Периодизация психического развития ребенка по петровскому

Периодизация психического развития ребенка по петровскому thumbnail

ПЕРИОДИЗАЦИИ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ПО A.B. ПЕТРОВСКОМУ

Артур Владимирович
Петровский

рассматривает развитие личности как
процесс интеграция в различных социальных
группах.

Становление
личности определяется особенностями
взаимоотношений ребенка с членами
референтной
группы
.
Референтная группа наиболее значима
для ребенка по сравнению с остальными,
он принимает именно ее ценности, моральные
нормы и формы поведения. На каждом
возрастном этапе он включается в новую
социальную группу, которая становится
для него референтной. Сначала это семья,
потом группа детского сада, школьный
класс и неформальные подростковые
объединения. Для любой такой группы
характерны своя деятельность (или набор
деятельностей) и особый стиль общения.
Как раз «деятелъностно-опосредованные»
взаимоотношения ребенка с труппой и
влияют на формирование его личности.

Когда ребенок
входит в новую стабильную группу, он
прежде всего приспосабливается к ней
— усваивает действующие там нормы,
овладевает формами и средствами
деятельности, которыми владеют другие
ее члены. Ему необходимо быть таким, как
все. Это первая фаза становления личности
в социальной группе — фаза адаптации.
Она предполагает утрату ребенком своих
индивидуальных черт. Обостряющееся
противоречие между достигнутым
результатом адаптации — тем, что он
стал таким, как все в группе, — и
неудовлетворенной потребностью ребенка
в максимальном проявлении своих
индивидуальных особенностей, порождает
вторую фазу — индивидуализацию.
Ребенок начинает искать способы выражения
своей индивидуальности в группе. Третья
фаза состоит в том, что происходит
интеграция
личности в группе: ребенок сохраняет
лишь те свои индивидуальные черты,
которые отвечают потребностям группового
развития и собственной потребности
сделать значимый «вклад» в жизнь
группы, а группа в какой-то мере меняет
свои нормы, восприняв ценные для ее
развития черты личности.

Каждая фаза развития
личности в группе имеет свои специфические
трудности. Если ребенку не удается
преодолеть трудности адаптации, у него
могут появиться такие личностные
качества, как конформность, безынициативность,
робость, неуверенность в себе. Если не
преодолеваются трудности второй фазы
и группа отвергает индивидуальные черты
ребенка, это может привести к развитию
негативизма, агрессивности,,
подозрительности, неадекватно завышенной
самооценки. Дезинтеграция в группе
приводит либо к тому, что ребенок из
группы вытесняется, либо к его изоляции
в группе, из которой он не может выйти.
Напротив, успешная интеграция ребенка
в группе высокого уровня развития —
коллективе — способствует формированию
у него коллективизма как свойства
личности.

Ребенок может
входить в просоциальную и асоциальную
группы. В последнем случае у него
развиваются соответствующие асоциальные
черты. На рис. 1.13 показаны линии двух
вариантов развития, возможных на каждом
возрастном этапе.

Периодизация психического развития ребенка по петровскомуРис.
I. 13. Периодизация развития личности (по
A.B. Петровскому)

Ребенок на своем
жизненном пути включается в группы,
различные по своим социально-психологическим
характеристикам. Он может одновременно
входить в разные группы, принятый в
одной референтной группе, он оказывается
отвергнутым в другой. Недостаточная
стабильность социальной среды усложняет
процесс развития личности. Тем не менее
в разные возрастные периоды ребенок
последовательно входит в разные
социальные группы и ситуация успешной
или неуспешной адаптации, индивидуализации
и интеграции многократно повторяются.
В результате складывается относительно
устойчивая структура личности.

На каждом возрастном
этапе, в определенной социальной среде
ребенок проходит три фазы в своем
личностном развитии (рис. 1.13).

Если в каком-то
периоде не прошла успешно фаза интеграции,
на следующей ступени будет затруднена
адаптация. Так образуются условия для
кризиса развития личности.

В периодизации
A.B.Петровского выделяются периоды
раннего детства, детсадовского детства,
младшего школьного возраста, среднего
школьного возраста и старшего школьного
возраста. Первые три периода образуют
эпоху детства, в которой процесс адаптации
преобладает над процессом индивидуализации.
Для эпохи отрочества (периода среднего
школьного возраста) характерно
доминирование процесса индивидуализации
над процессом адаптации, для эпохи
юности (период старшего школьного
возраста) — доминирование процесса
интеграции над процессом индивидуализации.

Таким образом,
согласно A.B.Петровскому, детство — это
в основном приспособление ребенка к
социальной среде, отрочество — проявление
своей индивидуальности. В юности должна
произойти интеграция в обществе.

Источник

Психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,

Тема 7. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

7.1.Периодизация психического развития отечественных

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие.

Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития. Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.

Развитие может быть биологическим, психическим и личностным. Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое – закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского

1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.

2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного года — имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

6. Дошкольный возраст (3-7 лет).

7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

8. Школьный возраст (8-12лет).

