Периодизация интеллектуального развития ребенка в теории ж пиаже

Периодизация интеллектуального развития ребенка в теории ж пиаже thumbnail

В
исследованияхЖана
Пиаже и созданной им женевской
пси­хологической школы показано
качественное своеобразие детского
мышления, и про­слежено, как мышление
ребенка постепенно меняет свой характер
на протяжении детства. Пиаже изучал
развитие наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления у детей.

Факторы
развития интеллекта.
Тремя
основными факторами, влияющими на
развитие интеллекта ребенка, являются,
по Пиаже, созревание, опыт и действие
социального окружения, в частности
обучение и воспитание.

До
7-8 лет взаимодействие ребенка с миром
вещей и людей подчиняется законам
биологического
приспособления.

К био­логическим факторам на определенном
уровне развития присое­диняются
социальные, благодаря которым у ребенка
вырабаты­ваются нормы мышления и
поведения. Это достаточно высокий и
поздний уровень: лишь после переломного
момента (около 7-8 лет) социальная жизнь
начинает играть прогрессивную роль в
развитии интеллекта. Ребенок социализируется
постепенно.

Периоды
интеллектуального развития по Пиаже.

Интеллектуальное развитие ребенка
проходит ряд периодов, порядок следования
которых всегда остается неизмен­ным.
Ж.Пиаже выделил четыре периода
интеллектуального развития детей:

  1. Сенсомоторный
    период, от рождения ребенка до 18—24
    ме­сяцев.

  2. Дооперациональный
    период, от 18—24 месяцев до 7 лет.

  3. Период
    конкретных операций, от 7 лет до 12 лет.

  4. Период
    формальных операций, после 12 лет.

Сенсомоторный
период.

Сенсомоторный период охватывает первые
два года жизни ре­бенка. В это время
не развита речь и отсутствуют представления,
а поведение строится на основе координации
восприятия и движе­ния (отсюда и
название «сенсомоторный»). Сенсомоторный
период, в свою очередь, включает несколько
стадий:

  1. стадию
    упрочения рефлексов,

  2. стадию
    первичных круговых реакций,

  3. стадию
    вторичных круговых реакций,

  4. стадию
    практического интеллекта,

  5. стадию
    третичных круговых реакций,

  6. стадию
    интрериоризации схем действий.

Родившись,
ребенок имеет врожденные рефлексы.
Некоторые из них, например рефлекс
сосания, способны изменяться. После
некоторого упражнения ребенок сосет
лучше, чем в первый день, затем начинает
сосать не только во время еды, но и в
промежут­ках — свои пальцы, любые
предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это
стадия упражнения
рефлексов.

В результате упражнения ре­флексов
формируются первые навыки.

На
второй стадии ребенок поворачивает
голову в сторону шума, прослеживает
взглядом дви­жение предмета, пытается
схватить игрушку. В основе навыка ле­жат
первичные
круговые реакции —

повторяющиеся действия. Од­но и то же
действие ребенок повторяет снова и
снова (скажем, дергает за шнур) ради
самого процесса. Такие действия
подкреп­ляются собственной активностью
ребенка, которая доставляет ему
удовольствие.

Вторичные
круговые реакции

появляются на третьей стадии, когда
ребенок сосредоточен уже не на собственной
активности, а на изменениях, вызванных
его действиями. Действие повторяется
ради того, чтобы продлить интересные
впечатления. Ребенок долго встряхивает
погремушку, чтобы продлить заинтересовавший
его звук, проводит по прутьям кроватки
всеми предметами, которые оказались в
руках, и т.п.

Четвертая
стадия — начало практического
интеллекта.

Схемы действия, образованные на предыдущей
стадии, объединяются в еди­ное целое
и используются для достижения цели.
Когда случайное из­менение действия
дает неожиданный эффект — новое
впечатле­ние, — ребенок его повторяет
и закрепляет новую схему действия.

На
пятой стадии появляются третичные
круговые реакции:

ре­бенок уже специально изменяет
действия, чтобы посмотреть, к ка­ким
результатам это приведет. Он активно
экспериментирует.

