Педсовет социальное развитие ребенка дошкольника

Педсовет социальное развитие ребенка дошкольника thumbnail

Педсовет № 3 Тема: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»
                                        Джон Дьюи

Форма проведения: круглый стол 

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада видеть Вас сегодня на нашем педсовете, который непосредственно посвящен проблемам изучения социально-личностного развития  дошкольников.

    Выбор этой темы обусловлен необходимостью активизации теоретических знаний педагогов по данному вопросу, совершенствования умений применять их в своей педагогической деятельности.

      Итак, мы начинаем!

Цель:

Помочь детям войти в социальный мир, совершенствуя работу по формированию социально-личностных качеств ребенка.

Задачи:

1.Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

2.Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

3.Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

Повестка:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета – Данилова Т.И.
  2. Доклад «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» — Данилова Т.И.;
  3. Сообщение из опыта работы:   «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» — воспитатели: Ткаченко С.И., Трубина Т.Н., Анциферова А.С.;
  4. Сообщение из опыта работы:  «Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками» — воспитатели: Готина Н.М., Михеева Г.В.;
  5. Представление опыта работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» — воспитатель Морозова Т.В.;
  6. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста – воспитатели: Куманеева Т.И., Румынина М.В.;
  7. Мозговой штурм – Данилова Т.И.
  8. Аукцион педагогических идей: опыт использования технологий социально-личностного развития в работе с детьми (технология, ННОД) – Суслова Н.А., Купцова Е.М., Романова Т.Е.;
  9. Памятки для педагогов: Игры-тренинги с детьми. Алгоритм ситуации поискового характера– Данилова Т.И.;
  10. Обсуждение проекта решений.

     Разминка

Вам будет представлено пять положений, если вы согласны с ними, выполните требуемые действия. Будьте внимательны!

  1. Если вы считаете, что самое главное в деятельности педагогов любовь к детям, похлопайте в ладоши.
  2. Если вы полагаете, что для воспитания детей полезнее практический опыт, чем теоретические знания, потопайте ногами.
  3. Если вы уверены, что у каждого человека свой стиль общения, дотроньтесь до кончика носа.
  4. Если вы считаете, что взрослые обучаются общению так же, как и дети, кивните головой.
  5. Если вы полагаете, что при общении эмоции не важны, закройте глаза.

Я вижу, что у вас открытые глаза, и все мы понимаем, что эмоции – это один из способов поднятия настроения, снятия напряжения и эмоциональной нагрузки. Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений.

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета – Данилова Т.И.
  1. ноября 2014 г. состоялся  педсовет    «Готовность педагогических работников ДОО к реализации требований ФГОС». Решение: Творческой группе было рекомендовано спланировать мероприятия, направленные на устранение затруднений профессиональной деятельности педагогов ДОО в условиях введения ФГОС (срок до 18.11.14 г.). Данное решение выполнено. Составлен План мероприятий  затруднения профессиональной деятельности педагогов ДОО в условиях введения ФГОС в МБДОУ № 39, назначены ответственные, установлены сроки,  есть некоторые результаты. Прилагается план.
  1. Доклад «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» — Данилова Т.И.

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные

на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его»

                                                                                  В.Гюго

     В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. 

В ФГОС предусматривается:

  • развитие дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные  ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками;
  • становление  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. 

О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через   беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д.

Проблемы социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и  государстве.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает:

  • расти число детей, попавших в  трудные жизненные условия;
  •   число разводов и количество неполных семей;
  •  ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.  

 Статистика свидетельствует: почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. К сожалению, дети, не имеющие положительного опыта семейной жизни, часто повторяют судьбу своих родителей.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. 

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
  •  произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.        Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Опыт работы ДОО  показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,  обеспечить  общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств,  необходимых для адаптации к школе и успешного  обучения.

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества».

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация  продолжается в течение всей жизни человека, но  дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.

В  детском саду  перед педагогами встают задачи:

  1.  Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
  2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
  3. Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
  4. Повышать правовую грамотность воспитанников; включать  в социально- значимую деятельность.
  5. Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
  6. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.

Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.