9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

10. Пубертатный возраст (14-18 лет).

11. Кризис 17 лет.

Периодизация развития индивида по критерию ведущей

деятельности Д.Б. Эльконина

В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующую схему периодизации.

Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.

Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни входит.

2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.

3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» – кризису.

4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мир предметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений:

человек – человек

человек – вещь.

В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы отношений осваиваются:

1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.

2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т.е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы.

Таблица 1

Стадии психического развития по Д.Б. Эльконину

Возраст Ведущая деятельность Тип деятельности
1
Младенчество Эмоциональное общение с матерью Социальная
Младший дошкольный (1-3 года) Предметно-манипулятивная
(освоение предметов культуры)
Культурная
Старший дошкольный Ролевая игра Социальная
Младший школьный Учебная Культурная
Средний школьный Интимно-личностная Социальная
Старший школьный Учебно-профессиональная Культурная
17- 30 лет Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья Социальная
30-40 Самореализация и творчество Культурная
Больше 40 Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых Социальная

Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Периодизация психического развития по А. В. Петровском.

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.

Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).

Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).

Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение)

А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды:

1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.

2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.

Источник

      А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.      

  Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается  в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности.

Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личности.

1. Адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами Д и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности.

2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть такими как все» и стремлением к максимальной персонализации.

3. Интеграция – определяется противоречиями между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют её самосовершенствованию и тем самым развитию его самого как личности. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция, либо изоляция личности, либо вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфи­ческие трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к то­му, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группe, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты.

    На основе соотношения перечисленных выше фаз становления личности Петровским А.В. были выделены 3 эпохи ее развития.

1. Эпоха детства (раннее детство, детсадовское детство и младший школьный возраст). Преобладание адаптации над индивидуализацией.

2. Эпоха отрочества (средний школьный возраст). Доминирование индивидуализации над адаптацией.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст). Доминирование интеграции над индивидуализацией.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие этапы в развитии возрастной психологии в России можно выделить?

2. Какой механизм формирования психики был открыт Л.С. Выготским?

3. Как решается Выготским проблема соотношения обучения и развития?

4. Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина о природе детства.

5. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст?

6. Какова роль деятельности в психическом развитии ребенка, по мнению, Леонтьева и Рубинштейна?

7. Что является критериями детства в периодизациях Петровского и Блонского?

8. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни человека.

Рекомендуемая литература

1.   Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2.   Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 т. – М., 1979.

3.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1963.

4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З. Проблемы развития
психики. М., 1983.

5.Выготский Л.С. Там же. Т.4. Детская психология.

6.Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.

7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

8.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

9. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. псих,
произведения: В 2 т. М., 1983. Т.1.

10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

12. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. №1.

13. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
М, 1990.

14. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,2000.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., 2005.

17. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию /Избр .психологические труды.  М., 1989.

18. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте // Избр. психологические труды. М., 1989.

20. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.

Источник

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.

Адаптация — процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).

Индивидуализация — появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).

Интеграция — ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение) А.В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды:

1. Эпоха детства 3-7 лет — преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.

2. Эпоха отрочества 11-15 — доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст) — должна произойти интеграция в общество.

В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей – такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет).

Согласно З.Фрейду либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом З.Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.

Периодизация психического развития З.Фрейда: 1. Оральная стадия (0 – 1 год), 2. Анальная стадия (1 – 2 года), 3. Фаллическая стадия (3 – 6 лет), 4. Латентная стадия (7 – 12 лет), 5. Генитальная стадия (12 – 16 лет)

Согласно теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 — 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 — до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 — до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

Периодизация Пиаже исключительно посвящена когнитивному развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни человека. Он оставлял в тени вопрос о связи между познанием и аффективной (эмоциональной) сферой. Ребенок в концепции Пиаже приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом.

Пиаже интересовал только один вопрос: как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и взрослой логике мышления. Пиаже считал интеллектуальное развитие ребенка основой других аспектов психического развития. Так, он считал, что развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями. Для того, чтобы выносить какие-то моральные суждения, ребенок должен усвоить правила рассуждения в мыслительном плане. Он одним из первых начал исследовать нравственное развитие, предлагая детям моральные дилеммы.

Исследования Пиаже продолжил английский психолог Лоренц Колберг (1927 — 1987), используя как же моральные дилеммы. В результате он предложил классификацию развития нравственности в детском возрасте. Л. Колберг выделил три уровня нравственного развития. Каждый уровень состоит из двух стадий, при чем нумерация стадии имеет сквозной характер, подчеркивая приемлемость перехода от одного уровня к другому. Более того, Колберг считал, что каждому уровню морального развития соответствует определенная стадия интеллектуального развития, предложенные теорией Пиаже. Именно развитие интеллекта и определяет возможности становления нравственных уровней ребенка.

I. Предконвенционный моральный уровень.
II. Конвенционный моральный уровень.
III. Послеконвенционный моральный уровень.

Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся напредконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.

