Периодизация психологического развития ребенка по эльконину
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].
Критерии периодизации[править | править код]
В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.
Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]
Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]
Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]
Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.
Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]
Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.
В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).
Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]
Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).
Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
- Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
- Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.
Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).
Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.
Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
- Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
- Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.
Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.
Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]
Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
- Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
- Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).
Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:
- потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
- манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
- феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.
Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
- Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
- Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.
Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.
Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]
Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений.
- Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
- Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».
Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место с обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.
Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
- Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
- Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.
Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.
Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
- Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.
См. также[править | править код]
- Нормативные кризисы развития
- Возрастная периодизация
- Психосоциальное развитие
- Психосексуальное развитие
- Эльконин, Даниил Борисович
- Нормативные кризисы развития
Источник
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПО Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ
Д.Б.Эльконин развил
представления Л.С. Выготского о возрастном
развитии. Он рассматривает ребенка как
целостную личность, активно познающую
окружающий мир — мир предметов и
человеческих отношений, включая его
при этом в две системы отношений: «ребенок
— вещь» и «ребенок — взрослый».
Но вещь, обладая определенными физическими
свойствами, заключает в себе и общественно
выработанные способы действий с нею.
Это по сути — общественный предмет,
действовать с которым ребенок должен
научиться. Взрослый тоже не только
человек, имеющий конкретные индивидуальные
качества, но и представитель какой-то
профессии, носитель других видов
общественной деятельности с их
специфическими задачами и мотивами,
нормами отношений, т.е. общественный
взрослый. Деятельность ребенка внутри
систем «ребенок — общественный
предмет» и «ребенок — общественный
взрослый» представляет единый процесс,
в котором формируется его личность.
В то же время эти
системы отношений осваиваются ребенком
в деятельностях разного типа. Среди
видов ведущей деятельности, оказывающей
наиболее сильное влияние на развитие
ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две
группы.
В первую группу
входят деятельности, которые ориентируют
ребенка на нормы отношений между людьми.
Это непосредственно-эмоциональное
общение младенца, ролевая игра дошкольника
и интимно-личностное общение подростка.
Они значительно отличаются друг от
друга по содержанию и глубине, но
представляют собой деятельности одного
типа, имеющие дело главным образом с
системой отношений «ребенок —
общественный взрослый», или, шире,
«человек — человек».
Вторую группу
составляют ведущие деятельности,
благодаря которым усваиваются общественно
выработанные способы действий с
предметами и различные эталоны:
предметно-манипулятивная деятельность
ребенка раннего возраста,
учебная деятельность
младшего школьника и учебно-профессиональная
деятельность старшеклассника. Маленький
ребенок овладевает предметными действиями
с ложкой или стаканом, ребенок старшего
возраста — математикой и грамматикой,
их деятельность мало похожа внешне, но
по существу, и то и другое — освоение
элементов человеческой культуры.
Деятельности второго типа имеют дело
с системой отношений «ребенок —
общественный предмет» или «человек
— вещь».
В деятельности
первого типа главным образом развивается
мотивационно-потребностная сфера, в
деятельности второго типа формируются
операционно-технические возможности
ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
сфера. Эти две линии образуют единый
процесс развития личности, но на каждом
возрастном этапе получает преимущественное
развитие одна из них. Так как ребенок
поочередно осваивает системы отношений
«человек — человек» и «человек
— вещь», происходит закономерное
чередование и сфер, наиболее интенсивно
развивающихся: в младенчестве развитие
мотивационной сферы опережает развитие
сферы интеллектуальной, в следующем,
раннем возрасте мотивационная сфера
отстает и более быстрыми темпами
развивается интеллект и т.д. (рис. 1.11).
Д.Б.Эльконин так
формулирует закон
периодичности:
«К каждой точке
своего развития ребенок подходит с
известным расхождением между тем, что
он усвоил из системы отношений человек
— человек, и тем, что он усвоил из системы
отношений человек — предмет. Как раз
моменты, когда это расхождение принимает
наибольшую величину, и называются
кризисами, после которых идет развитие
той стороны, которая отставала в
предшествующий период. Но каждая из
сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом,
каждый возраст характеризуется своей
социальной ситуацией развития; ведущей
деятельностью, в которой преимущественно
развивается мотивационно-потребностная
или интеллектуальная сфера личности;
возрастными новообразованиями,
формирующимися в конце периода, среди
них выделяется центральное, наиболее
значимое для последующего развития.
