Периодизация психического развития ребенка блонского

Периодизация психического развития ребенка блонского thumbnail

Павел
Петрович Блонский выбрал объективный,
легко доступ­ный наблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
растущего организма признак —
появление
и смену зубов.

Детство делится поэтому на три эпохи:
беззубое детство (от рождения до 8
месяцев), детство молочных зубов (примерно
до 6,5 лет) и детство постоянных зубов
(до появления зубов мудрости).

Периодизация з. Фрейда.

Зигмунд
Фрейд считал главным двигателем
чело­веческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией.
Сексуальное
развитие,

по Фрейду, определяет разви­тие всех
сторон личности и может служить критерием
возрастной периодизации.

Стадии
развития детской сексуальности

определяются, по Фрейду, смещением
эрогенных зон — тех областей тела,
сти­муляция которых вызывает
удовольствие.

Оральная
стадия.
На
оральной стадии (до 1 года) эрогенная
зона — слизистая рта и губ. Ребенок
получает удовольствие, когда сосет
молоко, а в от­сутствие пищи —
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немед­ленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
вторая инстанция — «Я». Формиру­ются
такие черты личности, как ненасытность,
жадность, требова­тельность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.

Анальная
стадия.

На анальной стадии (1-3 года) эрогенная
зона смещается в слизистую оболочку
кишечника. Ребенка в это время приучают
к опрятности, возникает много требований
и запретов, в результате чего в личности
ребенка начинает формироваться тре­тья
инстанция — «Сверх-Я» как носитель
морально-этических норм, внутренняя
цензура, совесть. Развиваются аккуратность,
пункту­альность, упрямство, агрессивность,
скрытность, накопительство и некоторые
другие черты.

Фаллическая
стадия.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности.
Ведущей эрогенной зоной становятся
ге­ниталии. Если до сих пор детская
сексуальность была направлена на себя,
то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привя­занность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов
ком­плекс), девочки к отцу (комплекс
Электры). Это время наиболее строгих
запретов и интенсивного формирования
«Сверх-Я». За­рождаются новые черты
личности — самонаблюдение, благоразу­мие
и др.

Латентная
стадия.

Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно
прерывает сексуальное развитие ребенка.
Влечения, исходящие из «Оно», хорошо
контролируются. Детские сексуальные
переживания вытесняются, и интересы
ребенка направляются на общение с
друзьями, школь­ное обучение и т.д.

Генитальная
стадия.

Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует
собственно поло­вому развитию ребенка.
Объединяются все эрогенные зоны,
появ­ляется стремление к нормальному
сексуальному общению. Биоло­гическое
начало — «Оно» — усиливает свою
активность, и лич­ности подростка
приходится бороться с его агрессивными
импуль­сами, используя механизмы
психологической защиты.

Периодизация л. Колберга. Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л.
Колберг рассматривает развитие морального
со­знания как последовательный
прогрессивный процесс, выделяя в нем
6 стадий разви­тия, объединяющихся в
три уровня.

Первый
доморальный
уровень.

Нормы морали для ребенка — нечто внешнее,
он выполняет правила, установленные
взрослыми, из чисто эгоистических
соображений. Первоначально он ориентируется
на наказание и ведет себя «хорошо»,
чтобы его избежать (1 стадия). Затем он
начинает ориентироваться и на поощрение,
ожидая полу­чить за свои правильные
действия похвалу или какую-нибудь другую
награду (2 стадия).

Второй
уровень — конвенциональная
мораль

(конвенция
– договоренность, соглашение).
Источник
мо­ральных предписаний для ребенка
остается внешним. Но он уже стремится
вести себя определенным образом из
потребности в одобрении, в поддержании
хороших отношений со значимыми для него
людьми. Ориентация в своем поведении
на оправдание ожи­даний и одобрение
других характерна для 3 стадии, на
авторитет — для 4. Этим определяется
неустойчивость поведения ребенка,
за­висимость от внешних влияний.

Третий
уровень — автономная
мораль.

Моральные нормы и принципы становятся
собственным достоянием личности, т.е.
внутренними. Поступки определяются
не внешним давлением или авторите­том,
а своей совестью: «на том стою и не могу
иначе». Сначала появляется ориентация
на принципы общественного благополучия,
демократические законы, принятые на
себя обязательства перед обществом (5
стадия), потом — на общечеловеческие
этические принципы (6 стадия).

Все
дошкольники и большинство семилетних
детей (при­мерно 70%) находятся на
доморальном уровне развития. Этот низший
уровень развития морального сознания
сохраняется у час­ти детей и позже —
у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Многие
дети к 13 годам решают моральные проблемы
на втором уровне, им присуща конвенциональная
мораль. Развитие высшего уровня морального
сознания связано с развитием интеллекта:
осознанные моральные принципы не могут
появиться раньше подросткового возраста,
когда формируется логическое мышление.

