Периодизация психического развития ребенка по фрейду

Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда.    З.Фрейд выделяет 4 стадии психосексуального развития. В термине
«психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующей от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. На каждой стадии развития определенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. З.Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно связаны с эрогенными зонами – чувствительные участки тела, которые функционируют как выражение побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

Таблица 3
Стадии психосексуального развития по З.Фрейду

Стадии

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Опыт, соответствующий данному уровню развития

1234

Оральная

0-18 месяцевРот (сосание, кусание, жевание)Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная

1-3 летАнус (удержание или выталкивание фекалий)Приучение к туалету (самоконтроль)

Окончание табл. 3

1234

Фаллическая

3-6 летПоловые органы (мастурбация)Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

6-12 летОтсутствует (сексуальное бездействие)Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Половое созреваниеПоловые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.


Оральная стадия. В самом начале жизни основная потребность ребенка в питании, поэтому большая часть энергии спроектирована в область рта. Во время кормления ребенка покачивают, ласкают, ребенок испытывает удовольствие от сосания, следовательно, область рта – это первая область, которая приносит максимум удовольствия. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев. Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена
частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы. 

Анальная стадия. Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному
опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.  
Фаллическая стадия. С 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомическом строении мужчин и женщин. Дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают их родители. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) – отождествление себя с конкурирующим
родителем.
Латентный период. На данной стадии либидо ребенка направляется
посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, — такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверстниками. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
Генитальная стадия. В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии.), но в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника противоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в
область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов.

Источник

Фрейд

Эриксон

Пиаже

Колберг

Эльконин

Периоды/основание

Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия).

Развитие личности опред. тем, что общество ожидает от человека. На каждой стадии развития он приобретает определенное кач-во (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в послед. периоды жизни. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности.

Интеллектуальное развитие обеспечивает адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

Уровень морального развития человека.

Деятельность-условие формирования психики. Критерии периодизации-ведущий вид деятельности (ВВД).

0-1 год

Оральная стадия.
Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.

Орально — сенсорная стадия.
+ доверие к окружающему миру, хочет познать мир, получает все, что хочет (мир уютен, люди достойны доверия)
— недоверие к окружающему миру, не получает должного, дискомфорт (боязнь людей, опасение за свое благополучие)

Сенсомоторный интеллект (0-2)
Овладение сенсорными и моторными способностями. ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе).

1-3 года.

Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх потерять контроль над своим сфинктером, не оправдать ожидания родителей.

Мышечно – анальная стадия (2-3 год).
+ чувство автономности, ребенок начинает передвигаться, родители предоставляют возможность проявить себя (вырабатывается самостоятельность, ощущение своего тела)
— чувство стыда, неуверенности; нерешительность, скованнность малообщительность, ограничения со стороны родителей

Преддошкольный возраст.
ВВД-предметно-манипулятивный, предметно-орудийный. Ребенок овладевает речью, преобразование действительности: осваивает физические свойства предметов – расстояние, скорость, направление движения, свое место в пространстве относительно других предметов.

3-7 лет.

Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Интерес к своим половым органам и половым органам других детей. Половые отличия мальчиков и девочек. Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек — ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Конфликт решается отождествлением себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства.

Локомоторно – генитальная стадия (4-5 лет)
+ чувство инициативы, познавательная активность, границы дозволенного, сотрудничество со взрослыми ( я могу делать много удивительных вещей, мои способности волшебные)
— чувство вины, взрослые твердят, что игры не желательны, вопросы назойливы, наказывают за мелкие проступки ( я бываю таким ужасным, другие сердятся, готовы уничтожить)

Период дооперационального мышления (2-7 лет).
Образование понятий, понятия эгоцентричны, «ребенок считает себя центром, ребенок не может посмотреть на себя стороны. Рядоположенность детской мысли – ребенок стремится получить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Неправильное содержание и объем понятий. Моральные суждения исходят из образного представления о ситуации.

Преднравственный период (4-10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций.
На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы. Например, брать конфетку без спроса нельзя, потому что накажут.
На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь. Например, мальчик, который без спроса взял конфету – хороший, потому что он ее очень хотел.

Дошкольный возраст.
ВВД-сюжетно-ролевая игра (с реальными людьми), важен сюжет. Подвижные игры, настольные игры, большая потребность в общении с другими людьми. Ребенок должен наиграться в детстве.

7-10 лет.

Латентный период (от 6 до 11 лет). Снижение сексуальной активности и интересов в сексуальным вопросам. Ребенок осваивает формы поведения , свойственные данному полу. Недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к неадекватному пониманию своей половой роли и половой роли противоположного пола.

Латентная стадия (6-11).
+ чувство компетентности, смелость, трудолюбие, родители поощряют любое творчество, хвалят, есть результат  (интерес к жизни, умение ставить высокие цели)
— чувство неполноценности, не поощрение родителями, потеря авторитета у сверстников, развитие страха неудачи (я ничтожество)

Стадия конкретных операций (7 — 11 лет).
Есть понятие размера, числа. Может принять тоску зрения другого человека, не меняет своих «убеждений».

