Педсовет технологии интеллектуального развития ребенка
Форма проведения: Аукцион
педагогических идей.
Приготовлять умы!
Рассеивать идеи!
Вот наше назначение…
Отбросим эгоизм,
Будем трудиться для потомства!
К.Д.Ушинский
Цель: Использование нетрадиционных
технологий в работе с педагогами для повышения
эффективности профессиональной деятельности,
способствование творческому поиску.
Подготовка:
- Игровой реквизит: молоток аукциониста, муляжи
денежных купонов разного достоинства,
бутафорский ключ, фишки разного цвета. - Самостоятельная теоретическая подготовка
педагогов (изучение разделов программы по ФЭМП;
принципов, лежащих в основе методики; методов и
приемов, используемых в практике, структуры
занятий по математике). - Компьютерные презентации методических
материалов, подборка практического материала
(конспекты, сценарии, игры с описанием и т.д.). - Анкетирование “Математика глазами педагогов”.
- Тематическая проверка “Эффективность
использования инновационных педагогических
технологий на занятиях по математике”.
Повестка дня:
- Игровое упражнение “Ключ”.
- Аукцион педагогических находок:
- открытие аукциона;
- разминка;
- торги педагогическими находками;
- закрытие аукциона.
- Итоги тематического контроля “Эффективность
использования инновационных педагогических
технологий на занятиях по математике”. - Анализ анкет “Математика глазами педагогов”.
- Игровое упражнение “Ключ”. Рефлексия.
- Принятие решения.
Организация:
I. Игровое упражнение “Ключ”
Педагоги становятся в круг, ведущий
предлагает, передавая символический ключ друг
другу, высказаться, что каждый для себя хочет
открыть на сегодняшнем мероприятии.
II. Аукцион педагогических находок.
1. Открытие аукциона.
Ведущий аукциона (заместитель
заведующей по учебно-воспитательной работе):
– Уважаемые коллеги, мы рады
приветствовать вас на Аукционе педагогических
находок. Аукцион – это публичная продажа товара
с использованием торгов. Товар продается в
присутствии многих желающих покупателей. Цена
товара определяется в процессе того, как
покупатели торгуются между собой за право купить
товар. Представляю вашему вниманию:
Аукционист – заведующая детским
садом,
Аукционеры – вы, уважаемые коллеги.
Аукционеры имеют право ознакомиться и
приобрести заинтересовавшийся их лот. Он
достается тому, кто назовет самую высокую цену.
Обратите внимание на денежные знаки, которые
лежат у вас на столах. У каждого их по 5. Итак,
внимание!
Объявляются торги педагогическими
находками.
Аукционист: Аукцион открыт! (стук
молотка).
Тема торгов: “Современный подход к
интеллектуальному развитию дошкольников” (стук
молотка).
Ведущий аукциона: Сегодня в продажу
выставлены следующие лоты:
- конспект развивающего занятия в средней группе;
- конспект математического досуга в старшей
группе; - проекты для детей старшего дошкольного
возраста; - конспекты методических мероприятий с
родителями (круглые столы, практикумы и т.п.); - конспекты детско-родительских мероприятий;
- творческое перспективное планирование для
детей старшего дошкольного возраста; - сценарии интеллектуальных игр.
Время представления каждого лота 3-5
минут (компьютерная презентация).
Практическая часть.
Ведущий аукциона: Перед началом
торгов проведем разминку, где за каждый
правильный ответ вы можете заработать
дополнительные деньги.
2. Разминка:
- Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа
каждой возрастной группы? Назовите их (5-количество
и счет, величина, форма, ориентировка в
пространстве, времени). - Какие общедидактические принципы лежат в
основе методики обучения ФЭМП? (систематичность,
последовательность, постепенность,
индивидуальный подход). - Методы и приемы – это одно и то же? (Нет).
Назовите методы, используемые на занятиях по
ФЭМП (словесные, наглядные, игровые,
практические). - Назовите приемы, используемые на занятиях по
ФЭМП (рассказ, беседа, вопросы, описание, показ
предметов и действий, игры, упражнения и т.д.) - Назовите структуру занятия по ФЭМП (количество
частей занятия зависит от возраста и содержания,
при изучении нового в младшей группе – 3части,
средняя группа – 3-4части, старшая – до 5,
подготовительная группа – до 7). - Обобщенный образ существенных свойств предмета
или объекта, точная копия предмета (модель). - С какой целью можно применять палочки Х.
Кюзенера? (модель числа) - Свойство предмета, характеризующее его размер (величина).
3. Торги педагогическими идеями.
