Педагогическое сопровождение семьи воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии
Ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто называют «особым ребенком», «ребенком с особыми нуждами». Это свидетельствует о том, что такого ребенка воспринимают как человека, которому с детства пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в особой поддержке и помощи. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, это то, с чего жизнь начинается, где закладываются основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и замкнутый.
В связи с этим именно семья, родители, мама обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи, развитию детей. При этом семья живет в условиях психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих, тревожащих вопросов. Для того чтобы семья стала для ребенка с ограниченными возможностями реабилитационной, развивающей средой первое, что необходимо – это здоровый психологический климат в ней. Незнание и неумение родителей рождает тревогу, напряжение и может стать причиной отказа от ребенка. Поэтому обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, актуализировать ее интеграционный потенциал, что в результате позитивно сказывается не только на состоянии ребенка, но и на всех членах семьи, повышая ее благополучие и стабильность, способствует профилактике отказов.
Начинать работу с семьей необходимо с самого начала — с рождения ребенка с ограниченными возможностями, когда негативные изменения личности родителей еще не стали стойкими и поддаются коррекции.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ в Отделе ранней помощи ГОБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» основао на реализации «Программы коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ОВЗ».
Целью данной программы является: коррекция родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучение родителей взаимодействию с ребенком, эффективным приемам реабилитации.
Программа направлена на решение следующих задач:
оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
формирование у родителей активной жизненной позиции;
формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе гармонизации внутрисемейных взаимоотношений, формирования у родителей минимальных представлений о нормативах развития детей, его особенностях при определенных нарушениях.
Система работы с родителями включает следующие этапы:
I. Диагностика — организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности проведенной работы.
Используемые методики:
«Экспресс-диагностика семейного состояния», Р.В.Овчарова.
Диагностика профессиональной и родительской тревожности, А.М. Прихожан (вариант для родителей).
Опросник «Анализ семейного воспитания», Э.Г.Эйдемиллер.
Опросник «Сенсорные предпочтения», Н.Л.Васильева.
Анкета по итогам года.
Диагностическая работа осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью психолога с родителями ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Этот этап рассчитан на 5 занятий и служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и родителями ребенка, исследования психологических особенностей каждого родителя и подготовки их к работе в группе.
II. Коррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
На данном этапе работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого родителя, но и внутри группы при взаимодействии участников. Совместными усилиями на групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности больного ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи.
Этап коррекционной работы рассчитан на 10 групповых занятий.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет пять блоков работы:
1. Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. В ходе развития группы контроль над его исполнением постепенно переходит к членам группы.
2. Разминка: используются специальные упражнения для снятия эмоциональной напряженности участники группы и способствующие их физическому раскрепощению, сокращению эмоциональной дистанции, пониманию невербального поведения и выражению своих чувств с помощью мимики и жестов.
3. Основная часть: состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач этапа коррекционной работы. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.
обсуждение домашнего задания (в кругу).
упражнения, связанные с темой занятия.
подвижные игры.
упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах).
домашнее задание.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку участниками группы своего эмоционального состояния «здесь и теперь» и полученной в ходе занятия информации.
5. Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
III. Этап обучения направлен на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
На данном этапе работы психолог знакомит родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с особенностями развития детей, помогает определить наиболее эффективные способы внутрисемейного взаимодействия, обучает родителей приемам коррекционной работы.
Содержание работы включает обучение родителей способам развития и формирования:
двигательной сферы и навыков самообслуживания;
мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
познавательной сферы: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;
речи и коммуникативной сферы ребенка;
ведущей (игровой) деятельности ребенка.
Обучение проводится специалистом на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка. Возможно привлечение логопеда и дефектолога с целью повышения эффективности процесса обучения.
Данный этап работы рассчитан на 15 групповых занятий, каждое из которых включает следующие блоки работы:
1. Ритуал приветствия позволяет поддержать атмосферу группового доверия и принятия, настроить членов группы на совместную работу.
2. Основной блок включает в себя описание нормативов развития детей раннего возраста, особенностей развития при определенных нарушениях и проведение игр и упражнений в соответствии с темой занятия, сопровождаемое комментариями специалиста по особенностям применения той или иной игры при взаимодействии с ребенком.
3. Рефлексия занятия предполагает оценку участниками группы своего эмоционального состояния «здесь и теперь» и полученной в ходе занятия информации.
4. Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
В ходе поэтапной реализации всех блоков работы родители обучаются способам взаимодействия с ребенком и другими членами семьи, коррекционно-развивающим приемам и методам, что благотворно сказывается на развитии ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями, качестве его жизни, наиболее ранней социализации и интеграции в дошкольное образовательное учреждение.
