Периодизация психологического развития ребенка по эльконину

Периодизация психологического развития ребенка по эльконину thumbnail

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].

Критерии периодизации[править | править код]

В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.

Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]

Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]

Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]

Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.

Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.

В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).

Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]

Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).

Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
  • Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
  • Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.

Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).

Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.

Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
  • Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]

Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
  • Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:

  • потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
  • манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
  • феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.

Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
  • Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.

Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]

Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. 
  • Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место с обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.

Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
  • Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.

Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
  • Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.

См. также[править | править код]

  • Нормативные кризисы развития
  • Возрастная периодизация
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие
  • Эльконин, Даниил Борисович
  • Нормативные кризисы развития

Источник

ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПО Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ

Д.Б.Эльконин развил
представления Л.С. Выготского о возрастном
развитии. Он рассматривает ребенка как
целостную личность, активно познающую
окружающий мир — мир предметов и
человеческих отношений, включая его
при этом в две системы отношений: «ребенок
— вещь» и «ребенок — взрослый».
Но вещь, обладая определенными физическими
свойствами, заключает в себе и общественно
выработанные способы действий с нею.
Это по сути — общественный предмет,
действовать с которым ребенок должен
научиться. Взрослый тоже не только
человек, имеющий конкретные индивидуальные
качества, но и представитель какой-то
профессии, носитель других видов
общественной деятельности с их
специфическими задачами и мотивами,
нормами отношений, т.е. общественный
взрослый. Деятельность ребенка внутри
систем «ребенок — общественный
предмет» и «ребенок — общественный
взрослый» представляет единый процесс,
в котором формируется его личность.

В то же время эти
системы отношений осваиваются ребенком
в деятельностях разного типа. Среди
видов ведущей деятельности, оказывающей
наиболее сильное влияние на развитие
ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две
группы.

В первую группу
входят деятельности, которые ориентируют
ребенка на нормы отношений между людьми.
Это непосредственно-эмоциональное
общение младенца, ролевая игра дошкольника
и интимно-личностное общение подростка.
Они значительно отличаются друг от
друга по содержанию и глубине, но
представляют собой деятельности одного
типа, имеющие дело главным образом с
системой отношений «ребенок —
общественный взрослый», или, шире,
«человек — человек».

Вторую группу
составляют ведущие деятельности,
благодаря которым усваиваются общественно
выработанные способы действий с
предметами и различные эталоны:
предметно-манипулятивная деятельность
ребенка раннего возраста,

учебная деятельность
младшего школьника и учебно-профессиональная
деятельность старшеклассника. Маленький
ребенок овладевает предметными действиями
с ложкой или стаканом, ребенок старшего
возраста — математикой и грамматикой,
их деятельность мало похожа внешне, но
по существу, и то и другое — освоение
элементов человеческой культуры.
Деятельности второго типа имеют дело
с системой отношений «ребенок —
общественный предмет» или «человек
— вещь».

В деятельности
первого типа главным образом развивается
мотивационно-потребностная сфера, в
деятельности второго типа формируются
операционно-технические возможности
ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
сфера. Эти две линии образуют единый
процесс развития личности, но на каждом
возрастном этапе получает преимущественное
развитие одна из них. Так как ребенок
поочередно осваивает системы отношений
«человек — человек» и «человек
— вещь», происходит закономерное
чередование и сфер, наиболее интенсивно
развивающихся: в младенчестве развитие
мотивационной сферы опережает развитие
сферы интеллектуальной, в следующем,
раннем возрасте мотивационная сфера
отстает и более быстрыми темпами
развивается интеллект и т.д. (рис. 1.11).

Д.Б.Эльконин так
формулирует закон
периодичности
:

«К каждой точке
своего развития ребенок подходит с
известным расхождением между тем, что
он усвоил из системы отношений человек
— человек, и тем, что он усвоил из системы
отношений человек — предмет. Как раз
моменты, когда это расхождение принимает
наибольшую величину, и называются
кризисами, после которых идет развитие
той стороны, которая отставала в
предшествующий период. Но каждая из
сторон подготавливает развитие другой».

Таким образом,
каждый возраст характеризуется своей
социальной ситуацией развития; ведущей
деятельностью, в которой преимущественно
развивается мотивационно-потребностная
или интеллектуальная сфера личности;
возрастными новообразованиями,
формирующимися в конце периода, среди
них выделяется центральное, наиболее
значимое для последующего развития.
Границами возрастов служат кризисы —
переломные моменты в развитии ребенка.

Периодизация
Д.Б.Эльконина — наиболее распространенная
в отечественной психологии. Она легла
в основу и той характеристики возрастных
периодов, которая будет дана во втором
разделе этой книги.

Периодизация психологического развития ребенка по эльконинуРис.
I.11. Периодизация психического развития
ребенка (по Д. Б. Эльконину)

Периодизация психологического развития ребенка по эльконину

Вот
как выглядит периодизация Д. В. Эльконина
в целом
(см.
также таблицу).

