Педагогика развитие познавательной активности ребенка
Елена Шенцова
Развитие познавательной активности
В настоящее время современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Основы такой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы ребёнка.
Актуальность данной проблемы требует пересмотра технологий образования дошкольников и ориентирует педагогов на использование в своей деятельности эффективных форм и методов, позволяющих строить образовательную деятельность на основе значимых для развития дошкольников видах детской деятельности, стимулирующих их активность в познании окружающего мира.
Особое значение данная деятельность приобрела с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где одним из важнейших направлений реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяется познавательное развитие, предполагающее развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания и развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Дошкольный возраст является периодом для наиболее эффективного развития познавательных потребностей. Поэтому стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей очень важно именно в этом возрасте. В конечном итоге интерес к познанию — это залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.
Данные последних исследований показывают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. В результате дети с низкой познавательной активностью хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Таким образом, возникает необходимость комплексной систематической работы по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, направленной на развитие познавательной активности ребёнка, и технологической проработки этого процесса в условиях современного дошкольного учреждения.
Являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, познавательная активность отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Поэтому её проблемность — одна из наиболее трудных в педагогике.
Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности является экспериментирование. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.
В науке эксперимент выступает способом получения знаний, неизвестных человечеству в целом, а в процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.
Закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, поэтому к дошкольным учреждениям применяют понятие «детское экспериментирование».
Чтобы приобрести навыки экспериментирования требуется систематичная, целенаправленная работа педагога, которая будет направлена на развитие деятельности экспериментирования детей.
Исследовательский метод и метод проблемного обучения наиболее эффективны для получения положительного результата навыков экспериментирования. Так как при их использовании ребёнок учится самостоятельно решать, мыслить, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и вывода.
И как результат идёт накопление умственных умений.
По мнению российского учёного Н. Н. Поддъякова экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников. Он считает, что в экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
Таким образом, можно сделать вывод, что при выборе метода обучения необходимо стремиться к продуктивному результату. При этом дошкольник должен не только отдельно понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять в практической деятельности.
Исходя из вышесказанного, определяется цель педагогической деятельности в данном направлении. Это повышение уровня развития у дошкольников познавательной активности в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
обеспечение обогащённого познавательного и речевого развития детей, формирование основ личности ребёнка;
расширение перспектив организации познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста;
формирование предпосылки диалектического мышления у дошкольников, способность видеть многообразие окружающего мира;
формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.
Для организации опытно-экспериментальной деятельности должны быть созданы определённые педагогические условия. Во-первых, для начала развития познавательного интереса должна быть организована предметно-пространственная среда. Во-вторых, в содержание образовательной деятельности необходимо включение занимательности. В-третьих, создание проблемно-поисковых ситуаций. В-четвёртых, вовлечение детей в выполнение творческих заданий. И в-пятых, объединение разнообразных видов детской деятельности в процессе экспериментирования.
Детское экспериментирование имеет определённый алгоритм организации. Вначале ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Затем предлагает различные варианты её решения. После этого проверяет эти возможные решения, исходя из данных. И в заключении делает выводы.
Одним из главных условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Такая среда должна обеспечивать развитие активной самостоятельной детской деятельности.
Опыт показывает, что в ходе работы в специально-подготовленной среде дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задают вопросы «почему?», «зачем?», «как?», стремятся объяснять факты, связи, используя в речи оборот «потому что…», проявляют интерес к познавательной литературе. Кроме этого дошкольники умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире и пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты.
Включение занимательности в содержание образовательной деятельности позволяет поддерживать у дошкольников устойчивый познавательный интерес на протяжении длительного времени. Например, детям задаются проблемные ситуации от имени сказочных героев. Роль взрослого в процессе опытно-экспериментальной деятельности – равноправный партнёр, соучастник.
При проблемном обучении педагог не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Отсюда деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер и предполагает сотрудничество педагога с ребёнком по решению новых для него проблем.
Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации, которая в свою очередь возникает из-за необходимости в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. Главным элементом проблемной ситуации считается неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. Для этого ребёнка надо поставить перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного.
Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.
Работа по организации детского опытного экспериментирования проводится в несколько этапов.
На первом этапе работы (дети 4-5 лет) уточняются представления о свойствах, качествах материалов, происходит знакомство с отдельными явлениями и объектами неживой и живой природы. Дети включаются в процесс изменения проблемных ситуаций, стимулируется их интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Правильный ответ ребёнок получает самостоятельно. Помощь педагога заключается в продумывании методики проведения опыта и осуществлении совместных необходимых действий.
