Периодизация развития ребенка по пиаже

Периодизация развития ребенка по пиаже thumbnail

Периодизация Пиаже — довольно удобная система, позволяющая отследить интеллектуальное развитие любого ребенка. Великий швейцарский психолог позволил нам взглянуть по-новому на интеллектуальное развитие детей. Подробнее о нем и его теории вы узнаете из этой статьи.

Информация по стадиям развития.

Периодизация развития Пиаже

Для начала следует перечислить этапы этой периодизации:

  1. Сенсомоторный этап: рождение и детство до 2 лет.
  2. Предоперациональная стадия: возраст от 2 до 7 лет.
  3. Этап конкретных операций: от 7 до 11 лет.
  4. Формально-логический этап: возраст 12 лет и выше.

Пиаже считал, что дети играют активную роль в процессе обучения, действуя так же, как маленькие ученые, когда они проводят эксперименты, делают наблюдения и узнают о мире. Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно приобретают новые знания, основываются на существующих знаниях и адаптируют ранее реализованные идеи для апробирования новой информации.

История

Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов и был вундеркиндом, опубликовавшим свою первую научную работу, когда ему было всего 11 лет. Его раннее знакомство с интеллектуальным развитием детей пришло, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, когда они трудились над стандартизацией своего знаменитого теста IQ.

Большая часть интереса Пиаже к когнитивному развитию детей была вдохновлена ​​его наблюдениями за его собственным племянником и дочерью. Эти наблюдения укрепили его почтенную гипотезу о том, что умы детей были не просто меньшими версиями взрослых умов. До этого момента в истории детей в основном рассматривали просто как меньшие версии взрослых. Пиаже был одним из первых, кто определил, что то, как думают дети, отличается от того, как это делают взрослые. Это великая заслуга периодизации Пиаже.

Мозг подростка.

Полезные наблюдения

Вместо этого он предложил, что интеллект — это то, что растет и развивается в несколько этапов. По его словам, взрослые дети не просто думают быстрее, чем младшие. Существуют и качественные, и количественные различия между мышлением маленьких детей и лиц более старшего возраста.

Основываясь на своих наблюдениях, он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто думают иначе. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».

Научная теория Пиаже описывает когнитивное развитие детей. Когнитивное развитие включает в себя изменения в самом процессе и способностях. По мнению Пиаже, раннее когнитивное развитие включает в себя процессы, основанные на действиях, а затем прогрессирует к изменениям в психических операциях.

Стадии периодизации Пиаже

Благодаря наблюдениям за своими детьми Пиаже разработал сценарную теорию интеллектуального развития, которая включала четыре различных этапа. Эти этапы были перечислены выше, теперь самое время рассмотреть подробнее каждый из них.

Сенсормоторный этап

Возраст: от рождения до 2 лет.

Младенец познает мир своими движениями и ощущениями. Дети узнают о мире посредством основных действий, таких как сосание, схватывание, поиск и прослушивание. Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, хотя они не могут быть замечены (вопрос постоянства объекта). Они — отдельные существа от людей и предметов вокруг них. Они понимают, что их действия могут привести к тому, что что-то произойдет в окружающем их мире.

На этой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши приобретают знания через сенсорный опыт и манипулирование объектами. Весь опыт ребенка в самый ранний период этого этапа происходит через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции.

Именно на сенсомоторном этапе дети переживают период резкого роста и обучения. Когда дети взаимодействуют со своей средой, они постоянно делают новые открытия о том, как работает мир.

Когнитивное развитие, которое происходит в этот период, длится в течение относительно короткого периода времени и связано с большим ростом. Дети не только учатся выполнять физические действия, такие как ползание и ходьба, они также много узнают о языке от людей, с которыми взаимодействуют. Пиаже также разделил этот этап на несколько разных подпунктов. Именно во время заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.

Пиаже считал, что стабильное постоянство объекта, понимание того, что они продолжают существовать, даже когда не могут быть замечены, было важным элементом на данном этапе развития. Осознав, что объекты являются отдельными и разными сущностями и что у них есть собственное существование вне индивидуального восприятия, дети могут начать прикреплять имена и слова к объектам.

Малайзийские дети.

Предоперациональный этап

Возраст: от 2 до 7 лет.

Дети начинают мыслить символически и учатся использовать слова и рисунки для представления объектов. Дети на этом этапе, как правило, эгоцентричны и борются за то, чтобы видеть вещи с точки зрения других. В то время как они учатся лучше обращаться с языком и мышлением, они все же склонны думать о вещах в очень конкретных терминах. Основы развития языка, возможно, были заложены на предыдущем этапе, но именно появление языка является одним из основных признаков этой стадии развития. Так говорит нам периодизация Пиаже.