Наша задача – воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Отличия ФГТ от ФГОС см. приложение

  1. Сообщение из опыта работы:   «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» — воспитатели: Ткаченко С.И., Трубина Т.Н., Анциферова А.С.;
  2. Сообщение из опыта работы:  «Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками» — воспитатели: Готина Н.М., Михеева Г.В.;
  3. Представление опыта работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» — воспитатель Морозова Т.В.;
  4. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста – воспитатели: Куманеева Т.И., Румынина М.В.;
  5. Мозговой штурм – Данилова Т.И.

Мозговой штурм

  1. Назовите, какие направления входят в образовательную область «социально-коммуникативное развитие»?

(«Социализация», «Безопасность», «Труд»)

  1. Назовите, с какими областями интегрируется  образовательная область «Социализация» и приведите примеры по своей возрастной группе.
  2. Назовите эффективные формы работы,  используемые для решения задач социально-личностного развития детей в ДОУ?

1. НОД
2.Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры
5. Познавательные беседы
6. Просмотр видеофильмов
7. Театрализованные постановки
8. Музыкальные досуги, развлечения
9. Интерактивные игры, презентации, выставки, проекты  и др.

  1. Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание фразы дошло до каждого ребенка. Приведу пример: «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».

Попробуйте изменить фразы:
— «Надо быть аккуратной девочкой».
— «Нельзя обижать девочек».

— «Надо слушаться родителей».
— «Надо помогать маме».
5.  Разбор ситуаций:

  • «Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т. д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?
  • Саша принес в детский сад новую интересную игру, все дети живо интересуются, даст ли Саши поиграть и им в эту игру. Саша отвечает: «А что ты мне дашь?» и не разрешает играть безвозмездно. Ваши действия.
  • Воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды выразил недовольство: «Не умеешь играть — не играй!» Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх. Как возобновить желание играть у Светы?
  • Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну». Как должен поступить педагог?
  • Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?
  1. Аукцион педагогических идей: опыт использования технологий социально-личностного развития в работе с детьми (технология, ННОД); – Суслова Н.А., Купцова Е.М., Романова Т.Е.;
  2. Памятки для педагогов: Игры-тренинги с детьми. Алгоритм ситуации поискового характера– Данилова Т.И.;
  3. Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что…»

Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что… »

Мне понравилось с вами работать, вы проявили свои коммуникативные способности, умение общаться, конструктивно взаимодействовать, представили свой опыт работы по социально-личностному развитию детей. Я очень довольна, что вы используете в работе с детьми нетрадиционные формы и методы.

  1. Обсуждение проекта решений.

Решение педсовета:

1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО — педагоги ДОУ, постоянно 

2. В работе с детьми по социально-личностному развитию использовать   игровые технологии – воспитатели,  постоянно.

3. В процессе игровой деятельности предоставлять детям больше самостоятельности, себе отводить роль организатора игры, второстепенного участника или наблюдателя — воспитатели,  постоянно.

4. Ежедневно планировать сюжетно-ролевые игры и еженедельно работу по нравственному воспитанию дошкольников — воспитатели всех групп,  постоянно. 

В заключение хочется призвать вас в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».

Источник

Управление образования администрации города Шахтерска

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа

№8 «Малыш»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

По теме: «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника».

Разработала: заведующий ДОУ №8 «Малыш»

г.Шахтерск 2016

ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ

Тема: Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольника.

  1. Создать творческую группу по разработке педсовета в составе:воспитатель-методист Овсянникова М.В., педагог-психолог Чижова Н.А., воспитатели: Беленко Т.С., Кузеванова Л.В., Киселева О.Н.

  1. Воспитателю-методисту подготовить выставку-презентацию методической литературы по теме педсовета.

  1. Творческой группе разработать вопросы по направлению, проект решения педсовета.

  1. Творческой группе в составе: Голуб И.А., Овсянниковой М.В., Чижовой Н.А., Челышевой С.Г. провести тематическую проверку в группах № 7,8,9 по теме: «Использование игровой деятельности в формировании социально-коммуникативных качеств у детей».

  1. Воспитателю методисту сформировать Справку по результатам проверки.