В старшей группе (6-й год жизни) продолжается обогащение детского опыта по познанию окружающей действительности.
Дети практически осваивают свойства и качества различных материалов. Дошкольники активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Воспитатель помогает использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Часто для получения ответа требуется открытие нового способа, поэтому ребёнок может идти путём опытных проб. В этом случае очень важно правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.
Можно использовать следующие проблемные ситуации «Как и почему вода льётся?», «Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?»; проведение экспериментов «Почему этот платочек высох быстрее?», «Из каких материалов ветер сдул домик и почему?». В результате ребята учатся находить сходство и различие между объектами, зарисовывать схему общего эксперимента.
Дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности (например, способность увеличительного стекла «увеличивать» и «уменьшать» предметы и т. д.). Ход и результаты экспериментов, проводимых дома совместно с родителями, зарисовываются детьми в тетрадях, и затем коллективно обсуждаются на занятиях в детском саду. В качестве примера можно привести опыты с растениями: «Как сохранить жизнь петрушки осенью и зимой», «В каких условиях лучше растёт лук», «Проращивание семян в воде и без неё»; опыты с животными: «Какое обоняние у кошки?», «Хорошо ли слышит кошка?».
Для проведения экспериментальной деятельности с детьми старших групп разрабатываются технологические карты по темам (например, «Путешествие с ниточкой», «Как измерить вес предметов», «Откуда течёт ручеёк?»).
В подготовительной к школе группе успешно используются графические формы и различные способы фиксации натуральных объектов: изготовление гербариев летних и осенних листьев, сбор коллекций природных предметов (коряги, каштаны, шишки, камешки и др.); длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов («Вырастим кристаллы», «Посадка зёрен овса», «Проращивание семян в воде и без неё»).
Для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы также разрабатываются технологические карты по темам (например, «Каждому камешку свой домик», «Что нам понадобится для измерения веса предметов?», «Всегда ли зеркало показывает правду?»).
Таким образом, создание необходимых условий, систематичность, включение занимательности в содержание занятий по проблеме развития познавательной активности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, вовлечение в выполнение творческих заданий с использованием таких методов работы, как проблемное обучение, увлекательные эксперименты для индивидуальной и групповой работы с использованием графических изображений для фиксации объектов в процессе экспериментирования, даёт возможность нашим воспитанникам развивать свою познавательную активность.
Детская опытно-экспериментальная деятельность тесно связана со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Эта связь также прослеживается с развитием речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.
Необходимым условием положительного результата в развитии ребёнка являются совместные усилия родителей и педагогов дошкольного учреждения. Родители должны быть информированы о том, какое направление работы планируется, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме, о результатах диагностики уровня познавательной активности детей.
В заключении хочется отметить, что в ходе анализа результатов выявляется положительная динамика уровня развития познавательной активности. А данные мониторинговых исследований дают основание считать, что под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиты умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
Список литературы
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н. Ребёнок в мире поиска. Программа организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М: Сфера, 2009. – 245 с.
2. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М: Национальное образование, 2016. – 304 с.
3. Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. – М: Речь, 2010. – 268 с.
4. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования ФГОС. – С. -П.: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
Источник
марина грек
Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это особый период развития ребенка, расцвета детской познавательной активности.
В этом возраст, когда перестраивается психическая жизнь ребенка. Ребенок старается как-то упорядочить и познать окружающий мир, более точно определить в нем связи и закономерности. Наступает период идей маленьких философов. У детей постепенно появляется первый «набросок» детского мировоззрения.
В психолого-педагогической литературе познавательная активность рассматривается как постоянно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, проявление интереса к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, позитивное эмоциональное переживание при получении новых сведений.
Дошкольник, активно познающий окружающий его мир, стремиться понять наблюдаемые явления, события. При хорошо организованной педагогической работе у детей быстрыми темпами развивается память, речь, воображение, дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Особенностью мотивационно-волевой сферы старших дошкольников является: целенаправленность действий, соподчинение мотивов, произвольность деятельности. Важнейшую роль в деятельности дошкольников играют мотивы, связанные с интересом к деятельности, познавательные мотивы, мотивы определения положительного взаимоотношения с другими людьми, мотивы достижения успеха, нравственные и общественные мотивы, но еще отсутствуют мотивы личностного роста, характерные для старших возрастов.
