Периоды развития ребенка их характеристики кратко

Периоды развития ребенка их характеристики кратко thumbnail

Организм ребенка все время находится
в процессе роста и развития, которые
происходят непрерывно в определенной
закономерной последовательности. С
момента рождения ребенок проходит через
определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни
свойственны определенные
анатомо-физиологические особенности,
совокупность которых накладывает
отпечаток на реактивные свойства и
сопротивляемость организма. Этим
объясняется и своеобразие патологии и
течения тех или иных заболеваний у детей
различных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные
особенности ребенка сами собой
обусловливают развитие у него болезни.
Если условия окружающей среды,
температурный режим, питание, уход,
пребывание на свежем воздухе и др.
соответствуют требованиям, предъявляемым
организмом новорожденного или грудного
ребенка, то этим создаются предпосылки
для правильного его роста, развития и
предохранения от заболеваний. И, наоборот,
неблагоприятные условия среды отрицательно
сказываются на здоровье ребенка. Даже
небольшие погрешности в уходе, питании,
температурном режиме могут неблагоприятно
повлиять на здоровье ребенка, в особенности
новорожденного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических
целей является схема Н. П. Гундобина,
согласно которой весь детский возраст
подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1—
фаза эмбрионального развития (эмбрион),
2— фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший
ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный
возраст (старший ясельный возраст), 2—
дошкольный возраст (период посещения
детского сада) .

V. Период отрочества (младший школьный
возраст).

VI. Период полового созревания (старший
школьный возраст).

В скобках отмечены изменения, которые
внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести
четкие грани между указанными периодами
довольно трудно. Однако им удобно
пользоваться при изучении физиологических
и патологических состояний ребенка, а
также для практических лечебно-профилактических
целей.

Период внутриутробного развития длится
с момента имплантации оплодотворенного
яйца до момента родов. Первые 3 мес
беременности являются критическим
периодом в развитии плода, так как именно
в это время происходит закладка органов
и тканей и формирование плаценты.
Изучение особенностей ребенка и его
охрана должны начинаться именно с этого
периода. От правильного течения
беременности в значительной мере зависит
большая или меньшая полноценность
ребенка, так как определенные хронические
и острые инфекции, интоксикации,
профессиональные вредности, испытываемые
матерью, могут отражаться на состоянии
плода. Отсюда ясно вытекает необходимость
тщательного изучения состояния здоровья
родителей, течение беременности и
создания для беременных наилучших
условий. Наиболее характерной особенностью
внутриутробного развития является
быстрый рост плода и питание его за счет
материнского организма.

Период новорожденности продолжается
3—4 нед после рождения. В конце 1-го или
в начале 2-го месяца ребенок вступает
постепенно в третий — грудной — период.
В период новорожденности ребенок
приспосабливается к новым для него
условиям внеутробной жизни. Для этого
периода наиболее характерна незрелость
всех систем и органов, особенно центральной
нервной системы, что выражается в
своеобразном отношении к окружающей
среде, в автоматических некоординированных
движениях, в своеобразии реактивности
организма. Учитывая это, становится
понятной и недостаточная приспособленность
его к внешним условиям. К особенностям
периода новорожденности можно отнести
ряд функциональных сдвигов, стоящих на
грани с патологией, которые будут описаны
ниже.

Все это обусловливает особую ранимость
ребенка в данный период жизни, что
требует наиболее тщательного ухода,
соответствующих гигиенических условий,
правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка
выявляются врожденные пороки развития
отдельных систем и органов, последствия
родового акта (например, расстройства
кровообращения мозга) и внутриутробной
асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы
и параличи, гемолитическая болезнь
новорожденных, токсоплаз-моз, некоторые
вирусные заболевания (например, краснуха,
грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны
кокковые инфекции, против которых
новорожденный беззащитен, а возможность
внесения инфекции легка — через пуповину,
пупочную ранку, легко ранимую кожу.
Вследствие этого сравнительно часто
наблюдаются пиодермии, воспаление
пупка, сепсис (заражение может произойти
внутриутробно, во время родов и после
родов). Своеобразно и тяжело протекает
у новорожденных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода
новорожденное™ до 12 мес. Для детей этого
возраста особенно характерны быстрые
темпы увеличения роста, массы, интенсивный
обмен веществ. Так, к концу 1-го года
жизни масса тела ребенка утраивается
по сравнению с первоначальной и рост
увеличивается на 25 см. В этот период
совершенствуется центральная нервная
система, появляются двигательные навыки
в виде координированной реакции рук,
сидения, ползания, стояния, а у некоторых
детей даже хождения, появляются также
зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно
большая потребность в пище. Учитывая
незаконченное развитие пищеварительных
органов и несколько ограниченную функцию
их, особое внимание должно быть уделено
грудному вскармливанию.

