Перечень умений определяющих развитие ребенка

Перечень умений определяющих развитие ребенка thumbnail

В прошлой статье мы писали про необходимость ранней помощи детям с синдромом Дауна.

В Киеве существует Центр ранней помощи, в котором занятия проводятся по программе «Маленькие ступеньки». Эта программа разработана в университете Маккуэри в Сиднее и рассчитана на детей с синдромом Дауна. Занятия в центре проходят по принципу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Педагоги тестируют детей и на основе этих тестов составляют индивидуальную программу для каждого малыша.
Тестирование – это самый первый шаг, необходимый для того, чтоб правильно определить чему именно учить малыша.

Если Вы уже обращались к специалистам, то термин тестирования не будет для Вас новым. У многих родителей подобного рода мероприятия вызывают тревогу. Но на самом деле, многие родители, дети которых имеют отклонения в развитии, действительно хотят выяснить, что их малыш умеет и чего пока нет. Они стремятся получить как можно больше информации и услышать как можно больше мнений о состоянии своего ребёнка. Тестирование поможет найти самые сильные и слабые стороны личности малыша и определить трудности, которые возможно подстерегают родителей в будущем. Многие родители говорят, что, наблюдая за тестированием их детишек, помогает им лучше представить себе в каком направлении идти, занимаясь с малышом дома.

Тестирование – это по существу наблюдение с целью получения информации. На практике при тестировании всегда имеется в виду определенный набор показателей, которые считаются характерными для тех умений или способностей, которые проверяются. Когда вы будете оценивать развитие своего малыша, вы будете пытаться получить ту информацию, которая необходима именно вам, чтобы вы смогли строить свои занятия наиболее эффективным образом.

В программе «Маленькие ступеньки» тестирование включает в себя такие характерные особенности:
• В основе этого подхода лежит предпосылка, что у всех детей навыки формируются во многом схожими путями и часто в одинаковой последовательности, даже если некоторые дети овладевают ими медленнее;
• выделяются самые важные умения, из тех, которые обычно приобретаются ребёнком, и представляются они в том порядке, в каком они, как правило, и формируются.
• Этот вариант оценки точно показывает нам, что малыш может делать и чего не может.
• Он помогает нам определить следующую маленькую ступеньку— следующее умение, которым нужно заняться с малышом, в соответствии с естественным ходом развития.

Создатели Программы Маккуэри так составили Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), чтобы этот тип тестирования можно было практически применить в отношении очень маленьких детей. Мы покажем вам, как с помощью ПУОРР можно протестировать вашего малыша тем же способом, как это делается в Центре Маккуэри. Вот некоторые наиболее важные отличительные черты ПУОРР:

• Он позволяет следить за успехами ребенка.
• Он помогает нам контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе ребенка.
• Он указывает, когда и какие изменения нужно внести в индивидуальную программу.
• И вознаграждает педагога, показывая, что достигнуто малышом!

Самая же важная особенность ПУОРР заключается в том, что каждый раз, когда мы обращаемся к нему, он указывает нам, чему учить ребенка дальше.
Вы вполне сможете применить свои глубокие и проверенные знания о ребенке при оценке его умений, причем так, как ни один из специалистов никогда не сможет. Но полагаться только на свои «повседневные» наблюдения несколько рискованно, и это в равной мере относится как к учителям, так и к родителям. Риск состоит в том, что вы можете либо переоценить, либо недооценить возможности вашего малыша.


Переоценка возможностей
ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.


Недооценка умений
ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть лёгкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.

ПУОРР был разработан в помощь педагогам и родителям, чтобы они всегда могли выстроить точную картину и принять правильное решение о том, чему следует учиться дальше.

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка), входят 4 проверочные таблицы, которые охватывают соответствующие области развития. Перечислим их:
Общая моторика, то есть двигательная деятельность, обусловленная работой крупных мышц тела.
Тонкая моторика — двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно-моторной координации. Кроме того, к этой области развития отнесены формирование у ребёнка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе.
Восприятие речи, или понимание ребёнком того, что ему говорят.
Самообслуживание и социальные навыки, то есть способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими.

Каждая проверочная таблица представляет собой перечень умений или навыков. Эти умения связаны, в сущности, с самыми обычными, повседневными действиями; отобраны они потому, что ими, как правило, владеют все дети.

Возрастной уровень, фигурирующий в «Перечне умений», указывает на возраст, в котором «обычные» дети осваивают соответствующий навык. Для определения среднего возраста, в котором у детей формируются те или иные умения, проводились многочисленные серьезные исследования. Наиболее часто встречающиеся в ПУОРР возрастные уровни таковы:

• от 0 до 3 месяцев;
• от 3 до 6 месяцев;
• от 6 до 9 месяцев;
• от 9 до 12 месяцев;
• от 12 до 15 месяцев;
• от15 до 18 месяцев;
• от 18 месяцев до 2 лет;
• от 2 до 3 лет;
• от 3 до 4 лет.

