Периодизация на основе выделения существенных особенностей психического развития ребенка

№ 5. Периодизация психического развития, принципы ее построения. Понятие о возрасте и его психолого-педагогических особенностях.

План:

1)        Две точки зрения на процесс развития: непрерывная и дискретная.

2)        Типы развития психики.

3)        Подходы к периодизации детского развития

4)        Периодизации психического развития С.Холла, К.Гетчинсона.

5)        Периодизации психического развития З.Фрейда и Ж.Пиаже.

6)        Периодизации психического развития В.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

7)        Сравнительная таблица периодизаций психического развития.

8)        Понятие о возрасте и его психолого-педагогических особенностях.

Две точки зрения на процесс развития: непрерывная и дискретная.

Первая допускает, что развитие идёт не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо чётких границ, отделяющих один этап от другого, не существует.

Согласно другой точки зрения развитие идёт неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это даёт основания для выделения стадий или этапов развития, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии развития существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии. Все дети независимо от индивидуальных особенностей проходят через каждую стадию развития, не пропуская ни одной и не забегая вперёд.

Типы развития психики (Л.С.Выготский):

1)  преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдёт, так и конечный результат, который явление достигнет (например, эмбриональное развитие);

2)  непреформированный тип – это тип развития, который не предопределён заранее. С самого начала, с момента рождения ребёнка не даны ни те стадии, через которые он должен пойти, ни итог, которого он должен достигнуть.

Подходы к периодизации детского развития (В.С.Выготский):

1)  периодизация детства на основе ступенчатого построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием (теория рекапитуляции С.Холла; периодизация детского развития, исходя из способа добывания пищи К.Гетчинсон; периодизация развития в соответствии со ступенями воспитания и обучения);

2)  периодизация детства на основе выделения какого-нибудь одного признака (теория конвергенции В.Штерна, периодизация детского развития на основании дентиции П.П.Блонского);

3)  периодизация детского развития на основе выделения существенных особенностей самого детского развития (периодизация психического развития А.Л.Гезелла на основе темпа психического развития).

Периодизации психического развития С.Холла, К.Гетчинсона.

Исследуя психическое развитие ребёнка, Холл пришёл к выводу, что  в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем. Однако Э.Геккель говорил о том, что зародыши в своём эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на психику человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (теория рекапитуляции).

Ученик С.Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых небыли жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей.

Периодизация психического развития по К.Гетчинсону: 1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет); 2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет); 3) пастушеская стадия (8 – 12 лет); 4) земледельческая стадия (11 – 15 лет); 5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет).

Периодизации психического развития З.Фрейда, Ж.Пиаже.

Данные учёные строят свои периодизации на основе выделения какого-нибудь одного признака.

Согласно З.Фрейду либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом З.Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.

Периодизация психического развития З.Фрейда: 1) либидо – объект (ребёнок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо), включает оральную стадию. Этот этап длится до года; 2) либидо – субъект (наоборот), включает анальную и фаллическую стадии. Этот этап длится до начала полового созревания; 3) либидо – объект, включает в себя генитальную стадию.

         Для Ж. Пиаже критерием деления детства на периоды служил переход от одного вида мышления к другому. Процесс развития интеллекта, согласно  ему состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. системы обратных действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.

         Периодизация психического развития по Ж.Пиаже: 1) сенсомоторный интеллект (0 – 2 года); 2) репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 – 12 лет); 3) репрезентативный интеллект и формальные операции (12-14 лет).

Периодизации психического развития В.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

Данные учёные строят свои периодизации на основе выделения существенных особенностей психического развития.С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.

  Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём.

Периодизация психического (Л.С.Выготского): 1) кризис новорождённости; 2) младенческий возраст (2 мес. – 1 год); 3) кризис одного года; 4) раннее детство (1 – 3 года); 5) кризис трёх лет; 6) дошкольный возраст (3 – 7 лет); 7) кризис семи лет; 8) школьный возраст (8 – 12 лет); 9) кризис тринадцати лет; 10) пубертатный возраст (14 – 17 лет); 11) кризис семнадцати лет.

Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.

В основе возрастной периодизации Д.Б.Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина: 1) младенчество (от рождения до года); 2) раннее детство (от года до 3 лет); 3) младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5 лет); 4) старший дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет); 5) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); 6) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет); 7) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а так же от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои ведущие психические функции (Л.С.Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

Таблица № 1. Сравнение периодизаций психического развития.