  1. Воспитателю-методисту Овсянниковой М.В. подготовить педагогические проблемные ситуации по теме педсовета.

Тема: Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольника.

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ по воспитанию дошкольников в мире социальных отношений и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Повестка дня:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

Воспитатель-методист Овсянникова М.В.

  1. Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

Правила игры: передается предмет от участника к участнику по объединяющему признаку (цвет волос, глаз, рост, одинаковой возрастной группы, возраста и прочее). Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что в свободное время я люблю..» (называется какой-то факт о себе).

Задание:

Поставить цель к данной игре, назвать возможные варианты данной игры с детьми.

воспитатель-методист Овсянникова М.В.

  1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете реализации программы «От рождение до школы».

заведующий ДОУ Голуб И.А.

  1. Определение основных направлений социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника.

воспитатель Беленко Т.С.

  1. Психологический комфорт группы как фактор успешной социализации ребенка.

педагог-психолог Чижовой Н.А.

  1. Решение педагогических проблемных ситуаций.

воспитатель-методист Овсянникова М.В.

  1. Приемы активизации детской деятельности.

воспитатели: Антоненко Н.Л., Киселевой О.Н., Кузевановой Л.В.

  1. Решение педсовета.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете реализации программы «От рождение до школы».

заведующий ДОУ Голуб И.А.

Проблема социально-коммуникативного развития особенно актуальна сегодня. Современное общество нуждается в активных и инициативных, общительных молодых людях, способных реформировать устоявшие жизненные уклады.

Поэтому в государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных « на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопередживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, в процессе их присвоения и сотворения.

По словам известного психолога Л.С.Выготского: Социально-коммуникативное развитие – результат «врастания» ребенка в субкультуру». Ребенок не только присваивает, но и творит культуру.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.

Оно осуществляется под влиянием разных факторов как совокупности условий, обстоятельств, явлений, оказывающих влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений. К основным факторам социально-коммуникативного развития дошкольников относятся:

— наследственность как совокупность генетически заданных характеристик;

— социокультурная и образовательная среда как совокупность предметов, объектов, явлений социального окружения;

-социальная активность как способ самосовершенствования, творческой самореализации индивида и целенаправленное воспитание.

Цель социального воспитания детей дошкольного возраста — формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достижениям культуры как результат человеческого труда; уважительного — к истории семьи, детского сада, страны;

толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям, и др.). Технология социального воспитания предусматривает реализацию его содержания в определенной последовательности: от приобщения к социокультурным ценностям – к их культуротворчеству в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, изобразительной и двигательной.

В соответствии с ГОС ДО эффективность педагогического процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие детей, предопределяется реализацией ряда условий, в числе которых:

  • Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;

  • Наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным и социокультурным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;

  • Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

  • Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умение детей работать в группе сверстников.

Эффективность социального воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается учетом основных закономерностей социального развития:

  • Цели социального воспитания определяются в соответствии с социальным заказом, потенциалом возрастного развития дошкольника, методологическими основаниями процесса социального воспитания.

  • Содержание социального воспитания зависит от правомерного подбора видов и элементов социальной культуры в соответствии с возрастными возможностями детей, а воспитательные результаты — не от объема информации по разным видам социальной культуры, а от степени ее доступности, значимости, эмоциональной притягательности для детей.

  • Технологии социального воспитания предопределяются соответствием средств, форм и методов взаимодействия педагога с детьми, особенностями их личностного и психического развития.

  • Многообразие используемых средств, методов и форм социального воспитания предопределяет гармонизацию когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер социально-коммуникативнго развития, обеспечиваемую в процессе участия ребенка в разных видах деятельности.

  • Диагностика личностных социальных достижений ребенка оказывает более эффективное влияние на качество социального воспитания, чем диагностика общих достижений.

Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня как стратегическое направление обновления образования, в том числе и дошкольного, связанного не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольников во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта. Наша задача как педагогов использовать широкий спектр современных педагогических технологий для успешного коммуникативного и социального воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПЕДСОВЕТА.

(решение проблемных ситуаций)

  • Разбор ситуаций.