Периодизации,
основанные на одном признаке, субъективны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон разви­тия. Кроме
того, в них не учитывается изменение
роли выбранно­го признака в общем
развитии ребенка на протяжении детства,
а значение любого признака меняется
при переходе от возраста к возрасту.

Периодизации
детского развития

по
совокупности внутренних критериев.

В
третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей
этого
развития.
Это периодизации Эрика Эриксона, Л.С.Выготского
и Д.Б.Эльконина. В них ис­пользуются
три критерия — социальная
ситуация развития, ве­дущая деятельность
и центральное возрастное новообразование.

Периодизация
Э.Эриксона.

Эрик
Эриксон — последователь 3.Фрейда,
расширивший пси­хоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря
тому, что начал рассматривать развитие
ребенка в более широкой системе социальных
отношений.

Основные
понятия теории Эриксона.
Одно
из центральных понятий теории Эриксона
идентичность
личности
.
Личность раз­вивается благодаря
включению в различные социальные
общности (нацию, социальный класс,
профессиональную группу и т.д.).
Идентичность (социальная тождественность)
определяет систему ценностей личности,
идеалы, жизненные пла­ны, потребности,
социальные роли с соответствующими
формами поведения.

Идентичность
формируется в юношеском возрасте, это
характе­ристика достаточно зрелой
личности. До этого времени ребенок
должен пройти через ряд идентификаций
— отождествления себя с родителями;
мальчиками или девочками (половая
идентифика­ция) и т.д. Этот процесс
определяется воспитанием ребенка,
по­скольку с самого его рождения
родители, а затем и более широкое
социальное окружение приобщают его к
своей социальной общ­ности, группе,
передают ребенку свойственное ей
мировосприятие.

Еще
одно важное положение теории Эриксона
кризисность
развития
.
Кризисы присущи всем возрастным стадиям,
это «поворотные пункты», моменты выбора
между прогрессом и ре­грессом. В каждом
возрасте личностные новообразования,
приобретаемые ребенком, могут быть
позитивными, связанным с прогрессивным
развитием личности, и негативными,
вызывающими отрицательные сдвиги в
развитии, его регресс.

Стадии
развития личности.

Эриксон выделил несколько стадий
развития личности.

1-я
стадия.

На первой стадии развития, соответствующей
младенческому возрасту,

возникает доверие
или недоверие к миру.

При прогрес­сивном развитии личности
ребенок «выбирает» доверительное
от­ношение. Оно проявляется в легком
кормлении, глубоком сне, не­напряженности
внутренних органов, нормальной работе
кишечни­ка. Ребенок, с доверием
относящийся к миру, без особой тревоги
и гнева переносит исчезновение из его
поля зрения матери: он уверен, что она
вернется, что все его по­требности
будут удовлетворены. Младенец получает
от матери не только молоко и необходимый
ему уход, с ней связано и «питание» миром
форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

В
это время ребенок как бы «вбирает» в
себя образ матери (возникает механизм
интроекции). Это первая ступень
формиро­вания идентичности развивающейся
личности.

2-я
стадия.

Вторая стадия соответствует
раннему возрасту.

Резко возраста­ют возможности ребенка,
он начинает ходить и отстаивать свою
независимость, возрастает чувство
самостоятельности.

Родители
ограничивают появляющиеся у ребенка
желания требовать, присваивать, разрушать,
когда он проверяет свои силы. Требования
и ограничения родителей создают основу
для негативного чувства стыда
и сомнений.

Ребенок чувствует «глаза мира», следящие
за ним с осуждением, и стре­мится
заставить мир не смотреть на него или
хочет сам стать не­видимым. Но это
невозможно, и у ребенка появляются
«внутрен­ние глаза мира» — стыд за
свои ошибки. Если взрослые предъявляют
слишком суровые требования, часто
порицают и наказывают ребенка, у него
возни­кают постоянная настороженность,
ско­ванность, необщительность. Если
стремление ребенка к независи­мости
не подавляется, устанавливается
соотношение между спо­собностью
сотрудничать с другими людьми и настаивать
на своем, между свободой самовыражения
и ее разумным ограничением.

3-я
стадия.

На третьей стадии, совпадающей с
дошкольным возрастом,

ре­бенок активно познает окружающий
мир, моделирует в игре от­ношения
взрослых, быстро учится всему, приобретает
новые обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива.
Когда
поведение ребенка становится агрессивным,
инициатива ограничивается, появляются
чувства вины и тревожности; таким образом
закладываются новые внутренние инстанции
— совесть и моральная ответственность
за свои действия, мысли и желания.
Взрослые не должны перегружать совесть
ребенка. Чрезмерное неодобрение,
наказания за незначительные проступки
и ошибки вызывают постоянное ощущение
своей вины,
страх перед наказа­нием за тайные
мысли, мстительность. Тормозится
инициатива, развивается пассивность.

