Педиатрия возрастные периоды развития ребенка
Характерными особенностями детского организма являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В зависимости от изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие этапы его развития: внутриутробный и внеутробный (постнатальный).
Этап внутриутробного развития продолжается с момента оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка и составляет 38-40 недель. Для нормального физиологического развития плода первостепенное значение имеют состояние здоровья матери и условия ее жизни. В течение первых 11-12 недель беременности происходит формирование органов и тканей плода. При воздействии неблагоприятных факторов на формирующийся плод могут возникнуть пороки его развития. Особенность этого периода заключается в быстром росте плода и питании его за счет материнского организма.
Постнатальный (внеутробный) этап включает:
- 1) период новорожденности — до 4 недель жизни ребенка;
- 2) грудной период — с 4 недель жизни до 1 года;
- 3) преддошкольный период (ранний возраст) — с 1 года до 3 лет;
- 4) дошкольный период — с 3 до 6 лет;
- 5) младший школьный период — с 6 до 11 лет;
- 6) старший школьный период — с 12 до 17-18 лет.
В каждом периоде развития ребенок имеет характерные анатомо-физиологические особенности органов и тканей, исходя из которых необходимо решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по профилактике инфекционных и других наиболее часто встречающихся заболеваний.
Период новорожденности делится на ранний и поздний неонатальные периоды. Ранний неонатальный период наступает с момента перевязки пуповины и продолжается до 7-го дня жизни ребенка. В это время происходит адаптация ребенка к существованию вне материнского организма. Начинают функционировать легкие, малый круг кровообращения, закрываются пути внутриутробной гемодинамики, совершенствуется терморегуляция. Ребенок переходит на энтеральное питание. В первую неделю жизни могут возникать пограничные состояния, а также заболевания, развитие которых обусловлено прежде всего патологией, возникающей во внутриутробном периоде и в родах (антигенная несовместимость матери и плода, проявления родовой травмы и др.).
Поздний неонатальный период продолжается с 8-го по 28-й день жизни ребенка. Важнейшей его характеристикой является продолжение адаптации к окружающей среде и интенсивное развитие анализаторов.
Для всех основных систем новорожденного характерно состояние неустойчивого равновесия, поэтому даже небольшие изменения окружающих ребенка условий могут привести к серьезным нарушениям в его здоровье. Труднее приспосабливаются с существованию вне материнского организма недоношенные и переношенные новорожденные. В первый месяц жизни отмечается высокая чувствительность организма к стафилококковой и стрептококковой инфекции, к условно- патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонеллам и др. Новорожденные склонны к быстрой генерализации патологического процесса с развитием тяжелых септических и токсико- септических состояний.
Первые недели жизни являются критическими для налаживания грудного вскармливания как для ребенка, приобретающего навыки кормления грудью, так и для матери, у которой развивается лактация. Весьма важен этот период и для установления психоэмоциональной связи между матерью и ребенком.
В грудной период происходят интенсивный обмен веществ, более высокий, чем в последующие годы, темпы физического и психического развития. В первые Ъ-А месяца жизни у ребенка сохраняется пассивный иммунитет, полученный от матери, поэтому его организм устойчив к таким инфекционным заболеваниям, как корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха. Вместе с тем дети 1 -го года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии, нарушениям пищеварения в связи с легко возникающими нарушениями обмена веществ, относительной незрелостью функций желудочно- кишечного тракта, высокой чувствительностью к патогенным микроорганизмам. Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая организация режима дня.
В преддошкольном периоде идет быстрое созревание центральной нервной системы, закрепляются двигательные навыки, формируется речь. В связи с утратой врожденного иммунитета увеличивается заболеваемость детскими капельными инфекциями.
В дошкольном периоде совершенствуются функции различных органов и систем, происходит дальнейшее развитие речи, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжает развиваться скелет, начинается смена молочных зубов на постоянные. Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями и детскими инфекциями. Возрастает опасность несчастных случаев — ожогов, отравлений, уличного и транспортного травматизма.