Границами возрастов служат кризисы —
переломные моменты в развитии ребенка.
Периодизация
Д.Б.Эльконина — наиболее распространенная
в отечественной психологии. Она легла
в основу и той характеристики возрастных
периодов, которая будет дана во втором
разделе этой книги.
Рис.
I.11. Периодизация психического развития
ребенка (по Д. Б. Эльконину)
Вот
как выглядит периодизация Д. В. Эльконина
в целом (см.
также таблицу).
1.
Младенческий
возраст—0—1
год. Ведущий
вид деятельности—непосредственное
эмоциональное общение.
Внутри и на фоне его формируются
ориентировочные и сенсомоторно-манипулятнвные
действия, т. е. действия, сопровождаемые
и в какой-то мере регулируемые зрительными,
слуховыми, мышеч-ио-двигательными и
другими ощущениями, восприятиями.
Важным новообразованием
этого возраста является формирование
потребности
в общении с
другими людьми н определенное
эмоциональное отношение к ним.
«В
своей основе,—подчеркивает
Д. Б. Элькони»,—потребность
субъекта в общении с другим человеком
е^ть потребность в оценке, которую
субъект от него получает и которую ему
дает»’.
2.
Раннее детство—1—3
года. Ведущая деятельность—
предметно-орудийная.
В ней ребенок овладевает
общественно-выработанными способами
действий с предметами в сотрудничестве
со взрослыми. Новообразованием возраста
является развитие речи и
наглядно-действенного
мышления.
3.
Дошкольный
возраст—
3—7 лет.
Ведущая деятельность—ролевая
игра, в
процессе которой ребенок овладевает
«фундачснтальнымн смыслами человеческой
дсятельнгсш». Здесь же формнруюгся
такие новообразования, как стремление
к общественно значимой ч общественно-оцениваемой
деятельности,
что характеризует готовность ребенка
к начальному обучению.
4.
Младший
школьный возраст—7—II
лет. Ведущая деятельность—учение
В процессе учения формируется намять,
усваиваются знания о предметах и явлениях
внешнего мира человеческих отношении
Новообразованиями возраста являются
произвольность
психических явлении, внутренний план
Осй-ааия, рефлексия.
5.
Подростковый
возраст—11—15
лет. Ведущая деятельность—общение
в системе общественно полезной
деятельности (учебная,
общественно-организационной, трудовой
и др.). В этом процессе подросток овладевает
навыками общения в разных ситуациях.
Важнейшими новообразованиями являются
формирование
самооценки, критическое отношение к
окружающцим людям, стремление к
«взрослости» и самостоятельности ц
умение
подчиняться нормам коллективной жизни.
6.
Старший
школьный возраст—15—17
лет. Ведущая деятельность—учебно-профессиональная
, в процессе
которой формируются такие
нозообразопання, как мировоззрение,
профессиональные интересы, самосознание,
мечты и идеалы.
Данная классифнклцня
позволяет раскрыть механизм смены
возрастных периодов, исходя из
диалектнко-материалнсги-ческого
положения о движущих силах развития
как борьбы пр01ивоположиостей между
новыми потребностями и старым»
возможностями их удовлетворения.
Механизм смены
периодов, как показывает Д. Б. Эльконпн,
заключается в изменении соответствия
между уровнем развития oi
ношении с окружающими и уровнем развития
знаний, способов действия. Например,
взаимодействие уровня развития
познавательной сферы младшего школьника
и овладение новыми действиями приводит
к появлению у подростка потребности
в изменении содержания ч способов
отношений с окружающими п к необходимости
со стороны взрослых изменить отношение
к подростку.
s Возрастной | / | На |
Младенческий | Непосредственное | На |
Раннее | Предметно-маннпуля-тивная | На |
Дошкольный | Ролевая | На |
Младший | Учение | На |
Подростковый | Деятельность | На |
Старший | Учебно-профессиональная | На |
4
Источник