Периодизация психического развития ребенка блонского
Павел
Петрович Блонский выбрал объективный,
легко доступный наблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
растущего организма признак — появление
и смену зубов.
Детство делится поэтому на три эпохи:
беззубое детство (от рождения до 8
месяцев), детство молочных зубов (примерно
до 6,5 лет) и детство постоянных зубов
(до появления зубов мудрости).
Периодизация з. Фрейда.
Зигмунд
Фрейд считал главным двигателем
человеческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией.
Сексуальное
развитие,
по Фрейду, определяет развитие всех
сторон личности и может служить критерием
возрастной периодизации.
Стадии
развития детской сексуальности
определяются, по Фрейду, смещением
эрогенных зон — тех областей тела,
стимуляция которых вызывает
удовольствие.
Оральная
стадия. На
оральной стадии (до 1 года) эрогенная
зона — слизистая рта и губ. Ребенок
получает удовольствие, когда сосет
молоко, а в отсутствие пищи —
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немедленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
вторая инстанция — «Я». Формируются
такие черты личности, как ненасытность,
жадность, требовательность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.
Анальная
стадия.
На анальной стадии (1-3 года) эрогенная
зона смещается в слизистую оболочку
кишечника. Ребенка в это время приучают
к опрятности, возникает много требований
и запретов, в результате чего в личности
ребенка начинает формироваться третья
инстанция — «Сверх-Я» как носитель
морально-этических норм, внутренняя
цензура, совесть. Развиваются аккуратность,
пунктуальность, упрямство, агрессивность,
скрытность, накопительство и некоторые
другие черты.
Фаллическая
стадия.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности.
Ведущей эрогенной зоной становятся
гениталии. Если до сих пор детская
сексуальность была направлена на себя,
то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привязанность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов
комплекс), девочки к отцу (комплекс
Электры). Это время наиболее строгих
запретов и интенсивного формирования
«Сверх-Я». Зарождаются новые черты
личности — самонаблюдение, благоразумие
и др.
Латентная
стадия.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно
прерывает сексуальное развитие ребенка.
Влечения, исходящие из «Оно», хорошо
контролируются. Детские сексуальные
переживания вытесняются, и интересы
ребенка направляются на общение с
друзьями, школьное обучение и т.д.
Генитальная
стадия.
Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует
собственно половому развитию ребенка.
Объединяются все эрогенные зоны,
появляется стремление к нормальному
сексуальному общению. Биологическое
начало — «Оно» — усиливает свою
активность, и личности подростка
приходится бороться с его агрессивными
импульсами, используя механизмы
психологической защиты.
Периодизация л. Колберга. Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.
Л.
Колберг рассматривает развитие морального
сознания как последовательный
прогрессивный процесс, выделяя в нем
6 стадий развития, объединяющихся в
три уровня.
Первый
— доморальный
уровень.
Нормы морали для ребенка — нечто внешнее,
он выполняет правила, установленные
взрослыми, из чисто эгоистических
соображений. Первоначально он ориентируется
на наказание и ведет себя «хорошо»,
чтобы его избежать (1 стадия). Затем он
начинает ориентироваться и на поощрение,
ожидая получить за свои правильные
действия похвалу или какую-нибудь другую
награду (2 стадия).
Второй
уровень — конвенциональная
мораль
(конвенция
– договоренность, соглашение). Источник
моральных предписаний для ребенка
остается внешним. Но он уже стремится
вести себя определенным образом из
потребности в одобрении, в поддержании
хороших отношений со значимыми для него
людьми. Ориентация в своем поведении
на оправдание ожиданий и одобрение
других характерна для 3 стадии, на
авторитет — для 4. Этим определяется
неустойчивость поведения ребенка,
зависимость от внешних влияний.
Третий
уровень — автономная
мораль.
Моральные нормы и принципы становятся
собственным достоянием личности, т.е.
внутренними. Поступки определяются
не внешним давлением или авторитетом,
а своей совестью: «на том стою и не могу
иначе». Сначала появляется ориентация
на принципы общественного благополучия,
демократические законы, принятые на
себя обязательства перед обществом (5
стадия), потом — на общечеловеческие
этические принципы (6 стадия).
Все
дошкольники и большинство семилетних
детей (примерно 70%) находятся на
доморальном уровне развития. Этот низший
уровень развития морального сознания
сохраняется у части детей и позже —
у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.
Многие
дети к 13 годам решают моральные проблемы
на втором уровне, им присуща конвенциональная
мораль. Развитие высшего уровня морального
сознания связано с развитием интеллекта:
осознанные моральные принципы не могут
появиться раньше подросткового возраста,
когда формируется логическое мышление.