В младшем школьном п е р и од е усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Нередко возникают хронические заболевания. Систематические занятия в школе и дома при несоблюдении гигиенических правил приводят к нарушению осанки и развитию близорукости. Большой удельный вес в заболеваемости и смертности в этом периоде занимает травматизм, в том числе спортивный, полученный на занятиях физкультурой в школе.
Старший школьный период начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением половой зрелости. В этом периоде завершается физическое и психическое развитие, перестраивается работа эндокринной системы, усиливается деятельность половых желез. Сроки полового созревания зависят от пола и индивидуальных особенностей: у девочек оно наступает в возрасте 12-16 лет, у мальчиков несколько позже — в 13-18 лет. У девочек изменяется телосложение, отмечается рост грудных желез, появляются mensis, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах; у мальчиков происходит ломка голоса, возникают поллюции, отмечается рост волос на лице, лобке, в подмышечных впадинах.
С началом полового созревания выявляются дефекты развития половых органов, признаками которых могут быть дисменорея, аменорея и др. В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункции эндокринных желез и отклонения в обмене веществ (гипертиреоз, ожирение и др.). Повышенная продукция андрогенов ведет к усилению функции сальных желез и образованию угрей на лице и туловище. Большая напряженность нервной, эндокринной систем и обмена веществ создает условия для обострения ранее перенесенных заболеваний, развития туберкулеза.
1. Назовите известных ученых-педиатров. Какой вклад они внесли в развитие педиатрии? 2. Укажите основные организационные структуры системы охраны материнства и детства. 3. Перечислите периоды детского возраста и дайте им краткую характеристику.
Источник
Периоды детства:
I. Период внутриутробного развития (утробное детство). Длительность — с момента имплантации до рождения (270 дней). Делится на:
1. Фаза эмбрионального развития (12 недель);
2. Фаза плацентарного развития (фетальный период):
? Поздний (29-40 нед) — антенатальный период;
3. Интранатальный период,
1. Эмбриональный период — от зиготы до 12 недель. Формируются внешние части тела и внутренние органы. Сильное повреждение зародыша — пороки от действия физических факторов (механические, термические, ионизирующее излучение), химических факторов (недостаток витаминов, микроэлементов, гипоксия, гормональные дискорреляции, действие ядов), действие биологических факторов (вирусы, бактерии, простейшие), нарушение формирования головного мозга, сердечно-сосудистой, других органов и систем, врожденные уродства, выкидыши.
2а) ранний фетальный период — интенсивный рост плода (13-28 нед). Плод могут поражать инфекции: цитамегаловирус. токсоплазмы, гистериоз, краснуха, сывороточный гепатит, сифилис, ВИЧ и др., которые повреждают ЦНС, внутренние органы, в результате чего нарушается нормальное развитие плода — задержка дифференцировки органов (гипоплазия) нарушение дифференцировки тканей (дисплазия), рождение незрелого, недоношенного ребенка, врожденные уродства, т.к. иммунитет только начинает формироваться в ответ на инфекцию – пролиферативные процессы — цирроз, склероз. Совокупность изменений плода — ранние фетопатии.
2б) поздний фетальный период — после 28 нед до родов. Рождение маловесного, незрелого ребенка при повреждении процессов депонирования компонентов пищи, которые не могут быть введены с материнским молоком (Ca, Fe, Cu,B12).
Трансплацентарные иммуноглобулины матери обеспечивают высокий уровень пассивного иммунитета. Рождение ребенка с малой степенью недоношенности сказывается на его адаптационных возможностях.
Ребенок, родившийся ранее 38 нед — недоношенный; 38 — 41 нед — срочные роды; запоздалые — 42 и более недель.
3.Интранатальный период — от начала родов до рождения ребенка. Родовой акт – нарушение
кровообращения плаценты, что приводит к асфиксии, родовой травме, инфицированию плода. С момента отделения плода от матери – 1й этап внеутробного существования ребенка.