Ведущий аукциона: Я очень рада, что
вы смогли заработать дополнительные денежные
знаки. У вас хорошее настроение. А теперь
представляем вашему вниманию лот№1
(название). Далее выступление воспитателя,
представляющего лот, где он презентует свою
методическую разработку: раскрывает цели и
задачи, демонстрирует фрагменты, обыгрывает,
прилагает практические материалы (по выбору).
Аукционист: Итак, в продажу
выставляется лот№1 (название). Стартовая цена –
200рублей. (Победителю аукциона вручается
покупка).
Далее по аналогии ведется продажа
заявленных лотов.
4. Заключение.
Ведущий аукциона: Вот и завершился
Аукцион педагогических находок. Сегодня вы
познакомились с лучшим опытом работы педагогов
по интеллектуальному развитию дошкольников. А
также имели возможность приобрести
понравившийся вам лот с практическим
приложением.
Поздравляем вас с удачными покупками.
Счастливыми обладателями стали
(назвать ф.и.о.). Поприветствуем их!
Активными участниками нашего аукциона
были (Ф.И.О. тех, кто активно предлагал к продаже
методические разработки, но не смог ничего
купить).
Аукционист: Аукцион закрыт (стук
молотка).
III.
Знакомство со справкой по
результатам тематической проверки
“Эффективность использования инновационных
педагогических технологий на занятиях по
математике”.
IV. Анализ анкет “Математика глазами
педагогов”
V. Рефлексия. Игровое
упражнение “Ключ”.
Педагоги становятся в круг. Ведущий
предлагает, передавая символический ключ друг
другу, высказаться о том, что каждый себя смог
открыть на сегодняшнем мероприятии.
– Понравилось ли мероприятие? Ваши
рекомендации, советы.
VI. Принятие решения педагогического совета.
Источник
Консультация для родителей
Развитие математических способностей у дошкольников
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят какимлибо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!
Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободногопо дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа(груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки… Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а товсе больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.
Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три — ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.
Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).
В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Источник
Лариса Орехова
Педсовет «Использование развивающих игр в процессе осуществления образовательной деятельности дошкольников»
Педагогический совет на тему:
«Использование развивающих игр в процессе осуществления образовательной деятельности дошкольников»
Цель педсовета: Формирование компетентности педагогов в применении развивающих игр в образовательном процессе.
Задачи педсовета:
Изучить научно-методическую литературу по теме педсовета.
Уточнить и систематизировать знания педагогов по внедрению развивающих игр в образовательный процесс. Дать практические рекомендации по планированию развивающих игр в работе с детьми.
Познакомить педагогов с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича» в образовательном процессе.
Показать мастер – класс по использованию развивающих игр В. Воскобовича.
Ход педагогического совета.
1. Вступительное слово старшего воспитателя «Об использовании развивающих игр в образовательном процессе ДОУ»
Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения, а именно совершенствовать педагогическое мастерство по использованию развивающих игр в образовательном процессе.
Перемены, произошедшие в обществе за последние десятилетия, не могли не затронуть образовательную сферу. Информационный взрыв, меняющиеся социальные условия жизни ведут к пересмотру процесса воспитания подрастающего поколения.
Все участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители и детский сад, как организация испытывают трудности, связанные с изменением жизни в целом.
Детский сад одновременно решает задачу исторического масштаба — воспитание будущих граждан страны и испытывает многообразные финансовые, кадровые, организационные трудности. Приняты ФГОС ДО. В них педагогам заявлено, что воспитатель должен владеть и использовать в образовательном процессе современные методы, формы обучения и воспитания, современные образовательные технологии.
Что же это за технологии такие?
Вот базовое определение: Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом воде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности.
Теперь ребенок не должен получать знания слушая. Он должен получать знания, действуя (например, человек не сможет научиться плавать, если будет только слушать про движения рук и ног в течение этого процесса, а вот если он попробует, будет иметь практику, то у него все получится)
Идеи обучения в деятельности, в игре, поддержания детского интереса к получению знаний не новы.
Франзузский писатель Эрнст Легуве сформулировал цель воспитания – «научить детей обходиться без нас (взрослых)».
Японская мудрость гласит: если я слышу, то скоро забываю, если я вижу, то помню долго, если действую – понимаю.
Встает вопрос: Как обучать по-новому?
К таким технологиям, в которых ребенок добывает знания самостоятельно, а не получает их в готовом виде относятся:
Проектный метод;
Технология «Ситуация», основанная на базовом уровне деятельностного метода Л. Г. Петерсон;
Технология интеллетуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича;
Любые развивающие игры.
Мы знаем, что основным видом деятельности у дошкольников является игра. Именно в ней он развивается и получает ЗУН. И именно в развивающих играх он может добыть эти знания самостоятельно.
