Периоды развития ребенка по леонтьеву

Периоды развития ребенка по леонтьеву thumbnail
МегаПредмет



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра педагогики и специального образования

Контрольная работа на тему:

«Периодизация развития речи ребенка по А.А.Леонтьеву характеристика преддошкольного этапа развития речи ребенка»

Работу выполнила:

Красная Анна Дмитриевна, студентка 1

Курса 5 группы заочной формы обучения

Факультета Педагогики и психологии

Направление подготовки 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия»)

Проверил: Старший преподаватель, кандидат педагогических наук

Моругина Валерия Валерьевна

Шуя,2016

Введение

Данная контрольная работа направлена на теоретическое изучение вопроса периодизации развития речи ребенка, а именно на преддошкольный этап развития. Я выбрала эту тему, поскольку наиболее интенсивно развивающейся функцией в преддошкольном возрасте является речь. И ее развитие на этом этапе перестраивает все психические процессы ребенка.

Овладение языком – длительный, многоступенчатый процесс развития

языковой способности, когда в результате переработки и упорядочения

речевого опыта у ребенка складывается несколько последовательно

сменяющих друг друга временных языковых систем, соответствующих

уровню его когнитивного развития и обеспечивающих реализацию его

коммуникативных потребностей. Эти временные языковые системы

формируют в совокупности некоторые этапы освоения языка. Установление

этих этапов – важная задача лингвистики детской речи.

В литературе имеются описания этапов речевого онтогенеза,

выделенных с разных позиций, однако, подробная периодизация речевого

развития ребенка, учитывающая все составляющие языковой способности,

пока не создана. При любой периодизации неразрешимой является проблема

определения временных границ этапов, так как эти границы нерезкие,

значительны индивидуальные колебания, а также имеет место акселерация,

т. е. сдвиг возрастных характеристик детской речи «вниз», поэтому все

указания на возраст являются приблизительными. Кроме того, хотя привязка

определенного этапа к возрасту и важна, например, для определения границ

нормы и патологии в речевом развитии ребенка, более значимым является

определение последовательности этапов, порядка появления тех или иных

характеристик детской речи.

Периодизация по А.А.Леонтьеву.

А.А. Леонтьев в своей психолингвистической концепции «речевого онтогенеза» опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов XIX–XX столетий – В. Гумбольдта, P.O. Якобсона, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева и др. Одним из основополагающих концептуальных положений АА Леонтьев приводит следующее утверждение В. Гумбольдта: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением».

Формирование речевой деятельности (и соответственно усвоение системы родного языка) в онтогенезе, в концепции «речевого онтогенеза» АА Леонтьева, подразделяется на ряд последовательных периодов, или «стадий»:

1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года);

2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящим взрослым и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес.— 10—15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Источник

А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи у детей:

  • 1-й – подготовительный — до одного года;
  • 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения язы­ком — до 3 лет;
  • 3-й – дошкольный — до 7 лет;
  • 4-й – школьный – от 7 до 17 лет.

 Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

 Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

 Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается? С момента рождения у ребенка появляются голосовые реак­ции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков чело­веческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

 Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего — перестает плакать, прислушива­ется, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начи­нает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на лас­ковую — оживляется, на резкую — плачет.

 Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

 С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуля­ционные движения губ и пытается подражать. Многократное повто­рение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

 С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

 В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает посте­пенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.

 Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звуко­сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воз­действия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образова­нию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

 В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

 С 10 — 11 мес. появляются реакции на сами слова (уже неза­висимо от ситуации и интонации говорящего).

 В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

 К концу первого года жизни появляются первые слова.

 Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготови­тельный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

 Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папапришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. может означать

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

 На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним сло­вом. Потом — примитивными фразами без согласования (“Мама, пить мамуле Тата” — Мама, дай Тате попить молока). Далее посте­пеннопоявляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

 К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

 Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты про­изношения свистящих, шипящих, сонорных звуков “р” и “л”, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

 На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более раз­вивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными сло­вами, формируется фонематическое восприятие.