4. Период новорожденности:
— ранний неонатальный период — от перевязки пуповины до 7 cyток,
— Поздний неонатальный период — от 8 до 28 дня — основное — адаптация организма ребенка к новой среде. Меняется характер кровообращения, начинает функционировать дыхательная система, ЖКТ, изменяются морфологические, физико-химические особенности крови, повышается основной обмен.
У новорожденного сосуды кожи в первые сутки расширены — гиперемия (физиологический катар) — потеря жидкости через кожу, с дыханием, отхождением мекония, недостаточное питание — в 1е 2-3- дня ребенок теряет 5-7% первоначальной массы тела (не более 300г.), с 4-5- дня масса начинает восстанавливаться, и восстанавливается, к 6 — 8 дню (выписка). Потеря массы более 10% и замедление восстановления вызывает тревогу., т.к. эти показатели свидетельствуют о неблагоприятном — патология.
У недоношенных потеря массы 9 -14% (в норме).
У детей первых дней жизни наблюдается конъюгационная желтуха (с конца 2х суток — на 3 – 4),(38-72 часа) и связана с усиленным pacпадом эритроцитов н недостаточной активностыо глюкоронилтрансферазы печени. Появляется, когда концентрация непрямого билирубина достигает 51 — 60 мкмоль/л у недоношенных 85 — 103 мкмоль/л. Сохраняется. в течение 5-7 дней у доношенных детей. У недоношенных недостаточность фермента больше, поэтому у них длительность желтухи зависит от терапии (2,5 — 3,5 недели).
Максимальная концентрация биллирубина обычно наблюдается на 4 — 6 день жизни. В зависимости от содержания в крови непрямого биллирубина, конъюгационная желтуха у недоношенных делится:
- до 196 мкмоль/л — обычная желтуха;
- 196 -256 мкмоль/л — конъюгационная желтуха 1й степени.
- 256 — 342 мкмоль/л -2й степени
- более 342 мкмоль/л -3й степени
При уровне биллирубина 130 и более мкмоль/л у недоношенных м.б. ядерная желтуха, ее надо лечить.
В период новорожденности группы заболеваний:
1. Недоношенность, незрелость, уродства, требующие хирургических вмешательств;
2. Родовые травмы;
3. Инфекции (врожденные, приобретенные) — поражения кожи.. заболевания пупка, сепсис (особенности реактивноси, отсутствие иммуноглобулинов А,М). Функциональная недостаточность в период новорожденности: физиологическая альбуминурия, мочекислый инфаркт, транзиторная лихорадка
Новорожденные чувствительны к температуре окружающей среды (В палате 22-24°С), для недоношенных 24-26°С, относительная влажность — 60%, Для выживания — кювезы температура внутри которых зависит от массы (от 35 до 32°С), в первые сутки влажность-90%, затем снижается до 65%. Длительность пребывания в кювезе 2 — 8 дней (до 2 недель)- до тех пор, пока появится постоянная температура тела. В открытом кювезе — до 1900гр. – затем в обычную кровать.
Нервная система отличается у ребенка и взрослых. Процесс превращения новорожденного во взрослого человека — непрерывное развитие его мозга
Головной мозг новорожденного относительно велик 350 — 400г. На 1 кг массы тела приходится 110 грамм мозгового вещества, у взрослого—20-25г. Головной мозг массивный незрелый орган. Его вес больше из-за большого количества воды.
Кора головного мозга состоит из 7 cлоев, но дифференцировка происходит постепенно н продолжается после рождения. Миелинизацияция волокон незакончена. Внутриутробно миелинизируются аксоны белого вещества подкорковой области, в последнюю очередь миелинизируется интракортикальная область. Поверхностные слои миелинизируются после рождения до 1,5 лет
До 6 месяцев у ребенка недоразвиты малые борозды, мозговая ткань бедна ганглиозными клетками, церебролизином, нейроглобулином. Дифференцировка происходит к Зм годам, К 8ми – кора ГМ похожа на кору мозга взрослых.