На
шестой стадии начинается интрериоризация
схем действий.
Если
раньше ребенок производил различные
внешние действия, чтобы достичь цели,
пробовал и ошибался, то теперь он уже
мо­жет комбинировать схемы действий
в уме и внезапно приходить к правильному
решению. Например, девочка, держа в обеих
руках предметы, не может открыть дверь
и, потянувшись к дверной руч­ке,
останавливается. Она кладет предметы
на пол, но, заметив, что открывающаяся
дверь их заденет, перекладывает в другое
место.

К
концу сенсомоторной стадии развития
ребенок становится субъектом, способным
к элементарным символическим действиям.

Дооперациональный
период.

Около 2 лет формируется внутренний план
действий. На этом заканчивается
сенсомоторный период, и ребенок вступает
в новый период — дооперациональный.

Основная
характеристика дооперациональной
стадии — начало использования символов,
в том числе слов. На этой стадии ребенку
еще очень трудно представить, как
воспринимают другие то, что наблюдает
и видит он сам. Он успешно решает задачи
в кон­кретной ситуации, но не может
справиться с ними в том случае, когда
решение необходимо выразить в абстрактной,
словесной форме. Те трудности, с которыми
в данном случае сталкивается ребенок,
обусловлены недостаточной развитостью
его речи.

Репрезентативный
интеллект
,
свойственный детям на дооперациональной
стадии

это мышление с помощью пред­ставлений.
Сильное образное начало при недостаточном
развитии словесного мышления приводит
к своеобразной детской логике. На этапе
дооперациональных
представлений

ребенок не способен к доказательству,
рассуждению. Ярким примером этого служат
так называемые феномены Пиаже.

Дошкольникам
показывали два глиняных шарика и,
убедившись в том, что дети считают их
одинаковыми, у них на глазах изменя­ли
форму одного шарика — раскатывали его
в «колбаску». Отве­чая на вопрос,
одинаковое ли количество глины в шарике
и кол­баске, дети говорили, что
неодинаковое: в колбаске больше, пото­му
что она длиннее. В аналогичной задаче
с количеством жид­кости дети оценивали
воду, налитую в два стакана, как
одинако­вую. Но, когда при них воду
переливали из одного стакана в дру­гой,
более узкий и высокий, и уровень воды в
этом сосуде подни­мался, они считали,
что воды в нем стало больше. У ребенка
отсутствует принцип сохранения
коли­чества вещества. Он, не рассуждая,
ориентируется на внешние, «бросающиеся
в глаза» признаки объектов.

Этап
дооперациональных представлений
завершается с появле­нием понимания
сохранения количества вещества, того,
что при преобразованиях одни свойства
предметов сохраняются неизмен­ными,
а другие меняются. Исчезают феномены
Пиаже, и дети 7-8 лет, решая задачи Пиаже,
дают правильные ответы.

Период
конкретных
операций.

На стадии конкретных операций дети уже
могут давать логические объяснения
выполняемым действиям, способны
переходить с одной точки зрения на
другую, становятся более объективными
в своих оценках. Пройдя какой-либо
сложный путь в пространстве, ребенок
семи лет в состоянии его запомнить,
указать и узнать, более того — вернуться
назад и повторить, если потребуется. Но
изобразить его графически на бумаге
он, как правило, еще не может. Восьмилетний
ребенок уже в состоянии сделать и это.

Стадией
конкретных операций данный уровень
интеллектуального развития называется
потому, что пользоваться понятиями
ребенок здесь может, только связывая и
относя их к конкретным объектам, а не
как понятиями в абстрактно-логическом
смысле слова. Логические операции
нуждаются в опоре на наглядность, не
могут производиться в гипотетическом
плане (поэтому они названы конкрет­ными).