Периодизации,
основанные на одном признаке, субъективны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон развития. Кроме
того, в них не учитывается изменение
роли выбранного признака в общем
развитии ребенка на протяжении детства,
а значение любого признака меняется
при переходе от возраста к возрасту.
Периодизации
детского развития
по
совокупности внутренних критериев.
В
третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей этого
развития.
Это периодизации Эрика Эриксона, Л.С.Выготского
и Д.Б.Эльконина. В них используются
три критерия — социальная
ситуация развития, ведущая деятельность
и центральное возрастное новообразование.
Периодизация
Э.Эриксона.
Эрик
Эриксон — последователь 3.Фрейда,
расширивший психоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря
тому, что начал рассматривать развитие
ребенка в более широкой системе социальных
отношений.
Основные
понятия теории Эриксона. Одно
из центральных понятий теории Эриксона
— идентичность
личности.
Личность развивается благодаря
включению в различные социальные
общности (нацию, социальный класс,
профессиональную группу и т.д.).
Идентичность (социальная тождественность)
определяет систему ценностей личности,
идеалы, жизненные планы, потребности,
социальные роли с соответствующими
формами поведения.
Идентичность
формируется в юношеском возрасте, это
характеристика достаточно зрелой
личности. До этого времени ребенок
должен пройти через ряд идентификаций
— отождествления себя с родителями;
мальчиками или девочками (половая
идентификация) и т.д. Этот процесс
определяется воспитанием ребенка,
поскольку с самого его рождения
родители, а затем и более широкое
социальное окружение приобщают его к
своей социальной общности, группе,
передают ребенку свойственное ей
мировосприятие.
Еще
одно важное положение теории Эриксона
—кризисность
развития.
Кризисы присущи всем возрастным стадиям,
это «поворотные пункты», моменты выбора
между прогрессом и регрессом. В каждом
возрасте личностные новообразования,
приобретаемые ребенком, могут быть
позитивными, связанным с прогрессивным
развитием личности, и негативными,
вызывающими отрицательные сдвиги в
развитии, его регресс.
Стадии
развития личности.
Эриксон выделил несколько стадий
развития личности.
1-я
стадия.
На первой стадии развития, соответствующей
младенческому возрасту,
возникает доверие
или недоверие к миру.
При прогрессивном развитии личности
ребенок «выбирает» доверительное
отношение. Оно проявляется в легком
кормлении, глубоком сне, ненапряженности
внутренних органов, нормальной работе
кишечника. Ребенок, с доверием
относящийся к миру, без особой тревоги
и гнева переносит исчезновение из его
поля зрения матери: он уверен, что она
вернется, что все его потребности
будут удовлетворены. Младенец получает
от матери не только молоко и необходимый
ему уход, с ней связано и «питание» миром
форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
В
это время ребенок как бы «вбирает» в
себя образ матери (возникает механизм
интроекции). Это первая ступень
формирования идентичности развивающейся
личности.
2-я
стадия.
Вторая стадия соответствует
раннему возрасту.
Резко возрастают возможности ребенка,
он начинает ходить и отстаивать свою
независимость, возрастает чувство
самостоятельности.
Родители
ограничивают появляющиеся у ребенка
желания требовать, присваивать, разрушать,
когда он проверяет свои силы. Требования
и ограничения родителей создают основу
для негативного чувства стыда
и сомнений.
Ребенок чувствует «глаза мира», следящие
за ним с осуждением, и стремится
заставить мир не смотреть на него или
хочет сам стать невидимым. Но это
невозможно, и у ребенка появляются
«внутренние глаза мира» — стыд за
свои ошибки. Если взрослые предъявляют
слишком суровые требования, часто
порицают и наказывают ребенка, у него
возникают постоянная настороженность,
скованность, необщительность. Если
стремление ребенка к независимости
не подавляется, устанавливается
соотношение между способностью
сотрудничать с другими людьми и настаивать
на своем, между свободой самовыражения
и ее разумным ограничением.
3-я
стадия.
На третьей стадии, совпадающей с
дошкольным возрастом,
ребенок активно познает окружающий
мир, моделирует в игре отношения
взрослых, быстро учится всему, приобретает
новые обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива.
Когда
поведение ребенка становится агрессивным,
инициатива ограничивается, появляются
чувства вины и тревожности; таким образом
закладываются новые внутренние инстанции
— совесть и моральная ответственность
за свои действия, мысли и желания.
