Периодизация развития ребенка по с холлу

Приобретение
установок и трудовых навыков, которые
позволяют
людям стать полноценными работниками,
являются критериями
определения этапов профессионального
пути.

1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ
С РАБОТНИКОМ (от 5 до 10 лет)
.
Дети
идентифицируются со своими работающими
отцами и матерями,
и намерение работать в будущем становится
частью их Я-концепции.

2. ПРИОБРЕТЕНИЕ
ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ
ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет).

Школьники научаются организовывать
свое время и усилия для выполнения
различных задач, например, домашних
заданий или работы
по дому. Они также начинают в определенных
обстоятельствах
следовать принципу: вначале работа, а
потом — игра.

3.
ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬ
НОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ (от 15 до 25 лет).

Человек выбирает профессию
и начинает себя к ней подготавливать.
Он приобретает определенный
трудовой опыт, который помогает ему
сделать выбор
и начать карьеру.

4. СТАНОВЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛА (от 25 до 45 лет)
.
Взрослые
совершенствуют свои профессиональные
способности и мастерство в рамках
возможностей, предоставляемых работой,
и
начинают продвигаться вверх по служебной
лестнице.

5. РАБОТА НА БЛАГО
ОБЩЕСТВА (от 40 до 70 лет).

Работники
достигают пика своей профессиональной
карьеры. Они начинают
задумываться о своей гражданской и
социальной ответственности,
с которой сопряжен их труд, и тратят
свои силы и время
для выполнения своих обязательств перед
обществом.

6.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ
ПРО
ФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (после 70 лет).

Выйдя в отставку или на пенсию, люди
окидывают взглядом пройденный
путь и с удовлетворением вспоминают о
своих профессиональных
достижениях.

Теория рекапитуляции психического развития

Теории
рекапитуляции утверждают, что человеческий
организм в своем внутриутробном
развитии повторяет весь ряд форм, которые
прошли его животные предки за сотни
миллионов лет, от простейших одноклеточных
существ
до первобытного человека. Однако другие
ученые расширили временные
рамки биогенетического закона за пределы
утробного развития. Так,
С. Холл полагал, что если зародыш за 9
месяцев повторяет все стадии развития
от одноклеточного существа до человека,
то ребенок в период детства
проходит весь ход развития человечества
от первобытной дикости до современной
культуры.

Периодизация с.Холла

Стадия

Возраст

Характеристика

Стадия
рытья и копания

От
рождения до 5 лет

На
этой стадии дети любят играть в песке,
делать куличики и манипулировать с
ведерком и совочком

Стадия
охоты и захвата

От
5 до 11 лет

На
этой стадии дети начинают бояться
чужих, у них появляется агрессивность,
жестокость, желание отгородиться от
взрослых, особенно посторонних, и
стремление делать многие вещи тайком

Пастушеская
стадия

От
8 до 12 лет

В
этот период дети стремятся иметь свой
собственный уголок, причем они строят
свои укрытия, обычно во дворах или в
поле, в лесу, но не в доме. Они также
любят домашних животных и стараются
их завести, чтобы было о ком заботиться
и кому покровительствовать. У детей,
особенно у девочек, в это время
появляется стремление к ласке и
нежности.

Земледельческая
стадия

От
11 до 15 лет

Связана
с интересом к погоде, явления природы,
а также любовью к садоводству, а у
девочек к цветоводству. В это время у
детей появляется наблюдательность и
осмотрительность.

Стадия
промышленности и торговли

От
14 до 20 лет

Стадия
современного человека. В это время
дети начинают осознавать роль денег,
а также значение арифметики и других
точных наук. Кроме того, у ребят
возникает стремление меняться
различными предметами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

№ 5. Периодизация психического развития, принципы ее построения. Понятие о возрасте и его психолого-педагогических особенностях.

План:

1)        Две точки зрения на процесс развития: непрерывная и дискретная.

2)        Типы развития психики.