В этом возрасте у детей нередко могут
наблюдаться заболевания желудочно-кишечного
тракта (диспепсия, дизентерия,
колиэнтериты), рахит, спазмофилия,
различные диатезы, хронические
расстройства питания и пищеварения,
заболевания органов дыхания, особенно
пневмонии, респираторные заболевания.
Острые детские инфекционные болезни
(корь, коклюш и др.) сравнительно редко
наблюдаются у детей грудного возраста.
Однако при заражении инфекционными
болезнями дети грудного возраста
переносят их тяжело, отличительной
особенностью течения этих болезней
является преобладание общих признаков
и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте
возможно проявление врожденного сифилиса
и туберкулеза, хотя и то, и другое
заболевание в настоящее время встречается
относительно редко. У детей грудного
возраста первичное инфицирование
туберкулезом может перейти в заболевание
туберкулезом.

Следующий период детства — период
молочных зубов — охватывает возраст
от 1 года до 6—7 лет. В этом периоде
выделяют два подпериода: преддошкольный
(старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и
дошкольный — от 4 до 7 лет.

Преддошкольный возраст у детей
характеризуется совершенствованием
пищеварительной системы, двигательных
навыков, речи и психики. В этом возрасте
ребенок очень подвижен, любознателен,
он, находясь среди взрослых и детей,
активно знакомится с окружающей средой.
Основной формой развития является игра.
Особенно важны для этого возраста
устранение гигиенических недочетов в
воспитании и правильный режим в связи
с повышенной чувствительностью ребенка
к неблагоприятным влияниям окружающей
среды.

Дети преддошкольного возраста наиболее
восприимчивы к таким инфекционным
заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная
оспа, дизентерия, вирусный гепатит,
грипп, острые респираторные заболевания,
скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты
заболевания желудочно-кишечного тракта.
Туберкулез у детей этого возраста
проявляется в виде туберкулезной
интоксикации, которая только при
неблагоприятных бытовых условиях,
плохом питании ослаблении организма в
связи с каким-либо заболеванием может
перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка
укрепляется, развивается, крепнет
мускулатура, продолжается развитие
скелета, ребенок переходит на режим
питания взрослого. К концу дошкольного
периода начинается смена молочных
зубов. Ребенок все теснее соприкасается
с бытом взрослых, которые оказывают на
него большое влияние. В этом возрасте
легко возникают травмы, так как дети
очень любознательны, но у них отсутствует
опыт, а надзор со стороны взрослых
нередко недостаточен. Правильная
организация среды в детском коллективе,
введение в процесс игры элементов
коллективности и трудового воспитания
являются наилучшей профилактикой
возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития
ребенок к концу этого периода должен
быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется
по сравнению с предыдущим возрастом.
Постепенно совершенствуются все
функциональные возможности детского
организма, но все же он продолжает
отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при
заболеваниях отдельных органов
уменьшается. Частота острых детских
инфекций остается высокой вследствие
частого контакта с окружающими. Однако
детские инфекции в этом возрасте
протекают легче и дают меньше тяжелых
осложнений. Частота инфици-рования
туберкулезом возрастает. В этом периоде
детства могут проявляться различные
формы эндокринных расстройств, У детей
младшего школьного возраста (7— 11 лет)
многие системы и органы продолжают
совершенствоваться и достигают полного
функционального развития. Заканчивается
развитие костного скелета, усиленно
развивается и укрепляется мышечная
система. Этот период характеризуется
также бурным развитием мышления, письма
и тонких координированных движений.
Молочные зубы сменяются постоянными.
Ребенок из условий домашней среды или
детского сада переходит в условия
школьной жизни, овладевает необходимыми
трудовыми навыками. Взаимоотношения с
внешним миром становятся все более
сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста
еще большое значение имеют острые
инфекции, но они уже наблюдаются реже
и течение их значительно легче. У детей
этого возраста довольно часто наблюдается
ревматизм. Туберкулез может протекать
в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12—18 лет)
характеризуется значительной перестройкой
эндокринного аппарата, усилением функции
половых желез, щитовидной железы,
гипофиза, вследствие чего может нарушаться
функциональное равновесие именно этих
желез у детей и подростков с проявлением
эндокринопатии. Время наступления
периода полового созревания значительно
колеблется в зависимости от пола и
индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и
начинает выявляться -интеллектуальный
облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по
характеру своего течения приближаются
к таковым у взрослых. Туберкулез может
давать вспышки и обострения. Выявляются
лобарные или сегментарные формы
пневмонии. У детей в период полового
созревания отмечаются функциональные
расстройства сердечно-сосудистой
системы, неровности в поведении,
угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных
условий развития с одновременным
укреплением организма занятиями спортом
в разумных пределах можно полностью
предупредить возникновение патологических
состояний и обеспечить гармоничное
развитие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими
поликлиниками, а старше 15 лет —
подростковыми кабинетами поликлиник
для взрослых. В то же время медицинская
сестра и врач школы обслуживают детей
и подростков от 7 до 17—18 лет.