Возраст*

К.Гетчинсон

З.Фрейд

Д.Б.Эльконин

0 – 1 год

Стадия рытья и копания (0 – 5 лет)

Оральная стадия (0 – 1 год)

Младенчество (0 – 1 год)

1 – 3 года

Анальная стадия (1 – 2 года)

Раннее детство (1 – 3 года)

3 – 6-7 лет

Стадия охоты и захвата (5 – 11 лет)

Фаллическая стадия (3 – 6 лет)

Младший и средний дошкольный возраст (3 – 4-5 лет)

6-7 – 10-11 лет

Пастушеская стадия (8 – 12 лет)

Латентная стадия (7 – 12 лет)

Старший дошкольный возраст (4-5 – 6-7 лет)

Младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет)

11-12 – 15-16 лет

Земледельческая стадия (11 – 15 лет)

Генитальная стадия (12 – 16 лет)

Подростковый возраст (10-11 – 13-14 лет)

15-16 – 21-25 лет

Стадия промышленности и торговли (14 – 20 лет)

_

Ранний юношеский возраст (13-14 – 16-17 лет)

Подход к периодизации

Периодизация детства на основе ступенчатого построения других процессов

Периодизация детства на основе выделения какого-нибудь одного признака

Периодизация детва на основе выделения существенных особенностей самого детского развития

Тип развития психики

Преформированный

Непреформированный

*За основу взята периодизация, приведённая В.С.Мухиной в учебнике по возрастной психологии (1999 год).

Понятие о возрасте и его психолого-педагогических особенностях.

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющее конкретно-историческое происхождение.

Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С.Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал «социальную ситуацию» развития, отражающую место ребёнка в системе общественных отношений, деятельность ребёнка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями (возрастные кризисы).

С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, однако совпадения во времени тесно взаимосвязанных между собой линий физического, психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к акселерации, психофизическому и личностному инфантилизму, задержке психического развития и др.

Хронологические границы психологических возрастов варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и др. факторов. необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создаёт предпосылки для качественных сдвигов в детском развитии.

Литература:

1.       Выгодский Л.С. Психология. Москва, 2000.

2.       Марцинковская Т.Д. История психологии. Москва, 2001.

3.       Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 1999.

4.       Немов Р.С. Психология. Ч.2. Москва, 1998

5.       Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Москва, 1999.

  1. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Москва, 1990.

7.       Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Москва – Воронеж, 1997.

Источник

Периодизация позволяет обозначить на линии развития точки развития, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Л.С. Выготский систематизировал имеющиеся на тот момент периодизации[5] и разделил их на три группы.

Первая группа: периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Примером служит периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5–11 лет), пастушескую стадию (8–12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п.

Ко второй группе Л.С. Выготский отнес периодизации, основанные на каком-то одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Примером служит периодизация П.П. Блонского. Его периодизация связана с существенными особенностями конституции растущего организма, основной признак – появление и смена зубов. Выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

К этой же группе можно отнести периодизацию З. Фрейда и стадии психосексуального развития; Ж. Пиаже и разработанные им стадии когнитивного развития.

К третьей группе Л.С. Выготский отнес периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. То, что позволяет ответить на вопрос, что как, почему и в каком направлении изменяется (периодизация А. Гезелла).

Л.С. Выготский разработал собственную периодизацию, он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. Стабильные возрасты имеют ясно выраженное двухчленное строение и распадаются на две стадии – первую и вторую. Критические возрасты имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой переходами фаз: предкритической, критической и посткритической.

По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т. д.

Э. Эриксон свою теорию фаз рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика.

Идеи Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) основания периодизации следует искать во внутренних противоречиях самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают – новообразования. Новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени есть ключевое новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

Л.С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду новый тип деятельности ребенка, новый тип его личности, те психологические изменения, которые впервые возникают в этом периоде. Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван в работах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина ведущим. Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис. В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина.

Вопросы и темы для докладов:

1. Обозначьте разделы, рассматриваемые в рамках курса «Психология развития и возрастная психология».2. Что изучает «Психология развития»?3. Назовите предмет изучения «Возрастной психологии».4. Какие ключевые понятия рассматриваются в рамках курса «Психология развития и возрастная психология»? Дайте им определение.5. Вклад Л.С. Выготского в проблему периодизации психического развития. Из истории детской психологии[6]. Ранние теории психического развития Психологическое изучение развития ребенка сформировалось как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Идея развития зародилась в трудах Аристотеля, педагогических идеях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, философских работах Гегеля и др. Психология развития как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в конце XIX в. В 1882 г. появилась книга немецкого физиолога и психолога В. Прейера (1841–1897) «Душа ребенка»[7]. С этой книгой связывают становление детской психологии как самостоятельной научной отрасли. В ней впервые были заложены основы научной методики в изучении детства, дан образец систематического сбора научного материала. В первой четверти XX в. появляются разнообразные публикации дневниковых наблюдений за развитием детей (в России это дневники И.А. Сикорского, Э.И. Станчинской др.). Развивающаяся психология развития обретает три направления исследований: 1) детская психология; 2) сравнительная психология, ориентированная на выявление различий в развитии животных и человека; 3) психология народов как прообраз современной культурно-антропологической психологии. Все три направления были направлены на то, чтобы выявить закономерности филогенеза. Однако наблюдался и обратный эффект, согласно которому филогенез позволял иначе взглянуть на онтогенез. Соотношение между онто и филогенезом было названо Э. Геккелем биогенетическим законом (XIX в.), предполагающим повторение в онтогенезе в сокращенной и сжатой форме истории филогенеза (теория рекапитуляции –основная идея заимствована из эмбриологии). Эмбрион (человеческий детеныш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего одноклеточного организма до человека. Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. В. Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем – начальных ступеней человеческого состояния развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) – фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени. Возникновение научной психологии развития тесно связанно с биологией XIX в. В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. В рамках биологизаторского направления выделяется также теория трех ступеней развития (К. Бюлер): инстинкт, дрессура, интеллект. Автор связал возникновение этих ступеней не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия. Первый этап: инстинкты характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, основная движущая сила развития поведения. Автор перенес эту схему на онтогенез. Период проявления первичных форм мышления у ребенка Бюлер назвал шимпанзеподобным возрастом (заметил сходство применения примитивных орудий у шимпанзе и ребенка). С именем С. Холла (1846–1924), основателя теории рекапитуляции, впоследствии свяжут основание педологии – комплексной науки о детях, включающей педагогику, психологию, физиологию ребенка. С. Холл был учеником В. Вундта. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую экспериментальную лабораторию, в которой изучали психическое развитие детей. Холл является основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. Исходя из своей теории рекапитуляции, он доказал, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. В это же время со своими идеями выступает один из основателей современной психологии детства Д. Болдуин. В Англии выходит книга Д. Селли «Этюды по психологии детства»[8] или в современном издании «Очерки по психологии детства», где автор представляет результаты глубоких исследований психологии ребенка; раскрывает темы детского воображения, процессов развития мышления и речи ребенка, включает представление детей о природе, о Боге, о жизни и смерти, обращается к детской чувствительности и страхам; рассказывает об основных элементах нравственности (первоначальный эгоизм, зачатки альтруизма, лживость детей) и уделяет внимание отношению ребенка к искусству, творчеству, первым детским опытам рисования животных, человеческих фигур. Идеи С. Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его учеников – А.Л. Гезелла и Л. Термена. Их работы современная психология относит к разработке нормативного подхода к развитию. А. Гезелл ввел метод лонгитюдного, то есть продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл изучал психическое развитие слепого ребенка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. Возникновение вопроса – что первично в развитии – наследственность или социальный фактор привело к тому, что В. Штерн разработал идею конвергенции двух факторов. Он считал, что психическое развитие – это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. За ней скрывалось предпочтение эндогенных факторов факторам среды, поскольку В. Штерн предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды (или не разворачиваться, если среда неподходящая). В. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов. Одновременно с перечисленными теориями формировалось и противоположное направление, предполагающее приоритет среды над субъектом. Его истоки – в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска, на которую среда накладывает свой отпечаток. Среда оказывается активной составляющей, а субъект, личность, организм – всего лишь «сценой», на которой развертывается игра по заданным извне правилам. Так же большой вклад в развитие детской практической психологии внес швейцарский психолог Э. Клапаред. Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо в Женеве (международный центр экспериментальных исследований в области детской психологии). А. Бине – французский ученый, один из первых психологов экспериментально исследовал этапы развития мышления у детей. Умственный возраст рассчитывается при помощи специальной шкалы Бине-Т. Симоном. В настоящее время одним из ключевых исследователей детской отечественной психологии является И.В. Дубровина. Она внедрила в образовательные учреждения психологическую службу, является исследователем и автором множества публикаций, посвященных проблемам развития. Вопросы и темы для докладов: 1. Вклад Э. Геккеля в психологию развития. 2. Развитие психики ребенка по В. Штерну. 3. Как раскрывал проблему развития К. Бюлер? 4. Вклад Д. Локка в психологию развития. 5. Раскройте и поясните в чем заключается основная идея теории конвергенции двух факторов.

Методы работы с детьми

Наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном познании наблюдаемого явления, в ходе которого образуется знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.

Требования к наблюдению: четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенку не нужно знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Непосредственно при первом знакомстве с ребенком психолог обращает внимание на его внешний вид. Это, прежде всего, осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица. При снижении интеллекта или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. Примерами отклонений от нормального внешнего вида могут быть:

ü Невыразительное, маскообразное лицо.

ü Насильственная улыбка.

ü Отсутствие фиксации взора, блуждающий взор.

ü Слюнотечение.

ü Расщелины губы, неба и пр.

Методика наблюдения за ребенком во время беседы[9]

Во время беседы психолог может фиксировать свои наблюдения на специальном бланке «Проявления ребенка при психологическом исследовании» (Шванцара Й., 1978. С. 96–97).

В качестве примера представим основные блоки наблюдения.

Дата добавления: 2018-01-21; просмотров: 3354; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8775 — | 7585 — или читать все…

Источник