3)        Подходы к периодизации детского развития

4)        Периодизации психического развития С.Холла, К.Гетчинсона.

5)        Периодизации психического развития З.Фрейда и Ж.Пиаже.

6)        Периодизации психического развития В.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

7)        Сравнительная таблица периодизаций психического развития.

8)        Понятие о возрасте и его психолого-педагогических особенностях.

Две точки зрения на процесс развития: непрерывная и дискретная.

Первая допускает, что развитие идёт не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо чётких границ, отделяющих один этап от другого, не существует.

Согласно другой точки зрения развитие идёт неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это даёт основания для выделения стадий или этапов развития, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии развития существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии. Все дети независимо от индивидуальных особенностей проходят через каждую стадию развития, не пропуская ни одной и не забегая вперёд.

Типы развития психики (Л.С.Выготский):

1)  преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдёт, так и конечный результат, который явление достигнет (например, эмбриональное развитие);

2)  непреформированный тип – это тип развития, который не предопределён заранее. С самого начала, с момента рождения ребёнка не даны ни те стадии, через которые он должен пойти, ни итог, которого он должен достигнуть.

Подходы к периодизации детского развития (В.С.Выготский):

1)  периодизация детства на основе ступенчатого построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием (теория рекапитуляции С.Холла; периодизация детского развития, исходя из способа добывания пищи К.Гетчинсон; периодизация развития в соответствии со ступенями воспитания и обучения);

2)  периодизация детства на основе выделения какого-нибудь одного признака (теория конвергенции В.Штерна, периодизация детского развития на основании дентиции П.П.Блонского);

3)  периодизация детского развития на основе выделения существенных особенностей самого детского развития (периодизация психического развития А.Л.Гезелла на основе темпа психического развития).

Периодизации психического развития С.Холла, К.Гетчинсона.

Исследуя психическое развитие ребёнка, Холл пришёл к выводу, что  в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем. Однако Э.Геккель говорил о том, что зародыши в своём эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на психику человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (теория рекапитуляции).

Ученик С.Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых небыли жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей.

Периодизация психического развития по К.Гетчинсону: 1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет); 2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет); 3) пастушеская стадия (8 – 12 лет); 4) земледельческая стадия (11 – 15 лет); 5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет).

Периодизации психического развития З.Фрейда, Ж.Пиаже.

Данные учёные строят свои периодизации на основе выделения какого-нибудь одного признака.

Согласно З.Фрейду либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом З.Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.

Периодизация психического развития З.Фрейда: 1) либидо – объект (ребёнок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо), включает оральную стадию. Этот этап длится до года; 2) либидо – субъект (наоборот), включает анальную и фаллическую стадии. Этот этап длится до начала полового созревания; 3) либидо – объект, включает в себя генитальную стадию.

         Для Ж. Пиаже критерием деления детства на периоды служил переход от одного вида мышления к другому. Процесс развития интеллекта, согласно  ему состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. системы обратных действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.

         Периодизация психического развития по Ж.Пиаже: 1) сенсомоторный интеллект (0 – 2 года); 2) репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 – 12 лет); 3) репрезентативный интеллект и формальные операции (12-14 лет).

Периодизации психического развития В.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

Данные учёные строят свои периодизации на основе выделения существенных особенностей психического развития.С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.

  Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём.

Периодизация психического (Л.С.Выготского): 1) кризис новорождённости; 2) младенческий возраст (2 мес. – 1 год); 3) кризис одного года; 4) раннее детство (1 – 3 года); 5) кризис трёх лет; 6) дошкольный возраст (3 – 7 лет); 7) кризис семи лет; 8) школьный возраст (8 – 12 лет); 9) кризис тринадцати лет; 10) пубертатный возраст (14 – 17 лет); 11) кризис семнадцати лет.

Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.