Особенности организма ребенка в различные
возрастные периоды являются основанием
к организации дифференцированного
режима дня, питания, проведения
воспитательных мероприятий и т. д.

Возрастные особенности организма
ребенка обусловливают и возрастную
реакцию организма на заболевания. Так,
один и тот же микробный возбудитель
вызывает неодинаковые формы заболевания,
различное течение болезни и нередко
различный исход у детей в разные
возрастные периоды и при различных
условиях окружающей среды.

Источник

Периоды развития ребенка их характеристики краткоЕсли кратко излагать характеристику каждого детского возраста, в первую очередь стоит делать акцент на анатомо-физиологических особенностях ребенка на том или ином этапе развития. Если у новорожденных младенцев иммунитет практически отсутствует, то уже у дошколят и тем более подростков адаптивные системы организма работают более четко, а потому, риск заболеваемости хотя и высок, но дети в этом возрасте с болезнями справляются уже легче.

Основные этапы детского возраста

Детский возраст делится на три неравных по продолжительности, но одинаково важных по значению периода: внутриутробный, интранатальный (во время родов) и внеутробный, который состоит, в свою очередь, из отдельных периодов.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого происходит развитие основных функций органов и систем. В педиатрии принято выделять шесть основных периодов детского возраста, эти этапы делятся на:

1. Период новорожденности длится с момента появления на свет до 28 дней. Перед младенцем стоит трудная, но вполне посильная задача — адаптироваться в новом для него мире. Природа наделила его хорошей адаптационной способностью, а мама должна помочь ему приспособиться к условиям внешней среды.

2. Такой период детского возраста, как грудной, определяется длительностью грудного вскармливания и теоретически продолжается до 1 года, хотя некоторые женщины отнимают ребенка от груди практически с рождения, а другие кормят до 2-3 лет. К концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить.

3. Ранний. Этот детский возрастной период длится от возраста 1 года до 3 лет. К году ребенок обычно знает 10-15 слов, к трем годам уже разговаривает фразами, начинает различать цвета, учится рисовать, у него совершенствуется координация.

4. Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. Ребенок начинает осознавать себя личностью, что определяет особенности его поведения. Совершенствуются координация и двигательная функция, в том числе и мелкая моторика рук, что очень важно для подготовки к школе.