На
этом возрастном этапе происходит половая
идентификация,
и
ребенок осваивает определенную форму
поведения, мужскую или женскую.

4-я
стадия.

Младший
школьный возраст —

предпубертатный, т.е. предше­ствующий
половому созреванию ребенка. В это время
развертывается четвертая стадия,
связанная с воспитанием у детей
трудолюбия, необ­ходимостью овладения
новыми знаниями и умениями. Постижение
основ трудового и социаль­ного опыта
дает возможность ребенку получить
признание окружаю­щих и приобрести
чувство компетентности. Если же достижения
не­велики, он остро переживает свою
неумелость, неспособность, невы­годное
положение среди сверстников и чувствует
себя обреченным быть посредственностью.
Вместо чувства компетентности образуется
чувство неполноценности.

Период
начального школьного обучения — это
также начало профессиональной
идентификации,

ощущения своей связи с пред­ставителями
определенных профессий.

5-я
стадия.

Старший
подростковый возраст

и ранняя юность составляют пятую стадию
развития личности, период самого
глубокого кризи­са. Детство подходит
к концу, завершение этого этапа
жизненного пути приводит к формированию
идентичности.
Объединяются все предыдущие идентифика­ции
ребенка; к ним добавляются новые,
поскольку повзрослевший ребенок
включается в новые социальные группы
и приобретает другие представления о
себе. Целостная идентичность личности,
доверие к миру, самостоятельность,
ини­циативность и компетентность
позволяют юноше решить задачу
самоопре­деления, выбора жизненного
пути.

Когда
не удается осознать себя и свое место
в мире, наблюдается диффузность
идентичности.

Она связана с инфантильным желанием
как можно дольше не вступать во взрослую
жизнь, с состоянием тревоги, чувством
изоляции и опустошен­ности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили опорой обоснования смены возрастных периодов Д.Б. Элькониным(1904 — 1984), который сумел создать научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии. Впервые она была представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).

Схема периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина

Эпохи Периоды Хронолог. границы Вид ведущей деятельности Тип деят-ности Кризис

Раннее детство

Младен-чество 0 – 1 год Непосредственно-эмоиональное общение М– П* Кризис новорож-денного
Ранний возраст 1– 3 года Предметно-манипулятивная деятельность О – Т* Кризис 1 года

Детство

Дошкольный возраст 3 – 7 лет Ролевая игра М– П* Кризис 3-х лет
Младший школьный возраст 7– 10 лет Учение О – Т* Кризис 7 лет

Отрочество

Подростковый возраст 11–15 лет Интимно-личное общение со сверстниками М– П* Кризис 11–12 лет
Ранняя юность 15–17 лет Учебно-профессиональная О – Т* Кризис 15 лет

* Примечание: М – П – мотивационно-потребностная сфера личности;

                     О – Т – операционально-техническая сфера личности

Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

Социальная ситуация развития. Это определенное соотношение условий
социальной среды и внутренних условий формирования индивида как
личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на
людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее
развившиеся психологические свойства они преломляются. Это система
отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его
собственных переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с
другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Социальная ситуация развития представляет собой культурно-исторический аспект жизнедеятельности субъекта в обществе.

    Ведущий тип деятельности. Ведущий тип деятельности и мотивация действий обуславливают главнейшие изменения в психических процессах и психических свойствах личности в данный период развития.

    Основные новообразования развития. Это продукт возрастного развития, появляющийся к концу периода и приводящий к перестройке системы его отношений к миру, другим людям и к себе. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складывания новой, что сопровождается кризисами возрастного развития. И здесь важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к кризису.

    Кризис. Это переломные моменты психического развития, отделяющие один возрастной период от другого. Раскрыть психологическую сущность
кризиса — значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности двух систем: «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». За деятельностью одного типа, с ориентацией в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Периодизация психического развития по П.П. Блонскому

Стремление изучить материальные основы развития психики привели П.П. Блонского (1884 — 1942) к выбору в качестве источника развития та­кого объективного, материального фактора, как биологический.

Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормо­зит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможно­сти ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с раз­витием вида, но определяется логикой самого процесса этого раз­вития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психи­ческого развития.

Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько эта­пов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а по­тому определенные личностные качества — упрямство и нега­тивизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость под­ростков — связывал с особенностями темперамента этого пери­ода.

Кроме того, он разработал общую периодизацию психи­ческого развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов:

· детства;

· размножения;

· угасания;

При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествую­щего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов:

— беззубое детство (до 8 месяцев);

— детство молочных зубов (до 6,5 лет);

— детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости)

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные пред­ставления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.

Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохра­нении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных сту­пенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышле­ния. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и антиэволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческо­го интеллекта.

Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окру­жение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».

Источник