Возрастные уровни помогут вам сравнить достижения вашего малыша с «нормой», но это отнюдь не главная их роль. Чем сравнивать его со «среднестатистическим» ребенком (если такой существует), гораздо важнее понять, насколько ваш малыш продвинулся вперед, если сравнить уровень его развития вчера и сегодня.

Все умения, входящие в ПУОР, разделены не только по возрастным уровням, но и по группам.

Внутри каждой области развития существуют несколько групп умений. Эти группы объединяют “родственные умения” – умения, которые, в конечном счете, ведут к одной и той же цели.

Например, в разделе Восприятие речи, вы найдете следующие группы умений:
Группа А: умение слушать и концентрировать внимание.
Группа Б: умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.
Группа В: умения выбирать из разных предметов и картинок.
Группа Г: умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.
Группа Д: умение выполнять указание, в которых есть слова, обозначающие признаки или состояния.
Группа Е: умение выполнять указание, содержащие предлоги или другие слова, которые определяют местоположение предметов.
Группа Ж: умение реагировать на грамматические особенности.

Другие области развития также делятся на группы родственных умений.

Рассматривая умения, входящие в каждую группу, вы увидите, как одно умение подводит к другому, и как уже сформированные умения могут быть “надстроены” и развиты.

В одних областях развития малыш может уйти дальше, чем в других; точно так же он может овладеть умениями одной группы раньше, чем умениями остальных. И в той же степени, что и возрастные уровни, эти группы помогут вам выявить его сильные и слабые стороны. Они позволят вам более гибко подойти к выбору новых задач для ребёнка. Вы сможете укрепить его “сильные позиции” и помочь ему продвинуться в тех областях, где он слабее.

Садовская Лариса
Коррекционный педагог
Цент ранней помощи

адреса центров

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник

В Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), сведено все, о чем говорилось в отдельных частях и книгах программы Маленькие Ступеньки. Этот перечень представлен в виде серии проверочных таблиц, которые можно использовать для тестирования ребенка и для определения его задач.

Как пользоваться программой Маленькие Ступеньки

Ответить на вопрос, как пользоваться программой Маленькие Ступеньки можно сразу: пользуйтесь ею так, как вам удобно!

Если эта программа служит вам справочным пособием, пользуйтесь ею совершенно произвольно. Однако она может восприниматься и как цельная система. В этом случае ее можно рассматривать как полноценное руководство по самостоятельному оказанию ранней педагогической помощи.

Если вас больше устраивает последний вариант, то мы предлагаем вам такую последовательность действий:

1. Прочитайте несколько первых глав книги 2. Из них вы узнаете, как оценивать уровень развития ребенка, как ставить задачи и как заниматься.

2. Прочитайте книгу 3. Она посвящена формированию большинства навыков общения.

3. Оцените навыки общения вашего ребенка, как указано в книге 3.

4. Для оценки уровня развития ребенка в других областях сначала загляните в книгу 8 «Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР)» и решите, какие именно навыки вам нужно оценить. Для того, чтобы точно понять, как это сделать, просмотрите соответствующие разделы книг: 4 (Общая моторика), 5 (Тонкая моторика), 6 (Восприятие речи) или 7 (Самообслуживание и социальные навыки).

5. Протестируйте малыша с помощью ПУОРР.

6. Определите задачи в каждой из областей развития, включая общение.

7. Начинайте заниматься!

8. После того, как вы уже начали заниматься, прочитайте остальные главы книги 2. Из них вы узнаете, как вести записи, как играть с ребенком и как обеспечить закрепление и развитие его умений.

9. Когда ребенок решит поставленные перед ним задачи, вернитесь к ПУОРР или к таблицам, навыков общения, чтобы определить, какими должны быть следующие задачи.

Конечно, вы можете менять последовательность действий. Это зависит от ваших целей. Возможно, вам захочется для начала до составления всесторонней программы оценить только одну группу умений и начать по ней заниматься.

Один из важных вопросов

Какая же тут масса материалов! Неужели нужно прочитать все это от начала до конца?

Нет, или, во всяком случае, не все сразу. Большая часть всех учебных планов (собственно Маленькие Ступеньки) содержится в книгах 4,5, 6 и 7. Эти книги составлены по типу справочников. Вы будете обращаться к их разделам или отдельным параграфам так, как вы обращаетесь к статьям энциклопедии.

Мы постарались дать вам всю информацию, которая необходима для реализации программы ранней педагогической помощи на профессиональном уровне. Мы не пытались упростить материал. В противном случае, мы не могли бы гарантировать должного эффекта. Однако нет никакой необходимости напрягаться, чтобы усвоить всю эту информацию сразу. Педагоги, работающие в Центре Маккуэри, проходили долгий период обучения прямо в процессе работы; под таким же углом можете взглянуть на свои начинания и вы.