Кровоснабжение головного мозга у детей лучше, чем у взрослых, т.к. хорошо развита капиллярная сеть — потребности мозга в кислороде. Но отток крови у детей 1 года жизни хуже, чем у взрослых, т.к. диплоэтические вены образуются после закрытия родничков это является условием, способствующие большему накоплению токсических веществ при заболеваниях — частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний > проницаемость ГЭБ.
Спинной мозг новорожденного морфологически зрел и мало отличается от взрослого. Возможны, безусловно-рефлекторные реакции. СМ относительно длиннее, чем у взрослых, нижний конец его доходит до нижнего края второго поясничного позвонка, а в более позднем возрасте — до первого поясничного позвонка. Это учитывается при спинномозговой пункции.
Поведение ребенка определяет ЦНС и состояние рецепторного аппарата, Рано функционирует вестибулярный аппарат, хорошо развита тактильная чувствительность (ладони и подошвы), осуществляется акт сосания, выражены температурная и болевая чувствительность, функционируют обонятельные и вкусовые рецепторы, зрительные и слуховые
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
1) В возрасте 10 дней — ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет, вздрагивает при сильном звуке.
2) В 18 — 20 дней — удерживает в поле зрения неподвижный предмет, успокаивается при сильном звуке.
3) В 1 месяц — следит за движущимся предметом, прислушивается к взрослым, 1я улыбка на разговор взрослых, издает отдельные звуки.
4) В 1,5 месяца — удерживает самостоятельно головку.
5) В 2,0 месяца — при повороте на живот поднимает и удерживает головку, повторяет произнесение отдельных звуков,
6) В 3.0 месяца — комплекс оживления в ответ на разговор взрослых
7) В 4.0 месяца — узнает мать, тянется к другому ребенку
В 5.0 месяцев — отличает близких людей от чужих. различает строгую и ласковую интонацию речи
9) В 6,0 месяцев — произносит отдельные слоги, самостоятельно сидит.
10)В 7,0 месяцев — хорошо ползает, долго лепечет.
11)В 8.0 месяцев — сам стоит, по просьбе взрослых находит предмет,
12)В 9,0 месяцев — подражает взрослым, повторяет слоги.
13)В 10.0 месяцев — делает отдельные действия с игрушками по просьбе взрослых
14)В 11,0 месяцев — произносит отдельные слова, радуется приходу детей.
15)В 12,0 месяцев — ходит сам, произносят 6-10слов.
К концу года ВНД достигает высокого уровня развития — развивается вторая сигнальная система.
5. Период грудного возраста – от 1 месяца до 1 года – совершенствование ЦНС интенсивных обменных процессов, рост, бурное физическое и нервно-психическое развитие, слабость органов ЖКТ. В 1й год – необходима высококалорийная пища при недостаточности ЖКТ – острые и хронические расстройства питания и пищеварения. Часто рахит, спазмофилия, дистрофия, анемия, аномалии конституции. Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка ослабевает, приобретенный отсутствует. Случайный контакт приводит к возникновению инфекционных заболеваний (ОРВИ и ЖК-инфекции).
У новорожденного открыты большой и малый роднички (большой 3*3 см), при нормальном развитии большой родничок закрывается к 1 году, малый закрывается к 3м месяцам. 1е зубы у ребенка появляются в 5 -6мес к 1 году -8 зубов, к 2м годам — 20 молочных зубов.
6.Период молочных зубов — от 1 года до 7 лет. 2 подпериода:
— преддошкольный (1 — Згода) — старший ясельный возраст. — дошкольный(4 — 7 лет).
Характеризуется постепенным совершенствованием всех возможностей детского организма. В предошкольном возрасте созревают центральная и периферическая НС, ребенок отличается пластич-ностью, на нем отражаются положительные и отрицательные воздействия факторов внешней среды. В дошкольном возрасте (4 — 7 лет) — возрастает потребность в общении с другими детьми. Впреддошкольном периоде — острые расстройства пищеварении, диатезы, пневмония, острые инфекции, корь, скарлатина, ветряная оспа, эпидемический паротит, т.к. иммунологический аппарат несовершенен, нет приобретенного иммунитета.