Взрослые не должны перегружать совесть
ребенка. Чрезмерное неодобрение,
наказания за незначительные проступки
и ошибки вызывают постоянное ощущение
своей вины,
страх перед наказанием за тайные
мысли, мстительность. Тормозится
инициатива, развивается пассивность.
На
этом возрастном этапе происходит половая
идентификация, и
ребенок осваивает определенную форму
поведения, мужскую или женскую.
4-я
стадия.
Младший
школьный возраст —
предпубертатный, т.е. предшествующий
половому созреванию ребенка. В это время
развертывается четвертая стадия,
связанная с воспитанием у детей
трудолюбия, необходимостью овладения
новыми знаниями и умениями. Постижение
основ трудового и социального опыта
дает возможность ребенку получить
признание окружающих и приобрести
чувство компетентности. Если же достижения
невелики, он остро переживает свою
неумелость, неспособность, невыгодное
положение среди сверстников и чувствует
себя обреченным быть посредственностью.
Вместо чувства компетентности образуется
чувство неполноценности.
Период
начального школьного обучения — это
также начало профессиональной
идентификации,
ощущения своей связи с представителями
определенных профессий.
5-я
стадия.
Старший
подростковый возраст
и ранняя юность составляют пятую стадию
развития личности, период самого
глубокого кризиса. Детство подходит
к концу, завершение этого этапа
жизненного пути приводит к формированию
идентичности.
Объединяются все предыдущие идентификации
ребенка; к ним добавляются новые,
поскольку повзрослевший ребенок
включается в новые социальные группы
и приобретает другие представления о
себе. Целостная идентичность личности,
доверие к миру, самостоятельность,
инициативность и компетентность
позволяют юноше решить задачу
самоопределения, выбора жизненного
пути.
Когда
не удается осознать себя и свое место
в мире, наблюдается диффузность
идентичности.
Она связана с инфантильным желанием
как можно дольше не вступать во взрослую
жизнь, с состоянием тревоги, чувством
изоляции и опустошенности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили опорой обоснования смены возрастных периодов Д.Б. Элькониным(1904 — 1984), который сумел создать научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии. Впервые она была представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).
Схема периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина
Эпохи | Периоды | Хронолог. границы | Вид ведущей деятельности | Тип деят-ности | Кризис |
Раннее детство | Младен-чество | 0 – 1 год | Непосредственно-эмоиональное общение | М– П* | Кризис новорож-денного |
Ранний возраст | 1– 3 года | Предметно-манипулятивная деятельность | О – Т* | Кризис 1 года | |
Детство | Дошкольный возраст | 3 – 7 лет | Ролевая игра | М– П* | Кризис 3-х лет |
Младший школьный возраст | 7– 10 лет | Учение | О – Т* | Кризис 7 лет | |
Отрочество | Подростковый возраст | 11–15 лет | Интимно-личное общение со сверстниками | М– П* | Кризис 11–12 лет |
Ранняя юность | 15–17 лет | Учебно-профессиональная | О – Т* | Кризис 15 лет |
* Примечание: М – П – мотивационно-потребностная сфера личности;
О – Т – операционально-техническая сфера личности
Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
Социальная ситуация развития. Это определенное соотношение условий
социальной среды и внутренних условий формирования индивида как
личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на
людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее
развившиеся психологические свойства они преломляются. Это система
отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его
собственных переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с
другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Социальная ситуация развития представляет собой культурно-исторический аспект жизнедеятельности субъекта в обществе.
Ведущий тип деятельности. Ведущий тип деятельности и мотивация действий обуславливают главнейшие изменения в психических процессах и психических свойствах личности в данный период развития.
Основные новообразования развития. Это продукт возрастного развития, появляющийся к концу периода и приводящий к перестройке системы его отношений к миру, другим людям и к себе. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складывания новой, что сопровождается кризисами возрастного развития. И здесь важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к кризису.
Кризис. Это переломные моменты психического развития, отделяющие один возрастной период от другого. Раскрыть психологическую сущность
кризиса — значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.
Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности двух систем: «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». За деятельностью одного типа, с ориентацией в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.
Периодизация психического развития по П.П. Блонскому
Стремление изучить материальные основы развития психики привели П.П. Блонского (1884 — 1942) к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический.
Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с развитием вида, но определяется логикой самого процесса этого развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психического развития.
Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества — упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков — связывал с особенностями темперамента этого периода.
Кроме того, он разработал общую периодизацию психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов:
· детства;
· размножения;
· угасания;
При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов:
— беззубое детство (до 8 месяцев);
— детство молочных зубов (до 6,5 лет);
— детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости)
Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.
Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных ступенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и антиэволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческого интеллекта.
Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».
Источник