Ребенок
обнаруживает способ­ность к выполнению
гибких и обратимых операций, совершаемых
в соответствии с логическими правилами.
Операция

центральное понятие теории Ж. Пиаже.
Операция — это обратимое действие.
Такими обратимыми операциями являются
большинство парных математических
опе­раций. Суть интеллектуального
развития ребенка составляет овла­дение
операциями. Дети приходят к интуитивному
пониманию двух важней­ших логических
принципов, которые выражаются отношениями:

если
А=В
и В=С, то А=С; А+В=В+А

Дети
легко справляются с задачами на
сохранение (феномены Пиаже). Эксперимент
состоит в растворении сахара в стакане
воды. Ребенка спрашивают о сохранении
растворенного вещества, его веса и
объема. Детьми до 7-8 летнего возраста
растворенный сахар обычно считается
уничтоженным, и даже вкус его, по мнению
ребенка, исчезает.
Примерно в возрасте около 7—8 лет сахар
уже рассматривается как сохраняющий
свое вещество в форме очень маленьких
частиц, но не имеет ни веса, ни объема
(наивное, доэкспериментальноеоткрытие
атомизма). В возрасте около 9—10 лет дети
утверждают,
что каждая крупица сахара сохраняет
свой вес, и суммарный весвсех
элементарных частиц сахара эквивалентен
весу сахара до его растворения. В
возрасте 11—12 лет это же распространяется
и на объем: ребенок предсказывает, что
после того, как сахар растает, уро­вень
воды в стакане будет выше своей
первоначальной высоты.

Другой
важнейшей характеристикой этой стадии
интеллектуаль­ного развития является
способность ранжировать объекты по
какому-либо измеримому признаку,
например, по весу или величине. В теории
Ж. Пиаже эта способность носит название
сериации.
Проследим
для примера процесс возрастного развития
ребенка по такой интеллектуальной
операции, как сериация. На начальной
стадии самые маленькие дети, проводя
сериацию, утверждают, что все, предложенные
им предметы, (например, палочки), одинаковы.
На стадии более старшего возраста дети
делят предметы на две категории: большие
и маленькие без их дальнейшего
упорядочивания. На следующей стадии
своего развития дети говорят уже о
больших, средних и малых предметах. На
следующей стадии ребенок строит
классификацию эмпирически, путем проб
и ошибок, но не в состоянии сразу же
сделать ее построение безошибочно.
Наконец, на последней стадии он открывает
для себя метод сериации: выбирает сначала
самую большую из палочек, кладет ее на
стол. Затем ищет, самую большую из
оставшихся. И так далее. На этой, последней
стадии он без колебаний правильно
выстраивает серию, и созданная им
конструкция предполагает обратимые
отношения, т. е. он понимает, что элемент
«а» в серии одновременно меньше всех
предшествующих элементов и больше всех
последующих.

Т.о.,
на стадии конкретных операций, в
возрасте между 7 и 12 годами, дети
оказываются в состоянии упорядочивать
объекты по различны признакам, например
по высоте или по весу. Ребенок также уже
понимает, что многие термины, выражающие
отно­шения: меньше, короче, легче, выше
и т. п., характеризуют не абсо­лютные,
а относительные свойства объектов, т.
е. такие их качества, которые проявляются
у данных объектов лишь в отношении
других объектов.

Дети
этого возраста способны объединять
предметы в классы, выделять из них
подклассы, обозначая словами выделяемые
классы и подклассы. Вместе с тем, дети
в возрасте до 12 лет еще не могут рассуждать,
пользуясь абстрактными понятиями,
опираться в своих рассуждениях на
предположения или воображаемые события.

Период
формальных операций.

Последний, высший период интеллектуального
развития — пе­риод формальных
операций.

Подросток освобождается от конкрет­ной
привязанности к объектам, данным в поле
восприятия, и при­обретает возможность
мыслить так же, как взрослый человек.

На
стадии формальных операций, которая,
начинаясь с 12 лет, продолжаетсяв
течение всей жизни человека, индивид
усваивает понятия. Характерная
осо­бенность этой стадии — способность
мыслить логически, пользуясь аб­страктными
понятиями, способность выполнять прямые
и обратные операции в уме (рассуждения),
способность к формулированию и проверке
предположений гипо­тетического
характера. Подросток рассматривает
суждения как гипотезы, из которых можно
вывести всевозможные следствия; его
мышление становится гипотетико-дедуктивным.