В дошкольном возрасте — аллергические заболевания — БА ревматизм, коллагенозы, гломерулонефрит, 7.Период школьного возраста
а) Младшего школьного возраста (отрочество). Основная структурная дифференцировка тканей завершилась. Завершилось развитие мышечной ткани и формирование характера.
Выявляются психофизические особенности в зависимости от пола. Усиливается действие эндокринных желез — половых, ЩЖ, гипофиза, ослабляется роль тимуса.
большой удельный вес у детей младшего школьного возраста занимают детские инфекции, и возрастает роль аллергии.
В школьном возрасте — ревматизм, заболевания почек, НС. коллагенозы.
Многие заболевания по характеру течения приближаются к таковым у взрослых.
б) Период полового созревания (пубертатный) — старшего школьного возраста. Начало и конец, этого периода зависит от пола, материально-бытовых, климатических . условий и др.
Половое созревание у. девочек, между. 13 и 16 годами, у мальчиков — 14 — 17лет.
Меняется внешний вид, пропорции тела — как у взрослых, характерны сдвиги со стороны эндокринной системы. Патология — часто психоневрозы, расстройства сердечной деятельности.
Период детства у ребенка зависит от индивидуальных, конституциональных и других особенностей. Особенности необходимо знать, для профилактики заболеваний.
Знание массы, роста, температуры необходимо, т.к. задержка в нарастании массы, роста говорит о неблагополучии в организме, что связано с заболеваниями, нарушением питания и др.
Средний вес доношенного мальчика — 3400 — 3600г девочки — 3 250 — 3 400 г.
Могут быть колебания . Допустимо 2700 — 4000г.» Новорожденные с массой тела = 2500г — недоношенные или с внутриутробной гипотрофией- 4000г — крупные плоды.
Недоношенный ребенок — родившийся до 38 недель, ранее 28 недель — выкидыш.
Новорожденный с массой <1000 плод. Название «плод» сохраняется до 7 дня жизни, «после чего, независимо от массы — ребенок. Дети, родившиеся в 38 недель и более независимо от массы тепа — доношенные.
4 степени недоношенности:
1) 2001 — 2500
2) 1501 — 2000
3) 1001 — 1500
4) 500 — 1000 .
Рост доношенного новорожденного 50 — 52 см. колеблется от 48 до 56 см, Длина у девочек на 1 — 2 см <, чем у мальчиков, Недоношенные < 45 см.
13 первом полугодии жизни средняя прибавка — 20-25 г/сут, во втором полугодия жизни интенсивность снижа-ется на 15 г/сут.
Средние прибавки массы тела:
1 месяц — 600г,
2-3 месяц — 800г
4 месяц — 750. и с каждым последующим месяцем снижается на 50 г от предыдущего.
Прибавка в росте:
В первые 2 месяца — 3 см, 3-4мес. — 2,5 см, с 5 по 8 = 2 см, 9-12 — 1,5 см.
Удвоение массы тела — к 4,5 — 5 мес., утроение — 9-12 мес.
У детей с низкими показателями физического развития удвоение и утроение происходит раньше.
После года масса снижается. К 6 -7 годам удваивается вес годовалого, к 13- 14 -удваивается вес 7 летнего.
Влияние на массу оказывают: питание, заболевания, санитарно-бытовые условия нагрузки. Расчет массы тала детей > 1 года: 1) Масса тела детей 2 — 11 лет = 10.5 кг + 2п, где в — возраст ребенка в годах, 10.5 — средняя масса тела годовалого ребенка.
2)Масса тела 5 лет = 19 кг. На каждый недостающий год до 5 лет — вычитают 2 кг, на каждый последующий прибавляют — 3 кг.
Недоношенные дети: за 1 мес. жизни с 1 — 2 ст. — 400г; 3. ст. — 300г; 4 ст. — 180г. 2 по 10 мес. — с 1 — 2 ст — 700г, 3- 4 ст — 600г
11 -12 мес. — с1 — 2 ст. — 500г; 3 — 4 ст. — 400г.