Группы умений

В книгах 4,5,6 и 7 вы найдете информацию о каждом умении, входящем в ПУОРР, как оценивать его и как ему обучать. Здесь мы расскажем, как находить и использовать эту информацию.

ПУОРР состоит из четырех проверочных таблиц, которые можно использовать и в качестве руководства для тестирования, и в качестве справочника при постановке задач. Проверочные таблицы охватывают четыре области развития:

Общую моторику

Тонкую моторику

Восприятие речи

Самообслуживание и социальные навыки.

Пятой области развития — разговорной речи или общению — посвящена книга 3.

Внутри каждой области развития взаимосвязанные умения выделены в группы, а внутри группы они располагаются в определенной последовательности — от простого к сложному. Такая организация материала поможет вам увидеть связи между различными умениями и облегчит постановку задач. Вы сможете четче представить себе сильные и слабые стороны вашего ребенка в каждой области развития и проверить, правильно ли составлена его индивидуальная программа. Для того, чтобы быть эффективной, индивидуальная программа должна: а) опираться на сильные стороны вашего малыша, б) помогать ему подтягиваться в том, в чем он отстает, в) обеспечивать равновесие, разнообразие и поддержание интереса.

Некоторые умения, которые мы отнесли к одной группе, с тем же успехом можно было бы отнести и к другой. Мы формировали группы в соответствии со своим опытом. Однако, ваше право — не согласиться с нашими предложениями; к Маленьким Ступенькам нужно подходить гибко и творчески!

Ниже мы приводим названия и коды тех групп, на которые разбит весь учебный материал Маленьких Ступенек:

Общая моторика

Умения малыша, который еще не ходит (ОМ.А)

Умение сохранять равновесие, ходить и бегать (ОМ.Б)

Умение подниматься и спускаться по ступенькам и лестницам (ОМ.В)

Навыки игры с мячом (ОМ.Г)

Прыжки (ОМ.Д)

Езда на трехколесном велосипеде (ОМ.Е)

Тонкая моторика

Умение смотреть (ТМ.А)

Умение хватать (ТМ.Б)

Представление о неизменности существования предмета (ТМ.В)

Умение класть или ставить предмет (ТМ.Г)

Умение манипулировать предметами (ТМ.Д)

Рисование (ТМ.Е)

Умение правильно обращаться с книгой (ТМ.Ж)

Решение несложных практических задач и головоломок (ТМ.З)

Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками (ТМ.И)

Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе (ТМ.К)

Восприятие речи

Умение слушать и концентрировать внимание (ВР.А)

Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания (ВР.Б)

Умение выбирать один из двух предметов или картинок (ВР.В)

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия (ВР.Г)

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предмета (ВР.Д)

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местонахождение предмета (ВР.Е)

Умение реагировать на разные грамматические формы (ВР.Ж)



Источник

Программа Маккуэри. Тестирование. Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР)

В прошлой статье мы писали про необходимость ранней помощи детям с синдромом Дауна.

В Киеве существует Центр ранней помощи, в котором занятия проводятся по программе «Маленькие ступеньки». Эта программа разработана в университете Маккуэри в Сиднее и рассчитана на детей с синдромом Дауна. Занятия в центре проходят по принципу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Педагоги тестируют детей и на основе этих тестов составляют индивидуальную программу для каждого малыша.
Тестирование – это самый первый шаг, необходимый для того, чтоб правильно определить чему именно учить малыша.

Если Вы уже обращались к специалистам, то термин тестирования не будет для Вас новым. У многих родителей подобного рода мероприятия вызывают тревогу. Но на самом деле, многие родители, дети которых имеют отклонения в развитии, действительно хотят выяснить, что их малыш умеет и чего пока нет. Они стремятся получить как можно больше информации и услышать как можно больше мнений о состоянии своего ребёнка. Тестирование поможет найти самые сильные и слабые стороны личности малыша и определить трудности, которые возможно подстерегают родителей в будущем. Многие родители говорят, что, наблюдая за тестированием их детишек, помогает им лучше представить себе в каком направлении идти, занимаясь с малышом дома.

Тестирование – это по существу наблюдение с целью получения информации. На практике при тестировании всегда имеется в виду определенный набор показателей, которые считаются характерными для тех умений или способностей, которые проверяются. Когда вы будете оценивать развитие своего малыша, вы будете пытаться получить ту информацию, которая необходима именно вам, чтобы вы смогли строить свои занятия наиболее эффективным образом.