В основе возрастной периодизации Д.Б.Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина: 1) младенчество (от рождения до года); 2) раннее детство (от года до 3 лет); 3) младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5 лет); 4) старший дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет); 5) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); 6) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет); 7) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а так же от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои ведущие психические функции (Л.С.Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

Таблица № 1. Сравнение периодизаций психического развития.

Возраст*

К.Гетчинсон

З.Фрейд

Д.Б.Эльконин

0 – 1 год

Стадия рытья и копания (0 – 5 лет)

Оральная стадия (0 – 1 год)

Младенчество (0 – 1 год)

1 – 3 года

Анальная стадия (1 – 2 года)

Раннее детство (1 – 3 года)

3 – 6-7 лет

Стадия охоты и захвата (5 – 11 лет)

Фаллическая стадия (3 – 6 лет)

Младший и средний дошкольный возраст (3 – 4-5 лет)

6-7 – 10-11 лет

Пастушеская стадия (8 – 12 лет)

Латентная стадия (7 – 12 лет)

Старший дошкольный возраст (4-5 – 6-7 лет)

Младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет)

11-12 – 15-16 лет

Земледельческая стадия (11 – 15 лет)

Генитальная стадия (12 – 16 лет)

Подростковый возраст (10-11 – 13-14 лет)

15-16 – 21-25 лет

Стадия промышленности и торговли (14 – 20 лет)

_

Ранний юношеский возраст (13-14 – 16-17 лет)

Подход к периодизации

Периодизация детства на основе ступенчатого построения других процессов

Периодизация детства на основе выделения какого-нибудь одного признака

Периодизация детва на основе выделения существенных особенностей самого детского развития

Тип развития психики

Преформированный

Непреформированный

*За основу взята периодизация, приведённая В.С.Мухиной в учебнике по возрастной психологии (1999 год).

Понятие о возрасте и его психолого-педагогических особенностях.

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющее конкретно-историческое происхождение.

Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С.Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал «социальную ситуацию» развития, отражающую место ребёнка в системе общественных отношений, деятельность ребёнка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями (возрастные кризисы).

С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, однако совпадения во времени тесно взаимосвязанных между собой линий физического, психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к акселерации, психофизическому и личностному инфантилизму, задержке психического развития и др.

Хронологические границы психологических возрастов варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и др. факторов. необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создаёт предпосылки для качественных сдвигов в детском развитии.

Литература:

1.       Выгодский Л.С. Психология. Москва, 2000.

2.       Марцинковская Т.Д. История психологии. Москва, 2001.

3.       Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 1999.

4.       Немов Р.С. Психология. Ч.2. Москва, 1998

5.       Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Москва, 1999.

  1. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Москва, 1990.

7.       Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Москва – Воронеж, 1997.

Источник

Возрастная психология на протяжении многих веков не сущест­вовала как самостоятельная наука, более того, изучение психичес­кого развития ребенка и создание концепций воспитания осуще­ствлялось в русле философии (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Бэн и др.) и естествознания, изучавшего ребенка с точки зрения физиологии, биологии и медицины (работы Ч. Дарвина), а также в этнографических исследованиях детства и языка (И. Тен). Такая картина просуществовала вплоть до конца XIX в., когда постепенно стали намечаться предпосылки для фор­мирования возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки, важнейшими из которых были:

1) разработка идей развития в биологии, в частности в эволюционной теории Чарльза Дарвина;

2) активное развитие самой психологии как самостоятельной науки, в частности развитие экспериментальной, дифференциальной психологии, и проводимые в то время лабораторные эксперименты В. Вундта, исследования памяти Г. Эббингауза, изучение индивидуальных различий Ф. Гальтона;

3) появление в русле экспериментальной психологии объективно научных методов исследования — эксперимента как собственно психологического, а не психофизиологического метода, использование математических методов для проверки и анализа полученных результатов, что впоследствии привело к разработке различных тестов для измерения способностей и высших психологических функций как взрослых, так и детей;