При комплектовании группы с целью посещения консультативного центра, выявлено, что оптимальное число детей и их родителей для одновременного посещения не более 10 челевек.
Для работы с родителями подготовлены анкеты, договор об оказании консультативных услуг и книга отзывов и предложений.
На первичной консультации родители заполняли анкеты и беседовали со специалистами. Тогда же проводилась диагностика ребенка, выявлялись особенности его индивидуального развития. При необходимости назначаются дополнительные консультации.
С родителями, которые приняли решение посещать консультативный центр, был заключен договор об оказании консультационных услуг, провелась беседа о правилах поведения в учреждении, правах и обязанностях участников воспитательно-образовательного процесса. Затем в соответствии с рекомендациями специалистов и пожеланиями родителей был составлен план индивидуальной работы с ребенком. В процессе реализации в него вносились коррективы.
В рамках работы консультативного центра с родителями проводились фронтальные занятия и индивидуальные консультации. В центре работают все специалисты (логопед, психолог, специалист по изодеятельности, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре),медицинские сестры, старший воспитатель, воспитатели с большим педагогическим опытом. Родители знакомятся с системой работы ДОУ и здесь же получают знания и практические умения по самым разнообразным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Целью КЦ является оказание консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основные задачи КЦ:
1. Оказание всесторонней помощи родителям детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
3. Поддержка всестороннего развития личности детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
4. Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
5. Оказание содействия в социализации детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
6. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями
7. Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей
В своей работе консультативный центр ориентируется на запрос семьи, он выясняется непосредственно при общении с родителями. Работа консультативного центра обычно осуществляется в нескольких направлениях:
1. Социально-правовая деятельность
2. Психокоррекционная деятельность
3. Психолого-педагогическая деятельность
4. Информационно-просветительская деятельность.
Первое направление предполагает социально-правовую поддержку семей и включает такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров; индивидуальные юридические консультации семьи; составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.); выпуск информационной литературы (буклеты, справочник, информационные листы и др.) для семей, воспитывающих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Психокоррекционная деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психологической помощи родителям и членам семьи имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей обсуждаются специально отобранные темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играют тематические встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.
В процессе психолого-педагогической деятельности происходит консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка в условиях семьи, совместные с родителем игровые развивающие занятия с детьми, обучение способам эффективного взаимодействия с ребенком, практикумы-семинары для родителей, тренинги.
Информационно-просветительская деятельность – данной работе способствует издание информационной литературы по актуальным вопросам воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями (буклеты, справочник, информационные листы, памятки и др.), оформление информационных стендов, происходит сотрудничество со средствами массовой информации.
Анализируя деятельность консультативного центра педагогического сопровождения семей имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, хочется отметить, что родители стали активным участником воспитания и развития ребенка, повысилась их уверенность в собственных силах и сформировался позитивный взгляд на ситуацию, они добились более яркой позитивной динамики развития ребенка и его оптимальной социальной адаптации.
То обстоятельство, что данная инновационная модель была создана на базе детского сада, позволяет родителям имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями развивать детей в разных направлениях, выявлять, раскрывать, развивать их склонности и индивидуальные возможности.
Становится возможной ранняя диагностика нарушений и своевременная ее коррекция; квалифицированная комплексная помощь семье, и как результат, полноправное партнерство педагогов, специалистов и родителей с целью развития ребенка.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 124; Нарушение авторских прав
Источник
Валентина Обидина
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии в нашем ДОУ занимает не последнее место. В своей работе мы опираемся на то, что своевременно оказанная психолого-педагогическая поддержка оптимизирует развитие ребенка и способствует снятию или смягчению психологических проблем в семье. Работа педагога совместно с психологом и логопедом начинается с момента появления такого ребенка в ДОУ; она предполагает постоянное профессиональное содействие семье на всех этапах индивидуального раз-вития ребенка.
Как правило, о нарушении семья узнает непосредственно в родильном доме, где и получает первичную информацию. Эта информация носит констатирующий медицинский характер, оставляя мать с чувством растерянности, беспомощности и безысходности. Рождение ребенка с нарушениями в развитии неизбежно наносит родителям и всей семье психологическую травму, но степень ее тяжести зависит и от того, кем, когда и в какой форме была сообщена информация.
Любая информация негативного характера воспринимается в этот момент женщиной особенно остро и травматично, глубоко фиксируется в памяти. Важнейшей задачей специалистов, окружающих маму и ребенка в первые часы его жизни, помимо обеспечения физического здоровья, является формирование положительного эмоционального климата. Без этого затруднено налаживание гармоничных детско-материнских отношений, являющихся базовыми для дальнейшего развития малыша в семье.