На этом этапе дети учатся притворяться, но все еще борются с логикой и с точкой зрения других людей. Они также часто борются с пониманием идеи постоянства. Например, взрослый может взять кусок глины, разделить его на две равные части, а затем дать ребенку выбор между двумя кусками глины, чтобы играть. Один кусок глины свернут в компактный шар, а другой разбит на плоскую форму блина. Так как плоская форма выглядит больше, потому предоперациональный ребенок, скорее всего, выберет именно этот кусок, даже если две части имеют одинаковый размер.

Этап конкретных операций

Возраст: от 7 до 11 лет.

На этом этапе дети начинают логически мыслить о конкретных событиях. Они начинают понимать концепцию сохранения — что количество жидкости в короткой широкой чашке равно, например, количеству в высоком, тонком стакане. Их мышление становится более логичным и организованным, но все же очень конкретным. Дети начинают использовать индуктивную логику или рассуждать от конкретной информации к общему принципу.

Хотя дети все еще слишком конкретны и буквальны в своем мышлении на данном этапе развития, они становятся намного более искусными в использовании логики. Эгоцентризм на предыдущем этапе начинает исчезать, когда дети начинают задумываться о том, как другие люди могут рассматривать ситуацию. Но этим возрастная периодизация Пиаже, естественно, не исчерпывается.

Родители и дети.

Хотя мышление становится более логичным в конкретном рабочем состоянии, оно также может быть очень жестким. Дети на этом этапе развития склонны бороться с абстрактными и гипотетическими понятиями.

На этом этапе дети также становятся менее эгоцентричными и начинают думать о том, как другие люди могут думать и чувствовать. Дети на конкретном операционном этапе также начинают понимать, что их мысли уникальны для них и что не все остальные обязательно разделяют их мысли, чувства и мнения. Тем не менее ключевым является все же следующий этап возрастной периодизации Пиаже.

Формально-логический этап

Возраст: 12 и выше.

На этом этапе подросток начинает мыслить абстрактно и рассуждать о гипотетических проблемах. Возникает абстрактная мысль. Подростки начинают больше думать о нравственных, философских, этических, социальных и политических проблемах, требующих теоретических и абстрактных рассуждений. Начинают использовать дедуктивную логику или рассуждать по общему принципу для конкретной информации.

Заключительный этап теории Пиаже предполагает увеличение логики, умение использовать дедуктивные рассуждения и понимание абстрактных идей. Дети становятся способными видеть многочисленные потенциальные решения проблем и более научно рассуждать о мире вокруг них.

На этом этапе периодизация интеллектуального развития Пиаже начинает более всего соответствовать своему названию. Способность думать об абстрактных идеях и ситуациях является ключевым отличием формальной логической стадии когнитивного развития. Способность систематически планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях также являются критическими способностями, которые возникают на этом этапе.

Уточнения

Важно отметить, что Пиаже не рассматривал интеллектуальное развитие детей как количественный процесс. То есть дети не просто добавляют больше информации и знаний к своим существующим, поскольку они становятся старше. Вместо этого Пиаже предположил, что есть качественные изменения в том, как дети думают, как они постепенно проходят через эти четыре этапа. Ребенок в возрасте 7 лет не только имеет больше информации о мире, чем в возрасте 2 лет; есть фундаментальное изменение в том, как он думает о мире. Это главный критерий периодизации Пиаже.

Важные концепции

Чтобы лучше понять некоторые вещи, которые происходят во время когнитивного развития, важно сначала изучить несколько важных идей и концепций, предложенных Пиаже.

Ниже приводятся некоторые факторы, влияющие на то, как дети учатся и растут.

Дети по росту.

Схемы

Схема описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и изучением. Схемы — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

Согласно периодизации психического развития Пиаже, схема включает как категорию знаний, так и процесс получения этих знаний. По мере того, как это происходит, эта новая информация используется для изменения, добавления или корректировки ранее существующих схем.

Например, у ребенка может быть схема о типе животного, например, о собаке. Если единственный опыт ребенка был во взаимодействии исключительно с маленькими собаками, он может поверить, что все собаки маленькие, пушистые и имеют четыре лапы. Предположим, что ребенок встречает огромную собаку. Ребенок примет эту новую информацию, изменив ранее существующую схему, чтобы включить эти новые наблюдения.