4) обусловленный требованиями времени и ходом развития общества переход психологии от теоретической науки к практике и практическому применению накопленных знаний, в частности применение этих знаний в области педагогики и обучения, т. е. возникновение тесной связи между психологией и педагогикой. Таким образом, возрастная психология как самостоятельная наука появилась на стыке двух других наук — психологии и пе­дагогики. Целью детской психологии становится разработка объективных общих рекомендаций относительно разработки приемов и методов обучения на каждом из возрастов. В соот­ветствии с этой целью перед детской психологией встала задача исследования общих для всех детей механизмов и этапов пси­хического развития.

С именем Стенли Холла (1844—1924) связано возникновение такой отрасли возрастной психологии, как педология, — Холл явился ее основателем. Также Ст. Холл, будучи учеником В. Вунд-та, повлиял на возникновение и развитие в США эксперимен­тальной психологии, организовав исследовательскую лабораторию по изучению психики ребенка, а также издавая психологи­ческий журнал, посвященный проблемам детской психологии.

В своих исследованиях Холл вывел следующие законы и идеи, ставшие центральными в его науке педологии.

1. Ребенок в своем психическом развитии проходит все стадии филогенетического развития психики человека.

2. Последовательность прохождения и содержание этих стадий имеют генетическую природу, и поэтому общие для всего человеческого вида в целом. Это утверждение легло в основу созданной Холлом теории рекапитуляции.

3. Создание на основе теории рекапитуляции периодизации психического развития ребенка, где ведущим критерием изучения на каждом этапе является способ добывания ребенком пищи, при этом каждая стадия развития имеет соответствующий онтогенезу, т. е. общему развитию человека, способ добывания пищи.

4. Обучение должно проходить в точном соответствии с каждым возрастным этапом, не забегая вперед, но и не отставая, так как организм самостоятельно подготавливает необходимую основу для успешного психического развития ребенка.

5. Прохождение каждой из этих стадий обязательно в строго отведенное для нее природой время, и застревание на какой-либо стадии ведет к различным отклонениям от нормального развития и может плохо повлиять на общее психическое и умственное состояние ребенка.

6. Механизмом успешного перехода от одной стадии развития к другой является игра, в которой и происходит освобождение ребенка от инстинктов, мешающих его успешному развитию.

Стенли Холл был одним из пионеров детской психологии. Со­зданная им наука педология имела широкий резонанс в научных кругах и пользовалась большой популярностью. Несмотря на ее педоцентризм и пересмотр в дальнейшем некоторых положений, она все же сыграла важную роль в развитии психологии вообще и дет­ской психологии в частности. Ориентированность педологии глав­ным образом на практику, а не на теорию, ее акцент на решение практических задач психологии и педагогики позволили просущест­вовать этой науке до середины XX в., завоевав популярность не только в Америке, но и в Европе и России, а позже и в СССР.

Стенли Холл в созданной им науке педологии свел воедино требования педагогики к ее практическому применению и до­стижения того времени в биологии и психологии, что обусло­вило появление первой экспериментальной детской психоло­гии, необходимость которой осознавалась многими учеными и психологами того времени

Ученик Холла К. Гетчинсон на основании теории рекапитуля­ции создал периодизацию психического развития, критерием в ко­торой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, свя­зывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добы­вания пиши, который является (по мнению Гетчинсона) ведущим не только для биологического, но и для психического развития. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпа­дал с началом следующей.

1. От рождения до 5 лет — стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком.

2. От 5 до 11 лет — стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком.

3. От 8 до 12 лет — пастушеская стадия. В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности.

4. От 11 до 15 лет — земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, к явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и цветоводству. В это время у детей появляются наблюдательность и осмотрительность.

От 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у них возникает стремление обмениваться различными предметами.

Д. Селли(1843-1923). В своих основных книгах «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894-1915) он сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию. Эти работы способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми.