Младшая школа(8-10).
ВВД-учебная; чтобы хорошо учиться, нужно иметь учебную задачу; учебные действия, контроль и оценка должный перейти в самоконтроль и самооценку.

11-12-15 лет.

Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться на половое удовлетворения с партнерами противоположного пола Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить.

Кризис подросткового возраста (12-20)
+ идентификация Я, устойчивое мировоззрение, есть место в жизни, проекция будущего
— путаница ролей, чувство вины, неуверенность пред. развития (я не знаю кто я, и куда иду)

Стадия формальных операций (11-15 лет).
На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой — либо конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.

Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. Этому уровню соответствует стадия конкретных операций.
На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. Например, мама похвалит, если спросить разрешения.
На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы. Например, воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения.

Подростковый(10-14-15).
ВВД-интимно-личностное общение. Зависимость от мнения окружающих, общение со сверстниками выходит на первый ряд, очень много противоречий .

15-20 лет.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. Этот уровень возможен на стадии формальных операций.

Ранняя юность (15-17).
ВВД-учебная, учебно-профессиональная д-ть. Формируется самосознание, повышается мера ответственности, самостоятельность.

20-50-60 лет.

Ранняя зрелость (20-25 лет).
+ близкие отношения, чувства к близким людям, сензитивный период для интимных отношений
-одиночество, не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться
Средняя зрелость (26-64)
+ общечеловечность, генеративность, интересуют проблемы общества
— самопоглощенность, застой, озабоченность собственными личными удобствами

Источник

Концепция Фрейда — это взаимодействие двух факторов наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

Фрейд рассматривал развитие ребенка через половое созревание: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии.

Структура личности по Фрейду. В структуре личности три подструктуры:

· ИД — Оно

· ЭГО — Я

· СУПЕРЭГО — Сверх я.

Ид — вместилище страстей (влечения и инстинкты). Вне морали. Главная функция — побуждения. Главное влечение — либидо — сексуальное влечение. Сексуальность — все, отчего мы получаем удовольствие. В сексуальной потребности два инстинкта: инстинкт жизни; инстинкт смерти (тонатос). Ид — источник активности. Ид — биологическая подструктура.

Суперэго — формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура — совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы — родители. Основные функции — контроль, наказание.

Эго — прижизненное образование. Основная функция — помирить ид и суперэго. Эго — подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ — суперэго, ид и реальность.

Согласно Фрейду: Источник психического развития — влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Ребёнок удовлетворяет либидо — прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.

Развитие — есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам.

Эрогенные зоны — области тела чувствительные к стимулу.

Психологическое развитие в виде психоаналитических стадий:

предгенитальные:

1) оральная;

2) анальная;

3) фаллическая;

с пубертатом:

4) латентный период;

5) генитальная.

Психосексуальное развитие — биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня.

Развитие биологически предопределено. Фрейд считал, что влияние социума проявляется в долговременном вкладе — приобретённые установки, черты, ценности. Термин “ психосексуальное” подчёркивает, что главный фактор развития — сексуальные инстинкты.

Два фактора, влияющие на развитие: фрустрация; сверхзаботливость.

Фрустрация — сексуальные потребности ребёнка пресекаются родителями или воспитателями возникает не получение удовлетворения, на последующих стадиях может развиться депрессия, могут развиться черты характера, привычки.

Сверхзаботливость — ребёнку не предоставляется возможность самому управлять своими действиями, впоследствии может развиться зависимость и некомпетентность.

Остаточное поведение — при фрустрации и сверхзаботливости накапливается либидозная энергия, которая может позже проявиться в остаточных явлениях, чертах характерных для той стадии, на которой они появились.

Регрессия — возврат на более раннюю стадию психосексуального развития. Например, взрослый реагирует на стресс слезами; сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация — задержка или остановка на определённой психосексуальной стадии.

Оральная стадия (0 — 1,5 г.).

От рождения — до прекращения кормления грудью. Основной источник удовольствия — кормление. Губы, рот — главное сосредоточение активности младенца (эрогенные зоны).

Остаточное поведение — жевательная резинка, курение, переедание, поцелуи, грызение ногтей. Главная задача — формирование зависимости и независимости от других людей. Со временем материнская грудь замещается. Оральная стадия состоит из двух фаз:

1) ранняя (0 — 0,5 г.) — основное либидозное действие — сосание;

2) поздняя — основное действие — укус.

Сосание — сексуальное проявление ребёнка. На основе либидозных действий происходит закрепление инстинктов Ид.

Аутоэротическая стадия (сосание пальца). Ребёнок не отделяет собственные ощущения и объект, который эти ощущения вызывает.

Укус — агрессивный характер.