Ассимиляция

Процесс ввода новой информации в наши уже существующие схемы известен как ассимиляция. Этот процесс несколько субъективен, потому что мы склонны немного модифицировать опыт и информацию, чтобы они соответствовали нашим предыдущим убеждениям. В приведенном выше примере, видя собаку и отмечая ее, «собака» — это случай ассимиляции животного в схеме собаки ребенка.

Размещение

Другая часть адаптации включает в себя изменение или корректировку существующих схем в свете новой информации — процесс, известный как размещение. Оно предполагает изменение существующих схем или идей в результате поступления новой информации или опыта. Во время этого процесса также могут быть разработаны новые схемы.

Интеллектуальное развитие.

Уравновешивание

Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и размещением, что достигается с помощью механизма, называемого уравновешиванием. Поскольку дети продвигаются по этапам когнитивного развития, важно поддерживать баланс между применением предшествующих знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (размещение). Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одного этапа мысли к другому. В этом, если вкратце, и заключается суть периодизации интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

Заключение

Один из самых важных моментов, который нужно помнить о теории Пиаже, заключается в том, что он считает, что создание знаний и интеллекта является неотъемлемо активным процессом.

«Я считаю себя противников взгляда на знание как пассивную копию реальности, — объяснил Пиаже — я считаю, что знание объекта означает действие на него, построение систем преобразований, которые могут выполняться на этом объекте или с ним. Знание реальности означает построение систем преобразований, которые более или менее адекватно соответствуют действительности».

Матрица интеллекта.

Теория когнитивного развития Пиаже помогла психологам углубить понимание интеллектуального роста детей. Он также подчеркнул, что дети не только являются пассивными получателями знаний. Они постоянно исследуют и экспериментируют, создавая свое понимание того, как работает мир.

Источник

Как я могу убедиться в том, что мой ребёнок учится развивать определённые когнитивные способности в соответствии со своим возрастом? Как устроено детское мышление? И каковы основные этапы когнитивного развития ребенка? Нормально ли, что мой ребёнок совершает ошибки в речи или процессах мышления? Теория Пиаже подробно объясняет различные этапы в развитии детей. Эта статья психологаCogniFIt («КогниФит»)Эвы Родригес Вейц поможет вам познакомиться с этой научной теорией и выяснить, развивается ли ваш ребёнок по возрасту. Давайте вместе разрешим все ваши сомнения!

Теория Пиаже: этапы развития у детей

Жан Пиаже – это один из самых известных в истории психологов. Он получил признание в научном кругу прежде всего за его открытия в области детской психологии и развития интеллекта у детей. Пиаже посвятил свою жизнь исследованию различных стадий роста, чтобы понять, как развиваются детские способности в определённых моделях обучения, мышления и когнитивного развития. В данной статье описывается теория Пиаже и предлагается объяснение различных этапов развития ребёнка.

Ваш ребёнок беспокоен и с лёгкостью отвлекается? Проверьте, существует ли риск наличия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё с помощью нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ!

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определённые стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребёнка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление» в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребёнка идёт процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребёнка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определённые когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Что такое теория Пиаже? Жан Пиаже (швейцарский психолог и биолог) выполнил многочисленные исследования в области развития детей, разделив детский возраст на этапы, которые он назвал: стадии развития. Теория Пиаже предполагает разделение процесса когнитивного развития ребенка на стадии, в зависимости от его возраста.

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребёнок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учётом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идёт о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребёнку будет проще научиться определённому навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас всё еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже

Пиаже предложил четыре стадии развития детей в зависимости от возраста. Эти стадии были распределены следующим образом: первая стадия – сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет), вторая стадия – предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет), третья стадия – период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет), четвёртая стадия – период формальных операций (дети и подростки, начиная с 11 лет, примерно до 19 лет). Далее мы подробно рассмотрим эти стадии.

1 стадия развития ребёнка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет)

Этот этап развития ребёнка характеризуется пониманием окружающего мира через действия посредством координации чувственного (сенсорного) опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс развития врождённых рефлексов.