 В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 лет достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки “леять”, вместо лопатка “копатка” и т.п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о “чувстве языка”. Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Источник

Периоды развития ребенка по леонтьеву

ТОП 10:

Периодизация развития личности А.Н. Леонтьева основана на выделении ведущего для каждого возрастного периода вида деятельности. 1) младенчество 0-1 год — ведущий вид деятельности — непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого, физиологическое отправление. Способность активно реагировать на эмоциональные стимулы; 2) раннее детство 1-3 года ведущий вид деятельности – предметная деятельность. Потребность в ориентировке, речь, система «Я»; 3) дошкольное детство 3-7 лет — ведущий вид деятельности – игра; 4) школьный возраст 7-12 лет ведущий вид деятельности – учение; 5) подростковый возраст 12-15 лет ведущий вид деятельности – общественно полезная деятельность и общение со сверстниками. Способность к идентификации; 6) юношеский возраст 15-17 лет ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность. Потребность в профессиональном самоопределении.

По Фрейду, становление личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является энергия – либидо. В разные возрастные периоды развития она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определённые черты личности. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития: 1. Оральная стадия (0 – 1 года) — Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких пороков, как курение, гурманство, словесная агрессивность и т.п., а иногда к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения. 2. Анальная стадия (1 – 2 года) — Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление «все сберечь для себя»), чрезмерная чистоплотность (стремление убирать все грязное) или упрямство (систематическое сопротивление или отказ делать то, что ожидают другие). 3. Фаллическая стадия (2 – 5 лет). На этой стадии ребёнок изучает различия мальчиков и девочек; происходит становление Эдипова комплекса и комплекса Электры. Эти комплексы характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок рассматривает как соперника. Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентации. 4. Латентный период (6 – 11 лет) — Характеризуется заметным снижением активности и интереса, связанного с сексом, – на первый план выдвигается школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу. 5. Генитальная стадия (начинается при половом созревании) — Подростки обоего пола все больше ориентируют свой поиск полового удовлетворения на других людей, как правило, противоположного пола.

Стадии психического развития описываются Эриксоном с точки зрения полярных черт личности, которые приобретает в этот период времени человек. Переход от одной формы эго-идентичности к другой (от одной стадии к другой) вызывает кризисы идентичности. Однако, по Эриксону, кризисы – это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой.

1-я стадия – младенчество. Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 2-я стадия — раннее детство. Связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности. 3-я стадия — 3-5 лет. Ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. 4-я стадия — младший школьный возраст. Ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. 5-я стадия — подростковый возраст. Формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. 6-я стадия – молодость. Для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. 8-я стадия — после 50 лет. Происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Познавательные процессы.

Познавательные процессы — Психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации, однако к чисто познавательным относятся: 1. Ощущения — позволяют нам чувствовать конкретные явления и предметы вокруг нас. Если человек не сможет ощущать окружающий мир, то не сможет сделать практически ничего. Ощущения могут быть зрительными, вкусовыми, осязательными, слуховыми, обонятельными, вибрационными. Это лишь их небольшая часть. На основе ощущений и смогло возникнуть восприятие. 2. Восприятие является отражением предметов, когда они прямо воздействуют на нашу чувствительность. Этот процесс тесно взаимодействует с другими, например — речью, мышлением, вниманием, памятью. Восприятие является процессом познания, сложной системой, при помощи которой личность имеет возможность ориентироваться в мире и обществе. Очень важной частью является способность двигать, например, глазами, веками, руками, языком. 3. Память является системой запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта при прошедшем временном участке. Память обеспечивает целостность личности. Большинство таких процессов просто не могут существовать без памяти. Память подразделяется на основные процессы – узнать, запомнить, сохранить, воспроизвести, забыть. 4. Мышление является познавательным процессом, который осуществляет главную функцию. Психология познавательных процессов рассматривает мышление как возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи других познавательных процессов. 5. Воображение является процессом, при котором действительность может отражаться благодаря творению новых представлений, которые мы получили в прошлом. При этом человек способен создавать образы, идеи и представления, манипулировать ими. Фантазия является разновидностью воображения. 6. Речь является процессом общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка, а также, воспринимать и понимать языковые конструкции. Речь является формой существования человеческого языка.

Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.



Источник