Некоторые
современные критики Пиа­же полагают,
что он недооценивал уровень интеллектуального
развития ребенка-дошкольника. Критики
Пиаже утверждали, что выделенные Ж.
Пиаже стадии свидетельствуют об этапах
речевого, а не интеллектуального
развития. Ребенок может знать,
понимать, но быть не в состоянии объяснить
свое понимание так, как это свойственно
взрослому. Оказалось, например, что
если не опираться на речевые высказывания
ребенка при оценке его интеллекта, то
дети уже 4-5 летнего возраста могут
демонстрировать понимание принципа
сохранения вещества при изменении формы
и расположения предметов.

Дж.
Брунер изменил ход одного из экспериментов
Ж. Пиаже. Детям предлагалась задача со
стаканами воды. Сначала они срав­нивали
количество воды в двух сосудах и
устанавливали, что оно «одинаково».
Затем сосуды закрывали ширмой и детей
спраши­вали, изменится ли количество
воды, если ее из одного стакана перелить
в другой, более широкий. Большинство
детей 4-5 лет го­ворили, что воды
останется столько же. На третьем этапе
экспе­римента за ширмой переливали
воду из одного стакана и убирали ширму.
Теперь дети видели, что в новом широком
стакане уровень воды ниже, чем в первом,
и большинство детей уже считали, что в
нем стало меньше жидкости.

Дж.
Брунер показал, что, не имея наглядной
картины, в чисто теоретическом плане
дошкольники знают — от переливания
ко­личество воды не меняется. Но каждое
свойство вещи для ребенка этого возраста
представляется в наглядном плане, и
уровень жидкости, кото­рый они видят,
становится показателем всего ее
количества.

Оглавление

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Периодизация Пиаже — довольно удобная система, позволяющая отследить интеллектуальное развитие любого ребенка. Великий швейцарский психолог позволил нам взглянуть по-новому на интеллектуальное развитие детей. Подробнее о нем и его теории вы узнаете из этой статьи.

Информация по стадиям развития.

Периодизация развития Пиаже

Для начала следует перечислить этапы этой периодизации:

  1. Сенсомоторный этап: рождение и детство до 2 лет.
  2. Предоперациональная стадия: возраст от 2 до 7 лет.
  3. Этап конкретных операций: от 7 до 11 лет.
  4. Формально-логический этап: возраст 12 лет и выше.

Пиаже считал, что дети играют активную роль в процессе обучения, действуя так же, как маленькие ученые, когда они проводят эксперименты, делают наблюдения и узнают о мире. Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно приобретают новые знания, основываются на существующих знаниях и адаптируют ранее реализованные идеи для апробирования новой информации.

История

Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов и был вундеркиндом, опубликовавшим свою первую научную работу, когда ему было всего 11 лет. Его раннее знакомство с интеллектуальным развитием детей пришло, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, когда они трудились над стандартизацией своего знаменитого теста IQ.

Большая часть интереса Пиаже к когнитивному развитию детей была вдохновлена ​​его наблюдениями за его собственным племянником и дочерью. Эти наблюдения укрепили его почтенную гипотезу о том, что умы детей были не просто меньшими версиями взрослых умов. До этого момента в истории детей в основном рассматривали просто как меньшие версии взрослых. Пиаже был одним из первых, кто определил, что то, как думают дети, отличается от того, как это делают взрослые. Это великая заслуга периодизации Пиаже.

Мозг подростка.

Полезные наблюдения

Вместо этого он предложил, что интеллект — это то, что растет и развивается в несколько этапов. По его словам, взрослые дети не просто думают быстрее, чем младшие. Существуют и качественные, и количественные различия между мышлением маленьких детей и лиц более старшего возраста.

Основываясь на своих наблюдениях, он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто думают иначе. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».

Научная теория Пиаже описывает когнитивное развитие детей. Когнитивное развитие включает в себя изменения в самом процессе и способностях. По мнению Пиаже, раннее когнитивное развитие включает в себя процессы, основанные на действиях, а затем прогрессирует к изменениям в психических операциях.

Стадии периодизации Пиаже

Благодаря наблюдениям за своими детьми Пиаже разработал сценарную теорию интеллектуального развития, которая включала четыре различных этапа. Эти этапы были перечислены выше, теперь самое время рассмотреть подробнее каждый из них.