Подходя к подростковому возрасту, дети, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.
Переживаемый подростками негативный кризис, не считается нравственным дегрессом – он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».

Психическое развитие детей.

Младенческий возраст. Характеристика периода новорожденности. Безусловные и первые условные рефлексы. Эмоциональные реакции. Современные представления о возможностях новорожденных. «Комплекс оживления» как центральное психологическое новообразование, отделяющее период новорожденности от младенчества. Социальная ситуация развития в младенчестве. Общение со взрослым как ведущий вид деятельности в младенчестве. Ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение (М.И. Лисина). Развитие двигательной сферы. Развитие познавательных процессов: особенности понимания речи и развитие предпосылок активной речи (гукание, гуление, лепет, первые слова); развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой; развитие памяти, мышления. Эмоционально-личностное развитие. Новообразования возраста: аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми, активность ребенка. Кризис одного года.

Ранний возраст. Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Предметно-орудийная деятельность как ведущий вид деятельности. Развитие познавательных процессов (закономерности развития восприятия; внимания; развитие памяти; ранние формы наглядно-действенного мышления). Особенности развитие речи в раннем детстве. Понятие «автономная речь». Начальные формы развития личности: начало самосознания и формирования образа Я; развитие эмоций и чувств, развитие самостоятельности. Переход от «полевого» к волевому поведению (К. Левин). Новообразования раннего возраста: активная речь, сознание «Я сам», личные действия. Кризис трех лет: причины, негативная (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест, бунт, деспотизм) и позитивная симптоматика; психологическое значение кризиса.

Дошкольный возраст. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии дошкольника. Особенности развития восприятия, внимания, памяти, мышления в дошкольном детстве. Формирование произвольности и опосредованности познавательных психических процессов. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста. Развитие словесно-логического мышления. Основные линии развития речи дошкольника. Феномен эгоцентрической речи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Развитие контекстной речи. Личностное развитие в дошкольном детстве. Структура и генезис самосознания и самооценки ребѐнка (В.С. Мухина, М.И. Лисина). Поло-ролевая идентификация. Развитие мотивационной сферы, формирование направленности личности. Развитие эмоционально-волевой сферы. Возрастные страхи дошкольников. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Новообразования дошкольного возраста: воображение; первый абрис мировоззрения (Л.С. Выготский); иерархия мотивов (А.Н. Леонтьев). Кризис семи лет: причины, симптомы и особенности протекания. Феномен утраты детской непосредственности. Формирование внутренней позиция школьника (Л.И. Божович).

Младший школьный возраст. Социальная ситуация развития. Проблема адаптации к обучению в школе. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Структура учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Мотивы учения в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, П.М. Якобсон, М.В. Матюхина). Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Личностное развитие в младшем школьном возрасте. Формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной, эмоциональной и волевой сферы. Роль учителя в формировании личности младшего школьника. Общение со сверстниками. Новообразования младшего школьного возраста: произвольность, внутренний план действий, рефлексия.

Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период

Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Способности новорожденного — определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

рефлексов, обеспечивающих работу основных систем- организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений); — защитных рефлексов (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете); — ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света); — атавистических рефлексов (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка и др.). Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга. Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете.

Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого. В конце первого — начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки.

Важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка — улыбкина обращение матери (близкого взрослого).

Это означает начало собственной ≪индивидуальной психической жизни новорожденного≫. В период новорожденности жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма, но вплетенным в социальную жизнь окружающих ребенка людей

Комплекс оживления. Впоследующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Своевременность появления и степень выраженности К.О.— основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. К.О. начинает дифференцироваться после трех месяцев. Появление К.О. у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения.

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственно — э м о ц иональное общение (по Д.Б. Эльконину), или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности — другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов.

Развитие общения и речи

В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности.

В этом возрасте ребенок с готовностью включается в игровой контакт (игры в «ку-ку» и в «бросание игрушки»). В ситуациях общения ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, показывая, что хочет на руки; тянуться руками к далекому предмету, показывая свое желание получить его).

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Во втором полугодии ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве , соучастии со взрослым, чтобы достичь желаемого

при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно -делового взаимодействия. К концу первого года ребенок все чаще призывает взрослого и обращается к нему за помощью. Желание быть понятым делает необходимым речевой контакт.

Становление предпосылок речи. Период от рождения до одного года — доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного — крик (плач) как выражение отрицательных эмоций.

Звуковые переклички взрослого и ребенка складываются в рамках комплекса оживления. Если наблюдается задержка голосовых проявлений, нужно постараться помочь, стимулировать их появление «уроками звукоподражания». К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий,восклицаний. Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается так называемая автономна я речь. Ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-выразительные и по смыслу равные предложению, понять значение которых можно, только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года — от 5 — 6 до 10—30 лепетных слов.

Другая сторона развития речи — пассивное владение словом, понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом общения. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении — суть кризиса конца первого года жизни ребенка.



Источник