Сегодня мы и поговорим о развивающих играх, об их сущности и особенностях, познакомимся с технологией В. Воскобовича и проведем мастер – класс по использованию развивающих игр Воскобовича в образовательном процессе.
2. Использование развивающих игр в образовательном процессе ДОУ.
1)Что же такое развивающая игра?
На этот вопрос мы сейчас и попытаемся ответить. Заглянув в энциклопедический словарь, мы найдём: «Развитие – это направленное, закономерное изменение объекта, в результате которого возникает его новое качественное состояние». Тогда, по аналогии, можно сказать, что развивающая игра это некая деятельность, которая должна изменить нашего ребёнка таким образом, чтобы он в своих способностях шагнул на другой, более высокий уровень своего развития.
Но мы же с вами взрослые люди и прекрасно понимаем, что для того, чтобы любая деятельность давала нужный результат, она должна быть правильно организована.
Это значит, что у неё должна быть:
1. Ясная и реальная цель.
2. Мы должны чётко понимать, на «что» или на «кого» эта деятельность направлена и что мы хотим с её помощью изменить, т. е. представлять себе объект нашей деятельности.
3. Должны быть методы и средства деятельности. У нас должен быть необходимый инструмент, и мы должны уметь правильно его использовать.
4. Невозможно правильно организовать деятельность, если у вас нет её программы или плана.
Всё это справедливо и для деятельности, которую мы рассматриваем, т. е. для развивающей игры. Если взрослый действительно хочет провести с ребёнком развивающую игру, он должен:
1. ясно и чётко сформулировать для себя цель этой игры, т. е. определить какую способность (группу способностей) он хочет в данной игре у ребёнка развивать;
2. хорошо представлять себе «объект» деятельности, т. е. не только «знать вообще» своего ребёнка: уровень развития его способностей, склонности и интересы и пр., но и представлять себе его текущее эмоциональное состояние, уметь определить его желание или, наоборот, нежелание именно сейчас участвовать в игре;
3. подобрать инструмент, т. е. такое (или такие) ИСО, чтобы оно в наибольшей степени было пригодно для достижения целей игры и, главное, уметь его правильно использовать;
4. наметить (а при необходимости записать) план игры.
На разработке плана развивающей игры надо остановиться особо.
Мы говорили с вами, что результатом такой игры должен быть переход ребёнка на более высокий уровень своего развития. Но это должен быть действительно «переход», а не «заброс» с нашей помощью. Ребёнок должен сам, шаг за шагом, испытывая определённое напряжение, подняться на этот уровень, только тогда мы получим эффект развития. При этом, как говорил Б. П. Никитин, ему может быть оказана «умная помощь взрослого».
Эта умная помощь, прежде всего, должна заключаться в правильном планировании развивающей игры. Составляя план игры, взрослый, по сути, должен сконструировать «лестницу», с помощью которой ребёнок сможет подняться на более высокий уровень развития способностей. Эта «лестница» должна состоять из ступенек-заданий возрастающей сложности, при этом «высота» ступенек, т. е. трудность заданий должна быть для ребёнка посильной. Преодоление такой «лестницы», движение «от простого к сложному» и делает детскую игру развивающей.
Развивающие игры являются эффективным средством воспитания и обучения детей, с их помощью ребенок может добывать знания самостоятельно, а взрослый быть лишь его помощником и направлять действия ребенка.
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;
постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
единство обучающих и воспитательных воздействий.
2)Особенности развивающих игр.
1. Развивающая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам, с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков, различных деталей.
2. Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка, в чертеже, письменной или устной инструкции, знакомя его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.
4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры возбуждают интерес в течение многих лет (до взрослости)
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяют ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. (Если вы сами будете делать по утрам зарядку, вряд ли это сделает вашего ребенка физически развитым, не так ли)
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу, возможно, малыш не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, в виде реальных и осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность выполнения задания.
9. Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые задания, т. е. творить.
10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх – в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов развивающего обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», когда ребенок может подняться «до потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
2. Их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
3. Поднимаясь, каждый раз самостоятельно «до своего потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
Первое условие успешного развития — раннее начало. Но когда именно начать? Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. С ним просто говорят со дня его рождения. Наступает момент — произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Необходимо поступить подобным образом в развитии других способностей ребенка и результат не заставит себя ждать.
3) Практическое задание для педагогов.
Давайте разделимся на 2 команды.
Задания:
Каждой команде даны 2 развивающие игры. Необходимо определить для какого возраста подходит данная игра, ее цель и придумать по – возможности несколько уровней сложности данной игры, на каких занятиях ее можно применить.
Проект решения:
Педсовет подготовила ст. воспитатель Орехова Л. В.
Источник