Именно на налаживание гармоничных детско-материнских отношений ориентирована работа педагога и психолога в нашем ДОУ. Осознавая необходимость начала работы с семьей на самых ранних этапах, мы в первую очередь пытаемся наладить контакт с обоими родителями ребенка. Помимо личных бесед, в нашем ДОУ проводится ряд мероприятий, нацеленных на устранение проблем в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии:
• Издаются информационные брошюры для родителей;
• Проводятся выступления специалистов (в нашем случае проводятся выступления логопеда для родителей детей с нарушениями развития речи).
• Беседы с медицинским персоналом.
Как правило, после таких мероприятий у родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, проявляют желание встретиться с конкретным специалистом, занимающимся той или иной проблемой детей с нарушенным развитием. На первой встрече родители обычно высказывают свои тревоги и опасения по поводу психического, физического и речевого развития малыша, неуверенность в своих силах, страх перед будущим. Большинство обратившихся имеют неточную и не всегда объективную информацию о перспективах развития ребенка, что усугубляет и без того тяжелое эмоциональное состояние родителей. В ходе встречи педагог и психолог выявляют запросы родителей, оценивают возможности семьи, планируют со-вместную деятельность и прописывают ее в индивидуальной программе сопровождения (ИПС) семьи. Задача специалиста заключается в том, чтобы поддержать родителей, проявить участие и дать адекватную информацию, доступную для понимания, о самом нарушении, о путях и возможностях развития ребенка, о характере помощи, которую родитель может обеспечить непосредственно в семье.
Каждая из таких семей получает право и доступ к получению комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику семейных отношений, психологическое консультирование и коррекционные мероприятия.
Обратимся к содержанию помощи. Так, психологический блок ИПС выстраивается с опорой на результаты психологической диагностики семьи, которая направлена на выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка, нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. Диагностика ориентирована на изучение
— специфики внутрисемейного климата,
— характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,
— моделей воспитания, используемых родителями,
— особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Кроме этого, психологическое изучение семьи включает в себя
изучение личностных особенностей ее членов (родителей, близких родственников ребенка, т. к. именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют качество социализации и адаптации ребенка в жизни, т. е. его будущее как личности в системе социальных связей.
В психокоррекционном направлении выделяют индивидуальные и групповые формы работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в процессе бесед психолога с родителями ребенка. Индивидуальная психо-коррекционная работа нацелена в основном на изучение истории семьи ребенка, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родственниками и знакомыми. Наш опыт показывает, что запрос на индивидуальные консультации существует лишь на первых этапах обращения, позже возникает запрос на групповое взаимодействие.
На групповых занятиях в качестве инструмента воздействия выступает психокоррекционная группа, и здесь наиболее продуктивной формой работы является групповая дискуссия. Материалом для дискуссии становятся специально отобранные психологом и педагогом темы.Тематика обсуждений имеет такие направления:
— Взаимодействие между матерью и ребенком с отклонениями в развитии, проблемы такого взаимодействия.
— Влияние ребенка с проблемами в развитии на отношения между родителями.
— Особенности взаимодействия семьи с ребенком с особенностями в развитии и социального окружения, возможные трудности.
Что касается трудностей, которые возникали в ходе работы,то хотелось бы обратить внимание на следующие:
• В первую очередь, это низкая социальная активность семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии. Особенно это относится к родителям, дети которых посещают те или иные образовательные учреждения, т. к. их «ребенок пристроен».
• Кроме этого, обращает на себя внимание низкая заинтересованность отцов в психологической помощи семье и их психологическая ригидность. Они значительно реже выступают инициаторами обращения, в меньшей степени нацелены на сотрудничество.
• Также встречались ситуации, когда родители хотели переложить ответственность за развитие ребенка и позитивные изменения внутрисемейных отношений на педагогов и специалистов. При этом сами не выполняли рекомендации педагога и психолога.
Психологическая помощь является важным направлением в междисциплинарной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Она позволяет определить проблемы личностного и межличностного характера, возникающие в связи с рождением в семье ребенка с нарушениями в развитии, и наметить оптимальные пути их решения. Главной целью психологической работы в семье является изменение сознания родителя, формирование у него позитивного восприятия личности своего ребенка. Такая позиция позволяет родителям обрести ценностный жизненный смысл, гармонизировать отноше-ния с ребенком, повысить собственную самооценку, а это, в свою очередь, нацеливает родителей на использование гармоничных моделей воспитания, что в перспективе обеспечит оптимальную адаптацию ребенка в социальной среде.
Источник