Сенсормоторный этап

Возраст: от рождения до 2 лет.

Младенец познает мир своими движениями и ощущениями. Дети узнают о мире посредством основных действий, таких как сосание, схватывание, поиск и прослушивание. Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, хотя они не могут быть замечены (вопрос постоянства объекта). Они — отдельные существа от людей и предметов вокруг них. Они понимают, что их действия могут привести к тому, что что-то произойдет в окружающем их мире.

На этой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши приобретают знания через сенсорный опыт и манипулирование объектами. Весь опыт ребенка в самый ранний период этого этапа происходит через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции.

Именно на сенсомоторном этапе дети переживают период резкого роста и обучения. Когда дети взаимодействуют со своей средой, они постоянно делают новые открытия о том, как работает мир.

Когнитивное развитие, которое происходит в этот период, длится в течение относительно короткого периода времени и связано с большим ростом. Дети не только учатся выполнять физические действия, такие как ползание и ходьба, они также много узнают о языке от людей, с которыми взаимодействуют. Пиаже также разделил этот этап на несколько разных подпунктов. Именно во время заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.

Пиаже считал, что стабильное постоянство объекта, понимание того, что они продолжают существовать, даже когда не могут быть замечены, было важным элементом на данном этапе развития. Осознав, что объекты являются отдельными и разными сущностями и что у них есть собственное существование вне индивидуального восприятия, дети могут начать прикреплять имена и слова к объектам.

Малайзийские дети.

Предоперациональный этап

Возраст: от 2 до 7 лет.

Дети начинают мыслить символически и учатся использовать слова и рисунки для представления объектов. Дети на этом этапе, как правило, эгоцентричны и борются за то, чтобы видеть вещи с точки зрения других. В то время как они учатся лучше обращаться с языком и мышлением, они все же склонны думать о вещах в очень конкретных терминах. Основы развития языка, возможно, были заложены на предыдущем этапе, но именно появление языка является одним из основных признаков этой стадии развития. Так говорит нам периодизация Пиаже.

На этом этапе дети учатся притворяться, но все еще борются с логикой и с точкой зрения других людей. Они также часто борются с пониманием идеи постоянства. Например, взрослый может взять кусок глины, разделить его на две равные части, а затем дать ребенку выбор между двумя кусками глины, чтобы играть. Один кусок глины свернут в компактный шар, а другой разбит на плоскую форму блина. Так как плоская форма выглядит больше, потому предоперациональный ребенок, скорее всего, выберет именно этот кусок, даже если две части имеют одинаковый размер.

Этап конкретных операций

Возраст: от 7 до 11 лет.

На этом этапе дети начинают логически мыслить о конкретных событиях. Они начинают понимать концепцию сохранения — что количество жидкости в короткой широкой чашке равно, например, количеству в высоком, тонком стакане. Их мышление становится более логичным и организованным, но все же очень конкретным. Дети начинают использовать индуктивную логику или рассуждать от конкретной информации к общему принципу.

Хотя дети все еще слишком конкретны и буквальны в своем мышлении на данном этапе развития, они становятся намного более искусными в использовании логики. Эгоцентризм на предыдущем этапе начинает исчезать, когда дети начинают задумываться о том, как другие люди могут рассматривать ситуацию. Но этим возрастная периодизация Пиаже, естественно, не исчерпывается.

Родители и дети.

Хотя мышление становится более логичным в конкретном рабочем состоянии, оно также может быть очень жестким. Дети на этом этапе развития склонны бороться с абстрактными и гипотетическими понятиями.

На этом этапе дети также становятся менее эгоцентричными и начинают думать о том, как другие люди могут думать и чувствовать. Дети на конкретном операционном этапе также начинают понимать, что их мысли уникальны для них и что не все остальные обязательно разделяют их мысли, чувства и мнения. Тем не менее ключевым является все же следующий этап возрастной периодизации Пиаже.

Формально-логический этап

Возраст: 12 и выше.