В программе «Маленькие ступеньки» тестирование включает в себя такие характерные особенности:
• В основе этого подхода лежит предпосылка, что у всех детей навыки формируются во многом схожими путями и часто в одинаковой последовательности, даже если некоторые дети овладевают ими медленнее;
• выделяются самые важные умения, из тех, которые обычно приобретаются ребёнком, и представляются они в том порядке, в каком они, как правило, и формируются.
• Этот вариант оценки точно показывает нам, что малыш может делать и чего не может.
• Он помогает нам определить следующую маленькую ступеньку— следующее умение, которым нужно заняться с малышом, в соответствии с естественным ходом развития.

Создатели Программы Маккуэри так составили Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), чтобы этот тип тестирования можно было практически применить в отношении очень маленьких детей. Мы покажем вам, как с помощью ПУОРР можно протестировать вашего малыша тем же способом, как это делается в Центре Маккуэри. Вот некоторые наиболее важные отличительные черты ПУОРР:

• Он позволяет следить за успехами ребенка.
• Он помогает нам контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе ребенка.
• Он указывает, когда и какие изменения нужно внести в индивидуальную программу.
• И вознаграждает педагога, показывая, что достигнуто малышом!

Самая же важная особенность ПУОРР заключается в том, что каждый раз, когда мы обращаемся к нему, он указывает нам, чему учить ребенка дальше.
Вы вполне сможете применить свои глубокие и проверенные знания о ребенке при оценке его умений, причем так, как ни один из специалистов никогда не сможет. Но полагаться только на свои «повседневные» наблюдения несколько рискованно, и это в равной мере относится как к учителям, так и к родителям. Риск состоит в том, что вы можете либо переоценить, либо недооценить возможности вашего малыша.


Переоценка возможностей
ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.


Недооценка умений
ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть лёгкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.

ПУОРР был разработан в помощь педагогам и родителям, чтобы они всегда могли выстроить точную картину и принять правильное решение о том, чему следует учиться дальше.

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка), входят 4 проверочные таблицы, которые охватывают соответствующие области развития. Перечислим их:
Общая моторика, то есть двигательная деятельность, обусловленная работой крупных мышц тела.
Тонкая моторика — двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно-моторной координации. Кроме того, к этой области развития отнесены формирование у ребёнка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе.
Восприятие речи, или понимание ребёнком того, что ему говорят.
Самообслуживание и социальные навыки, то есть способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими.

Каждая проверочная таблица представляет собой перечень умений или навыков. Эти умения связаны, в сущности, с самыми обычными, повседневными действиями; отобраны они потому, что ими, как правило, владеют все дети.

Возрастной уровень, фигурирующий в «Перечне умений», указывает на возраст, в котором «обычные» дети осваивают соответствующий навык. Для определения среднего возраста, в котором у детей формируются те или иные умения, проводились многочисленные серьезные исследования. Наиболее часто встречающиеся в ПУОРР возрастные уровни таковы:

• от 0 до 3 месяцев;
• от 3 до 6 месяцев;
• от 6 до 9 месяцев;
• от 9 до 12 месяцев;
• от 12 до 15 месяцев;
• от15 до 18 месяцев;
• от 18 месяцев до 2 лет;
• от 2 до 3 лет;
• от 3 до 4 лет.

Возрастные уровни помогут вам сравнить достижения вашего малыша с «нормой», но это отнюдь не главная их роль. Чем сравнивать его со «среднестатистическим» ребенком (если такой существует), гораздо важнее понять, насколько ваш малыш продвинулся вперед, если сравнить уровень его развития вчера и сегодня.

Все умения, входящие в ПУОР, разделены не только по возрастным уровням, но и по группам.

Внутри каждой области развития существуют несколько групп умений. Эти группы объединяют “родственные умения” – умения, которые, в конечном счете, ведут к одной и той же цели.

Например, в разделе Восприятие речи, вы найдете следующие группы умений:
Группа А: умение слушать и концентрировать внимание.
Группа Б: умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.
Группа В: умения выбирать из разных предметов и картинок.
Группа Г: умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.
Группа Д: умение выполнять указание, в которых есть слова, обозначающие признаки или состояния.
Группа Е: умение выполнять указание, содержащие предлоги или другие слова, которые определяют местоположение предметов.
Группа Ж: умение реагировать на грамматические особенности.

Другие области развития также делятся на группы родственных умений.

Рассматривая умения, входящие в каждую группу, вы увидите, как одно умение подводит к другому, и как уже сформированные умения могут быть “надстроены” и развиты.

В одних областях развития малыш может уйти дальше, чем в других; точно так же он может овладеть умениями одной группы раньше, чем умениями остальных. И в той же степени, что и возрастные уровни, эти группы помогут вам выявить его сильные и слабые стороны. Они позволят вам более гибко подойти к выбору новых задач для ребёнка. Вы сможете укрепить его “сильные позиции” и помочь ему продвинуться в тех областях, где он слабее.

Садовская Лариса
Коррекционный педагог
Цент ранней помощи

адреса центров

Источник