Периоды развития ребенка и его особенности

Периоды развития ребенка и его особенности thumbnail

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник

В постнатальном
онтогенезе выделяют четыре критических
периода: 1-й месяц жизни,
3 года,
7 лет и
12-16 лет. В
эти периоды происходят существенные
изменения в морфофункциональной
зрелости организма. В течение 1-го месяца
жизни ребенка по своей «критичности»
особенно выделяются первые минуты 1-го
дня жизни. В момент рождения начинается
новый отсчет времени и условий развития
организма. Меняется среда обитания:
водная
— на
воздушную, начинают действовать силы
гравитации: до рождения плод, находясь
в жидкой среде, был как бы в невесомости.
Ребенок впервые в жизни получает
«глоток» воздуха
— начинается
газообмен организма с окружающей средой
не посредством плаценты, а через легкие.
Резко изменяется кровообращение:
последовательно к большому кругу
подключается малый круг кровообращения,
происходят и другие изменения. К
завершению 3-го года жизни малыш
самостоятельно передвигается в
окружающей среде, с минимальной помощью
одевается. В это время бурно развивается
его речевое общение с родителями и
сверстниками. В возрасте
7 лет
ребенок обычно идет в школу. Развитие
центральной нервной системы, анализаторов,
мышечной системы, мышление достигают
нового уровня. В этом возрасте наблюдается
пик активности гипофизарно-надпочечниковой
системы. Критический период
— возраст
от
12 до 16
лет

характеризуется ярко выраженными
гормональными сдвигами: происходят
половое созревание и связанное с ним
изменение физического и умственного
развития.

Достаточно полно
критические периоды в развитии организма
учтены в классификации Н.П.Гундобина,
которую мы приводим с некоторыми
изменениями и дополнениями.

А. Внутриутробный
(антенатальный) онтогенез.

1.
Эмбриональный период (эмбрион до
2 мес).

2.
Фетальный период (плод от
2 до
9 мес).

Б. Внеутробный
(постнатальный) онтогенез.

1.
Период новорожденности (неонатальный
период
— от рождения
до
1 мес).

2.
Грудной возраст (от
1 мес до
1 года).

3.
Ясельный период (от
1 года до
3 лет).

4.
Дошкольный период (от
3 до
7 лет).

5.
Младший школьный период: у мальчиков
— от
7 до
13 лет, у
девочек
— от
7 до
11 лет.

6.
Подростковый возраст (пубертатный
период): у мальчиков
— от
13 до
17 лет, у
девочек
— от
11 до
15 лет.

Глава 1регулирующие системы организма и их взаимодействие

Регуляция функций
органов

это
изменение интенсивности их работы для
достижения полезного результата
согласно потребностям организма в
различных условиях его жизнедеятельности.
Классифицировать регуляцию целесообразно
по двум основным признакам: механизму
ее осуществления (три механизма: нервный,
гуморальный и миогенный) и времени ее
включения относительно момента изменения
величины регулируемой константы
организма. Выделяют два типа регуляции:
по отклонению и по опережению (см. раздел
1.6).

Регуляция
осуществляется согласно нескольким
принципам, основными из которых являются
принцип саморегуляции и системный
принцип (см. раздел
1.5). Наиболее
общий из них
— принцип
саморегуляции, который включает в себя
все остальные.
Принцип саморегуляции

заключается в том, что организм с помощью
собственных механизмов изменяет
интенсивность функционирования органов
и систем согласно своим потребностям
в различных условиях жизнедеятельности.
Так, при беге активируется деятельность
ЦНС, мышечной, дыхательной и
сердечно-сосудистой систем. В покое их
активность значительно уменьшается.

Соседние файлы в папке Нейрофизиология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Периоды развития ребенка и его особенностиЕсли кратко излагать характеристику каждого детского возраста, в первую очередь стоит делать акцент на анатомо-физиологических особенностях ребенка на том или ином этапе развития. Если у новорожденных младенцев иммунитет практически отсутствует, то уже у дошколят и тем более подростков адаптивные системы организма работают более четко, а потому, риск заболеваемости хотя и высок, но дети в этом возрасте с болезнями справляются уже легче.

Основные этапы детского возраста

Детский возраст делится на три неравных по продолжительности, но одинаково важных по значению периода: внутриутробный, интранатальный (во время родов) и внеутробный, который состоит, в свою очередь, из отдельных периодов.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого происходит развитие основных функций органов и систем. В педиатрии принято выделять шесть основных периодов детского возраста, эти этапы делятся на:

1. Период новорожденности длится с момента появления на свет до 28 дней. Перед младенцем стоит трудная, но вполне посильная задача — адаптироваться в новом для него мире. Природа наделила его хорошей адаптационной способностью, а мама должна помочь ему приспособиться к условиям внешней среды.