Они удваивают массу к 2 — 3,5 мес., утраивают — к 4 мес. К 1 году — масса увеличивается в 4-6 раз, интенсивность роста: в течение 1го года жизни — 25 см ( 15+10), к году — 75 см, а среднем рост ребенка.:
1) 6 мес. = 66 см. На недостающий месяц вычитывают 2,5 см, последующий — прибавляют —1,5 см. первоначальная длина удваивается к 4м годам, утраивается к 12 годам.
2) В 4 года — 100 см, < 4х лет 100 — 8(4-п), п. — число лет.
3) > 4х лет: 100 + 6(п-4), п. — число лет.
4) Рост от 2 да 15 лет определяется из роста 8 летнего ребенка (130 см). На недостающий год от 130 отнимают 7 см, на последующий прибавляю 5 см.
У недоношенных в 1й месяц прибавка роста 3,5 — 5 см, затем, как у доношенных. За 1й год длина увеличивается на 26 -30 см.
Показатели частоты пульса и АД, У новорожденного пульс 160 — 140/мнн, в 1 мес — 130/м, 1 год — 120/мин, за тем снижается на 3 удара в год.
Уровень АД у у новорожденного: 60/40 — 80/50 мм рт. ст., затем увеличивается.
АД:
1)Формула Масловой у ребенка до 1 года: 76 +2п (п — число месяцев) > 1 года: 100 +2п (п — возраст в
годах). 2)По Воловику: у мальчиков: САД = 90 +2п ДАД = 60 + п
Для девочек от показателей отнимают 5. для школьного возраста: формула Волынского: максимальное АД = 102 +(0,6 Х возраст в годах) минимальное АД = 63 +(0,4Х возраст в годах).
Сумма пульса и САД = 200 (во все возрастные периоды).
В последние годы наблюдается дегенерация — ухудшение питания населения, рост школ-лицеев, гимназии ГБ, ВСД, заболевания ССС, НС, ЖКТ,
Интенсивный школьный процесс — ухудшение состояния детей -12 летние обучение. Дети созревают позже, поэтому призыв должен быть с 19 лет.
Для оценки физического развития детей используются таблицы пара- и непараметрические(центильные таблицы). где определено соотношение массы и роста, окружность головы, грудной клетки в зависимости от возраста
Зоны в таблицах соответствуют частоте показателя у определенного процента детей.
В зонах от 75 до 25 — 4 коридор — среднее физическое развитие (50% детей), в зонах от 25 до 10 н 75 — 90 центилей — ниже среднего и выше среднего физическое развитие (15%). От 10 до 3, 90 — 97 центилей — низкое физическое развитие
Величины, находящиеся в крайних положениях у 3% обусловлены патологическим состоянием. При оценке росто-весового соотношений: определяют — нормальное, дефицит или избыток массы тела, низкий рост
В пределах от 10 до 90 центилей — физическое развитие в норме, 3 — 10, 90 — 97 — дефицит массы тела I степени избыток массы тела 1 степени.
До 3х, > 97 — дефицит массы тела 2 степени, избыток массы тела 2 степени.
Гармоничность определяет по номеру коридоров. Если разность не >1 — гармоничное развитие, если разность = 2 дисгармоничное развитие, если =3 резко дисгармоничное
Соматотипы: определяются согласно сумме коридоров: при сумме до10 — микросоматотип
10 -16 мезосоматотип 16 — 21 макросоматотип
Заключение: физическое развитие нормальное гармоничное, мезосоматотип.
P.S.
Физиологические ??? состояния новорожденных:
- физиологический катар
- конъюгационная желтуха
- физиологическая альбуминурия
- мочекислый инфаркт
- транзиторная лихорадка
- функциональная диспепсия
- физиологическая олигоурия
- гормональные кризы
физиологический мастит
(Visited 251 times, 1 visits today)
Источник