  1. Ситуация

А) Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными – с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?

Б) Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, ветеринар лечит животных, экскурсоводы рассказывают посетителям о животных. После этой экскурсии дети самостоятельно начали играть.

  1. Ситуация.

А) Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникла. Почему?

Б) Тогда с детьми была проведена еще одна экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка бгажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров. После этой экскурсии сразу возникла игра.

ВЫВОД: Д.Б. Эльконин: Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая — это сера предметов, вторая – сфера деятельности людей и их отношений. Это свидетельствует о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними.

  • Приемы активизации детской деятельности.

  • Метод анализа и синтеза

( на картинке изображен повар с интструментом на фоне кухни. Какие приемы для повышения познавательной активности может применить педагог?)

  • Метод сравнения.

(по контрасту и подобию; врач и учитель)

  • Вопрос к ребенку.

( чем отличается лошадь от коровы? Чем похожи лошадь и корова?)

  • Прием классификации.

( прием классификации: «Разложи картинки на две группы. В одну отбери все, что нужно для работы парикмахеру, а в другую — врачу»).

  • Усложнение заданий.

( увеличение количества объектов для группировки, усложнения основания для классификации).

  • Метод моделирования и конструирования.

( повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например устройство супермаркета- обговорить расположение прилавков, размещение кассира, охранника. Можно предложить детям нарисовать схему или проект торгового зала ).

В дошкольном возрасте очень важно развивать у детей коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Это умение самопрезентовать себя. А мы умеем себя презентовать? Очень важно, чтобы взрослые, работающие с детьми подавали пример в легкости общения, нахождения общих тем и поддержания разговора.

Упражнение «Мой образ»

Цель: помочь участникам игры переключаться, активизироваться, расширять представление о себе.

Мы живем в мире людей и мире вещей. И знаем о качестве вещей, например то, что хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная вещь согреет от холода. То же и с людьми. Важно знать о своих качествах и уметь о них говорить другим. Сейчас представьте, что вы попали на необитаемый остров в виде предмета, животного, птицы, стихии.

Определите в качестве кого?

Из чего сделаны, какого цвета, свойства?

Какими свойствами и качествами обладаете?

Каково ваше предназначение?

( 5 минут, работа на карточках, вытягиваются по очереди несколько карточек и автор рассказывает, например: я настольная лампа, разноцветная, пластмассовая, очень прочная. Я здесь для того, чтобы светить всем желающим).

Упражнение «Я в лучах солнца».

Цель. Определить степень отношения к себе, поиск и утверждение положительных качеств.

В центре размещается круг — общее солнце. Каждый участник на листе бумаги ( в виде луча) записывает имя и качества, характеризующие этого человека. Каждый свой луч разлаживает по кругу. При анализе учитывается количество названных качеств (позитивное восприятие себя).

Коммуникативное развитие способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции. Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии: игры, ситуации.

  • «Угадай» ( действие по жесту, сказочного героя, животного, профессию и др.)

  • «Зеркало» ( один выполняет действие, все повторяют. То же в парах)

  • « Произнести текст с разными эмоциями: грустно, радостно, зло, нежно, хитренько ит.д.»

Важное значение в налаживание добрых взаимоотношений имеют игры- мирилки:

«Дорожка дружбы»

По дорожке я шагаю – гнев на волю впускаю.

Не хочу я грустным быть и сердитым тоже.

Нас с друзьями помирить «Дорожка дружбы сможет».

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА.

  1. Совершенствовать работу педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ГОС ДО.

Все педагоги постоянно

  1. Активизировать познавательную деятельность детей на социальное развитие личности через организацию экскурсий, использования ИКТ.

Все педагоги постоянно

  1. Провести анализ развивающей среды каждой группы и пополнить игровые уголки игрушками и предметами-заместителями.

Все педагоги до 01.05.16

  1. Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Все педагоги постоянно

  1. В работе с детьми по социально-коммуникативному развитию использовать игровые технологии, планировать коммуникативные игры на создание эмоционального комфорта детей в течении дня.

Все педагоги постоянно

Источник