать либо с помощью взрослого, либо вообще не делать. В связи с этим, у детей с проблемами зрения развиваются эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких.

Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе.

Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера.

Выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения:

1. Принятие ребенка и его дефекта. Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.

2. Реакция отрицания. Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У ребенка могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь. Ребёнок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость.

4. Скрытое отречение. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Следует отметить, что появление в семье больного всегда изменяет сложившуюся структуру семейных отношений.

Структура проблемной семьи,имеющей ребенка с ОВЗ:

Супружеская модель МУЖ-ЖЕНА — супружеские отношения либо разрушаются, исчезают близость и любовь; либо остаются на уровне «отец-мать»;

Родительская модель ОТЕЦ-МАТЬ — образуется модель отношений: мать – больной с ОВЗ; отец отдаляется и объединяется со здоровым ребёнком;

Детская система ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК-БОЛЬНОЙ РЕБЁНОК — каждый родитель объединяется только с одним ребёнком, дети друг с другом не контактируют, часто здоровый ребёнок стыдится больного и не поддерживают никаких с ним отношений.

Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. В семье происходят различные циклы жизненного развития. Только преодолевая трудности, семья может успешно развиваться дальше и становиться все более высокоорганизованной и сплочённой.

Развитие обычной семьиразделяется на следующие циклы: брак, рождение детей, поступление в школу, подростковый возраст, выход в жизнь подросших детей, постродительский период (стадия пустого гнезда, старение.

Семья с ребенком с ОВЗ имеет своё специфичное развитие.

Фаза «Негативизм»: в семье рождается ребёнок с ОВЗ и семья переживает состояние растерянности и шока. Родители не могут принять случившийся факт. Возникает чувство вины, собственной неполноценности, негативизм и отрицание поставленного диагноза.

Следующая фаза развития семьи «Отрицание»: это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги, иногда семья отказывается от необходимых обследований.

Третья фаза «Хроническая печаль».

Четвертая фаза «Зрелая адаптация»: родители реально оценивают жизненную ситуацию, руководствуются интересами самого ребенка, устанавливают необходимые контакты со специалистами.

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Мужчина обеспечивает экономическую базу семьи. Его жизнь не подвергается большим изменениям. Больше происходит воздействие стресса на женщину. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Это испытание оказывает также деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Довольно часто это заканчивается разводом семьи. Неполные семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, составляют от 30 до 40%.

У детей с психофизическими нарушениями конституциональные особенности усиливаются из-за наличия дефекта. У слепых в личностном общении доминирует неуверенность, робость, тревога. Лишь у некоторых детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами.

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются девиации в личностном развитии, по причине использования родителями неправильные модели воспитания.

Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития. Противоречивое воспитание. Ребенок с особенностями в развитии вызывает у членов семьи разногласия в воспитании. Родители пытаются быть более строгими и требовательными, а одновременно бабушка и дедушка занимают более мягкую позицию и разрешают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка нет адекватной оценки своего поведения, своих поступков, возможностей и качеств. Ребёнок учится хитрить и «лавировать» между взрослыми. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Это приводит к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или близкие постоянно возлагают на ребенка обязанности и ответственность, с которой ребенку трудно справиться. У ребенка возникает заниженная самооценка.

Авторитарная гиперсоциализация. Это проявляется, когда родители имеют высокий социальный статус. Они переоценивают возможности своего ребенка. Воспитание в «культе» болезни. Родители относятся к ребенку как к больному. При таком отношении у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, даже перед простой простудой.

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такая материнская «слепая» любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.

Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Гипоопека. Это встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков). Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом.

Прежде всего самое лучшее, что возможно в данном случае – это сотрудничество педагога с родителями и всей семьёй. Побуждать родителей на восстановление супружеских отношений, на психологическое «возвращение» дистанцированного отца и менять позицию коалиции «мать — больной ребенок» как симбиотического слияния на дружеское взаимодействие.

Нужно стремиться привлекать семью в жизнь группы, в общение с другими членами коллектива группы, детского сада. В процессе общения будет происходить обмен мнений, информаций, родительским опытом. Родители, принимая участие в различных мероприятиях, видят положительный опыт успешной интеграции других детей в социум, их умение свободно и безбоязненно передвигаться в пространстве. Всё это будет побуждать стремиться в воспитании их детей применять успешный опыт и приёмы по воспитанию самостоятельности и ответственности детей.

Источник