Селли исходил из того, что ребенок рождается только с пред­посылками основных психических процессов, которые формиру­ются уже при его жизни. Такими предпосылками служат три эле­мента, составляющие основу главных образующих психики — ума, чувства и воли. При этом врожденным элементом, из которого формируется ум, является ощущение, для чувств — это чувствен­ный тон ощущений, гнев и страх, а для воли — врожденные формы движений, т.е. рефлекторные, импульсивные и инстинктивные дви­жения.

В течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов (ощущений, движений), которые объединяются (интегрируются) в целостный образ предмета, представление или понятие. Так же формируется постоянное отношение (чувство) к окружающему и волевое поведение. Большое значение при образовании ассоциа­ций, с точки зрения Селли, имело внимание, благодаря которому соединяются между собой строго определенные, а не любые эле­менты. Помогает усвоению и упражнение, которое ускоряет и упро­чивает связь элементов в единое целое.

Хотя в теоретическом плане существенных открытий в теории Селли не было, так как о структуре сознания и интеграции эле­ментов на основе ассоциации говорили практически все предста­вители этого направления, его труды имели большое значение для практической возрастной психологии и педологии. В центре вни­мания Селли было изучение того, какие ассоциации и в каком по­рядке появляются в процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми возникают ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предме­тов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни появляются ассоциации по контрасту. Данные, полу­ченные Селли, позволили также выделить основные этапы в по­знавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

На основе этих положений последовательница Селли М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интел­лектуальному развитию детей дошкольного возраста. Основой этой системы, достаточно распространенной и сегодня, была трениров­ка ощущений как основных элементов мышления, осознание и ин­теграция которых ведет познавательное развитие детей.

Немецкий психолог и педагог Э.Мейман (1862-1915) был одним из пионеров возрастной психологии в Германии. Он основал психо­логическую лабораторию при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей. Мейман также основал первый специальный журнал, посвященный педоло­гическим проблемам, — «Журнал по педагогической психологии». Основное внимание в своей разнообразной деятельности (он зани­мался не только психологическими проблемами, но и вопросами искусствоведения и является автором оригинальной эстетической теории) он уделял прикладному аспекту возрастной психологии и педологии, так как считал главной задачей педологии разработку методологических основ обучения детей. Его трехтомник «Лекции по экспериментальной педагогике» (1907) представлял собой своего рода энциклопедию педагогической психологии, в которой не только собрано все, что накопила в то время эта наука, но и пред­ложены новые подходы к пониманию познавательного развития.

В своих теоретических подходах Мейман стремился соединить ассоцианистический подход Селли с теорией рекапитуляции, пред­ложенной Холлом. Исходя из этого, он предложил свою периоди­зацию психического развития, критерием в которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, но этапы интеллектуаль­ного развития.

1. От рождения до 7 лет — стадия фантастического синтеза. На этой стадии дети обобщают отдельные ощущения без всякой системы и логики, поэтому получаемые ими понятия часто далеки от реальности. Так как интеллектуальная интеграция в этом возрасте еще плохо развита, ее результаты дополняются олицетворением и «вчуствованием», т.е. данными интеграции чувственного тона ощущений.

2. От 7 до 12 лет — стадия анализа. На этой стадии можно начинать систематическое обучение детей, так как ведущим процессом здесь становится не интеграция, а дифференциация – разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, на части и формирование адекватного представление об этих частях.

3. От 12 до 16 лет-стадия рассудочного синтеза. На этом этапе у подростков формируется операциональное мышление, они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе, и получать научные представления об окружающем.

Мейман считал, что возрастная психология должна изучать не только стадии и возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, например вопросы дет­ской одаренности и отсталости, врожденные склонности детей. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и понимании особенностей психики конкретного ребенка.

Дата добавления: 2015-06-04; просмотров: 6272; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11024 — | 7451 — или читать все…

Читайте также:

Источник