2. Такой период детского возраста, как грудной, определяется длительностью грудного вскармливания и теоретически продолжается до 1 года, хотя некоторые женщины отнимают ребенка от груди практически с рождения, а другие кормят до 2-3 лет. К концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить.

3. Ранний. Этот детский возрастной период длится от возраста 1 года до 3 лет. К году ребенок обычно знает 10-15 слов, к трем годам уже разговаривает фразами, начинает различать цвета, учится рисовать, у него совершенствуется координация.

4. Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. Ребенок начинает осознавать себя личностью, что определяет особенности его поведения. Совершенствуются координация и двигательная функция, в том числе и мелкая моторика рук, что очень важно для подготовки к школе.

5. Младший школьный возраст—от 7 до 12 лет. Особенность этого периода детского возраста заключается в том, что ребенок начинает получать теоретические и практические знания: осваивает школьную программу, учится взаимоотношению с ровесниками и взрослыми людьми, осваивает навыки общения в коллективе, выбирая роль лидера или оставаясь в тени.

6. Подростковый, пубертатный, или период полового созревания — длится от 12 до 18 лет. Если кратко характеризовать этот период детского возраста, то его можно назвать самым сложным в развитии личности. Он сопровождается бурными гормональными процессами и окончательным формированием центральной нервной системы.

Краткая характеристика периодов детского возраста

Особенности каждого периода детского возраста определяются различными анатомо-физиологические характеристиками в данный период. От них зависит состояние иммунитета, появление той или иной патологии и характер течения различных заболеваний.

Период новорожденности, в течение которого ребенок адаптируется к новым условиям жизни, характеризуется наиболее высоким уровнем смертности, что свидетельствует о недостаточности защитных сил и незрелости центральной нервной системы. В этот период на первый план выступают заболевания, связанные с врожденными уродствами, дефектами развития, родовыми травмами, асфиксией во время родов. Только в этом возрасте встречаются болезни пупочной ранки, которые могут привести к сепсису. Физиологическая желтуха новорожденного, эритема и пузырчатка новорожденных, физиологическая убыль веса — эти состояния встречаются только в период новорожденности.

Самые частые болезни у детей грудного возраста — заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. Груднички также подвержены экссудативному диатезу и рахиту. А вот острые инфекционные заболевания: корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, дифтерия — обходят малыша стороной. Во-первых, его защищают материнские антитела, циркулирующие в кровяном русле, а во-вторых, недостаточное развитие коры головного мозга делает организм нечувствительным к возбудителям и их токсинам, и младенец просто не замечает агрессоров, игнорируя их атаки.

Дети раннего и дошкольного возраста наиболее подвержены инфекционным заболеваниям, чему способствуют многочисленные контакты в детских учреждениях и при посещении массовых мероприятий. Довольно часто дети переносят заболевания желудочно-кишечного тракта из-за повышенной подвижности, любознательности и несоблюдения правил личной гигиены.

Каждая мама должна знать особенности организма малыша, иметь представление о характеристике определенного периода детского возраста и создавать наилучшие условия для его всестороннего развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Сейчас мы остановимся подробно на двух особенно важных периодах детства, во время которых закладывается основа будущего здоровья. Педиатры говорят, что самое ответственное время в жизни ребенка — это первая неделя, первый месяц и первый год, когда от матери и здравоохранения требуется повышенное внимание к его здоровью.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Оцените тему статьи

Будем очень признательны,если оставите свою оценку

Loading…

Источник

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.характеристика основных периодов роста и развития ребенка

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление характеристика основных периодов роста и развития ребенкао мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить егохарактеристика основных периодов роста и развития ребенка органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

  • Правильное питание

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В такиххарактеристика основных периодов роста и развития ребенка малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

  • Курение

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

  • Лекарства

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, характеристика основных периодов роста и развития ребенкасоздавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

  • передхарактеристика основных периодов роста и развития ребенка тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
  • в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
  • чистая одежда, одноразовые подгузники;
  • обязательно купайте его под проточной водой;
  • смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

  1. Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
  2. Использует более 20 видов характеристика основных периодов роста и развития ребенкаплача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
  3. Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
  4. Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
  5. С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
  6. С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
  7. К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
  8. Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:

  • прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
  • прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
  • многие дети в 12 характеристика основных периодов роста и развития ребенкамесяцев уже делают первые шаги;
  • умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
  • пропали все рефлексы новорожденных;
  • прорезались зубки;
  • ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).

В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для характеристика основных периодов роста и развития ребенкаактивного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная характеристика основных периодов роста и развития ребенкаличность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:характеристика основных периодов роста и развития ребенка

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец характеристика основных периодов роста и развития ребенкадошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение. характеристика основных периодов роста и развития ребенкаРебенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть характеристика основных периодов роста и развития ребенкараньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, характеристика основных периодов роста и развития ребенкахочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Источник