1.
Младенческий
возраст
0—1
год. Ведущий
вид дея­тельности—непосредственное
эмоциональное общение.

Внутри и на фоне его формируются
ориентировочные и сенсомоторно-манипулятнвные
действия, т. е. действия, сопровождаемые
и в какой-то мере регулируемые зрительными,
слуховыми, мышеч-ио-двигательными и
другими ощущениями, восприятиями.
Важ­ным новообразованием
этого возраста является форми­рование
потребности
в общении
с
другими людьми н опреде­ленное
эмоциональное отношение к ним.

«В
своей основе,—подчеркивает
Д. Б. Элькони»,—потреб­ность
субъекта в общении с другим человеком
е^ть потребность в оценке, которую
субъект от него получает и которую ему
дает»’.

2.
Раннее детство
1—3
года. Ведущая деятельность—
предметно-орудийная.
В ней ребенок овладевает
общественно-выработанными способами
действий с предметами в сотрудни­честве
со взрослыми. Новообразованием возраста
является раз­витие речи и
наглядно-действенного
мышления.

3.
Дошкольный
возраст—

3—7 лет.
Ведущая деятельность—ролевая
игра,
в
процессе которой ребенок овладевает
«фундачснтальнымн смыслами человеческой
дсятельнгсш». Здесь же формнруюгся
такие новообразования, как стремле­ние
к общественно значимой ч общественно-оцениваемой
дея­тельности,

что характеризует готовность ребенка
к начальному обучению.

4.
Младший
школьный возраст
—7—II
лет. Ведущая дея­тельность—учение
В процессе учения формируется намять,
усваиваются знания о предметах и явлениях
внешнего мира человеческих отношении
Новообразованиями возраста являют­ся
произвольность
психических явлении, внутренний план
Осй-ааия, рефлексия.

5.
Подростковый
возраст
11—15
лет. Ведущая деятель­ность—общение
в системе общественно полезной
деятельности
(учебная,
общественно-организационной, трудовой
и др.). В этом процессе подросток овладевает
навыками общения в раз­ных ситуациях.
Важнейшими новообразованиями являются
формирование
самооценки, критическое отношение к
окружающцим людям, стремление к
«взрослости» и самостоятельности
ц
умение
подчиняться нормам коллективной жизни.

6.
Старший
школьный возраст
15—17
лет. Ведущая дея­тельность—учебно-профессиональная
,
в процессе
которой фор­мируются такие
нозообразопання, как мировоззрение,
профес­сиональные интересы, самосознание,
мечты и идеалы.

Данная классифнклцня
позволяет раскрыть механизм сме­ны
возрастных периодов, исходя из
диалектнко-материалнсги-ческого
положения о движущих силах развития
как борьбы пр01ивоположиостей между
новыми потребностями и старым»
возможностями их удовлетворения.

Механизм смены
периодов, как показывает Д. Б. Эльконпн,
заключается в изменении соответствия
между уровнем разви­тия oi
ношении с окружающими и уровнем развития
знаний, способов действия. Например,
взаимодействие уровня развития
познавательной сферы младшего школьника
и овладение но­выми действиями приводит
к появлению у подростка потреб­ности
в изменении содержания ч способов
отношений с окру­жающими п к необходимости
со стороны взрослых изменить отношение
к подростку.

s

Возрастной
периоды

/
Ведущая
деятельность

На
что направлена эозч.г Какая сфера
психики при-
„ , вателъная
деятельность имущественно |.азвиаается
ноетоораюванин доэоаст»

Младенческий
(0-t
г.)

Непосредственное
эмо­циональное общение.

На
познание отношс- Личностная (потреб-
Пот^ейнпст’. я o^uic-ннй
ностно-мотивацнонная) !ihh.
Эмошюндли^ие
от­ношения

Раннее
детство (1-3
г.)

Предметно-маннпуля-тивная
деятельность

На
познание предмета Познавательные
про- Ргчь н наглядио-дем-цессы гтэенное
чышленне

Дошкольный
воз­раст
(3—7 лет)

Ролевая
игра

На
познание отноше- Личностная (потребно-
Потребность в ойщест-ний стно-мотг-вационная)
венно-значимой н оОще-стоенно-оце(<|<взеыом
деятельности

Младший
школ’-.-ный -возраст <7— 11
лет)

Учение

На
познание начал Интеллектуально-по-
Произвольность. bhvt-наук
знавательнзя ренний план действия
Самоконтроль. Решлек-счя.

Подростковый
воз­раст
(11—15 лет)

Деятельность
общения в процессе обучения,
ор­ганизованной трудовой деятельности

На
познание системы Личностная (потрео-
Стреуление к
«взпос-дтношении в разных
ностно-мотивационная) лости». самооценка,
под-ситуациях чинение нормам
коллек­тивной жизни

Старший
школьный возраст
(15—17 лет)

Учебно-профессио­нальная

На
познание профес- Познавательная
Мировоззрение, про­спи
.
фессиональные интересы

4

Источник