Известно, что для детей дошкольного возраста присуще яркие, непроизвольные чувства, резко «вспыхивают» и так же быстро угасают. Старшие дошкольники в сложных ситуациях уже могут сдерживать свои чувства, регулировать или скрывать их проявления. В силу возрастных особенностей у детей начинают развиваться такие качества, как самостоятельность, ответственность, упорство, инициативность, гарантирующие волевую регуляцию в поведении. Значимым фактом в развитии ребенка является становление самосознания (наиболее высокая осмысленность мотивов собственной деятельности, наиболее справедливая оценка своих способностей, качеств личности и поведения, однако еще наблюдается склонность к завышенной самооценке).
Существуют свои особенности в развитии познавательной сферы дошкольников. Основным видом мышления выступает наглядно-образное. Оно позволяет ребенку при решении той или иной проблемы опираться не на конкретные действия и предметы, а на представления их. Значимым условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослую. Надо отметить, что многие дети старшего дошкольного возраста демонстрируют присутствие зачатков понятийного мышления, его отдельных элементов. С развитием мышления теснейшим образом связаны изменения в речи ребенка. К концу дошкольного возраста речь становится средством мышления и принимает участие в постановке цели и планировании деятельности.
Рассмотрим понятие «познавательная активность» с точки зрения присутствия в нем двух аспектов: психологического и социального. В качестве психологических аспектов познавательной активности выступают деятельностное состояние ребенка и качество самой познавательной деятельности дошкольника. Диапазон социальной составляющей ограни-чивается не только личностными проявлениями ребенка, но и его отно-шением к содержанию и характеру деятельности: интересом, развитием мотивационной сферы, желанием мобилизовать свои нравственно-волевые усилия и конкретный адресат приложения этих усилий достижение ребенком учебно-познавательной цели.
Поэтому будет объективно отметить, что познавательная активность устанавливает качество деятельности, но весьма своеобразное – через отношение субъекта, содержащее готовность и стремление действовать, сделать работу быстрее, энергичнее, проявить инициативу.
Особенность познавательной активности в старшем дошкольном возрасте находит свое выражение через выделение ее структурных компонентов. Стремление структурировать познавательную активность предпринимается уже на протяжении достаточно длительного времени. В составе основных структурных компонентов выделяют следующие:
– индивидуальный темп совершения действий, необходимость в напряженной деятельности, стремление к различной деятельности (М. В. Бодунов);
– тип потребностей, вызывающих активность, структуру психической регуляции активности, закономерности развития (и воспитания) активности (А. М. Матюшкин);
– познавательные потребности, способности, волевые качества (Ф. З. Забихуллин);
– критический подход к себе, самооценку, внимательность, организованность, эрудированность, любознательность, инициативность, эмоциональный интерес, творческое мышление (А. Г. Чащевая).
Ш. А. Амонашвили считает, что в структуре познавательной активности необходимо выделить: мотив, объект познания, способы и средства действия с объектом, посредническую роль педагога, результат познавательной активности.
В структуре познавательной активности старших дошкольников нами выделены следующие компоненты:
1) личностный, который показывает себя в определенных изменениях поведения дошкольника, взаимосвязанный с его познавательной сферой. Интенсивное развитие всех познавательных процессов, обусловленных развитием памяти ребенка, возникновение таких поведенческих реакций и проявлений, которые свидетельствуют об особом состоянии готовности к предстоящей деятельности. Это состояние выражается через систему действий, признаков, зависящее от настрое дошкольника на предстоящую деятельность, и находит выход через сосредоточенное внимание, прояв-ление чрезмерного интереса, любопытства, активную энергетику и т. д.
Таким образом, личностный компонент познавательной активности по существу отражает состояние, предшествующее самой активности;
2) мотивационный. Уровень развития мотивационно-потребностной сферы старшего дошкольника, который является основой для развития его познавательной потребности интереса. Интерес чаще всего определяют, как осознанную потребность. Отсюда интерес «фиксируется, как объек-тивно существующее отношение между состоянием среды и потребностями социального субъекта». Однако в качестве активной мощи интерес будет выступать, только отразившись в сознании, приняв форму побудительного мотива к действию. Поэтому мотивационный компонент – инструментальная основа познавательной активности, выражающая особое отношение между индивидами по поводу реализации и удовлетворения их потребностей. Она находит себя через наличие и характер познавательной потребности, познавательную мотивацию, прояв-ления познавательного интереса;
3) эмоционально-волевой, проявляющийся в существовании эмоциональных состояний ребенка и проявлении его волевых побуждений.