На этом этапе подросток начинает мыслить абстрактно и рассуждать о гипотетических проблемах. Возникает абстрактная мысль. Подростки начинают больше думать о нравственных, философских, этических, социальных и политических проблемах, требующих теоретических и абстрактных рассуждений. Начинают использовать дедуктивную логику или рассуждать по общему принципу для конкретной информации.

Заключительный этап теории Пиаже предполагает увеличение логики, умение использовать дедуктивные рассуждения и понимание абстрактных идей. Дети становятся способными видеть многочисленные потенциальные решения проблем и более научно рассуждать о мире вокруг них.

На этом этапе периодизация интеллектуального развития Пиаже начинает более всего соответствовать своему названию. Способность думать об абстрактных идеях и ситуациях является ключевым отличием формальной логической стадии когнитивного развития. Способность систематически планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях также являются критическими способностями, которые возникают на этом этапе.

Уточнения

Важно отметить, что Пиаже не рассматривал интеллектуальное развитие детей как количественный процесс. То есть дети не просто добавляют больше информации и знаний к своим существующим, поскольку они становятся старше. Вместо этого Пиаже предположил, что есть качественные изменения в том, как дети думают, как они постепенно проходят через эти четыре этапа. Ребенок в возрасте 7 лет не только имеет больше информации о мире, чем в возрасте 2 лет; есть фундаментальное изменение в том, как он думает о мире. Это главный критерий периодизации Пиаже.

Важные концепции

Чтобы лучше понять некоторые вещи, которые происходят во время когнитивного развития, важно сначала изучить несколько важных идей и концепций, предложенных Пиаже.

Ниже приводятся некоторые факторы, влияющие на то, как дети учатся и растут.

Дети по росту.

Схемы

Схема описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и изучением. Схемы — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

Согласно периодизации психического развития Пиаже, схема включает как категорию знаний, так и процесс получения этих знаний. По мере того, как это происходит, эта новая информация используется для изменения, добавления или корректировки ранее существующих схем.

Например, у ребенка может быть схема о типе животного, например, о собаке. Если единственный опыт ребенка был во взаимодействии исключительно с маленькими собаками, он может поверить, что все собаки маленькие, пушистые и имеют четыре лапы. Предположим, что ребенок встречает огромную собаку. Ребенок примет эту новую информацию, изменив ранее существующую схему, чтобы включить эти новые наблюдения.

Ассимиляция

Процесс ввода новой информации в наши уже существующие схемы известен как ассимиляция. Этот процесс несколько субъективен, потому что мы склонны немного модифицировать опыт и информацию, чтобы они соответствовали нашим предыдущим убеждениям. В приведенном выше примере, видя собаку и отмечая ее, «собака» — это случай ассимиляции животного в схеме собаки ребенка.

Размещение

Другая часть адаптации включает в себя изменение или корректировку существующих схем в свете новой информации — процесс, известный как размещение. Оно предполагает изменение существующих схем или идей в результате поступления новой информации или опыта. Во время этого процесса также могут быть разработаны новые схемы.

Интеллектуальное развитие.

Уравновешивание

Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и размещением, что достигается с помощью механизма, называемого уравновешиванием. Поскольку дети продвигаются по этапам когнитивного развития, важно поддерживать баланс между применением предшествующих знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (размещение). Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одного этапа мысли к другому. В этом, если вкратце, и заключается суть периодизации интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

Заключение

Один из самых важных моментов, который нужно помнить о теории Пиаже, заключается в том, что он считает, что создание знаний и интеллекта является неотъемлемо активным процессом.

«Я считаю себя противников взгляда на знание как пассивную копию реальности, — объяснил Пиаже — я считаю, что знание объекта означает действие на него, построение систем преобразований, которые могут выполняться на этом объекте или с ним. Знание реальности означает построение систем преобразований, которые более или менее адекватно соответствуют действительности».

Матрица интеллекта.

Теория когнитивного развития Пиаже помогла психологам углубить понимание интеллектуального роста детей. Он также подчеркнул, что дети не только являются пассивными получателями знаний. Они постоянно исследуют и экспериментируют, создавая свое понимание того, как работает мир.

Источник