5. Младший школьный возраст—от 7 до 12 лет. Особенность этого периода детского возраста заключается в том, что ребенок начинает получать теоретические и практические знания: осваивает школьную программу, учится взаимоотношению с ровесниками и взрослыми людьми, осваивает навыки общения в коллективе, выбирая роль лидера или оставаясь в тени.

6. Подростковый, пубертатный, или период полового созревания — длится от 12 до 18 лет. Если кратко характеризовать этот период детского возраста, то его можно назвать самым сложным в развитии личности. Он сопровождается бурными гормональными процессами и окончательным формированием центральной нервной системы.

Краткая характеристика периодов детского возраста

Особенности каждого периода детского возраста определяются различными анатомо-физиологические характеристиками в данный период. От них зависит состояние иммунитета, появление той или иной патологии и характер течения различных заболеваний.

Период новорожденности, в течение которого ребенок адаптируется к новым условиям жизни, характеризуется наиболее высоким уровнем смертности, что свидетельствует о недостаточности защитных сил и незрелости центральной нервной системы. В этот период на первый план выступают заболевания, связанные с врожденными уродствами, дефектами развития, родовыми травмами, асфиксией во время родов. Только в этом возрасте встречаются болезни пупочной ранки, которые могут привести к сепсису. Физиологическая желтуха новорожденного, эритема и пузырчатка новорожденных, физиологическая убыль веса — эти состояния встречаются только в период новорожденности.

Самые частые болезни у детей грудного возраста — заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. Груднички также подвержены экссудативному диатезу и рахиту. А вот острые инфекционные заболевания: корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, дифтерия — обходят малыша стороной. Во-первых, его защищают материнские антитела, циркулирующие в кровяном русле, а во-вторых, недостаточное развитие коры головного мозга делает организм нечувствительным к возбудителям и их токсинам, и младенец просто не замечает агрессоров, игнорируя их атаки.

Дети раннего и дошкольного возраста наиболее подвержены инфекционным заболеваниям, чему способствуют многочисленные контакты в детских учреждениях и при посещении массовых мероприятий. Довольно часто дети переносят заболевания желудочно-кишечного тракта из-за повышенной подвижности, любознательности и несоблюдения правил личной гигиены.

Каждая мама должна знать особенности организма малыша, иметь представление о характеристике определенного периода детского возраста и создавать наилучшие условия для его всестороннего развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Сейчас мы остановимся подробно на двух особенно важных периодах детства, во время которых закладывается основа будущего здоровья. Педиатры говорят, что самое ответственное время в жизни ребенка — это первая неделя, первый месяц и первый год, когда от матери и здравоохранения требуется повышенное внимание к его здоровью.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Оцените тему статьи

Будем очень признательны,если оставите свою оценку

Loading…

Источник

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.характеристика основных периодов роста и развития ребенка

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление характеристика основных периодов роста и развития ребенкао мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить егохарактеристика основных периодов роста и развития ребенка органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

  • Правильное питание

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В такиххарактеристика основных периодов роста и развития ребенка малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

  • Курение

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

  • Лекарства

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, характеристика основных периодов роста и развития ребенкасоздавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

  • передхарактеристика основных периодов роста и развития ребенка тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
  • в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
  • чистая одежда, одноразовые подгузники;
  • обязательно купайте его под проточной водой;
  • смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

  1. Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
  2. Использует более 20 видов характеристика основных периодов роста и развития ребенкаплача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
  3. Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
  4. Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
  5. С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
  6. С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
  7. К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
  8. Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:

  • прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
  • прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
  • многие дети в 12 характеристика основных периодов роста и развития ребенкамесяцев уже делают первые шаги;
  • умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
  • пропали все рефлексы новорожденных;
  • прорезались зубки;
  • ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).

В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для характеристика основных периодов роста и развития ребенкаактивного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная характеристика основных периодов роста и развития ребенкаличность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:характеристика основных периодов роста и развития ребенка

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец характеристика основных периодов роста и развития ребенкадошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение. характеристика основных периодов роста и развития ребенкаРебенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть характеристика основных периодов роста и развития ребенкараньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, характеристика основных периодов роста и развития ребенкахочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Источник