Орально — садистическая фаза. Запрещают кусать грудь, возникает конфликт. У новорождённого Ид — единственная существующая субстанция. На второй стадии (поздней) от Ид начинает отделяться Эго. Первое познание мира происходит через мать, разделение объекта и ощущения начинается с наказания. Эго и Ид в постоянном конфликте.

На оральной стадии ребёнок живёт в состоянии невинного нарциссизма.

Сон — глобальное нарциссалическое состояние. Биологическая связь с матерью создаёт потребность быть любимым, это на всю жизнь.

Если ребёнок не получает удовлетворение потребностей этого периода — может возникнуть задержка или остановка.

Согласно психоаналитической теории отлучение ребёнка от груди связано с большими трудностями, установлено, чем сложнее отлучение, тем сложнее конфликты на следующей стадии.

В первой половине младенчества (на ранней оральной стадии) недостаток удовлетворения либидо может привести к возникновению орально — пассивного типа личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.

На поздней стадии (орально — садистической) — любовь к спорам, пессимизм, цинизм, сарказм, стремление доминировать над людьми, склонность к эксплуатации.

Анальная стадия (1,5 — 3 г.).

Эрогенная зона в области ануса. Дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. Приучение к горшку. Удовольствие от напряжения анального сфинктера. Встречается с запретами — внешний мир барьер, который должен преодолеть ребёнок. На этой стадии полностью образована инстанция Эго. Эго уже контролирует Ид.

За неопрятность ребёнок боится потерять любовь родителей. Появляются зачатки Суперэго.

Фрейд полагал, что важным в управлении кишечником является то, как родители приучили ребёнка к горшку. Здесь берут своё начало все регуляции. Две основные тактики родителей:

1. а) тактика “ негибких требований” — родители требуют немедленного выполнения команды ребёнок, может отказаться и, начнутся запоры, а если удерживание часто возникает распространение на другие сферы.

Анально — удерживающий тип личности — упрямство, скупость, пунктуальность, аккуратность, склонность к коллекционированию.

1. б) родительская строгость может породить анально — выталкивающий тип личности — склонность к разрушению, враждебность, садистические наклонности в любовных отношениях — партнёр объект обладания.

Это были неправильные тактики.

2) поддерживающая тактика — родители хвалят ребёнка, возникает позитивный тип, творчество.

Фаллическая стадия (3 — 5, 6 лет).

Пик детской сексуальности. Эрогенная зона — гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых отношений, фантазии, чаще всего представления не верные. Дети этого возраста воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери. Если до этой стадии сексуальность — аутоэротичность, эротичность, теперь предметно. Свои привязанности к взрослым людям, к родителям. Привязанность мальчика к матери — Эдипов комплекс. Девочки к отцу — комплекс Электры.

Каждый мальчик неосознанно желает смерти родителя своего пола и обладание родителем противоположного пола. В норме Эдипов комплекс разрежается освобождением под страхом кастрации. Страх кастрации — боязнь воображаемого возмездия со стороны отца. Завершается идентификацией с отцом.

Фрейд одним из первых описал процесс идентификации с агрессором.

Функции:

1) модель мужского поведения;

2) идентифицируя себя с отцом, удерживает мать, как объект любви (он, как отец);

3) подготовка почвы к развитию Суперэго.

Суперэго — результат разрушения Эдипова комплекса.

К концу фаллической стадии: Ид, Эго, Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются к пяти годам. На фаллической стадии закладываются: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Возможные фиксации:

Фаллический характер — по — разному, у мужчин и женщин.

У мужчин — стремление всегда к успеху, доказывание мужественности, безжалостное завоевание женщин (Дон Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У женщин — либо склонность к обольщению, либо борьба за главенство перед мужчинами.

Не разрушение одного из комплексов может стать одной из причин гомосексуальности.

Латентный период (6 — 12 лет, пубертат).

Не является стадией передышки либидо. Активность направлена на усвоение человеческого опыта, налаживание отношений со сверстниками. Подготовка к взрослости. У Фрейда латентный период описан очень скупо.

Генитальная стадия (пубертат).

С половой зрелостью возрождается сексуальная энергия и появляется интерес к противоположному полу.

З. Фрейд утверждал, что подростковый возраст проходит через гомосексуальный опыт (психологический опыт проявления интереса и дружбы к тому же полу). Гомосексуальная стадия равна фаллической стадии (Эдипов комплекс).

Затем наступает период выбора брачного партнёра. В это время формируется генитальный характер — идеальный тип личности. Зрелый, ответственный человек, который вносит вклад в общество. Человек должен быть активным, заботливым о других.

Для каждого периода возможна фиксация:

1) гомосексуальность (люди в значительной мере общаются с людьми того же пола);

2) нарциссизм — либидо направлено к себе (я — объект сексуальных удовольствий).

На развитие личности влияют детские годы. Могут либо затормозить, либо развить её.

Основные положения:

1) Психологическое развитие понимается, как мотивационно — личностное.

2) Развитие — это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит конкретному индивиду.

3) Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.

4) Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.

Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

Источник