  • Как известно, дети в этом возрасте отдают предпочтение стимулам яркого цвета, с эффектами блеска, контраста, движения…
  • Кроме того, дети, выстраивая свои поведенческие схемы, пытаются повторить действия и для этого используют своё тело. Например, создать шум, ударяя игрушку, выбросить некий объект, потянуть одеяло, чтобы завладеть объектом, который находится на нём и т.д. В этом возрасте дети повторяют случайные события, экспериментируя со своим телом.
  • Первый контакт ребенка с речью: самые первые контакты с речью отмечаются у ребёнка, когда он находится в утробе матери. На протяжении всех месяцев беременности он «прислушивается» и знакомится с голосом родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни малыши предпочитают звук человеческого голоса любому другому звуку. Это удивительно, насколько ребенок быстро привыкает к речи. Уже с момента рождения он имеет уникальную способность различать звуки речи. Психологи-исследователи из Casper y Spence также продемонстрировали, что детей особенно привлекает речь их матерей, которую они распознают быстрее, чем речь незнакомых людей.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 0 до 2-х лет? Когда малыш рождается, его любимым средством коммуникации является плач, потому что он пока ещё не может воспроизводить другие звуки (физически к этому не готов). В течение первых нескольких месяцев он начинает использовать пре-лингвистические жесты, такие, как улыбки и слезы, которые он изначально будет использовать спонтанным образом. С течением временем это станет преднамеренным, когда он научится использовать их как средства общения. Так или иначе, в зависимости от того, плачет малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его эмоции и состояние. В такой форме реализуется его первая спонтанная коммуникация. Примерно в шестимесячном возрасте ребёнок начинает формировать первые слоги из гласных и согласных. Например, в этот период мы можем услышать, как он произносит: «бабаба». Первые единичные слова малыши, как правило, начинают произносить в возрасте около 12 месяцев.

2 стадия развития ребёнка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)

Это вторая стадия развития детей согласно теории Пиаже. Начиная с 3-х лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в учебном процессе. И это представляет собой очень важный социальный компонент.

  • Ребёнок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников. Это имеет особое значение, поскольку до этого периода, его социальные отношения развивались только в кругу семьи.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 2 до 7 лет?Несмотря на то, что в возрасте от 3 до 7 лет словарный запас ребёнка стремительно увеличивается, детям в этот период, как правило, свойственно «эгоцентрическое мышление». Это означает, что ребёнок оценивает все происходящее в соответствии с его индивидуальным жизненным опытом. В результате чего его мышление в этот период является статическим, интуитивным и часто лишенным логики. Поэтому, дети в возрасте до 6 лет могут совершать ошибки как в момент интерпретации событий, так и в момент выражения своего мнения о происходящем.
  • В этот период детям свойственно говорить о себе в третьем лице, так как у них пока еще нет чётко определенного понятия «Я», которое отделяет их от остального мира.
  • Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют сильное любопытство и стремление к знаниям. Поэтому они так часто задают своим родителям вопросы, которые начинаются со слова «почему», в отношении самых разных объектов и явлений окружающего мира.
  • На этом этапе дети имеют обыкновение приписывать человеческие чувства или мысли неодушевленным объектам. Этот феномен известен в науке как анимизм.

Как проявляется «эгоцентрическое мышление» согласно теории Пиаже? Почему дети на этой стадии развития не способны мысленно поставить себя на место других людей? Это может быть связано с положениями «теории разума», которая объясняет способность человека проникнуть в сознание другого человека, угадать его мысли, то есть, способность поставить себя на место другого. Дети развивают эту когнитивную способность только в возрасте 4-5 лет. Вот почему ребенок более младшего возраста считает, что «другие люди видят происходящее и думают таким же образом, как это делает он сам». Эта теория помогает объяснить, почему дети до 5 лет не умеют обманывать или иронично шутить.

Каждое из этих ограничений пре-логической стадии будет преодолено ребёнком после того, как в возрасте 6-7 лет он перейдёт на следующий этап когнитивного развития. Это позволит ему объединить и систематизировать весь ранее накопленный опыт. Данный процесс продлится примерно до 14-15 лет.

3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)

В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определённых ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Тем не менее, несмотря на то, что они совершают значительный  прорыв в отношении предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определёнными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе  им кажется намного легче. Они все ещё не используют абстрактное мышление. То есть, в этом возрасте детям стоит большого труда применять имеющиеся знания в отношении новой, пока еще неизвестной или недостаточно изученной темы.

4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)

  • Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе когда требуется мыслить абстрактно.
  • Новизна этой стадии в отношении развития интеллекта ребёнка, по мнению Пиаже, заключается в том, что дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах и явлениях.
  • Начиная с этой стадии, ребёнок воспринимает процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.

Этапы развития ребенка по теории Пиаже

Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?

  • Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребёнок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребёнка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
  • Наконец, если у ребёнка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребёнку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребёнок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
  • Помните, что трехлетний ребёнок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «своё собственное окошко». Поэтому постарайтесь понять, что они пока ещё не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает,  и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Источник