Присущие ребенку эмоции и чувства способствуют овладению и обработке знаний. Целостность чувств и мышления содержит значение только тогда, когда субъектом выступает человек. «Чувствуя, человек испытывает единственность, единичность, индивидуальность, все многооб-разие бытия. Отсюда любая деятельность человека, направленная на другого человека или на вещь, опосредованы чувствами и чувственностью». С другой стороны, эмоции и чувства – это проявление активной познавательной потребности, в которой объединяются в одно целое интеллектуальное, эмоциональное и волевое сферы. Созерцательная деятельность человека начинается с воздействия бытия на чувства и заканчивается проверкой абстрактного мышления в сфере чувств, даже если все это происходит в общении.
Эмоционально-волевой компонент представляет собою период подкрепления, корректировки и обновления познавательной активности, где эмоции гарантируют прямое протекание самой активности, окрашивают активность, придают ей эмоциональный смысл, личностную значимость для старшего дошкольника. Реальность прорывается и регулярно исправляется чувственным созерцанием. Только лишь благодаря чувствам приоткрываться единственность и индивидуальность бытия. Проявление чувств при этом возможно в случае «активных отношений». Включение в процесс познавательной активности, воли обосновано возникновение необходимости напряжения в самом процессе познавательной деятельности. Воля в таком случае выступает в качестве регулятора познавательной активности и задает направление активности.
Таким образом, система пуска данного компонента познавательной активности приводят в действие: а) эмоциональный интерес, влияющий на восприятие и на направленность внимания ребенка; б) волю, регулирующую процесс и течение познавательной деятельности;
4) деятельностный, характеризующий саму деятельность дошкольника, ее интенсивность и характер. «Предметная деятельность человека без его развития теряет смысл и целесообразность, а развитие самого человека вне предметной деятельности невозможно» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Подтверждение потребности выделения данного компонента мы видим в том, что в процессе реализации субъектности человека только предметная деятельность способна создавать формы психического отражения и самосознание. Сама личность человека создает деятельностью. Сознание – это нужный момент собственного движения деятельности по изменению предметного мира. Субъектность человека представлена его сознанием.
Следует подчеркнуть, именно в деятельности и только через деятельность происходит накапливание нового содержания человеческой активности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и активности познава-тельной. Деятельностный компонент познавательной активности предполагает реализацию самой активности через этапы последовательно сменяющих друг друга действий и операций. Познавательная активность раскрывается через наличие комплекса таких характеристик, как стремление к достижению познавательных целей, умение действовать, про-являть самостоятельность, ответственность при выполнении задания, стремление выполнить работу быстро, проявить инициативу и т. д.
Следовательно, развитие познавательной активности старших дошкольников в данном случае осуществляется через выделение структурных компонентов познавательной активности. В качестве структурных компонентов выступают личностный, мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный.
Обратим внимание на то, что особое значение для развития познавательной активности детей дошкольного возраста имеет общение. Общение со старшими для ребенка служит единственно возможным контактом, в котором он постигает и присваивает добытое людьми ранее. Именно посредством общения с взрослыми познавательная активность дошкольников возрастает, развивается, совершенствуется. Особое значение имеет не интенсивность общения, а его содержание и направленность. Максимально эффективным в плане развития познавательной активности ребенка будет общение – сотрудничество, объективно обусловливаемое тем стилем взаимодействия, которого придерживается взрослый. Максимально эффективным в плане развития познавательной активности детей дошкольного возраста будет демократический стиль общения педагога с ребенком, который характеризуется ориентацией на индивидуальные особенности и возможности ребенка, открытым и свободным обсуждением проблем совместно с детьми.
Таким образом, особое значение для оптимального развития познавательной активности дошкольников имеет стиль общения с ними со стороны взрослого.
Итак, в результате проведенного нами анализа мы определили познавательную активность, как изменяющееся свойство личности, которое проявляет глубокую убежденность ребенка в необходимости познания, что находит проявление в сознании цели деятельности, готовности к действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по развитию познавательной активности дошкольников.
Список литературы
1. Волошена, Е. А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста психологические науки / Е. А. Волошена, О. Н. Истратова // Приволжский научный вестник. – 2014. – №9. – С. 93–97.
2. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону, 2008. – 2-е изд. – 349 с.
3. Козлова, С. А., Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов 2-е издание / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
4. Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании [Текст] / А. Н. Нефедова // Педагогическое образование и наука. –2011. – № 3. – С. 19-22.
Рябова, Л. Н. Изучение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Усова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 136–139.
Источник